Студопедия — Первое рассуждение. (Введение)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первое рассуждение. (Введение)






Настала нам пора завершить математическую часть философии изложением свода науки о музыке. Мы ограничим себя изложением этой науки соответственно тому, что в ней существенно, что привходит в рассматриваемое ею учение и что является побочным следствием из ее начал и основоположений. Мы не будем вдаваться в пространные рассуждения относительно числовых основ и следствий, касающихся арифметики, коим разъяснение дается, как и подобает, в искусстве числословия, приводя извлечения [из этого искусства] или растолковывая все, чего [оно] касается. Мы не будем также уделять внимание уподоблениям небесных фигур и нравственных качеств души соотношениям музыкальных интервалов, ибо это в обычае лишь тех, кто не отличает одну науку от другой и не проводит грани между тем, что существенно, и тем, что акцидентально, – тех, кто придерживается ветхой философии, унаследованной [ими даже] не в виде краткого изложения ее сути, и за коими последовали иные поверхностные люди из числа тех, кто усвоил философию в упорядоченной форме и постиг ее уже исследованные подробности. Возможно, что склонность следовать за другими привела их к заблуждениям, что авторитет древних [мыслителей] скрыл ошибочность [их взглядов] и тем самым способствовал их одобрению, что ходячие [предрассудки] помешали им постичь истину и что [дурная] услуга отвратила их от [самостоятельного] исследования. Мы же, по мере наших сил, старались постичь истину такой, как она есть, не внемля зову ходячих [предрассудков], хотя осмотрительность уберегала нас часто, но не всегда, и осторожность предотвращала заблуждения в большинстве случаев, но не во всех. Ведь чтобы уберечься от допущенных нами оплошностей и упущений, потребовались бы совместные усилия нескольких исследователей. Аллах да поспешествует нам в том, о чем мы обращаемся к нему с мольбой, облегчив нам милостью своею постижение истины и избавив нас от ошибки.

Прежде чем приступить вплотную к рассмотрению данного искусства, мы предпошлем ему введение, не имеющее ничего общего с [изложенными] учениями и весьма мало сходное с прочими, уже предпосылавшимися основоположениями наук. Это введение включает в себя суждения, выработанные разумом на основе опыта, и законы, построенные на безошибочном наблюдении и подкрепленные философскими доводами и научными положениями. И мы говорим:

Из всего того, что подлежит чувственному восприятию, звук выделяется приятностью, свойственной ему именно как звуку. Он отличается от [прочих родов чувственно воспринимаемого, в коих] один вид доставляет чувству наслаждение, а другой вызывает отвращение [сам по себе, а] не вследствие [его] неприятной чрезмерной силы; последнее составляет общее свойство всех чувственно воспринимаемых качеств. Например, запах бывает противен в зависимости от того, каков его вид. Так, запах какой-нибудь гнили вызывает отвращение, даже если он неясен и еле ощутим. Но запах может быть неприятен также и вследствие своей насыщенности и чрезмерной силы возбуждающего действия на чувство, хотя он [в любом случае] будет соответствовать своему роду и напоминать о своей природе. Так, например, обстоит дело с острым запахом, исходящим из мускуса, равно как с ярким излучением, распространяющимся от солнечного диска: и то и другое могут утомить чувство, хотя последнее обращается к ним с полной доверчивостью. В роде же звука нет ничего такого, что вызывало бы в чувстве наслаждение или отвращение постольку, поскольку это звук, хотя в роде звука бывает и нечто такое, что оказывается неприятным вследствие чрезмерной силы [воздействия на чувство]. В последнем случае неприятное действие звука бывает связано скорее с инструментом, ибо оно сопряжено с чрезвычайно сильным, резким или прерывистым движением, но оно отнюдь не связано с тем, что звук является предметом именно слухового восприятия. И если даже [можно говорить, что звук] неприятен постольку, поскольку он воспринимается слухом, то лишь [в том смысле, что] он имеет чрезмерную силу.

Звук бывает для души приятным или неприятным в другом отношении: либо с точки зрения создаваемого им настроения, либо с точки зрения композиции. Вызываемое же тем и другим наслаждение или отвращение свойственно различающей силе животной души, но не чувству слуха как таковому (выше ты уже ознакомился с тем, как обстоит дело с данным чувством у человека и у животного).

А теперь нам следует получше рассмотреть этот вопрос. И мы говорим: В природе – этом божественном следе, запечатленном в телах, – проявляется стремление к сохранению ее состояний в упорядоченном виде и к придаче им определенной стройности. С ведома творца ее животные поддерживают дальнейшее существование своих видов посредством размножения, размножение осуществляется через сочетание самки с самцом, а для их сочетания требуется, чтобы они приблизились друг к другу. Но самец и самка не могут все время находиться друг подле друга: необходимость совершать различные движения может разлучить их, а упомянутая выше цель может заставить их испытать потребность в сближении после удаления и в соединении после разъединения. Вот тогда-то на помощь животным приходит средство, прибегая к которому они подзывают к себе друг друга и благодаря которому самец узнает о местопребывании самки и самка – о местопребывании самца на далеком расстоянии. Это средство служит животным для подачи знаков и при других обстоятельствах, например когда им надо собраться для оказания помощи или отпугнуть кого-то от родственных себе животных. Прибегая к этому средству, птенцы, щенки и зверята призывают на выручку своих отсутствующих избавителей или предупреждают себе подобное существо, когда оно ведет себя неосмотрительно, о надвигающейся опасности и помогают ему избежать беды. Правильность сказанного мной относительно этих явлений следует из опыта. Кроме того, ты можешь удостовериться в них, признать их необходимость и убедиться в том, что это действительно бывает, если вникнешь в то, как создатель печется о своих творениях, ибо упомянутые явления нужны и приносят пользу.

Это средство не могло быть ни каким-то телом, соединяющим близкое и далекое, присутствующее и отсутствующее, ни какой-нибудь чувственной акциденцией, подлежащей восприятию лишь с определенной стороны, способной проникать лишь на короткое расстояние и не воспринимаемой позади препятствия не только издали, но и вблизи. Это средство могло быть только таким, каким является звук. Ведь ты не станешь отрицать наличие у звука таких качеств, как способность проникать на далекие расстояния, распространяться во все стороны и не заслоняться каким- либо препятствием, находящимся вблизи.

Что касается человека, то нужда заставляет его сообщать другим людям, что у него на душе, и узнавать, что на душе у других. Ведь существование рода человеческого зависит от взаимообщения людей, а обособление лишает человека средств к существованию и самых необходимых для жизни предметов, как это тебе известно и из других рассуждений. Но для того, чтобы что-то сообщать и что-то узнавать, необходимо было произвести нечто такое, что выражало бы стремление души к тому и другому; необходимо было также, чтобы это нечто было легко воспроизводимо, а воспроизведение его осуществлялось каким-то естественным органом и чтобы это нечто быстро исчезало, когда в нем пропадала потребность. Поэтому люди также оказались нуждающимися в средстве, подобном крикам [животных], благодаря естественным изменениям которого они могли бы придавать ему нужные оттенки. Они вынуждены были также прибегать и к искусственным изменениям его, чтобы таковые соответствовали различным целям, количество которых едва можно представить себе в воображении.

Прочие живые существа, [помимо человека], поскольку каждая их особь, подобно нам, добывает себе пищу, но не испытывает насущной потребности в общении с другими, – если не считать тех случаев, когда она побуждается к общению причинами, внешними по отношению к необходимости поддержания жизни особи, т. е. [стремлением] к размножению, – издавая звуки, удовлетворяются лишь естественными изменениями [голоса]. Но хотя причина, вынуждающая издавать звуки, такова, как мы объяснили выше, и хотя звук обязателен не всегда – его издают, а потом он пропадает, – в природе как разумных, так и неразумных животных было создано стремление прибегать к нему, [например], и при неприятном настроении. Было устроено так, что звуки могут претерпевать естественные и искусственные изменения, а животные – находить в них успокоение, когда испытывают тревогу или боль, и утеху, когда ими овладевает большая радость или печаль. А если звуки украшены к тому же гармоничностью и стройностью, то это действует на душу еще сильнее. Ведь лучший поэт – тот, кто управляет изменениями [своего голоса] с более тонким чувством и с более ясным представлением значения гармонии, ибо в нем от природы заложена любовь к звукам по причинам, указанным выше.

Все это особенно ярко проявляется у людей, ибо основой используемых ими средств служат звуки разумной речи. Сама природа придала речи людей, носящей условный характер, естественные оттенки, проявляющиеся при понижении голоса, когда льстят, выказывают свою покорность или уговаривают, когда признаются в собственной слабости и немощи или взывают к милосердию, при резком и торопливом произношении звуков, когда угрожают, хотят показаться сильным, напускают на себя строгость и склоняют к смирению, благодаря чему речь становится выразительнее и достигает своей цели в более полной мере. В говоре людей встречаются и другие выразительные средства, обогащающие их речь разнообразными оттенками, благодаря чему, как я уже говорил тебе, они могут достичь свои цели, кои без этих искусственных средств добиться им было бы трудно. Далее, большое наслаждение, особенно людям, доставляет подражание. Если тоном голоса подражают какому-нибудь качеству, душа испытывает сладкое чувство либо от самого этого качества, либо от его необходимых следствий.

Гармония звуков приятна по следующим причинам. Ей присуща стройность, передающаяся различающей силе так, как если бы ей свойственно было воспринимать эту стройность самой по себе, без посредства [внешнего] чувства; [она приятна также] потому, что в ней подражают различным настроениям. [Наконец], гармония звуков обладает свойством, которого лишены остальные [виды] гармонии: душа с ликованием встречает первый из двух приведенных в гармонию тонов, подобно тому как она вообще встречает все то, что доходит до нее нового и желанного; затем, когда этот тон исчезает, душа впадает в возбужденное состояние, как при слишком быстрой утрате того, что она приобрела с трудом; после этого все снова налаживается и устраивается, когда появляется другой тон, который кажется все тем же тоном, но вернувшимся уже в новом виде, согласованном с прежним. Тебе должно быть уже известно, что наиболее бесспорной причиной наслаждения является ощущение приятного, когда оно нежданно возникает после боли, испытанной от его утраты. Так вот, наивысшее духовное наслаждение доставляет то, что случается со звуком, когда он внезапно посещает душу, потом вдруг покидает ее и когда, наконец, тоска от разлуки с ним уступает место восторгу от его возврата в приятном для души, согласованном виде. Вот почему душа питает страстную любовь к гармонии звуков и согласованности ритмов, кои вызывают в воображении звуки и близки к ним по своей природе. Поспешим же теперь перейти к самой этой науке, которой предшествующее рассуждение служило лишь введением.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Автобиография Ибн-Сины, сохранившаяся в нескольких мало отличающихся друг от друга вариантах,была записана со слов Джузджани. Воспоминания Абу Али ибн-Сины, доведенные до 1012 г., дополняются рассказом ал-Джузджаном о дальнейшей жизни учителя вплоть до его кончины в 1037 г. Мемуары Ибн-Сины и дополнения к ним ал-Джузджани переведены с арабского по последнему критическому изданиюэтих текстов в кн.: The life of Ibn- Sina. A critical ed.and annot.transl.by W.E.Gochlman. Albani. N. Y., 1974.

2 Ар-Рида Абу-ль-Касим Нух (976 – 997) – эмир из династии Саманидов.

3 Адаб – комплекс знаний, требовавшихся от многосторонне образованной. «культурной» личности и предполагавших прежде всего усвоение стилистики. поэтики и прочих словесных дисциплин.

4 Исмаилиты – представители религиозно-философского учения, служившего идеологическим знаменем ряда социальных и политических движений, направленных против власти аббасидских халифов. Это учение было. в частности. использовано при утверждении династии Фатимидов в Египте, откуда осуществлялась его пропаганда в различных концах мусульманского мира, в том числе – и во владениях Саманидов.

5 Произведение Порфирия Тирского, служившие введением к логическим трактатам Аристотеля.

6 Имеются в виду «Начала» Евклида.

7 «Альмагест» арабизированное название астрономического труда Клавдия Птолемея «Великое построение».

8 «Божественной наукой» Ибн-Сина именовал или всю метафизику, или ту ее часть, в которой рассматривались вопросы о необходимо сущем и эманационном происхождении из него мира.

9 Сочинение Аристотеля.

10 Здесь и далее число 40 следует понимать не буквально, а в качестве символа, обозначающего (как никогда) некое множество.

11 Сравните рассуждение Ибн- Сины в «Книге знания»: «Возможно найти такого редкого человека, который,если захочет, то поймет без учителя все науки подряд с начала до конца в течение одного часа, потому что он связан с действующим умом так хорошо, что ему не надо думать,словно ему откуда-то подсказывают, и в самом деле это так. Такой человек должен быть источником учения для человечества, и это не странно. Мы сами видели такого рода человека. Он изучил вещи мышлением и трудом, но при наличии силы догадки он не нуждался во многих трудах, и догадки его о многих вещах соответствовали тому, что было написано в книгах. Таким образом, ему не надо было читать много книг и трудиться над ними. Этот человек в возрасте 18 – 19 лет усовершенствовался в науках: философии, логике, физике. метафизике, геометрии, астрономии, музыке, медицине и прочих сложных науках до такой степени, что не встречал себе подобного. Он в последующие годы остался на том же уровне знаний, и ничего к его знаниям не прибавилось». Ибн-Сина. Даниш-намэ. Книга знания. Сталинабад: Тадж. Гос. изд-во, 1957, с. 280.

12 Отъезд Ибн-Сины приходится примерно на 1002 (год смерти отца) – 1005 гг.,когда правлению Саманидов здесь был положен конец вторжением Караханидов (999 г.) и оставаться в охваченном смутой городе стало опасно.

13 Принятый на службу хорезмшахом Али Ибн-Мамуном (997 – 1009), Ибн- Сина примкнул к кружку живших в столице Хорезма – Гургандже ученых, среди которых был и ал-Бируни. Гостеприимный город Абу-Али был вынужден покинуть потому, что его. как и некоторых других из тех ученых, вытребовал к себе газневидский султан Махмуд – деспот, известный своей нетерпимостью к свободомыслию. Кабусибн-Вашмгир Шамс-ал-Маали (976 – 1012), к которому стремился попасть после этого Ибн-Сина, – правитель Гурганда (Джурджана) из династии Зияридов, меценат, знаток философии и астрономии, поэт и мастер эпистолярного стиля.

14 Бейт допускает и иной перевод: «Не возвеличился, а град мне мал любой; В цене не возрастал – где ж покупатель мой? «В некоторых вариантах автобиографии касыда приписывается не Ибн- Сине, а ал- Джузджани.

15 «Канон медицины».

16 В так называемом Персидском Ираке.

17 «Указания и примечания».

18»Книга знания» («Даниш-намэ»), посвященная автором.

19 Часть, посвященная логике, – «Логика восточников».

20 Умерший в 997 г. буидский правитель Рея Фахр-ал-Дауля оставил после себя четырехлетнего наследника Маджд-ад-Даулю и вдову Ширин, которую окружающие называли просто Государыней. Ширин стала регентшей, а после того, как Маджд-ад-Дауля достиг совершеннолетия, отказалась передать ему власть, и тот, впав в «черную меланхолию», коротал время между виноизлияниями и утехами гарема.

21 Эти новые скитания Ибн-Сины, согласно одному из источников, были вызваны повторными поползновениями султана Махмуда заполучить прославленного ученого. Слово «кадбануя» в своей исходной персидской форме «кадбануя» означает «государыня»; кто именно здесь подразумевается, сказать трудно Шамс-ад-Дауля – буидский эмир, ставший в 997 г. правителем Хамадана и Кырмиза (Кирманшаха).

22 Аля-ад-Дауля – буидский эмир, пришедший к власти в Исфахане в 1008 г., – был известен как покровитель ученых, и, по свидетельству одного источника, инициатива в переписке с Ибн-Синой принадлежала ему.

23 Тадж-ал-Мульк занимал при Шамс-ад-Дауле должность визиря, и, видимо, именно он был сменен на этом посту Ибн-Синой.

24 Имеются ли здесь в виду путешествия ученых, проводивших астрономические наблюдения, прохождение («путешествие») таблиц через множество рук или что-нибудь другое, сказать трудно.

25 Абу-Мансур ал-Джаббан – филолог, чье прозвание (ал-Джаббан) указывает на то, что правильному арабскому языку он обучался у бедуинов, в пустыне («ал-джаббана»).

26 Названные лица прославились как превосходные стилисты.

27 Манн (или мана) мера веса, равная 257 дирхемам (драхмам). 1 дирхем – около 3 г.

28 Исфахан был временно захвачен войсками Масуда вскоре после того, как последний был выдвинут султаном Махмудом в правители Персидского Ирака.

29 Даник – мера веса, равная 1/6 дирхема (драхма) – 0,5 г.

30 Митридат – лекарственная кашица, в состав которой обычно входил опиум.

31 1037 г.н.э. Согласно источникам, Ибн-Сина скончался в июне этого года.

32 980 г. н.э.

33 Хайй, сын Якзана (букв. Живой, сын Бодрствующего) – так зовут и величают одного из двух главных действующих лиц аллегорического трактата (или, как его иногда называли средневековые арабоязычные авторы, повести), написанного Ибн-Синой в бытность его узником крепости Фардаджан. Хайй – олицетворение деятельного разума, то есть последнего из истекающих от необходимо сущего космических интеллектов, каковой символизирует, в свою очередь, одновременно законосообразность мира, проявляющуюся в его срединной, подлунной части, и отражение этой законосообразности в коллективном разуме человечества. Другое главное действующее лицо – авторское «я», которое у Ибн-Сины используется обычно для персонифицированного обозначения человеческой, то есть разумной души. Описание мысленного путешествия, которое совершает авторское «я» вместе со старцем (шейхом. Учителем) Хаййем по странам Запада (материального мира) и Востока (мира умопостигаемого), представляет собою иносказательное резюме теоретической части философии мыслителя. Трактат переведен по критическому изданию арабского текста в кн.: Н. Согbin Avicenna еt 1е гёсit visionnaire, t. II. Теhегап – Pаris, 1954.

34 В теле.

35 С тремя животными силами души, коим характеристика будет дана ниже.

36 Речь идет о выхождении разума за пределы чувственного, непосредственно связанного с телесными органами мира,

37 Мир пребывает в беспрерывном изменении, но законы, им управляющие, постоянны, вечно молоды и выражают нерушимую стройность вселенной.

38 Сам по себе человеческий интеллект лишь предрасположен к принятию умопостигаемых форм и в этом смысле выступает как потенциальный, или материальный разум: актуализация же его, то есть превращение в действительность заложенной в нем возможности познания мира осуществляется посредством «соединения» с деятельным разумом, которому в данном акте принадлежит инициативная роль.

39 Познание служит источником эстетического наслаждения.

40 Букв. – из города Святости (или Непогрешимости). Это арабское название Иерусалима акцентирует здесь мысль о непреложности управляющих миром законов.

41 Как далее выяснится, отец Хаййа – это олицетворение перворазума, то есть космического интеллекта, непосредственно истекающего от необходимо сущего и символизирующего, в свою очередь, данную нам в нашем опыте систему мира. В замечании, что он – живой, содержится намек на сущностное тождество перворазума и деятельного разума, олицетворяемого Хаййем (Живым): в подлунном мире аккумулируется действие всех закономерностей универсума, и здесь же они постигаются высшим порождением этого мира – человеческим разумом.

42 Физиогномика символизирует суть рационального познания – продвижение от известного к неизвестному, от явления к сущности, от внешнего к внутреннему, глубинному. Проницательность Хаййа иллюстрирует эту суть познания мира интеллектом: суждение о внешнем облике собеседников служит для него средним термином силлогизма, заключением которого является суждение об их желании познакомиться с физиогномикой.

43 Сила воображения.

44 Сила гнева.

45 Сила вожделения.

46 Гнев и вожделение как противоположно направленные психические силы должны обеспечить необходимую для умосозерцания гармонию души, если их действия внесут друг в друга умеренность.

47 Произвольно комбинируя единичные представления, воображение, как правило. оказывается не в ладу с объективной действительностью: но в некоторых случаях получающиеся таким путем комбинации образов могут и отражать истину, что вскрывается при иносказательном толковании (например, при расшифровке сновидений и пророчеств).

48 Указание на роль целенаправленного опыта в установлении адекватности знаний, приобретаемых от других или выводимых и предшествующего неупорядоченного опыта (наблюдения).

49 Все сущее, как это объясняется в «Трактате о любви», испытывает страстное стремление к достижению специфического для него совершенства бытия: для разума такое совершенство состоит в полноте знания, то есть в «соединении» с деятельным разумом.

50 Запад – материальный аспект сущего; Восток – формальный; рубеж, к которому они примыкают, – телесный мир.

51 Область чистой первоматерии и область чистых форм.

52 Речь идет об интеллектуальной элите – о мудрецах, которые для проникновения в сущность вещей должны иметь помимо природных к тому задатков соответствующую философскую подготовку.

53 Журчащий источник – логика как наука о правилах движения мысли от известного к неизвестному: стоячий источник жизни – интеллектуальная интуиция.

54 Пустыня – непознанная область бытия; море-океан – материальный, чувственный мир; гора Каф – совокупность космических интеллектов, управляющих движением небесных сфер и явлениями подлунного мира; преисподняя – невежество как противоположность знания, приносящего людям интеллектуальное блаженство.

55 К актуализации потенциального разума, к отвлеченному мышлению путь пролегает через чувственное постижение материального мира (через тьму).

56 Перешеек, о котором говорится в Коране (XXV, 55; V, 20; XXIII, 102), – грань, разделяющая познанное и непознанное.

57 Разум, вооруженный логикой, познает природу вещей, представляющих собою сочетание формы и материи.

58 О материальном аспекте сущего.

59 Плоть, в коей обретается человеческая душа.

60 Упоминаемый в Коране (XVIII, 84) тинистый (или зловонный) источник, в который закатывается солнце, – первоматсрия.

61 Солнце здесь воплощает субстанциальные формы.

62 Занимаемое первоматерией пространство, которое Ибн-Сина обозначает термином «мамадд», однокоренным со словом «материя» (мадда), не поддается определению потому, что в противном случае мы имели бы не первоматерию, а материю, наделенную телесной формой.

63 Первоматерия, как таковая, лишена всяких форм, ввиду чего последние выступают в качестве чуждых ей начал.

64 Драматическое описание беспрерывной смены форм в материи касается подлунного мира – «мира возникновения и уничтожения».

65 Предрасположение определенного участка материи к принятию видовой формы высшего или низшего порядка зависит от большей или меньшей соразмерности смеси, образуемой в нем четырьмz элементами (землей, водой, воздухом и огнем): в единичных субстанциях, принадлежащих к высшим видам сущего, наличествуют соответствующим образом модифицированные свойства низших видов (например, в растениях – свойства минералов, в животных – свойства минералов и растений и т. д.).

66 А именно – из мира чистых форм.

67 Область небесных сфер.

68 С областью возникающих и уничтожающих вещей, подлунным миром.

69 Сходство дольнего мира с миром горним обусловлено тем, что и там и здесь видовые формы соединены с материей, в которую они как бы привходят извне. Разница же между этими мирами состоит в том, что формы горнего мира навечно закреплены за каждым из единственных в своем виде небесных тел. Описание иерархической структуры небесных тел дается ниже в соответствии с несколько измененной Птолемеевой системой вместе с их астрономическими и астрологическими характеристиками.

70 Луна.

71 Меркурий.

72 Венера.

73 Солнце.

74 Марс.

75 Юпитер.

76 Сатурн.

77 Сфера неподвижных звезд.

78 Эклиптика, то есть большой круг небесной сферы, по которому происходит кажущееся годичное движение Солнца, пересекает двенадцать зодиакальных созвездий; путь Луны на небесной сфере имеет двадцать восемь «стоянок» – областей, определяемых по наличию в них тех или иных звезд.

79 Изменение положения звезд на видимом небосводе определяется не свойственным им самим движением, а круговращением всей небесной сферы, к которой они кажутся прикрепленными неподвижно.

80 Перечисленные ранее светила (Луна, Солнце и планеты), кроме видимого, суточного вращения с небесной сферой, имеют и собственное вращение, в силу чего они как бы «наведываются» в созвездие Зодиака (Солнце проходит каждое из них в течение одного месяца).

81 Умопостигаемое беззвездное небо (эмпирей), которое символизирует мир как возможно сущее, данное нашей мысли в единстве заключенных в нем детерминаций.

82 Указание на чисто интеллигибельный характер этого мира, его отрешенность от телесности и движения.

83 Сущее на высшем уровне абстракции, необходимо сущее само по себе, которое не поддается ни определению, ни описанию, а постигается лишь интеллектуальной интуицией.

84 Мир четырех элементов в их первоначальном состоянии.

85 Неорганический мир, образуемый смешением элементов.

86 Растительное царство.

87 Животное царство.

88 Мир человека как существа разумного.

89 Разумная душа.

90 Арабское «карн» обозначает одновременно сонмище, группу кого-то и рог (намек на рога сатаны). Два рода шагающего сонмища – собирательные образы сил гнева и вожделения: летающее сонмище – такой же образ силы воображения. Первые две силы более связаны с материальным миром, чем третья, а потому шагающее сонмище помещено левее летающего.

91 Два рода шагающего сонмища – собирательные образы сил гнева и вожделения; летающее сонмище – такой же образ силы воображения. Первые две силы более связаны с материальным миром, чем третья, а потому шагающее сонмище помещено левее летающего.

92 Душа.

93 Нервы, по которым передаются ощущения, свойственные пяти внешним чувствам (зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию).

94 Органы ощущения.

95 Формы чувственно воспринимаемого мира.

96 Воспринимаемые формы передаются общему чувству.

97 Общее чувство, не способное проникнуть в универсальное содержание восприятий, передает их памяти.

98 Рациональной части души.

99 Восприятия хранятся в памяти, а заключенные в них общие представления (идеи) передаются так называемой силе догадки.

100 Речь идет о способах образования общих понятий.

101 Воображение.

102 Гнев.

103 Вожделение.

104 Воображение связывает человека с чувственным миром, отвлекая от размышлений о мире умопостигаемом, о сущем как таковом, между тем как именно подобного рода размышления обеспечивают индивиду интеллектуальное блаженство и бессмертие.

105 Эти две категории демонов олицетворяют души праведников, чьи свойства, сами по себе недостаточные для проникновения в высшие истины бытия, служат аналогом тех свойств, которыми должен располагать мудрец прежде, чем погрузится в чистое умосозерцание.

106 Области интеллектуальной деятельности.

107 Справа – теоретический разум, слева – практический.

108 «А ведь над вами есть хранители – благородные писцы» (Коран, XXXII, 10—11).

109 По ту сторону чувственно воспринимаемого мира – умопостигаемый мир космических разумов и душ.

110 Необходимо сущее само по себе, или бог традиционных религий. 111 Космические души.

112 Космические разумы, подражающие вечной и неизменной мысли необходимо сущего.

113 Перворазум.У Плотина (Эннеады, V 2, 1) родителем сущего считается само божество (Единое), которое пребывает по ту сторону сущего; у Ибн-Сины же эта роль отводится перворазуму, который символизирует эмпирически постигаемый аспект сущего, взятого в его единстве; целокупиость же сущего, схватываемая в интеллектуальной интуиции, образует другой его аспект, символизируемый необходимо сущим (царем), который, таким образом, не запределен сущему, а тождественен ему. В этом суть пантеизма Ибн-Сины.

114 Необходимо сущее не имеет ни рода. ни видового различия, ни каких-либо других характеристик и потому не поддастся никакому определению или описанию.

115 Диалектика необходимо сущего состоит в том, что оно проявляется в возможно сущем и только в нем одном, но его проявления в нем не тождественны его сущности.

116 Имеются в виду три категории предающихся богомыслию людей, о которых рассказывается в трактате Ибн-Сины «Указания и замечания».

117 Заключительная реплика Хаййа служит как бы переходом к содержанию «Трактата о птицах».

118 Перевод А. В. Сагадеева. Осуществлен по изд.: Ибн-Сина. Исцеление. Математика. 3. Свод науки о музыке. Под ред. 3. Юсуфа. Каир, 1956 (на араб. яз.). Издание основано на десяти рукописях, принадлежащих Оксфордской и Лейденской библиотекам, библиотеке Дж. Рейлондза в Манчестере, библиотеке Королевского Азиатского общества (Лондон), Египетской библиотеке, Индийской библиотеке (Лондон) и библиотеке ал-Азхар в Каире.

 

философия
Известный средневековый философ, поэт, врач Ибн Сина (полное его имя – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина) получил в Европе латинское имя Авиценна. Он служил придворным врачом, а потом визирем у иранского султана. Как и Аристотель, он был универсальным ученым, написал свыше 400 трудов во многих областях науки. До нашего времени дошло только 274 сочинения. Его главный труд – «Канон медицины» – получил признание во многих странах и был переведен на разные языки. Он не потерял своего значения и в наши дни – в нем медики находят описание многих лекарственных трав.

Ибн Сина родился недалеко от Бухары. С раннего возраста.он проявил необыкновенные способности, быстро выучился грамоте, знал многие произведения арабских классиков, обладая прекрасной памятью, к 10 годам свободно цитировал целиком Коран. В мусульманской школе он изучал законоведение и быстро преуспел в этом, хотя был младше всех учеников. Позднее под руководством приехавшего в Бухару ученого Абу Абдаллаха Натили стал изучать логику, философию, геометрию и астрономию, труды греческого философа Аристотеля.

Латинская копия «Канона медицины» Авиценны

Каким образом юноша обратился к медицине, сказать трудно. Выгодная продажа шуб в Челябинске от производителя. Сайт http://www.sagitta-stk.ru/. В автобиографии Авиценна писал, что «занялся изучением медицины, решил пополнить знания, наблюдая за больными, в результате научился многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». В 16 лет он действительно приобрел многие медицинские знания и навыки лечения, о нем уважительно заговорили как о подающем надежды лекаре. Эти слухи дошли до эмира Бухары Нуха ибн Мансура. По некоторым сведениям, Ибн Сину пригласили к эмиру для лечения. Там он смог воспользоваться богатой библиотекой и продолжил самообразование, начал вести записи.

В 1002 году Бухару захватили тюрки, правящая династия Саманидов пала, и молодому ученому пришлось покинуть родные края и отправиться в Ургенч, ко двору правителя Хорезма. Авиценна был натуралистом, исследователем, поражавшим людей обширностью своих знаний. Но его ученость, его прогрессивные взгляды нравились далеко не всем. Он не был особенно религиозен, и фанатически настроенное духовенство относилось к нему настороженно. Многие верующие мусульмане его сторонились. И если султаны, шейхи приглашали его к себе по необходимости, для поправки здоровья, то их окружение, особенно духовные лидеры, видело в Ибн Сине шайтана.

Ибн Сина

Нередко после окончания успешного лечения местного правителя он буквально бежал, чтобы не стать жертвой мстительных и злобных фанатиков. Его не раз бросали в темницу, угрожали плетьми, могли отсечь голову. Конечно, он верил в Аллаха, но не во всем был согласен с Кораном, реальный же мир, по его представлениям, развивался по другим законам.

Оказавшись в Исфахане и старейшем городе мира Хамадане, Ибн Сина служил при дворе султанов лечащим врачом, некоторое время выполнял обязанности первого министра – визиря. Для улучшения жизни простого народа он предложил провести некоторые реформы, снизить налоги с крестьян, дать армии в мирное время работу, строить медресе. Но этим тотчас вызвал неудовольствие правителей, и его визирская деятельность быстро закончилась.

«Канон медицины» на арабском языке. XV в.

Среди людей образованных Ибн Сина пользовался уважением и почетом, его любили послушать. Он признавал извечность мира и все явления природы объяснял естественными причинами.

Но несмотря на все сложности, на неустроенный порой быт Советую всем попробовать альгинатные маски для лица. Освежают и тонизируют!, он много читал, писал философские и медицинские труды. Он создал философскую энциклопедию «Книга исцеления», в которой развивал взгляды Аристотеля на логику, физику, математику и метафизику. Многие литературоведы считают, что великий Данте заимствовал у Авиценны сюжет своей «Божественной комедии». Но больше всего времени Ибн Сина уделял врачебной деятельности. Свой главный труд «Канон медицины» он закончил незадолго до смерти.

Могила Ибн Сины внутри в Хамадане (Иран)

Через 800 с лишним лет об Авиценне широко заговорили в Европе, назвали выдающимся поэтом, философом, медиком-энциклопедистом, первооткрывателем многих лечебных свойств растений. Выдающийся французский микробиолог и химик Луи Пастер подтвердил выдвинутую Авиценной гипотезу о вирусах, разносящих болезни.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия