Студопедия — Лекция 3. Тема 1.2. Происхождение права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 3. Тема 1.2. Происхождение права






 

ПЛАН

1. Возникновение права.

2. Проблемы происхождения права.

3. Признаки права.

4. Функции права.

5. Теории происхождения права:

а) естественно-правовые доктрины;

б) историческая школа права;

в) социологический подход к праву;

г) теория солидаризма;

д) психологическая теория права;

е) юридический нормативизм;

ж) реалистическая школа права.

 

1. В первобытном обществе существовали различные нормы поведения членов родовой общины. В общине складывался определенный порядок, в соответствии с которым вырабатывались правила поведения (нормы), регулировавшие взаимоотношения членов рода. Правила нигде не были записаны, а коренились в сознании людей. Это обычаи. Они строго соблюдались, хотя отсутствовало принуждение в современном понимании - как возможность прибегнуть к официальной силе специальных органов государства.

Соблюдение обычаев обеспечивалось силой привычки, традицией, авторитетом, уважением, которым пользовались старейшины рода. Самое главное - обычаи действовали в силу объективной жизненной необходимости, ибо отступление от них могло повлечь значительные неблагоприятные последствия, т.к. обычаи отражали основные закономерности выживания людей в суровых условиях борьбы за существование. Среди обычаев наиболее известны табу – запреты, ограждавшие род от биологического вырождения (запрет кровосмешения) либо от действия стихии природы.

Обычаи регулировали все стороны жизнедеятельности общины, поэтому их еще называют мононормами, подчеркивая в них недифференцированность, т.е. соединение в них правил организации власти, общественного устройства, первобытной морали и религиозных представлений, порядка выполнения обрядов, ритуалов. В современных обществах все эти понятия представляют собой объекты регулирования относительно самостоятельных нормативных систем - права, морали, обычаев.

 

При разложении родоплеменных отношений и возникновении государства обычаи постепенно перерастают в обычное право. Это первый и наиболее распространенный путь формирования права, где его источником и в историческом, и в формальном смысле являются уже сложившиеся обычаи.

Чем же обычное право отличается от обычаев? Прежде всего, обычное право - это запись обычаев. Форма этой записи может быть самой разной. Например, источником римского права стали Законы ХП таблиц - обычаи римской общины, записанные на 12 деревянных досках. В Вавилоне законы царя Хаммурапи были высечены на большом базальтовом столбе-камне. Именно таким образом обычаи приобретали формальную определенность - необходимый признак права.

Почему для права наличие формы является столь важным, конститутивным? На писаный текст всегда можно сослаться в обосновании своих прав, этот текст доступен для ознакомления широкому кругу людей. Ранее «хранение» обычаев было привилегией немногочисленной группы избранных - жрецов, которые выступали неким «говорящим» правом, обладая на него своеобразной монополией. «Прорыв секретности» норм человеческого общежития один из фундаментальных путей становления современного нам понимания феномена юридического.

Так, по римскому преданию, писец Гней Флавий похитил у жрецов-понтификов священную книгу юридических формул и «передал народу похищенную книгу и этот дар был до того приятен народу, что он (Флавий) был сделан трибуном и сенатором в курульным эдилом» (Дигесты 1, 2, 7). Право не терпит секретности, в противном случае оно теряет свой социальный смысл.

Другой признак права - способность быть инструментом поиска социальной справедливости в значительно усложнившихся в связи с переходом к новым экономическим и политическим отношениям ситуациях. В поисках справедливости невозможно обойтись только обычаями Необходимы специальные институты, которые помогали бы отыскивать в сложнейших и запутанных ситуациях человеческих взаимоотношений правильные, справедливые решения. Поэтому право - это еще и особые конструкции, такие как собственность, юридическое лицо, ответственность, иск, право на возмещение вреда, т.е. такие созданные человеком нормы, которые не могли появиться в старых родовых обычаях.

 

Фундаментальным источником права, кроме обычаев, в истории выступает сама государственная власть. Ее акты - законы, рескрипты, постановления - это не выработанные социальной практикой нормы-обычаи, а приказы суверена, обеспечиваемые, прежде всего, силой уже набирающего мощь государственного аппарата. Этот источник права постепенно, по мере развития государства, вытесняет обычное право и занимает господствующее положение.

Появляются новые виды общественных отношений, требующие регулирования, но не предусмотренные обычным правом. Другая причина - сложная природа власти в государстве, борьба различных социальных сил за господствующее положение в обществе. Таким образом, признаками права являются:

1. Право устанавливается или санкционируется государством и выражает его волю.

2. Нормативность.

3. Социальность. Право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения, материальных благ, распределение социальных ролей.

4. Системность. Правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему. Нормы права как составные части этой системы тесно связаны друг с другом. Выражением системности права является объединение норм в правовые институты и субинституты, отрасли и подотрасль права. Согласованность различных правовых предписаний, их непротиворечивость друг другу.

5. Формальная определенность.

6. Процедурность. Право имеет специальные процедуры создания, применения, защиты.

7. Общеобязательность.

8. Право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Мысли не вызовут правовых последствий, если не выразятся в определенном противоправном деянии.

9. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения правовых предписаний применяется государственное принуждение.

На основании вышеизложенного можно дать определение понятия права. Право - система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.

2. Проблемы возникновения права является дискуссионной. Из множества точек зрения по данному вопросу можно выделить следующие:

1. Теологические теории провозглашают божественное происхождение правовых установлений.

2. Естественно-правовые доктрины исходят из того, что позитивное право создается государством, а естественное - независимо от государства (из разума, природы, психики человека).

3. Сторонники исторической школы права утверждали, что право возникает и развивается исторически, подобно национальному языку, вытекает из народного сознания.

4. Психологическая школа права усматривает причины правообразования в психике людей, в императивно-атрибутивных правовых переживаниях.

5. По мнению Р.Йеринга, право порождается аппаратом государства.

6. О.Холмс утверждал, что право возникает из желания примитивного человека взять реванш у тех, кто причинил ему какой-либо вред.

7. Основатель нормативизма Г. Кельзен считал, что право черпает силу в самом себе, не подчинено принципу причинности, поэтому проблемы причин возникновения права вообще не существует.

Существует и много других теорий происхождения права. Ряд авторов видит истоки права в обычае экзогамии, т.е. запрещении брачного общения внутри рода и предписании этого общения за его пределами. Другие авторы выводят первые плановые нормы из деления земельных участков на четырехугольники, разграничения их прямыми межевыми линиями.

В отечественной науке общепризнанно, что право возникает вместе с государством. Именно органы государства контролируют выполнение правовых предписаний и налагают санкции за их нарушение.

Правовые нормы складывались тремя основными путями:

1. Признание (санкционирование) ряда обычаев государством, что означало их превращение в правовые обычаи.

2. Издание государством нормативных правовых актов.

3. Превращение решений определенных государственных органов в обязательные, в прецеденты, т.е. формирование прецедентного права.

Ю.В.Тихомиров считает основным философским вопросом происхождения права вопрос о том, является ли право абсолютной необходимостью, без которой общество вообще не может существовать, или оно является лишь следствием определенных общественных состояний. По его мнению, если изначальное состояние людей - это вражда и произвол, то право абсолютно необходимо, но если люди способны преодолеть свои эгоистические побуждения, то право является лишь историческим моментом. (Тихомиров Ю.В. Основы философии права. - М., 2011).

 

4. Подходы к понятию функций права можно свести к 2 основным точкам зрения:

1. Функция права есть социальное назначение права.

2. Функция права – это одно из основных направлений правового воздействия на общественные отношения.

Функции направлены на решение конкретных задач, стоящих перед правом на определенном этапе его развития. Следует различать функции права и задачи права. Их соотношение заключается в том, что:

задачи часто обусловливают само существование функций;

задачи права определяют содержание его функций;

задачи права оказывают влияние на формы и методы осуществления его функций.

Классификации функций права можно провести по различным основаниям. Например, выделяются общеправовые функции (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные 2 или более отраслям права); отраслевые (свойственные 1 отрасли права); функции правовых институтов; функции отдельных видов норм права.

Кроме того, функции права подразделяются на:

общесоциальные
Культурно-историческая (право в нормативной форме закрепляет социальные ценности: социальную справедливость, житейские мудрости, моральные устои) Экономическая (право регламентирует производственные отношения в обществе, охраняет собственность и закрепляет ее формы, регулирует процесс перехода имущества от одного лица к другому) Воспитательная (право оказывает влияние на формирование личности граждан и установок поведения в коллективах) Политическая (право регулирует деятельность субъектов политической системы - государства политических партий) Гуманистическая (состоит в смягчении или разрешении общественных противоречий)

В литературе выделяются и другие общесоциальные функции права: информационно-ориентирующая, коммуникативная, функция социального контроля.

 

специально-юридические
правоохранительная (состоит в охране наиболее важных общественных отношений, общественных ценностей. Цель - искоренение, вытеснение общественно вредных деяний. Средствами ее осуществления являются юридические обязанности, запреты, санкции) Регулятивная (считается главенствующей в системе функций права, т.к. основное социальное назначение права состоит в регулировании общественных отношений. Она выражается в следующем: - фиксирует субъективный состав правоотношений; - определяет круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми связывается наступление тех или иных правовых последствий; - определяет права и обязанности субъектов (участников) правоотношений). С.С. Алексеев выделил в ее составе 2 подфункции:
Регулятивная статическая (заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе: обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей) Регулятивная динамическая (заключается в обслуживании правовыми средствами тех или иных социальных процессов гражданского оборота)

 

5. А) Зачатки идей естественного права зародились еще в античности. Так, софисты различали природный закон (фюсис) и полисные законы (номос), считая последние несовершенным, искусственным образованием. Римские юристы наряду с «цивильным правом» и «правом народов» выделяли «естественное право». Цицерон считал государство и законодательство формами выражения высшего начала – естественного права.

В средние века естественное право выводилось из божественной воли, считалось вписанным Богом в сердца людей.

В новое время модификацией естественно-правовых концепций стала доктрина «возрожденного естественного права», согласно которой основные права человека естественны, принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы.

Логически завершенную форму естественно-правовая теория получила в ХVII-ХVIII вв. в трудах Гоббса, Локка, Гроция, Радищева.

В качестве основных доктрин можно отметить следующие:

1. Разделение права и закона, естественного и позитивного права. По своему содержанию позитивное право должно в максимальной степени соответствовать естественному праву как идеалу, образцу.

2. Источник прав человека усматривался не в государстве и не в законе, а в самой человеческой природе.

Различные представители естественно-правовых доктрин видят источник естественного права в общественной воле, разуме человека, морали, мировых ценностях, природных условиях, началах человеческой психики. Наиболее известными сторонниками естественно-правовых доктрин ХIХ-ХХ вв. являются Рудольф Штаммлер (доктрина естественного права с изменяющимся содержанием), Джон Роулз (естественное право как справедливость), Франсуа Жени (естественное право как объективно данная ценность), Лон Фуллер (естественное право как разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях, как внутреннее моральное ядро закона).

Их достоинствами являются:

1) верно указывается, что законы могут быть внеправовыми, поэтому их нужно приводить в соответствие с правом как выражением справедливости, свободы, равенства, разума;

2) провозглашение прав человека естественными является препятствием для административного произвола. В современном мире естественный характер прав человека закреплен в конституциях многих государств, в т.ч. Конституции РФ 1993 г.

В то же время концепции естественного права подвергаются критике по следующим позициям:

1. Провозглашая дуализм права, доктрины естественного права вводят путаницу между ценностью и реальностью, идеальным и фактическим, Объекту познания - праву - навязывается искусственная двойственность.

2. Ссылки на естественный закон освобождают человека от ответственности от принятия этических решений.

3. Естественно-правовые доктрины ведут к историческому детерминизму. Усилия человека оказываются напрасными перед действием естественного права.

4. Недостатком ранних естественно-правовых доктрин считается провозглашение ценностей естественного права абсолютными, универсальными. Это ведет к игнорированию культурного плюрализма человечества.

Б) Историческая школа права возникла в Германии в конце ХVIII - начале ХIХ в. на основе изучения обычного права.

Основоположником этого направления правовой теории стал профессор Геттингенского университета Густав Гуго. Другими известными представителями этой школы были Фридрих Карл фон Савиньи и Георг Пухта.

Представители исторической школы рассматривали право как выражение народного духа. По их мнению, право не сотворяется, а обнаруживается в ходе развития конкретного народа. Задача юриста состоит в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что уже существует в народном духе. Законодательная деятельность в этом процессе является лишь финальной стадией.

 

 

Развитие права сторонники данной школы уподобляли развитию национального языка. Право является выражением особенностей национального характера, поэтому оно неприменимо к другим народам, как и язык. На этой основе историческая школа отрицала возможность существования единого для всех народов права, призывала изучать юридические институты в контексте их конкретного времени и места, а не с точки зрения всеобщих или абстрактных принципов. Знания о развитии права необходимо получать на основе изучения истории.

Право идентично мнению народа относительно его прав и справедливости. Истинные истоки права находятся в народной вере обычаях, «здравом смысле народа». Поэтому сторонники исторической школы отрицали возможность законодательным путем изменить существующее право. Законодатель должен лишь выражать «общее убеждение нации».

Среди источников права сторонники исторической школы на первое место ставили обычаи, т.к., по их мнению, многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни.

Вкладом исторической школы в развитие юридической науки является следующее:

1. Представители данной школы обратили внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворчестве.

2. Справедливо было отмечено, что законодатель не может творить нормы права произвольно, по своему усмотрению.

В то же время во взглядах сторонников исторической школы имеется ряд противоречий:

1. Рассмотрение права как выражения духа конкретного народа приводит к отрицанию возможности заимствований из права других народов, что опровергается многочисленными примерами.

2. Детерминистский взгляд на право подрывает любые усилия, направленные на улучшение правового порядка.

3. Сторонников исторической школы отличает отрицание за юристом какой-либо творческой роли. Однако и создание законов, и толкование являются творческим процессом.

4. Неверно считать все обычаи выражением народного духа, здравого смысла. Многие обычаи соблюдаются из удобства или по подражанию.

В) Основателем социологической школы права является Э.Эрлих, который выдвинул концепцию «свободного (живого) права». Он считал, что право следует искать не в застывших нормах, которые он называл «пеной на поверхности воды», а в самой общественной жизни, что стало одно из центральных идей социологического направления.

 

По мнению Эрлиха, человеческая судьба определяется не юридическими установлениями, а внутренним порядком человеческих ассоциаций, к которым он относил семью, церковь, корпорации. Внутренний строй человеческих ассоциаций, составляющий «живое право», не только предшествует по времени юридическим положениям, но и представляет собой базисную форму права.

Государство, по Эрлиху, является лишь одним из видов ассоциаций, поэтому многие правовые нормы не находят выражения в установлениях государства.

Эрлих считал, что задача юриспруденции состоит в смягчении напряженности, существующей между живым правом и правом, исходящим от государства.

Положительным моментом к концепции Эрлиха является положение о социальной обусловленности права. Однако Эрлих фактически рассматривает все общественные отношения как правовые. В связи с этим Отто фон Гирке указывал, что концепция Эрлиха носит отпечаток «мании правового величия».

Социологический подход к праву стал господствующим в правовой теории XX в, и наибольшее распространение получил в США. Одним из направлений этой школы здесь стала юриспруденция интересов. Наиболее известными ее представителями считаются Филипп Хек и Роско Паунд. По мнению Хека, появление каждого нового закона связано с борьбой между противостоящими интересами, и закон призван решать этот конфликт интересов.

Р.Паунд ввел в науку понятие "юридическая социальная инженерия". Ее содержанием является деятельность по установлению разумного порядка в цивилизованном человеческом сообществе. Право, по его мнению» должно восприниматься как инструмент социального контроля» наряду с моралью, обычаями. Паунд выдвинул концепцию "юстиции без права", в которой признал возможность свободы правового усмотрения не только за судьями, но и за административными учреждениями. Он вслед за реалистами утверждал», что правопорядок должен пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать.

Во Франции направлениями социологического подхода к праву стали теории солидаризма и институционализм.

Г) Идейными основами теории солидаризма стали представления Огюста Конта об обществе как едином организме и концепция Эмиля Дюркгейма о разделении общественного труда.

Наиболее ярким представителем теории солидаризма был Леон Дюги. Он отстаивает положение о том, что общество представляет собой единый организм, подчиненный закону солидарности (взаимной социально зависимости). Она вытекает из разделения общественного труда. Норма солидарности находится выше государства и норм позитивного права.

Следуя за Э.Дюркгеймом, Л.Дюги говорит о двух видах солидарности:

1) «солидарность по сходству» - вызван совпадением интересов людей.

2) солидарность, вытекающая из разделения труда. В несовершенной форме она существовала в древности, а в современных обществах становится основным видом солидарности, т.к. они отличаются высоким уровнем разделения труда. Это, прежде всего солидарность экономическая.

Дюги отверг марксистское учение о классовой борьбе, утверждая, что пролетариат и буржуазия, работники и работодателе не могут существовать друг без друга.

На основании понимания общества как единого организма Дюги отвергал целый ряд юридических терминов, называя их «метафизическими». Он возражал против термина «государственный суверенитет», который противопоставляет государство обществу, в то время как первое является неотъемлемой частью второго. Дюги отвергал деление права на частное и публичное, а также отрицал идею естественных прав человека, т.к. они придают обществу «атомарный характер». Человек в обществе обладает не правами, а функциями.

Л.Дюги были выдвинуты идеи синдикализма, согласно которым человека в обществе должны защищать не какие-либо абстрактные права, а его профессиональное объединение, например, профсоюз. Данные идеи частично нашли свое применение в некоторых государствах, например, фашистского Италии.

В будущем, по мнению Дюги, государство утратит свой командный характер и превратится в систему публичных служб, обслуживающих общественные потребности.

Д) Данная теория получила свою детальную разработку в XX в. и связана с именами Петражицкого, Росса, Фрейда, Рейснера. Ее представители придерживались идеи, что именно психика людей является фактором» определяющим развитие общества, его морали, права, государства.

Наиболее известным сторонником психологической теории являлся Л.И.Петражицкий. По его мнению, правовые феномены появляются в сознании человека, когда он испытывает ощущения, связанные с правами и обязанностями в определенный момент времени. Для их познания необходимы самонаблюдение и внешнее наблюдение чужого психического опыта.

Главное различие между правом и нравственностью Петражицкий видел в различии между императивным характером нравственности и императивно-атрибутивный характером права. Императивность предстает в понимании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности. Атрибутивность понимается как сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права главное сосредоточено в непременном исполнении обязанностей.

В исследовании функций права Петражицкий выделил организационную и дистрибутивную. Организационная функция состоит в наделении одних индивидов правом издавать обязательные для других веления и наделении других индивидов обязанностью исполнять эти веления. Дистрибутивная функция заключается в распределении экономических благ, в первую очередь посредством концепции собственности.

Петражицкий распространял действие права на более широкую область, чем это было традиционно принято. Он относил к праву спортивные правила, правила гостеприимства и этикета, отношения криминальных групп, возлюбленных.

Право Петражицкий подразделял на позитивное и интуитивное. Если позитивное право обладает единой структурой правил для больших или меньших человеческих сообществ» игнорирует индивидуальные особенности» то содержание интуитивного права индивидуально, разнообразно.

Положение интуитивного правосознания является бесконечным по объему и неограниченным по его применению, а позитивные правила поведения ограничены периодом времени с момента опубликования до их отмены, а также местом, к которому они имеют отношение и группой лиц, к которым они обращены. Таким образом, права и обязанности позитивного права, по мысли Петражицкого, являются временными и локальными, а интуитивного права - универсальными.

Петражицкий различал более 15 видов положительного права. Помимо официального права (Законодательства) он различал книжное право, право религиозно-авторитетных примеров, договорное право, прецедентное право, право юридических пословиц и поговорок.

Петражицкий выявил 3 эволюционные тенденции в развитии права:

1. Ослабление мотивационного давления права в виде санкций поощрений,

2. Смещение с грубых символов (страх) на более тонкие побудительные мотивы (стимулы прибыли); от эгоистических к смешанным, а затем к альтруистическим мотивам.

3. Постеленное усиление требований права.

Ряд авторов воспринимают теорию Петражицкого как предтечу таких течений, как реализм и бихевиоризм.

Психологическая школа обоснованно обратила внимание на роль правосознания в правовом регулировании.

Слабыми сторонами указанной теории являются:

осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим), от которых тоже зависит природа права;

в связи с тем, что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально-определенного характера, в данном подходе отсутствует четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Е) Юридический нормативизм является одним из направлений современного позитивизма. Его главный представитель Ганс Кельзен стремился к обновлению позитивизма в условиях ХХ в., когда позитивистские взгляды были потеснены социологическим направлением.

Основная работа Кельзена называется «Чистая теория права». Под этим названием подразумевалась такая теория позитивного права, которая в обеспечении своей «чистоты» отказывалась от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые чужды позитивному праву. С одной стороны, юриспруденция должна обособиться от философии справедливости» с другой - от социологии, от познания социальной реальности. По мнению Кельзена, теория права не в состоянии ответить на вопрос «что такое справедливость?» т.к. подобные вопросы не могут быть раскрыты «научно»

Кельзен указывал» что юриспруденцию необходимо освободить от влияния идеологии. Юрист должен изучать право таким, какое оно есть, а не пытаться его критиковать или оправдывать. Поэтому Кельзен одним из первых предложил создать объективную науку о государстве и праве. Право рассматривалось нормативистами как система норм, расположенных в иерархическом порядке. Во главе этой иерархии находится основная, или суверенная» норма. Все остальные нормы, так или иначе, связаны с ней. Основную норму Кельзен попытался сформулировать следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Кельзен считал себя основателем нового метода исследования - нормологического. Юрист должен сосредоточиться на изучении норм права, их структуры, взаимосвязей между ними, правопорядка в целом. Своеобразно понимал Кельзен проблему происхождения права. По его мнению, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество определило круг случаев, когда разрешено применение насилия одних людей по отношению к другим. В дальнейшем такое правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются уже централизованным путем, т.е. специально созданными органами. Учение Кельзена о государстве основано на отождествлении государства и права. Государство понималось Кельзеном как правопорядок. Отсюда любое государство родоначальник нормативизма считал правовым. Современное право Кельзен рассматривал как совокупность государственных правопорядков и децентрализованного международного права. Он выдвинул проект создания международного правопорядка путем добровольного подчинения государств органам международной юрисдикции. Учение Кельзена оказало влияние на юридическую науку и практику. С концепцией нормативизма связано распространение идей верховенства международного права над правом государства, учреждение институтов конституционного контроля (в Конституции Австрии 1920 г.) В то же время нормативизм подвергается критике за призыв изучать право как замкнутую самодостаточную систему.

Ж) Реалистическая школа права относится к юридическому позитивизму. Идейной основой данного направления в юриспруденции стала идеология прагматизма. Сущность философии прагматизма выразил философ Пирс: «Существовать - значит быть полезным». Применительно к правовой сфере основная установка прагматизма может быть выражена следующим образом: «Правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности». Поэтому сторонники реалистической школы отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. Вместо этого юристы должны обобщить имеющуюся юридическую практику.

Реалистические доктрины могут быть условно разделены на 2 направления:

1) американское (Карл Льюэллин (Ллевеллин), Оливер Холмс, Джером Фрэнк). Они рассматривали право как совокупность судебных решений, как предсказание будущего решения суда. Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения.

2) скандинавское (Алф Росс, Карл Оливеркрона). Иногда их относят к психологической школе права, т.к. значительное внимание они уделяли психологическим аспектам судебного процесса, интуиции судьи.

Сторонники реалистической школы положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, т.к. право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям общественной жизни.

Положительный моментом данных теорий является то, что они обратили внимание на судебную деятельность как фактор правообразования, акцентировали внимание на процессе вынесения судебных решений. В то же время реалистические доктрины подвергаются критике по следующим основаниям:

1. Определение права как совокупности судебных решений применимо лишь для стран «общего права» /англосаксонской правовой семьи/, где суды наделены правотворческими функциями.

2. Сторонники реалистической школы сужают сферу правового регулирования, т.к. многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделаны субъективными правами и юридическими обязанностями.

3. Неопределенность права, за которую выступают реалисты, снижает качество права как социального регулятора, может дезориентировать участников общественных отношений.

 

Контрольные вопросы к теме «Происхождение и сущность права»

1. Раскроете основные закономерности возникновения права

2. Назовите основные теории происхождения права.

3. Понятие, признаки, сущность права.

4. Понятие и виды принципов права.

5. Раскройте содержание каждого группы правовых принципов

6. Понятие и содержание функций права.

 

 

Дополнительная литература к разделу 1

1. Аристотель. Политика.//Соч. - М,,.1988. Т. 4.

2. Байтин М.И. Государство и политическая власть. - Саратов, 2010.

3. Баршанов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. - Томск, 2010.

4. Бестиям В. Общественное правосознание и государственность. - Саратов, 2 010.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М,, 2011.

6. Гоббс Т. О гражданине//Изб р. философ, произвед. В 2 т. - М.. 2010, Т. 1.

7. Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1956.

8. Дыльнов Г. В. Законодательная власть в правовом государстве. - М., 2010.

9. Ленин В.И. Государство я революция//Полн. собр. соч., т.ЗЗ.

10. Локк Д. Две трактора о правлении//Соч. В 3 т. Т.З - М., 1991.

11. Платон. Государство//Собр.соч. В 3 т. - М., 1968. Т.З.

12. Руссо Ж.. –Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. - М., 1999.

13. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном ми ре. - К., 2010.

14. Феномен восточного деспотизма. - М., 2009.

15. Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. - М., 1955.

16. Чиркин В.В. Государствоведение. – М., 2011.

17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства/Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 903. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия