Студопедия — Дорнах, 7 июля 1924 года
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дорнах, 7 июля 1924 года






Мы начнем с того, что вы выскажете мне свои различные пожелания, и затем мы завершим курс. Прошу, выскажите, что еще пламенеет в ваших сердцах, и мы двинемся дальше.

S.: Я хотел бы сказать, что у нас нет больше вопросов,

Итак, в наших рассмотрениях речь шла об углублении нашей вальдорфской педагогики вплоть до тех методов воспитания, которые можно применять к так называемым ненормальным детям. И вы видели из наших обсуждений, что в отношении аномальных детей, если мы действительно хотим их лечить, должны выступить суждения иного рода, нежели в отношении так называемых нормальных детей, и что воспитатели и учителя должны судить об этих вещах иначе, чем это делают сегодня в кругах дилетантов, где в большинстве случаев лишь указывают на ненормальность, но не продвигаются дальше к рассмотрению того, что лежит в основе этой ненормальности.

Сегодня еще не продвинулись так далеко, как Гете в своего в некотором смысле стихийном рассмотрении роста растения, растительного существа. Гете с особой радостью наблюдал уродства у растений. И самые интересные статьи у Гете посвящены изучению этих уродств, когда какой-нибудь растительный орган, который мы привыкли наблюдать в определенной, так называемой нормальной форме, либо вырастает до огромных размеров, либо аномально членится и даже производит орган, который обычно находится на другом месте, и так далее. Как раз в том, что у растения возможны такие уродства, Гете видит исходный пункт идеи прарастения. Ибо он знает, что идея, скрытая за формой растения, как раз особенно проявляет себя в таких уродствах; так что сделав ряд наблюдений в растительном мире, как может впадать в уродство корень, стебель, цветок, какие изменения могут претерпеть плоды – естественно, это нужно наблюдать на целом ряде растений - мы из обозрения уродств смогли бы как раз увидеть Прарастение.

И так же, в сущности, обстоит дело со всем живущим, также и с живущим в духе. Мы все более приходим к тому, что то, что также живет в основе человеческого рода и проявляется в аномальности, это, собственно, духовность человеческого рода, открывающаяся наружу.

И если мы так рассматриваем вещи, мы приходим к тому, как видели и мыслили в древние времена, когда в воспитании видели нечто чрезвычайно близкое к лечению. В лечении видели приближение от ариманических и люциферических образований к тому, что образует среднюю линию между люциферическим и ариманическим в смысле продолжения доброй духовности. В лечении видели равновесие между ариманическим и люциферическим. И поскольку в высшем смысле видели, что человек лишь в течение своей жизни должен прийти к равновесию, постольку в ребенке также в определенном смысле видели еще нечто ненормальное, что в известном отношении является больным и должно быть подвергнуто лечению. Так что первоначальные слова для лечения и воспитания имели одно и то же значение. Воспитание лечит так называемых нормальных людей, а лечение - это лишь его специализация для так называемых ненормальных.

Вполне естественно, что, приняв такие основания как правильные, надо продвигаться в этом направлении дальше и вопрошать дальнейшее. В сущности, при каждой болезни, которая всплывает из внутреннего, мы имеем дело с чем-то духовным, но, в конечном счете, также при каждой болезни, которая выражается во внешнем инсульте, всплывает и нечто во внутреннем. Ибо даже при переломе ноги то, что происходит, выражается в реакции внутреннего на внешнее, и хирургия много бы выиграла, оплодотворив себя таким воззрением.

И рассматривая такие вещи, мы в еще более высоком смысле приходим к вопросу: как, собственно, лечить ребенка с учетом всех соотношений физического и духовно-душевного? Именно у ребенка они полностью внутренне связаны друг с другом, и не следует думать, что если мы дадим ребенку какое-нибудь лекарственное вещество, то оно будет действовать на него - как сегодня считают - только физически. Вещество действует на ребенка даже значительно более духовно, чем позднее на взрослого. И действие материнского молока состоит в том, что в материнском молоке живет то, что древние называли доброй мумией, в отличие от плохой мумии, живущей в других продуктах выделения. Вся мать живет в материнском молоке.

Здесь мы имеем как бы живую силу, которая лишь изменила область своего действия внутри человеческой организации. До рождения ребенка она в основном действует в регионе, принадлежащем системе конечностей и обмена веществ, после рождения она действует главным образом в регионе ритмической системы. Эта сила как бы поднимается в организме этажом выше. Поскольку она поднимается выше этажом, она теряет свое "Я" -содержание, которое было действенным в основном в эмбриональный период, но сохраняет при этом свое астральное содержание.

Если бы эти силы, действующие в материнском молоке, поднялись бы еще этажом выше, в область головы, они утратили бы также и свое астральное содержание и действовали бы только как физическая и эфирная организация. В этом и состоит вредное воздействие на мать, когда они поднимаются этажом выше. И здесь мы видим все патологические явления, которые проявляются у матери.

Так что в молоке матери мы имеем еще астральные формообразующие силы, которые действуют совершенно духовно, и мы должны задуматься о том, какую ответственность мы берем на себя, переводя ребенка на собственное питание.

Сегодня совершенно не осознают того, как во внешнем мире повсюду действует духовное: как, восходя от корня к цветку и плоду, растение становится все более и более духовным. Если мы начинаем с корня растения, то мы имеем в нем то, что действует, как корень, в высшей степени недуховно. Корень имеет сравнительно сильную физическую и эфирную связь с окружающим миром, но в цветке растения начинается жизнь, которая как бы страстно стремится к астральному. По мере роста вверх растение одухотворяется. И далее мы можем себя спросить: в каком отношении ко всеобщим мировым взаимосвязям находится корень растения? В системе мировых взаимосвязей он врастает в земную почву.

Да, мои дорогие друзья, этот корень так же врастает в почву Земли, как мы своей головой вросли в свободный воздух и свет, так что мы можем сказать: здесь внизу у растения мы имеем органы восприятия, а здесь, вверху, мы имеем пищеварительное, питающее (см. табл. 14). Здесь, вверху, у растения мы имеем то, что содержит стремящуюся к системе конечностей и обмена веществ духовность и поэтому находится в сродстве с человеческой системой конечностей и обмена веществ. И если мы рассмотрим, с одной стороны, материнское молоко, а с другой стороны то, что парит над растением как исходящее от растения астральное, то мы получим для оккультного воззрения чрезвычайно близкое сродство не полную идентичность - между той астральностью, которая приходит от матери с материнским молоком, и той астральностью, которая нисходит из Космоса на цветки растений.

Все эти вещи говорятся не затем, чтобы знать иногда нечто теоретическое, но чтобы мы обрели правильные чувства в отношении того, что окружает человека и входит в сферу, его деятельности. И таким образом мы будем стараться так постепенно приучить ребенка к внешнему питанию, чтобы поддерживать его систему обмена веществ с помощью плодового и цветочного, а то, чем он обеспечивается со стороны головы, с помощью тонкого подмешивания корневого. Только эти вещи должны, я бы сказал, приобретаться теоретически. На практике они должны изливаться в применение, но изливаться в применение духовным образом.

Видите ли, все идет ныне к тому, что сегодня исключительно трудно, основываясь на том, чему учат, учат во всех областях, трудно вообще приобрести правильное воззрение на человека. Взгляд постоянно отклоняется от того, что как раз является существенным. Так случилось, что в первой половине 19-го века взгляд на существенное начал отмирать. Еще в первой половине 19-го века существовало представление, которое еще сегодня продолжает жить лишь в языке, в гении языка. Это можно охарактеризовать следующим образом.

Существуют, если рассмотреть человеческий род, разнообразнейшие заболевания. Подходя абстрактно, эти разнообразнейшие заболевания можно было бы описать. И если их изобразить на плоскости, можно изготовить карту, наподобие географической: в одном углу родственные заболевания, в другом углу смертельные, их можно очень хорошо расположить; затем на такой карте заболеваний можно увидеть, к какой области принадлежит определенным образом организованный ребенок. И можно было бы думать, что то, что выступает как склонность к определенному виду болезней, схематическим образом было бы изображено на листе кальки и на нем можно было бы написать имя ребенка, которому эта склонность присуща. И когда-то имели такие представления и работали с ними.

В первой половине 19-го столетия имели еще такое представление: там, где нужно написать название болезни, всегда можно указать то или иное животного. Существовало мнение, что животный мир вписывает в природу все возможные заболевания. Каждое животное, если правильно его рассматривать, означает какое-нибудь заболевание. Для животного болезнь, это, так сказать, здоровое состояние. Если это животное входит в человека, замещая его собственную организацию, то человек вырождается в организацию животного, он болен. Такие представления имели еще в первой половине 19-го века, и их имели не просто люди, отягченные предрассудками, это было даже представлением Гегеля, и это было весьма плодотворное представление.

Подумайте только, как проясняется для нас существо какого-нибудь человека, когда мы говорим, что он похож на льва, орла, быка, или же он выглядит человеком, в котором очень сильно духовное. Или, если идти дальше, когда вы замечаете, что, скажем, эфирное тело становится слишком мягким, имеет тесное сродство с физической субстанцией, вы тогда находите в человеке организацию, которая обычно может иметь место только в низших природных царствах. Это основополагающие представления, которые вы должны усвоить. И то, что вас как воспитателей должно привести к самовоспитанию, в какой-то мере заключается в следующем.

Вы ведь можете исходить из вполне определенных медитаций. Особенно сильная медитация для воспитателей та, которую я вам здесь дал. Но плодотворность того, что вы как медитацию упражняете с определенной ориентацией, вы увидите благодаря тому, что вы как бы в бестелесности, в absentia corporis своих чувств, как бы в астральной волнующейся купели будете вносить ее в мир, предстающий вам также слегка волнующимся и дающий вам возможность видеть вокруг себя вещи, могущие дать вам ответы на ваши вопросы. Но только вы должны, чтобы вообще достигнуть таких возможностей, на самом деле, а не просто теоретически придерживаться того, что, например, дано в "Как достигнуть познаний высших миров?" как предпосылки медитативного развития.

Не правда ли, там как одно из препятствий на пути такого развития упоминается человеческий эгоизм, в том смысле, что человек слишком сильно концентрирует свои суждения на своем собственном "Я". Поразмыслите о том, что, собственно говоря, означает концентрация на своем "Я". Мы имеем физическое тело, происхождением которого мы обязаны эпохе Сатурна, оно искусно сформировано на протяжении четырех величественных этапов. Мы имеем эфирное тело, которое трижды искусно образовано, затем астральное тело, которое преобразовывалось дважды. Но все они не попадают в область земного сознания, в область земного сознания попадает "Я" только "Я".

Но это, собственно, лишь видимость "Я", ибо истинное "Я" можно видеть, только оглядываясь на прежние инкарнации. Наше теперешнее "Я" находится лишь в стадии становления, оно обретет реальность только в следующих инкарнациях. Нынешнее "Я" - младенец. И кто видит эти вещи, тот, наблюдая кого-нибудь плавающим в своем эгоизме, имеет перед собой имагинацию доброй бонны, которая растроганно наблюдает за маленьким ребенком; но там эта растроганность вполне обоснована, поскольку ребенком там является другой. При эгоизме же имеют пред собой этот образ, но младенцем является сам человек, и поистине нежно любят этого младенца. И так сегодня расхаживают люди - если изобразить их астрально - носящими на руках своего ребенка. Египтяне еще могли формировать известных скарабеев, где собственное "Я" было несомым, по меньшей мере, головной организацией. Сегодняшний человек носит свое собственное "Я" на руках и сердечно его любит.

Сравнить этот образ с тем, что мы делаем ежедневно - еще одна исключительно полезная медитация для воспитателей. И тогда мы придем к тому, что я обозначил как плавание в волнах духовной купели. Чтобы мы могли получать ответы на вопросы, исходя из нашего воззрения, нам, естественно, необходим внутренний покой, который мы должны пытаться обрести в такие мгновения. И тогда сразу становится ясным, достиг ли человек чего-либо в этом направлении. Это узнается по тому, жалуется ли человек на какие-либо помехи, или нет. Кто достиг чего-либо на пути внутреннего развития, тот никогда не жалуется на то, что его могли сдерживать. Ибо в действительности нас не может сдерживать то или иное. Вполне мыслимо выполнение действенной медитации перед выполнением какого-нибудь дела, или после выполнения какого-нибудь важного дела, с полным забвением того, что было пережито в ходе этого дела. Ибо речь идет о том, чтобы быть в силах вырвать себя из одного мира и освоиться в другом мире. И это вообще является началом всякой апелляции к внутренним силам.

Пронаблюдайте как-нибудь, какое различие в том, подходите ли вы к ребенку более или менее равнодушно, или вы подходите к ребенку с действительной любовью. И как только вы научитесь подходить к ребенку с действительной любовью, как только вы избавитесь от мнения, что какими-либо искусственными техническими приемами вы сможете больше сделать, чем действительной любовью, вы тотчас почувствуете действенность ваших воспитательных мер, особенно в отношении анормальных детей.

И надо однажды увидеть, как, в сущности, из каждого основного положения для специальной деятельности внутри антропософского движения расцветает определенное душевное настроение. То, что я вам даю, действительно должно рассматриваться как корни, из которых должны развиться растения душевного настроения. Это действительно необходимо, чтобы прежде всего субстанциально-антропософское ощущалось как реальность. Вы ничего не достигнете, это можно сказать заранее, если примете то, что слышите здесь, как какое-то заимствование, если оно не будет формировать душевное настроение.

И это было уже тогда очевидной и становящейся все более очевидной предпосылкой того, что мы теперь, начиная с Рождественского Собрания, должны существовать как Антропософское Общество. И здесь как вполне реальное должно рассматриваться то, что исходит от Гетеанума в его различных учреждениях, и в будущем не должно быть не иначе, то, что должно в будущем действовать антропософски, будет проходить через его различные секции. Ибо после всего того, что вы ощутили из наших обсуждений, должен образоваться организм Антропософского Общества, в котором как живая кровь будет циркулировать чувство ответственности. И эти вещи уже взаимодействуют правильным образом, если они правильно ощущаются.

Как для исполнения определенных функций в человеческом организме должны взаимодействовать сердце и почки, чтобы образовалось единство, так и для того, к чему вы стремитесь, должны взаимодействовать секции, которые особенно заботятся о той субстанции, за которую они ответственны. Те же, кто нечто предпринимают в мире, должны объединять в своих действиях то, что исходит от секций, и эти антропософские воздействия надо воспринимать реально.

Итак, вы намерены действовать в области воспитания неполноценных детей. Прежде всего вам надо познакомиться с тем, что в антропософском движении живет как педагогическое течение. Это педагогическое течение должно быть для вас тем, что должно в том виде, в каком оно здесь существует, влиться в вашу собственную деятельность. И вам должно быть ясно, что в том, что содержит в себе педагогическое течение, имеется то, что исцеляет типичного человека, так, чтобы он мог утвердиться в мире.

Далее, вы должны себе уяснить, что только медицинская секция может дать вам то, что может углубить педагогику в отношении аномальности человека. И если вы углубитесь в это правильным образом, вы скоро обнаружите, что это следует давать не так, как если бы мы говорили: это хорошо для того, а это хорошо для этого, но так, чтобы возникала постоянная живая связь. Ни в коем случае не должен произойти разрыв живой связи. Здесь не уместен эгоизм специализации, но лишь стремление вникнуть в целое.

Поскольку лечебная эвритмия подходит вплотную к лечебной педагогике, следовательно, и вся эвритмия также подходит к лечебной педагогике вплотную. Отсюда вы можете видеть, что также и в этом направлении нужно искать живые связи, и это должно выразиться в том, что те, кто применяет лечебную эвритмию, должны знать также основы эвритмии. Лечебная эвритмия должна вырастать из общего знания, хотя и не обязательно доведенного до художественного совершенства, знания звуковой (Laut-) и тон-эвритмии (Toneurythmie). Но прежде всего человека должно пронизать то, что он должен соединиться с человеком, и поэтому лишь там, где практикуют лечебную эвритмию, можно искать врачебной поддержки. И должно быть поставлено условие, что там, где дают лечебную эвритмию, ею нельзя заниматься без связи с врачом. Все это уже указывает на то, как должны переплетаться, живо переплетаться вещи, которые изживаются в антропософии.

Но к этому добавляется еще и следующее: в будущем в Антропософском Обществе наступит решающий момент, когда все будет зависеть от того, имеется ли у его членов чувство ответственности или нет. Вы можете мне не верить, но из всего происходящего можно видеть: в то время, когда мы организовывали Рождественское Собрание, это чувство ответственности резко бросилось в глаза, с некоторой, возможно, многих резко коснувшейся исключительностью, если брать качества присутствовавших там человеческих личностей. Поскольку по этой причине в Гетеануме образовано Правление, его следует рассматривать в рамках происходящего в Антропософском Обществе как вполне авторитетный орган. Для отдельных рассматриваемых вещей следует просто рассматривать это Правление как вполне авторитетный орган. Поймут ли это в антропософском движении в будущем?

Вот и все, что я хотел сказать в смысле основополагающих указаний по случаю начала вашей деятельности. И если критика не прекратится - кри тика ведь никогда не направлена на содержание учения, но на содержание того, что действует - если эта критика не прекратится, если действительно в отношении вещей, где действует оккультное, не установится принцип авторитета - не в учении, но в действии - то антропософское движение не сможет стать тем, чем оно должно стать, если ему суждено жить. В будущем не должно остаться скрытого сопротивления тем, кто несет на себе ответственность; и тогда члены Общества должны будут внести в Школу коррективы; если же не будет необходимого понимания, то Школа прекратит свое существование.

Можно сказать, что до Рождественского Собрания дело обстояло так, что, поскольку тогда не было Правления, то в намерении действовать эзотерически мышление и чувства были предоставлены мне. Волю же каждый из Общества принимал в расчет в той мере, в которой это было для него приемлемым. Это прафеномен, существовавший вплоть до Рождественского Собрания. Если нужно было в антропософских вещах обратиться к мышлению или к чувствам, то шли ко мне, как идут к сапожнику, чтобы он изготовил башмаки. И это происходило тем интенсивнее, чем меньше это замечали, но думали при этом как раз противоположное. Но курировать целое можно только в том случае, если есть уверенность, что также и воля Общества исходит от Правления Гетеанума. И в нем действительно можно найти понимание без принуждения.

Но образ мыслей весьма примечателен. Вы слишком цепляетесь за слова. Вчера мне это представилось гротескным, как везде цепляются за слова, раздуваются от слов, и от слов воспламеняется стремление к действию. Так, в Бреслау я должен был сказать о Правлении Свободного Антропософского Общества, что другие вышли из него и осталось как бы туловище Правления. Из этого тотчас же сделали заключение: это туловище Правления, оно должно получить голову. - Но, видите ли, здесь просто придрались к слову: поскольку здесь голова названа туловищем, просто из словоупотребления, то придрались к слову, не видя того, что прежде всего Правление в Гетеануме в полном созвучии с этим так называемым туловищем Правления. Иначе говорилась бы чепуха или что-нибудь в этом роде. Однако чепухи нет, факт в том, что пока что есть согласие. И речь здесь о том, чтобы судить согласно фактам.

И это особо важно для достижения созвучия с антропософским движением. Поэтому необходимо, чтобы вы свое основание Лауэнштайна, которое ведь может подавать большие надежды, понимали так, что оно действует в полном согласии со всем антропософским движением; чтобы вы, с одной стороны, прониклись сознанием, что антропософское движение это то, чему вы должны сказать "да", что вы должны оберегать и поддерживать, но только так оберегать и поддерживать, как это соответствует его организации после Рождественского Собрания. С другой же стороны, дело должно обстоять так, что такая отдельная часть Общества, все, что тут делается, должно служить усилению антропософского движения.

Я хотел бы, мои дорогие друзья, чтобы вы все это приняли близко к сердцу; рассматривайте все эти идущие от сердца слова как то, что я хотел вам дать в качестве импульса, который будет действовать дальше.

Если вы намерены сделать наше духовное движение плодотворным для практической жизни, то само это духовное движение вы должны рассматривать как живое.

Желаю Вам, мои дорогие друзья, сил, твердого курса и направленной к добру воли!







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 344. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия