Студопедия — Экономическое учение К. Маркса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экономическое учение К. Маркса






К середине XIX в. обострилась борьба между трудом и капиталом. Пролетариат выступил в ряде стран в качестве самостоятельной силы: во Франции в 1831 и 1834 гг. – восстание лионских ткачей; в Англии в 30-х годах – начало чартистского движения. Выступления рабочих были направлены против капиталистической системы. В 40-х годах XIX в. центр революционного движения пролетариата переместился в Германию: в 1844 г. – восстание силезских ткачей. Марксизм – это учение рабочего класса.

 

Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) – немецкий экономист, философ, основатель марксизма.

Методология К. Маркса берет начало из следующих источников:

ü классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо - трудовая теория стоимости, производительность труда и т. д.;

ü немецкая классическая философия - диалектика и материализм;

ü утопический социализм - социологические аспекты, понятие классо­вой борьбы.

Основой методологии К. Маркса является принцип материалистического понимания истории. В основе исторического процесса, по его мнению, лежит закон соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил.

Индивидуальная особенность методологии К. Маркса - идея базиса и надстройки:совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества — базис, над которым расположена надстройка. Основная идея концепции заключается в том, что в общественном производстве люди вступают в определенные необходимые отношения – производственные отношения, которые не зависят от их воли и соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройки и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. В концепции о базисе и надстройке сделана попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом диалектики производительных сил и производственных отношений.

Пока характер производственных отношений соответствует уровню производительных сил, они способствуют их развитию. Но на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Движущую силу истории К. Маркс видит в борьбе классов. Конфликт между производительными силами и производственными отношениями служит материальной основой для социальной революции.

К. Маркс в истории человеческого общества выделил несколько способов производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

По убеждению К. Маркса, капитализм исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, превратившемся лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы.

В доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам.

 

Закон стоимости:

К. Маркс, анализируя товар, выделил два его свойства: потребительную и меновую стоимости. Потребительная стоимость - способность товара удовлетворять потребнос­ти. Меновая стоимость – способность вещи обмениваться на другой товар. К. Маркс сразу отвергает любые попытки связать величину меновой стоимости товара с его полезностью.

Закон стоимости: стоимость товара исходит из величины общественно необходимых зат­рат труда, расходуемых на его производство при среднем уровне интен­сивности.

К. Маркс стремится разрешить те противоречия, с которыми столкнулись его предшественники:

1) он исправляет Д. Рикардо и утверждает, что общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления товара не в худших, а в нормальных условиях производства при средних в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда;

2) дополнением к теории стоимости стала его концепция о двойственном характере труда. Если говорить, что затраты труда делают различные потребительные стоимости количественно сравнимыми, то остается вопрос: как можно сравнить различные виды труда – например сапожника или плотника? Дело в том, что всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме. Такой полезный труд, который создает потребительные стоимости, К. Маркс называет конкретным трудом. С другой стороны, всякий труд есть расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле. Этот одинаковый (абстрактный) человеческий труд образует стоимость товаров.

Однако главный вопрос, на который не смогли дать ответ представители КПЭ: как согласовать с трудовой теорией стоимости получение капиталистом прибыли? Если цена каждого товара определяется его стоимостью, то капиталист в виде ЗП должен отдать рабочему полный эквивалент всего затраченного руда. В этом случае капиталист никакого дохода не получит, а значит, и капиталистическое производство существовать не может.

Рабочая сила, как и любой другой товар, имеет потребительную стоимость и стоимость. Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для производства средств существования самого рабочего и его семьи. Потребительная стоимость – это ее полезность для покупателя (т.е. для капиталиста). Согласно идее К. Маркса, в процессе труда рабочий в состоянии создать новую стоимость, превышающую стоимость его рабочей силы. Избыток стоимости, созданной трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, К. Маркс назвал прибавочной стоимостью. Если бы рабочий в течение рабочего дня мог произвести лишь такую стоимость, которая равна стоимости его рабочей силы, то капиталист не стал бы нанимать его.

В течение необходимого рабочего времени наемный работник создает стоимость, равную стоимости его рабочей силы, а в течение прибавочного рабочего времени – прибавочную стоимость, которая безвозмездно присваивается капиталистом.

Стоимость, по Марксу, равна сумме следующих составляющих:

W = C + V + M,

где C – постоянный капитал;

V – переменный капитал;

M – прибавочная стоимость.

С – старая стоимость, воплощенная в затратах капитала на машины и оборудование, участвующие в производственном процессе.

(V + М) – вновь созданная трудом рабочего стоимость. V – капитал, затраченный на покупку рабочей силы.

Подразделяя капитал на постоянный и переменный, К Маркс имел в виду специфику участия их в процессе создания прибавочной стоимости: прибавочную стоимость создает только переменный капитал.

К. Маркс подчеркивает, что присвоение капиталистом прибавочной стоимости есть присвоение неоплаченного труда рабочего, а следовательно, капиталистическое производство представляет собой эксплуатацию рабочего капиталистом.

Норма эксплуатации определяется как отношение между прибавочной стоимостью и переменным капиталом:

m′ = (m/v) ×100

Новым в теории капитала К. Маркса является введение понятия «органическое строение капитала», которое представляет собой соотношение между постоянным и переменным капиталом (С / V). С ростом технического вооружения труда уменьшается доля рабочих в капитале, следовательно, уменьшается переменный капитал и растет органическое строение капитала. В результате этого появляется резервная

армия труда – безработные.

Таким образом, капитализм характеризуется экономическими кризисами, безработицей, снижением эффективности и поэтому должен быть заменен социализмом. Маркс доводит до логического конца трудовую теорию стоимости, утверждая, что поскольку в основе стоимости лежит труд, то рабочим должны по праву принадлежать все материальные блага общества, созданные их трудом. Но так как капиталисты добровольно не откажутся от принадлежащих им средств производства, рабочие должны изъять их в ходе

революции.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 569. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия