Организация социальной власти и правила поведения в первобытном обществеВ науке большинство ученых придерживаются мнения, что в первобытном обществе не было ни государства, ни права. Однако были власть, принуждение и определенные нормы, регулирующие поведение людей. Основу социальной организации данного общества составлял род, поскольку объединение людей осуществлялось на действительном или предполагаемом кровном родстве. К основным чертам родовой организации общества относятся следующие. 1. Это был личный, а не территориальный союз людей. Нередко отдельные рода объединялись в племена и союзы племен, что в принципе не изменяло характер общественной власти и основные ее институты. Власть принадлежала и исходила от всей родовой общины. 2. Высшим органом власти было родовое собрание, которое занималось хозяйственными и военными делами, разрешало споры, воспитывало и наказывало соплеменников. 3. Определенными властными полномочиями обладали вожди и старейшины, которые избирались на родовом собрании из наиболее авторитетных и опытных членов рода (племени). Они осуществляли оперативное руководство повседневными делами. Из наиболее искусных и опытных в военном деле людей избирались военноначальники, которые также выполняли соответствующие властные функции. 4. Социальную и экономическую основы власти в первобытном обществе составляли совместная (родовая, племенная и т.п.) собственность на средства производства, равное участие всех членов рода в производительном труде и распределении продуктов труда. Разделение людей, их трудовых и иных функций существовало по естественным (половому, возрастному и т.п.) принципам. Старейшины и военачальники, кроме своих «специфических» функций наравне с другими родичами занимались хозяйственными и иными делами. 5. Власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение и традиции. В необходимых случаях она обеспечивалась и мерами принуждения. Провинившегося родича, например, могли лишить пищи или даже жизни, изгнать из рода и т.д. Однако принуждение выражало волю большинства или, как правило, всех членов рода (племени). 6. Специального аппарата, органов управления и принуждения, выполняющих соответствующие властные функции, в родо-племенной организации общества еще не было. Для данной эпохи характерно общественное самоуправление и непосредственные формы демократии (общественный характер власти, выборность и сменяемость старейшин и военачальников и т.п.). 7. Хозяйственные, семейные, военные и иные отношения в родовом обществе регулировались первобытными обычаями и табу, которые а) складывались постепенно и в течении длительного времени, б)являлись привычными для людей, в) существовали в их сознании, г) выражали волю и интересы всего рода (племени), д) в необходимых случаях обеспечивались мерами принуждения, которые исходили от большинства или всех членов рода (племени).
|