Студопедия — Политическое и правовое учение Аристотеля
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическое и правовое учение Аристотеля






 

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, – Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя наследника царского престола – будущего знаменитого полководца Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу – Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика” и “Никомахова этика”. К ним примыкает сочинение “Афинская полития”, содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.

В его воззрениях больше здравого смысла, чем у Платона, у которого внешний мир - тень идей. В политической сфере не увлекался мечтами об идеальном обществе, а постоянно сообразовывался с действительностью. Анализируя античное государство, старался изучить, стремился показать ошибки, ведущие к гибели. Целая глава посвящается необходимости рабовладения.

У раба на 1 месте тело, у господина - душа. Душа должна господствовать над телом, т.к. она начало властвующее, а тело подчиняющееся. Граждане должны всецело отдаваться служению государству, поэтому должны не беспокоиться о материальном состоянии, для этого у них существовали рабы.

О государстве.

Человек по природе коллективное существо и стремиться к совместному жительству, Государство есть совершенная форма такого общежития. Цель государства - достижение общего блага, не для войны, не для предотвращения преступности, а чтобы жить счастливо. Т.к. цель общая - управление должно быть общим. Это приводит Аристотеля к оправданию остракизма (богатые и известные граждане, которые становились популярными политиками, во имя демократии подвергались суду посредством черепков и изгонялись на 10 лет из государств. Это было почетнейшее изгнание!.

Равенство - основной принцип. Цель государства - общественное благо => формы должны соответствовать этой цели, все ост формы - извращенные.

Формы государства

Монархия - правит один в интересах общества.

Аристократия - господство лучших людей, правящих в интересах общего блага.

Полития - власть общества.

Извращенные формы:

[монархия]-тирания

[аристократия] - олигархия, где правят богатые для своего счастья

[полития]- охлократия, где правят бедные, не заботясь о богатых.

Идеальное политическое устройство:

1.Государство должно быть среднее по величине т.к. в большом государстве сложно установить порядок, а в малом недостаточно ресурсов гражданам.

2.В нем должны жить греки, ибо северные народы храбры, но не умны, азиаты - умны но не храбры, греки соединение этих прекрасных качеств

3.Граждане должны полностью посвятить себя служению государству, гражданство не предоставлялось земледельцам, т.к. они не служат добродетели.

Граждане в совершенном государстве занимаются только политической жизнью. Земля принадлежит гражданам, а обрабатывают ее рабы и метеки. Служение государству заключается в защите отечества и управлении общественными делами. Это исключительное призвание граждан. Молодые и сильные должны защищать старых и мудрых.

Государственный строй должен быть смешанным: в государстве живут и богатые и бедные => необходимо сочетание олигархии и демократии. Высший класс - гордиться своим богатством и не подчиняется власти, низший - плохо управляет обществом => только средний класс сочетает в себе чувство равенства с умением подчиняться предписаниям закона - он может дать прочность политическим учреждениям.

Главной причиной переворотов является стремление к равенству. Демократия прочнее олигархии, т.к. народу противостоит меньшинство. Олигархии угрожает народ и члены собственного состава. Другие причины - зависть, интриги, честолюбие... эти причины в различных формах правления действуют по-разному => различные способности поддерживаются. Олигархия должна заботится о народе, полезно предоставлять низшие должности представителям низшего класса. Внутри сословия олигархов должно быть равенство в слое, это предупреждает распри. Тирания должна воспитывать в подданных чувства взаимного недоверия, запретить собрания, где люди м прийти к взаимному мнению, шпионство. Но тиран должен во всем придерживаться умеренности и не искать излишков, должен приблизиться к монархии. Тирания и олигарх - самые шаткие из всех форм правления.

Вывод: политические блага как и блага этические состоят в умеренности, политическое искусство - в умении воздержания.

Правовые воззрения в трактате "Риторика". Законы устанавливает каждый народ для себя. Есть неписаные законы - "правда", они восполняют писаное право. Пробелы могут быть:

- ненамеренные (что-либо ускользнуло от законодателя)

- намеренные (нельзя урегулировать определенный случай).

Законы подразделяются на те, которые устанавливают обязанности в отношении государства, и на законы, устанавливающие обязанности в отношении его граждан (частные и публичные права, которые позже были сформулированы в Древнем Риме).

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия