Типы социальной защитыПринципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и социальной взаимопомощи: Три вида защиты: 1. Запрет 2. Мораторий(ограничение) 3. Компенсирование 4. Нет самозащиты
ЗАЩИЩЁННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - одна из важнейших ценностей, форм при-частности субъекта (гра-жданина, общности, социальной группы) к обществу как к среде, благоприятной для обеспечения его (субъекта) положения и достижения его (субъекта) интересов. Социальная защищённость есть необходимая и достаточная мера устойчиво-сти общественного положения, обеспеченная общественным порядком, в котором субъ-екты могут реально опираться на общественный строй (власти, институты, взаимодей-ствие субъектов гражданского общества) при выдвижении и отстаивании своих интере-сов, при формировании, отстаивании и улучшении своего положения в обществе. Общество является средой жизни для человека, его семьи, для любой социальной группы и общности. Они непременно оценивают благоприятность или неблагоприятность условий своей жизни в данном конкретном обществе. То, чем люди дорожат в обществе как в среде своей жизни, называется ценностями. А то в обществе, что осо-знаётся людьми как неблагоприятное для жизни, образует причины (факторы) отчуждённости че-ловека (семьи, социальной группы) от общества. Для ценностей (а социальная защищён-ность - одна из них) характерно непосредственное (прямое) оценочное отношение субъ-екта к обществу в целом. Социальная защищённость выступает поэтому как положитель-ная социально-психологическая оценка социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Регулярная деятельность (функция) общества (включая государство и иные субъ-екты общества) по обеспечению необходимой и достаточной (общественно нормальной) социальной защищённости называется социальной защитой (см. Защита социальная). Поддержание социальной защищённости на необходимом и достаточном уровне являет-ся критерием эффективности социальной защиты. Социальная защищённость - объективная социально-психологическая категория, поскольку, во-первых, представляет собою массово распространённую оценку обще-ственных условий жизни и, во-вторых, формируется на базе конкретно-исторической со-циокультуры (то есть отражает тот уровень цивилизованности, развитости, который до-стигнут обществом и устойчиво им воспроизводится на собственной основе). Понимаемая в этом смысле объективность социальной защищённости определяет, что именно необ-ходимо и достаточно в данном обществе и для данной социальной группы, чтобы соци-альная защищённость была в пределах общественно нормальных характеристик (См. Нормальное). Она же позволяет определить и меру нарушения этих пределов, а тем са-мым - и меру разрушения социальной защищённости как ценности. Учёт социокультурных факторов (и ценностей) является непременным условием программирования, планирования и осуществления социально эффективных преобразо-ваний в обществе и экономике. Любые преобразования, а особенно радикальные (корен-ные) изменяют состав и интенсивность социальных рисков (см. Риски социальные). По-являются новые социальные риски. Это требует своевременных и достаточных корректи-ровок в системе социальной защиты, в противном случае нарушается социальная защи-щённость и новые обстоятельства жизни в обществе воспринимаются как неблагоприят-ные, порождают отчуждение от общества людей, их общностей и социальных групп. Примером разрушения социальной защищённости многих социальных групп могут быть последствия шоковых реформ в России в 1990-е годы (см. Непопулярные меры). Социальные риски обвально возросли, а социальная защита не только не укрепилась со-ответственно, но и в значительной мере была разрушена. В итоге произошла массовая деградация населения (оценённая Государственной Думой ФС РФ в мае 1999 как геноцид населения). Не случайно поэтому проблема ценностей была названа приоритетной и за-дающей для разработки стратегии социально-экономического развития на длительную перспективу, призванной нормализовать положение и возродить экономическое и соци-альное развитие страны. Разрушительные последствия шоковых реформ заставляют извлечь ряд уроков относительно трансформации социальной защищённости: 1. Неверно довольно распространённое представление, будто всякое крупное преобразование неизбежно понижает или разрушает (хотя бы временно) социальную за-щищённость большинства населения. Это неверное представление отливается в форму-лу “Социальный прогресс требует жертв”. Разрушает не само по себе прогрессивное преобразование, а антигуманные спо-собы его осуществления. 2. При переходе от тоталитаризма к демократии (даже к наименее выгодной для большинства буржуазной демократии и капитализму) в принципе возможно немедленное повышение уровня социальной защищённости. Свойственный капитализму тип социаль-ной защищённости имеет свои ограниченности, но обладает в сравнении с тоталитарным её типом несомненными преимуществами. Преимущества могут быть реализованы лишь при высокой социально-политической активизации народных масс в борьбе с тоталита-ризмом, при совершении демократической революции и проведении переходных реформ. Шоковая модель реформ погасила в России активность масс. 3. Опыт шоковых реформ в России продемонстрировал бесплодность (и даже вредность) того легковесного подхода к оценке тоталитарной модели социальной защи-щённости и к возможным способам её замены, который свойствен буржуазному радика-лизму (радикальному либерализму). Тоталитарная модель очень привычна и очень удобна для широких слоёв насе-ления, жестоко эксплуатировавшегося номенклатурой и её тоталитарным режимом. Это не парадокс, а закономерность, обнаруживаемая в переходных состояниях. Уходящий эксплуататорский строй за время своего существования так формирует эксплуатируемые классы (касты, социальные группы), что по крайней мере значительная часть эксплуати- руемой массы усваивает и воспринимает свое социальное положение как естественное, справедливое, а отдельные привычные параметры своего угнетённого положения вос-принимает как ценности. Сознание эксплуатируемых социальных групп обычно лишено собственной идеологии, оно кашеобразно и отрывочно, беззащитно перед демагогией эксплуататоров. Поэтому-то часть рабов сознательно защищала рабство, часть крепост-ных страшилась отмены крепостного права, а часть советских людей дорожила уходящей тоталитарной системой (если и не в целом, то многими её житейски привычными и жи-тейски полезными элементами). Толковое и эффективное создание новой системы социальной защищённости предполагает, что центр внимания и главное направление практических усилий - не раз-рушение старой тоталитарной системы социальной защищённости, а создание новой жизнеспособной системы, под напором которой отступала бы и становилась ненужной старая, тоталитарная система. Корень жизнеспособности новой системы, дающий ей в перспективе полную побе-ду над старой, - многосубъектность социальной защиты и правовая государственная форма защиты социального положения (см. Защита социальная).
21. Социальная защищённость. ЗАЩИЩЁННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - одна из важнейших ценностей, форм причастности субъекта (гра-жданина, общности, социальной группы) к обществу как к среде, благоприятной для обеспечения его (субъекта) положения и достижения его (субъекта) интересов. Социальная защищённость есть необходимая и достаточная мера устойчивости общественного положения, обеспеченная общественным порядком, в котором субъекты могут реально опираться на общественный строй (власти, институты, взаимодействие субъектов гражданского общества) при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании, отстаивании и улучшении своего положения в обществе. Общество является средой жизни для человека, его семьи, для любой социальной группы и общности. Они непременно оценивают благоприятность или неблагоприятность условий своей жизни в данном конкретном обществе. То, чем люди дорожат в обществе как в среде своей жизни, называется ценностями. А то в обществе, что осо-знаётся людьми как неблагоприятное для жизни, образует причины (факторы) отчуждённости человека (семьи, социальной группы) от общества. Для ценностей (а социальная защищённость - одна из них) характерно непосредственное (прямое) оценочное отношение субъекта к обществу в целом. Социальная защищённость выступает поэтому как положительная социально-психологическая оценка социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Регулярная деятельность (функция) общества (включая государство и иные субъекты общества) по обеспечению необходимой и достаточной (общественно нормальной) социальной защищённости называется социальной защитой (см. Защита социальная). Поддержание социальной защищённости на необходимом и достаточном уровне является критерием эффективности социальной защиты. Социальная защищённость - объективная социально-психологическая категория, поскольку, во-первых, представляет собою массово распространённую оценку общественных условий жизни и, во-вторых, формируется на базе конкретно-исторической социокультуры (то есть отражает тот уровень цивилизованности, развитости, который достигнут обществом и устойчиво им воспроизводится на собственной основе). Понимаемая в этом смысле объективность социальной защищённости определяет, что именно необходимо и достаточно в данном обществе и для данной социальной группы, чтобы социальная защищённость была в пределах общественно нормальных характеристик (См. Нормальное). Она же позволяет определить и меру нарушения этих пределов, а тем самым - и меру разрушения социальной защищённости как ценности. Учёт социокультурных факторов (и ценностей) является непременным условием программирования, планирования и осуществления социально эффективных преобразований в обществе и экономике. Любые преобразования, а особенно радикальные (коренные) изменяют состав и интенсивность социальных рисков (см. Риски социальные). Появляются новые социальные риски. Это требует своевременных и достаточных корректировок в системе социальной защиты, в противном случае нарушается социальная защищённость и новые обстоятельства жизни в обществе воспринимаются как неблагоприятные, порождают отчуждение от общества людей, их общностей и социальных групп. Примером разрушения социальной защищённости многих социальных групп могут быть последствия шоковых реформ в России в 1990-е годы (см. Непопулярные меры). Социальные риски обвально возросли, а социальная защита не только не укрепилась соответственно, но и в значительной мере была разрушена. В итоге произошла массовая деградация населения (оценённая Государственной Думой ФС РФ в мае 1999 как геноцид населения). Не случайно поэтому проблема ценностей была названа приоритетной и задающей для разработки стратегии социально-экономического развития на длительную перспективу, призванной нормализовать положение и возродить экономическое и социальное развитие страны. Разрушительные последствия шоковых реформ заставляют извлечь ряд уроков относительно трансформации социальной защищённости: 1. Неверно довольно распространённое представление, будто всякое крупное преобразование неизбежно понижает или разрушает (хотя бы временно) социальную защищённость большинства населения. Это неверное представление отливается в формулу “Социальный прогресс требует жертв”. Разрушает не само по себе прогрессивное преобразование, а антигуманные способы его осуществления. 2. При переходе от тоталитаризма к демократии (даже к наименее выгодной для большинства буржуазной демократии и капитализму) в принципе возможно немедленное повышение уровня социальной защищённости. Свойственный капитализму тип социальной защищённости имеет свои ограниченности, но обладает в сравнении с тоталитарным её типом несомненными преимуществами. Преимущества могут быть реализованы лишь при высокой социально-политической активизации народных масс в борьбе с тоталитаризмом, при совершении демократической революции и проведении переходных реформ. Шоковая модель реформ погасила в России активность масс. 3. Опыт шоковых реформ в России продемонстрировал бесплодность (и даже вредность) того легковесного подхода к оценке тоталитарной модели социальной защищённости и к возможным способам её замены, который свойствен буржуазному радикализму (радикальному либерализму). Тоталитарная модель очень привычна и очень удобна для широких слоёв населения, жестоко эксплуатировавшегося номенклатурой и её тоталитарным режимом. Это не парадокс, а закономерность, обнаруживаемая в переходных состояниях. Уходящий эксплуататорский строй за время своего существования так формирует эксплуатируемые классы (касты, социальные группы), что по крайней мере значительная часть эксплуатируемой массы усваивает и воспринимает свое социальное положение как естественное, справедливое, а отдельные привычные параметры своего угнетённого положения воспринимает как ценности. Сознание эксплуатируемых социальных групп обычно лишено собственной идеологии, оно кашеобразно и отрывочно, беззащитно перед демагогией эксплуататоров. Поэтому-то часть рабов сознательно защищала рабство, часть крепостных страшилась отмены крепостного права, а часть советских людей дорожила уходящей тоталитарной системой (если и не в целом, то многими её житейски привычными и житейски полезными элементами). Толковое и эффективное создание новой системы социальной защищённости предполагает, что центр внимания и главное направление практических усилий - не разрушение старой тоталитарной системы социальной защищённости, а создание новой жизнеспособной системы, под напором которой отступала бы и становилась ненужной старая, тоталитарная система. Корень жизнеспособности новой системы, дающий ей в перспективе полную победу над старой, - многосубъектность социальной защиты и правовая государственная форма защиты социального положения (см. Защита социальная).
|