Студопедия — Охарактеризуйте культуру Византии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Охарактеризуйте культуру Византии






Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.

Византийская культура не имеет определенных территориальных и временных границ. Историки считают началом развития византийской культуры – период основания Константинополя в 330 году, завершение – захват империи османскими войсками. После 1456 года, когда империю уничтожили турки, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, в Сербии, Грузии, Болгарии. Наивысшей точки величия и могущества развитие византийской культуры достигло в IX столетие.

Развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции византийского общества от античности до средневековья, борьбы языческой и христианской идеологий, в результате которой христианские традиции стали идеологической основой византийской культуры.

Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.

Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.

Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в «Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.

В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы. Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.

10.Когда возникли первые университеты?

Первым высшим учебным заведением в Европе был Константинопольский университет, основанный в 425 году и получивший статус университета в 848 году. В 859 году в городе Фес, Марокко был основан университет Аль-Карауин. В том же IX веке появился Университет Салерно, просуществовавший до 1861 года, а также литературные школы в Велики-Преславе и Охриде, основанные болгарским царём Михаилом I.

Университет в Саламанке, основанный в 1218 г.

В XI в. был открыт Болонский университет, первоначально представлявший собой школу, где на основе римского права разрабатывались юридические нормы. На основе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет.

В XII веке в Париже, «в счастливом городе, где учащиеся количеством превосходят местных жителей», кафедральная школа, школы аббатов св. Женевьевы и св. Виктора и множество профессоров, самостоятельно преподававших «свободные искусства», слились в одну ассоциацию — «Universitas magistrorum et scolarum Parisensium». Университет делился на факультеты: богословский, медицинский, юридический и «артистический», а ректор самого многолюдного «факультета артистов», где изучались Семь «свободных искусств»: грамматика, риторика и логика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, — встал во главе университета: ему были подчинены деканы всех остальных факультетов. Парижский университет становится богословским центром Европы, независимым от светского суда и получившим закрепление своих прав со стороны папской власти.

В 1117 году Оксфордский университет уже проводил обучение студентов, и, согласно истории, после столкновения профессуры и студентов с жителями Оксфорда в 1209 году некоторые учёные бежали на север, где основали Кембриджский университет. Кроме Кембриджа в XIII в. был открыт целый ряд университетов: в Саламанке, Монпелье, Падуе, Неаполе, Тулузе. В XIV веке появляются университеты: в Праге (1348), в Кракове (1364), в Вене (1365), в Гейдельберге (1385), затем в Лейпциге (1409), в Базеле (1459) и т. д.

Некоторые авторы считают, что распространение университетов в средневековой Европе было связано с Реконкистой в Испании, в итоге чего арабские университеты оказались на землях христианских государств, а также завоевания европейцами арабской Сицилии и походов крестоносцев на восток, где они знакомились как с арабской, так и с византийской культурой. Ранние университеты Западной Европы пользовались покровительством католической церкви и имели статус школ при кафедральных соборах (как Парижский университет) или Studium Generale (общих школ). Позже университеты создавали короли (Пражский и Краковский университеты) и муниципальные администрации (университеты в Кельне и Эрфурте). Обучение в университете делилось на два этапа. На первом из них (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами». Для начала студиозусу предлагалось научиться писать и говорить — он должен был овладеть тривиумом (от лат. trivium — трио, тройка) грамматика, риторика и логика. Уже этого было достаточно, чтобы получить неплохое место в городской администрации или выполнять обязанности секретаря-управителя в каком-либо феодальном поместье. После окончанию тривиума студент мог приступить к изучению кадрима (от лад quadrium — четверица, четверка). В него входили такие дисциплины как арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Важно помнить, что единой программы обучения, характерной для современных ВУЗов тогда не существовало. Студиозус мог изучать любые предметы в течении любого количества времени. Нередко обучение растягивалось на долгие годы — студенты переходили из одного университета в другой (благодаря единому языку обучения — латыни — границ для них фактически не существовало) в поисках редких книг или наилучших профессоров; прерывали обучение устраиваясь на работу, чтобы скопить денег на новый курс и т. д. После овладения семью «свободными искусствами» (а в некоторых случаях и одним только тривиумом) студент мог перейти ко второму этапу обучения. Оно проходило на одном из высших факультетов, которые, как правило, специализировались на одной из трех дисциплин: богословие, медицина или юриспруденция. Первым высшим учебным заведением в Восточной Европе стала Острожская академия, датой основания которой считается 1576 год. В Китае учебным заведением, подобным университету, считается Академия Хань линь, открытая в VIII в. К XVIII столетию университеты издавали собственные научные журналы. Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на замыслах Вильгельма Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера; университет поддерживает академические свободы, лаборатории и устраивает семинары. Во французских университетах господствует жёсткий порядок, администрация направляет все стороны деятельности. До XIX в. в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX в. её роль постепенно уменьшалась. Университеты сосредотачивались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось всё более доступным широким слоям населения. Университеты появились в Китае.

11.Что такое секуляризация?

Секуляризация - идущий в современном обществе процесс утраты религиозных смыслов и значений во всех сферах социальной, политической и культурной жизни. Снижение роли религиозных институтов в жизни общества и индивидов. Отделение церкви от государства и в целом освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

12.Какую роль сыграли для русской культуры реформы Петра 1?

В течение вот уже двух с половиной столетий не прекращаются споры о личности Петра I (1672—1725) и о значении Петровских преобразований. Отношение к проведенным Петром реформам может быть очень разным: от восхваления преобразований, наконец-то выведших Россию на путь цивилизованности, до их полного неприятия как насильственно уведших страну с самобытного пути развития. Так, в XIX в. западники считали Петра великим «зодчим», направившим Россию по истинному — европейскому — пути развития. Одним из важнейших достижений Петровских реформ они считали появление интереса к личности, индивидуальности. Приверженцы во многом противоположной позиции — славянофилы — обвиняли Петра в расколе общества, объединенного прежде одним духом, одними убеждениями и понятиями. Но какими бы ни были взгляды оппонентов, неопровержимо одно — Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, рубежом, разделившим отечественную историю на два непохожих мира—допетровскую Россию и Россию после петровскую. Конечно, Петровские преобразования во многом были подготовлены XVII в. Однако предпринимавшийся в XVII в. попытки реформ были половинчатыми и не вполне последовательными. По мнению русского историка С. М. Соловьева Россия как бы раздумывала, за кем ей идти: за Византией или за Европой. Приход к власти Петра решил этот вопрос радикальным способом. После победоносного завершения Северной войны и заключения Нештатского мира (1721) Россия приобрела небывалый политический вес в Европе. На карте мира появилась Российская империя. Новое наименование отражало характер новообразований Петровской эпохи. Были осуществлены реформы государственного управления: создан Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска. Церковь была подчинена государству. Появилось деление территории страны на губернии. Венцом преобразований явилось строительство новой столицы — Петербурга. Темпы развития экономики возросли. До Петровских преобразований существовало 15—20 мануфактур. За первую же четверть XVIII в. было создано около 200 предприятий. К концу петровского правления экспорт русских товаров и сырья вдвое превышал импорт. Грандиозные преобразования, проведенные Петром I, были поистине революционными. Они затронули все слои общества, властно вторглись в жизнь каждого человека — от боярина до простого крестьянина. Петровские реформы заложили основу для изменения самого мировоззрения значительной части населения. В допетровской России основой быта и нравственности служили принципы Домостроя, где беспрекословное подчинение более родовитому и старшему почиталось главной добродетелью человека; главными ценностями в то время мыслились отношения с Богом, сохранение почтения к святыне. В XVIII в. начинает складываться светское мировоззрение: формируется система светского образования, развивается искусство и наука. В эпоху Петра продолжало формироваться дворянство. В Табели о рангах 1722 г. нашло отражение развитие принципа чиновной выслуги. Служба была разделена на гражданскую и военную. Новая система расширила ряды служилого дворянства, включив в него выходцев из других сословий. Петр привил дворянству мысль о необходимости образования. Если вначале образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость хорошего образование для дворянина уже признавалась всеми слоями дворянства. Возросшие потребности в новых специалистах вызвали необходимость формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. В 1708 г. Петр ввел новый гражданский шрифт, способствовавший появлению книг нерелигиозного содержания. Указом Петра в 1724 г. была создана Академия наук. Изменялся и традиционный уклад жизни россиян. К примеру, в 1718 г. Петр издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Русское дворянство нередко насильственно перекраивалось по западным меркам. Деятельность Петра создала условия для более широкого знакомства России не только с западной техникой и образом жизни, но и с культурой Европы. В XVIII столетии в России получают широкое распространение идеалы европейского Просвещения. Русское Просвещение связано прежде всего с именем великого ученого и литератора Михаила Васильевича Ломоносова (1711— 1765). Этот выдающийся деятель русской культуры внес весомый вклад буквально во все области знания. Ломоносову принадлежит ряд научных открытий в физике, химии, астрономии. Он же заложил основы современного русского литературного языка. Занимался Ломоносов и возрождением искусства мозаики. В 1755 г. по инициативе Ломоносова основан Московский университет. Последние годы работы Ломоносова пришлись уже на царствование Екатерины II (годы царствования - 1762—1796), во время которого произошел взлет российской культуры, немыслимый без Петровских преобразований1. Очевидно, прав был С. М. Соловьев, писавший, что различие в оценках Петровских реформ «происходило от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела».







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 995. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия