ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПринципы культурно-просветительной работы, их сущность, исходящая из самой природы победившего в нашей стране социалистического строя, являются исходными, основополагающими для деятельности культурно-просветительных учреждений. Раскрытие сущности и целостной системы принципов культурно-просветительной работы способствует не только теоретическому осмыслению всех явлений культурно-просветительной работы, но и выявлению закономерностей ее становления и развития. Вопрос о принципах КПР является одним из центральных для становления и развития теории культурно-просветительной работы. Несмотря на важность разработки принципов КПР для теории и практики культурно-просветительной работы, в литературе они не получили пока полного всестороннего и однозначного освещения. Пока не выработана единая система, единые требования к их определению. Первые определения системы принципов культурно-просветительной работы встречаются в трудах авторов 20-х годов, в частности, в исследованиях Е.Н. Медынского (64, с. 14) и Е. А. Звягинцева (34, с. 9). Так, Е.Н. Медынский выделил следующие принципы: общественности, самостоятельности, общедоступности, полноты отдельных ячеек, бесплатности пользования учреждениями внешкольного образования, систематичности и плановости, принцип районной организации внешкольного образования (64, с. 14). Предложенные им принципы представляют несомненный интерес и не лишены прогрессивного начала, однако, они не могут нас удовлетворить, так как предложенная им система во многом испытывает влияние дореволюционной внешкольной деятельности, с аполитичной направленностью. Литературу 50 – 80-х годов, рассматривающую систему принципов КПР, можно разделить на пять групп. Первая – это литература, раскрывающая принципы КПР в целом, вторая – отдельные принципы КПР, третья – принципы клубной работы, четвертая – принципы организации библиотечного строительства и деятельности библиотек, пятая – принципы управления деятельностью культурно-просветительных учреждений. Одним из первых исследователей, разработавших принципы КПР, является Л. С. Фрид. Она считает, что принципами КПР являются следующие восемь положений: 1. Коммунистическая партийность и идейность; 2. Неразрывная связь всей культурно-просветительной работы с борьбой трудящихся нашей страны за построение коммунизма и с практикой коммунистического строительства; 3. Государственный характер культурно-просветительной работы в нашей стране; 4. Всемерная поддержка инициативы и самодеятельности широких масс населения и организаций трудящихся в области культурно-просветительной работы; 5. Осуществление советской национальной политики в области культурно-просветительной работы; 6. Многообразие и гибкость форм и методов культурно-просветительной работы; 7. Дифференцированный подход к обслуживаемому населению и изучение его интересов и запросов; 8. Общедоступность и территориально-производственный принцип размещения сети культурно-просветительных учреждений (95, с. 16 – 17). Анализ предложенных принципов КПР показывает, что в данной классификации допущено смешение понятий принципов, признаков и качеств культпросветработы. Мы не можем считать принципами «государственный характер культурно-просветительной работы» и «территориально-производственный принцип размещения сети культурно-просветительных учреждений», так как это признаки системы культурно-просветительных учреждений. В систему культурно-просветительных учреждений, как известно, входят наряду с государственными еще профсоюзные, колхозно-кооперативные и ведомственные культурно-просветительные учреждения. Относительно принципа «всемерная поддержка инициативы и самодеятельности широких масс населения и организаций трудящихся», то здесь также допущено смешение понятий. Если мы возьмем, для примера, клубные учреждения, то без самодеятельности нет клуба. Самодеятельность лежит в основе природы клуба, его организации, в этом его своеобразие, существенное отличие от других учреждений культуры. В то же время в музее, в библиотеке как государственных культурно-просветительных учреждениях самодеятельное начало минимально. Что касается принципа «осуществление советской национальной политики в области культурно-просветительной работы», то он является составной частью принципа «коммунистическая партийность и идейность» и выделить его в самостоятельный принцип вряд ли целесообразно. Принцип «многообразие и гибкость форм и методов культурно-просветительной работы» следует отнести к качеству использования средств, форм и методов культурно-просветительной работы. Таким образом, из принципов КПР, предложенных Л. С. Фрид, основополагающими, исходными положениями культурно-просветительной работы необходимо считать: 1) коммунистическая партийность и идейность; 2) неразрывная связь всей культурно-просветительной работы с борьбой трудящихся нашей страны за построение коммунизма с практикой коммунистического строительства; 3) дифференцированный подход к обслуживаемому населению и изучение его интересов и запросов. Дальнейшее изучение и обоснование принципов КПР продолжено в работах Г. Г. Карпова и Н. Д. Синцова, А. П. Виноградова (45, с. 22 – 23; 23), вышедших в 1959 и 1961 годах. Г. Г. Карпов и Н. Д. Синцов предложили пять принципов КПР: 1) коммунистическая партийность и идейность; 2) тесная связь с практикой коммунистического строительства; 3) развитие общественной инициативы и самодеятельности масс; 4) организация клубной работы в соответствии с национальной формой культуры местного населения; 5) дифференцированный подход к различным группам населения с учетом их производственных задач, образовательного уровня, возрастного состава, условий труда и быта, запросов и интересов (45, с. 22 – 23); а А. П. Виноградов следующие: 1) коммунистическая партийность и идейность; 2) тесная связь с практикой коммунистического строительства; 3) развитие творческой энергии трудящихся, инициативы и самодеятельности масс; 4) дифференцированный подход к массам (23, с. 3 – 14). Авторы, углубив и расширив трактовку принципов, все-таки продублировали основные принципы, предложенные Л. С. Фрид. В то же время авторы не разделили полностью взглядов Л. С. Фрид как по содержанию, так и по количеству принципов КПР. Однако в определении ряда принципов у них оказались те же недостатки, что и у Л. С. Фрид. В 1964 году выходит учебное пособие М. Н. Зеленецкого и Г. Г. Карпова «Основы культурного строительства», в котором авторы выдвинули новый вариант принципов КПР. Рассматривая принципы – 1) коммунистическая партийность и идейность; 2) неразрывная связь с жизнью, практикой социалистического и коммунистического строительства; 3) боевой, наступательный характер культурно-просветительной работы; 4) популярность и увлекательность; 5) организация культурно-просветительной работы на основе широкой самодеятельности и творческой инициативы масс (35, с. 51 – 55), – М. Н. Зеленецкий и Г. Г. Карпов предложили два новых принципа: боевой наступательный характер и популярность и увлекательность культурно-просветительной работы. Однако считать их принципами вряд ли целесообразно. Боевой наступательный характер культурно-просветительной работы – это качественная сторона воплощения принципа «коммунистическая партийность и идейность» в практической деятельности культурно-Просветительных учреждений, особенно в борьбе с буржуазной Идеологией. Неслучайно В. И. Ленин, выступая на Всероссийском совещании политпросветов 3 ноября 1920 года, говорил: «Наша основная задача состоит в том, между прочим, чтобы в противовес буржуазной «правде» противопоставить свою правду и заставить ее признать» (4а, с. 399). Что касается принципа «популярность и увлекательность культурно-просветительной работы», то его следует отнести к критериям качества культпросветработы, а не к его принципам. Принципы КПР рассмотрены в статье В. А. Мочалова «В. И. Ленин о задачах культурно-просветительной работы» (65). Автор Выделяет четыре принципа, которые будто бы были «сформулированы В. И. Лениным» – 1) ведение культурно-просветительной работы на основе марксистской идеологии; 2) опора на инициативу и самодеятельность масс; 3) тесная связь с нуждами производства, с жизнью; 4) использование лучших достижений мировой культуры, внимательное изучение и обобщение практики социалистического культурного строительства для использования пере- дового опыта. Анализируя материалы статьи и предложенные: Принципы, необходимо отметить, что, во-первых, В. И. Ленин не давал каких-либо определений принципов КПР, во-вторых, в теоретическом наследии В. И. Ленина нет специальных работ, посвященных этому вопросу. Изучение предложенных автором принципов свидетельствует, что если три первых принципа дублируют, хотя в менее удачной формулировке, уже известные принципы КПР, то четвертый – это новый принцип, впервые выдвигаемый автором. Однако это не принцип, а задача, которую должны выполнять методические учреждения культпросветработы. В 1967 году изданы три учебные программы, в каждой из которых выделена тема, раскрывающая принципы КПР «Программа курса «Культурно-просветительная работа», подготовленная преподавателями Высшей профсоюзной школы ВЦСПС (В настоящее время – Высшая профсоюзная школа культуры г. Ленинград), под общей редакцией И. Г. Шлёмиса предлагает семь принципов; 1) коммунистическая идейность и партийность; 2) действенный характер культурно-просветительной работы ее неразрывная связь с практикой коммунистического строительства; 3) боевой, наступательный характер культурно-просветительной работы ее непримиримость к буржуазной идеологии; 4) творческая инициатива и самодеятельность трудящихся в организации культурно-просветительной работы; 5) популярность и увлекательность 6) дифференцированный характер культурно-просветительной работы с различными слоями и группами населения; 7) учет национальной специфики культуры психологического склада и прогрессивных традиций социалистических наций (72, с 13 – 14) Составители программы для учащихся культурно-просветительных училищ «Организация и методика клубной работы» Н. Хаймович и А Филиппова выдвинули тоже семь принципов: 1) коммунистическая идейность и партийность; 2) неразрывная связь с жизнью с практикой коммунистического строительства; 3) боевой наступательный характер культурно-просветительной работы; 4) непримиримость к реакционной буржуазной идеологии; 5) дифференцированный подход к различным группам населения; 6) всемерное развитие самодеятельности и инициативы трудящихся; 7) многообразие средств и методов воздействия на людей (67, с 3 – 4) В «Клубоведении» в программе курса для студентов культурно-просветительных факультетов институтов культуры подготовленной преподавателями кафедр культурно-просветительной работы Московского и Ленинградского институтов культуры выделено тоже семь принципов: 1) коммунистическая идейность и партийность; 2) неразрывная связь культурно-просветительной работы с жизнью производственных коллективов с практикой коммунистического строительства; 3) конкретность оперативность и системность, ее наступательный боевой характер; 4) дифференцированный характер клубной работы среди различных групп населения на основе изучения условий труда и быта; возрастных и национальных особенностей производственных и культурных интересов рабочих колхозников интеллигенции и членов семей трудящихся; 5) сочетание массовости с индивидуальным подходом к людям, заботой о формировании и удовлетворении их личных духовных запросов и склонностей; 6) высокая требовательность к содержанию клубных мероприятий, их идейному, научному и художественному уровню; 7) общедоступность и всестороннее развитие культурной самодеятельности трудящихся (49, с. З – 4). В первой и второй программах все предложенные принципы КПР уже известны и встречались у других авторов, а недостатки, присущие им, анализировались нами выше. В программе по курсу «Клубоведение» выдвинуты три новых принципа: 1) конкретность, оперативность, системность; 2) сочетание массовости с индивидуальным подходом к людям, заботой о формировании и удовлетворении их личных духовных запросов и склонностей; 3) высокая требовательность к содержанию клубных мероприятий, их идейному, научному, художественному уровню. Однако, если первый «принцип» – это критерий качества культурно-просветительной работы, второй как бы продолжает развитие принципа дифференцированного подхода, то третий, на наш взгляд, является одно из главных задач, определяющих содержание деятельности культурно-просветительных учреждений. Следующая группа исследований 1968 – 1977 годов не вносит каких-либо изменений в сложившуюся структуру принципов КПР. Изменения в этой группе литературы касаются лишь количественной стороны, от 3-х до 11 принципов, их сочетания по содержанию и вариантам формулировок. Это исследования В. Носова,,(66), И. Г. Шлёмиса (104), М. Н. Зеленецкого (37 – 38), М. С. Андреевой, А. П. Виноградова, С. А. Пиналова, Г. И. Чернявского (10), Г. Г. Карпова (46 – 47), Н. А. Скударновой (82), В. М. Стриганова (42), С. А. Беляева и 3. А. Петровой (12), Н. Ф. Родиной (74 – 75), Л. Л. Тарасовой (87), Д. И. Гусева и Т. А. Ремизовой. (28), А. М. Филипповой (93), Б. Г. Комского (58). В этой группе литературы следует отметить раздел в учебном пособии «Культурно-просветительная работа» – «Принципы культурно-просветительной работы» (104), подготовленный И. Г. Шлёмисом. Среди принципов, предложенных автором, один принцип, вернее вторая его часть, выдвигается впервые – «принцип использования многообразных форм и методов воспитательной работы, обязательного сочетания идейно-политического воспитания трудящихся с организацией культурного отдыха, с удовлетворением их потребностей в разумных развлечениях» (104, с. 90). Думается, что включение этого принципа, т. е. второй его части – «обязательного сочетания идейно-политического воспитания трудящихся с организацией культурного отдыха и удовлетворением их потребностей в разумных развлечениях» – в число принципов КПР будет ошибочным. Во-первых, это не принцип, а требование к совершенствованию качества идейно-политического воспитания в практике деятельности культурно-просветительных учреждений, Во-вторых, внедрение в практику культурно-просветительной работы этого требования в 20 – 30-е годы вызвало к жизни целую группу форм под названием «политигры» (политбой, политаукцион, политрулетка, политудочка, политхоровод и др.), сутью которых было идейно-политическое воспитание через развлечение, игру. Такая практика приводила к упрощению, выхолащиванию и схематизму идейно-политического воспитания в культурно-просветительной работе и была осуждена ЦК ВКП(б) в 1934 году (31; 40). С 1977 года в культпросветской литературе начинается новый подход к изучению принципов КПР. Он вызван рядом обстоятельств. Во-первых, теория культурно-просветительной работы стала изучаться на стыке двух наук – педагогики и теории идеологической работы. Во-вторых, культурно-просветительную работу стали рассматривать не только как идеологическую, но и педагогическую деятельность. В-третьих, в научных исследованиях проблем культурно-просветительной работы постепенно стал устраняться недостаток, когда культурно-просветительную работу понимали, в большей степени, только как клубную деятельность, чем работу культурно-просветительных учреждений. В-четвертых, появился целый отряд научных работников, преимущественно в вузах культуры, по специальности «Культурно-просветительная работа». Среди исследований этого нового направления в первую очередь следует назвать работы Г. М. Бирженюка. В статье «Специфические принципы культурно-просветительной работы» (13), сделав краткий обзор литературы (50; 57; 77), определив понятие «принципы КПР» и место теории культурно-просветительной работы в системе наук – теории педагогики и теории идеологической работы, Г. М. Бирженюк переходит к рассмотрению принципов, Все рассматриваемые принципы КПР он делит на две группы. К первой группе автор относит принципы теории идеологической работы, имеющие универсальный характер, но не утратившие своего значения и для культурно-просветительной работы, – это принципы: 1) партийности и идейности; 2) боевого наступательного характера; 3) связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства; 4) дифференцированного подхода к массам. Ко второй группе отнесены специфические принципы, характерные только для культурно-просветительной работы, – это принципы: 1) комплексности; 2) самодеятельного характера деятельности людей в клубе; 3) ситуативности; 4) художественности. Рассмотрев классификацию по группам, Г. М. Бирженюк дает обоснование каждого принципа. Дальнейшее развитие принципов КПР мы находим в статье Г. М. Бирженюка «Преломление общеидеологических, общепедагогических принципов в идейно-воспитательной работе клубных учреждений» (14) опубликованной в 1978 году. В данной работе автор рассматривает уже не два, а три вида принципов КПР общеидеологические и общепедагогические (одна группа} и специфические принципы – вторая группа. В первую группу вошли принципы: 1) коммунистическая партийность и идейность; 2) научность 3) комплексность; 4) дифференцированного подхода; 5) гуманистической направленности; 6) коллективизма; 7) последовательности и систематичности; 8) единства просвещения и идейно-нравственной закалки; 9) связи с жизнью и практикой коммунистического строительства. Во вторую группу специфических принципов отнесены – 1) добровольное участие в социально-культурной деятельности; 2) развитие общественной инициативы и самодеятельности масс; 3) обеспечение соответствия содержания и форм работы по уровню духовного развития личности; 4) единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение; 5) эстетизация досуга. Делая заключение по указанным принципам, автор утверждает, что «каждый из принципов и вся система в целом пронизывает деятельность любого института культурно-просветительной работы и проявляется в характерных для него массовых, групповых и индивидуальных формах работы» (14 с. 107). Анализ принципов выдвинутых Г М Бирженюком в статьях, свидетельствует о том что предложенная система принципов КПР интересна и перспективна, однако, предлагая второй вариант системы автор почти не обосновывает ни общеидеологических, ни общепедагогических ни специфических принципов. Странным на наш взгляд, выглядит то, что принцип комплексности, изложенный как специфический принцип в первой статье, без обоснования становится общеидеологическим во второй статье. Специфический принцип ситуативности обоснованию которого в первой статье посвящено три страницы, во второй статье не упоминается. Принципы – научности гуманистичности коллективизма, последовательности, систематичности единства просвещения и идейно-нравственной закалки представленные как общеидеологические и педагогические; и специфические принципы: добровольного участия в социально-культурной деятельности обеспечения соответствия содержания и форм работы интересам и уровню духовного развития личности единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание и чувства, на поведение – не получили никакого обоснования. Причины замены принципа художественности принципом эстетизации досуга неизвестны. Это очевидно можно объяснить лишь регламентированным объемом статьи рамки которой не позволили дать развернутое обоснование. Надо отметить что в автореферате диссертации Г.М. Бирженюка обоснование специфических принципов дано более детально (15). Дальнейшее развитие системы принципов дано в работе М.А. Ариарского. Разрабатывая программу курса «Культурно-просветительная работа (11) для студентов отделения «Методист-организатор культурно-просветительной работы», М.А. Ариарский углубляет систему принципов КПР, четко разделяя общеидеологические, педагогические и специфические принципы. В число общеидеологических принципов включены: 1) принцип партийности и идейности; 2) научности; 3) комплексности; 4) дифференцированности; 5) связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства. В число педагогических принципов отнесены: 1) принцип гуманистической направленности; 2) коллективизма; 3) преемственности; 4) систематичности и последовательности; 5) единства просвещения и идейно-нравственной закалки путем включения в социально-мотивированную деятельность. Специфические принципы: 1) добровольности; 2) общедоступности социально-культурной деятельности; 3) развития общественной инициативы и самодеятельности; 4) дополнения и обогащения духовных ценностей, усваиваемых личностью в сферах социальной жизни; 5) обеспечения соответствия содержания и форм культурно-просветительной работы интересам и уровню духовного развития личности; 6) единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение; 7) эстетизация досуга (11, с. 258 – 261). Взяв за основу систему принципов КПР, предложенную Г.М. Бирженюком, М.А. Ариарский расширяет ее рамки. В число педагогических принципов он включает принцип преемственности, а в число специфических принципов – принцип общедоступности социально-культурной деятельности и принцип дополнения и обогащения духовных ценностей, усваиваемых личностью в различных сферах социальной жизни. Однако разработанная Г.М. Бирженюком система принципов и углубленная М.А. Ариарским не нашла отражения в учебном пособии «Клубоведение», изданном в 1980 году. В разделе, посвященном принципам КПР, который написан Д.М. Генкиным и М.А. Ариарским, авторы отказались от структуры принципов, определенных в 1977 году, т.е. общеидеологических, педагогических и специфических, а назвали 9 принципов из 17 в единой группе, дав им обоснование. Это принципы – 1) коммунистическая идейность и партийность; 2) научность; 3) комплексность; 4) дифференцированный подход к различным группам населения; 5) связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства; 6) гуманистическая направленность; 7) коллективизм; 8) последовательность и систематичность; 9) единство просвещения и идейно-политического воспитания (27). В 1981 году издана программа по курсу «Клубоведение» для институтов культуры и искусств, подготовленная А.Г. Соломоником и К.К. Овшиным. Разрабатывая раздел о принципах КПР, авторы частично разделяют систему принципов, предложенную Г.М. Биржёнюком и М.А. Ариарским. Однако, определяя общеидеологические принципы – 1) партийность и идейность; 2) научность; 3) комплексность; 4) дифференцированный подход к различным группам населения; 5) злободневность; 6) оперативный наступательный характер; 7) связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства – и специфические принципы – 1) добровольность; 2) общедоступность социально-культурной деятельности; 3) опора на общественную инициативу и самодеятельность; 4) учет интересов и запросов населения в сфере свободного времени (52, с. 17 – 18), авторы отказались от педагогических принципов. Важной работой, имеющей практический вклад в развитие теории культурно-просветительной работы, являются «Основные понятия теории культурно-просветительной работы», подготовленная М.А. Ариарским под научной редакцией Д.М. Генкина в 1981 году (68) как материал для обсуждения на Координационном совете Министерства культуры СССР. Исследование важно, в первую очередь, в том плане, что «утверждение единых исходных терминов выступает ныне как актуальнейшее и непреложное требование теории культурно-просветительной работы, дальнейшее развитие и утверждение которой находится в прямой зависимости от того, насколько органично ее понятийный аппарат отразит современнее понимание этой формы духовной жизни зрелого социализма» (68, с. 3). Среди основных понятий теории культурно-просветительной работы в исследовании выделены и принципы КПР, в основу которых положена система принципов, разработанная в материалах Г. М. Бирженюка и М. А. Ариарского. Однако в предлагаемую систему внесены существенные изменения во все три группы принципов. Во-первых, дано определение общеидеологических принципов и откорректировано количество и содержание самих.принципов. Общеидеологические принципы,обуславливающие направленность и идейно-тематический уровень содержания культурно-просветительной работы, включают: 1) принцип коммунистической партийности и идейности; 2) принцип научности; 3) принцип связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства; Общепедагогические принципы, предопределяющие методику отбора средств, методов и форм воспитательного воздействия и обеспечивающие эффективность культурно-просветительного процесса, включают: 1) принцип комплексности; 2) принцип дифференцированного подхода к объекту воздействия; 3) принцип преемственности, последовательности и систематичности; 4) принцип единства просвещения и включения личности в социально-мотивированную деятельность. Специфические принципы, отражающие особенности социально-культурной деятельности масс в условиях свободного времени, включают: 1) принцип добровольности и общедоступности участия в социально-культурной деятельности; 2) принцип развития общественной инициативы и самодеятельности; 3) принцип дополнения и обогащения духовных ценностей, усваиваемых личностью в различных сферах социальной жизни; 4) принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, поведение, чувства; 5) принцип эстетизации досуга (68, с. 7). Данная система принципов КПР легла в основу принципов, изложенных в программе «Культурно-просветительная работа» (59) 1985 года, подготовленной М. А. Ариарским и В. С. Аксеновым. Структура, названия разделов, основные принципы, разработанные Г. М. Биржёнюком и М. А. Ариарским, легли в основу принципов КПР, предложенных Ю. Д. Красильниковым в работе «Основы теории культурно-просветительной работы» (56, с. 23 – 31), а также Е. Я. Зазерским в работе «Требования времени» (33, с. 22 – 39). Анализируя систему принципов КПР, изложенных в работах Г. М. Бирженюка, М. А. Ариарского, Ю. Д. Красильникова, необходимо отметить, что, если идеологические принципы выражают основополагающие, исходные положения теории культурно-просветительной работы, то педагогические и специфические принципы ориентируют главным образом на деятельность клубных учреждений. Неслучайно в статьях Г. М. Бирженюка все обоснование педагогических и специфических принципов дано на материалах деятельности клуба. Ряд исследователей – А. В. Воронцов (25), С. А. Пиналов, Г. И, Чернявский, А. П. Виноградов (71), А. М. Филиппов и Н. П. Хаймович (53) – в работах 1978 – 1983 гг., раскрывающих принципы КПР, после разработки системы принципов в 1977 году, не взяли ее к себе для руководства, а разрабатывали, как правило, общеидеологические принципы КПР. Однако методика разработки и структура предложенных принципов позволяют другим авторам использовать данную систему для развития и совершенствования, Вторая группа литературы посвящена исследованию отдельных принципов КПР. Д. М. Генкин (26), рассматривая ленинские идеи о специфике культурно-просветительной работы, частично раскрывает принцип партийности и идейности. Принцип партийности и политическое воспитание работников культурно-просветительных учреждений исследуются в статьях П. В. Шумакова (106) и Б, И. Рашраговича (73). Л. И. Татарчук (89) выявляет ленинские принципы культурного шефства, В. П. Догаев (29) и Е. И. Смирнова (83) исследуют основные принципы дифференцированного подхода в культурно-просветительной работе. А. 3. Свердлов (81) рассмотрел пути осуществления ленинского принципа демокра-, тизации культуры средствами культурно-просветительной работы. ПРИНЦИПЫ КЛУБНОЙ РАБОТЫ. Третью группу литературы составляют исследования, рассматривающие принципы клубной работы. С одной стороны, это учебные пособия по клубному делу и клубоведению и статьи, в которых имеются разделы, посвященные принципам клубной работы, а с другой – это исследования, раскрывающие один какой-либо принцип. Все указанные материалы охватывают период с 1964 по 1984 г. В учебных пособиях М. Н. Зеленецкого (36, с. 17 – 18, 24 – 29), А. В. Сасыхова и Ю. А. Стрельцова (77, с. 16 – 17), И. Г. Шлёмиса (105), Ю. А. Стрельцова (86, с. 21 – 23) рассматриваются принципы клубной работы: 1) коммунистическая партийность и идейность; 2) неразрывная связь культурно-просветительной работы с практикой коммунистического строительства; 3) построение культурно-просветительной работы на основе творческой инициативы и самодеятельности масс; 4) организация культурно-просветительной работы в соответствии с прогрессивными традициями и особенностями национальной культуры народов СССР; 5) дифференцированный подход к различным группам населения; 6) практическая реализация партийных указаний: дойти до ума и сердца каждого; 7) боевой, наступательный характер культурно-просветительной работы; 8) целостность и всесторонность. Анализ указанных разделов работ и принципов «клубной работы» свидетельствует о том, что здесь фактически изложены принципы культурно-просветительной работы, которые уже изучены в литературе. Надо отметить, что ни в одной из указанных работ авторы не акцентируют внимание на том, что принципы КПР, общеидеологические или общепедагогические, распространяются и на деятельность клубных учреждений. Авторы просто назвали принципы культурно-просветительной работы принципами клубной работы. Произошла механическая подмена понятий. Никаких особых принципов клубной работы не выявлено, хотя авторы и назвали свои разделы в учебных пособиях «принципы клубной работы», или «принципы воспитания». Вопрос о принципах клубной деятельности рассмотрен в работе Н. Ф. Максютина «Общественное значение и основные социальные функции клуба» (62) Учитывая что в вопросе о принципах нет единства, Н Ф Максютин считает, что «в интересах упорядочения вопроса о принципах клуба разумно взять за основу принципы социального управления, частным моментом которого является коммунистическое воспитание». Они в полной мере относятся и к клубу, являющемуся инструментом управления деятельности людей в условиях досуга» (62 с. 44) Исходя из принципов социального управления автор и определяет принципы клубной работы. Это – 1) научность- 2) демократизм; 3) сочетание интересов личности и коллектива; 4) партийность и партийное руководство (62, с. 44 – 45). Однако вряд ли такой подход можно считать целесообразным: Во-первых, клубная работа – это деятельность идеологическая В этом направлении на нее распространяются принципы идеологической работы. Во-вторых, клубный процесс – это педагогический процесс, который руководствуется педагогическими принципами. В-третьих, нецелесообразно механически переносить принципы из одной науки в другую Среди исследователей этой группы выделяется работа М. М Шибаевой (99). М. М. Шибаева предлагает следующие принципы; 1) коммунистическая целенаправленность организуемых действий; 2) конкретность; 3) гуманизм; 4) коллективизм; 5) интерес и необходимое разнообразие; 6) дифференцированный подход к массам; 7) опора на активность и самодеятельность объекта воспитания; 8) воспитание в деятельности; 9) сочетание разумного и эмоционального в работе с клубными посетителями; 10) систематичность и комплексность. Утверждая приведенную систему принципов М. М. Шибаева пишет что «для клубной практики наиболее целесообразна и приемлема такая система принципов воспитательной работы, которая базируется на единстве и взаимосвязи принципов характеризующих общественно-политическую направленность процесса коммунистического воспитания и принципов, раскрывающих его методическую инструментовку» (99 с. 162) Считаем что подобное смешение принципов неправомерно, так как принципы есть основополагающие исходные положения культурно-просветительной работы а не принципы «методической инструментовки». Такая подмена понятий приводит естественно к нивелировке принципов культурно-просветительной работы Изучение принципов клубной работы приобрело особую актуальность в связи с обсуждением теоретических проблем клубоведения на страницах журнала «Культурно-просветительная работа» начатым В. Е. Триодиным его статьей «Размышляя о предмете клубоведения» (Культурно-просветительная работа. – 1980. – № З. – с. 11 – 14). В. Е. Триодин отмечает, что «бывает так, выводы других наук механически переносятся исследователями на клуб...в результате клубная работа теряет свою определенность». Это касается и разработки вопроса о принципах клубной работы. Продолжая развитие проблемы, поднятой В. Е. Триодиным, А. В. Сасыхов в статье «В чьи «костюмы» облачается клубоведение?» (Культурно-просветительная работа. – 1980. – № 5. – с. 41 – 43), отмечал, что вопрос о методологических принципах клубоведения затянулся, а это снижает эффективность исследовательской работы. Он пишет, что, наряду с общими принципами, клубоведение должно иметь свои специфические принципы, и предлагает, в порядке обсуждения, рассмотреть следующие принципы: 1) принцип деятельного подхода ко всем участникам клубного процесса; 2) принцип взаимопревращения объекта и субъекта, формирующего влияния; 3) принцип прогнозирующей ориентации исследований. Ю. А. Стрельцов в статье «Что изучает клубоведение?» (Культурно-просветительная работа. – 1980. – № 6. – с. 29 – 31), продолжая развитие начатой темы, пишет, что «в учебной и научной литературе разные авторы трактуют клубоведческие принципы весьма произвольно: налицо большой разнобой в определении числа «узлов», имеющих право на собственные принципы, в количестве принципов в каждом из этих узлов, в соотношении между общими и частными принципами и т. д.». Анализируя процесс развития принципов, он пишет: «Нельзя не отметить, что сама система клубоведческих принципов складывалась очень своеобразно. Сюда брали наряду с собственными построениями что-то из общих принципов агитации и пропаганды, принципов дидактики и т. д. Последние слегка адаптировались и смело выдавались за чисто клубоведческие принципы. В целом их накопилось не так уж мало, однако по-настоящему научно обоснованного комплекса принципов мы пока не имеем. Традиционная обойма принципов требует сегодня определенной модернизации». В число принципов клубоведения он предлагает включить «принцип направленности клубной работы на всестороннее и гармоническое развитие личности» и считать его ведущим принципом всей современной культурно-просветительной работы. А. Зотиков, продолжая обсуждение теоретических проблем клубоведения, в статье «Педагогика клуба» (Культ.-просвет, работа. – 1981. – №5. – с. 20 – 22) в развитие методологических принципов клубоведения, названных А. В. Сасыховым, предлагает в качестве основополагающих принципов клубной работы добавить: 1) принцип добровольного участия во всех видах самодеятельного творчества; 2) принцип самодеятельности и инициативы в общественно-политическом, культурно-массовом, художественном и техническом творчестве трудящихся; 3) принцип универсальности, гибкости, многогранности и видозаменяемости форм и методов клубной работы, отражающий диалектическое развитие и совершенствование содержания и форм работы клуба; 4) принцип органической связи клубной работы с политическими и хозяйственными задачами коммунистического строительства. Анализ изложенных точек зрения и принципов клубной работы со всей очевидностью подтверждает правильность суждений В. Е. Триодина и Ю. А. Стрельцова о том, что заимствованные положения других наук не всегда совпадают с предметом клубоведения и учитываются исследователями при рассмотрении тех или иных его узловых проблем, в том числе и принципов, а многократное повторение различными авторами достигнутого, хотя и очень важного, не делает теорию стройнее и глубже. Ряд исследований посвящен раскрытию отдельных принципов в практике клубной работы. В трудах А. Г. Соломоника (85), В. 3. Дуликова (30), М. М. Любомирова (61), Г. И. Фроловой (96 – 97), С. С. Матыны (63), И. Ф. Петрова (70), Л. И. Козловской (54), К. Каршай (48) рассмотрен принцип дифференциро
|