Студопедия — Своих современников
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Своих современников






-После Второй мировой войны консервативная идеология приобретает новые формы.

Предпринимается попытка обосновать третий путь, отличный от либерализма и социализма, а именно: соединение старых ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустиральной эпохи (творческий труд уникальность личности, ускоренное развитие

нерыночной сферы - культуры, образования). Рассматривается проблема участия в управлении

предприятиями как средство преодоления отчуждения труда. Формируются различные разновидности консерватизма: технократические,- традиционалистские, христианско-католические, реформистские, радикалистские, рейганизм в США, тэТчеризм в Великобритании и т.д. Эти направления отличаются по риторике, расходясь в основном по каким-либо аспектам.

 

№29 Политико-философские основания современного либерализма

 

Классический либерализм возник в XVII в. как идеология буржуазии, окончательно сформировался к середине XIX в. Опираясь на доктрину «правового государства» Дж. Локка и идею Милля, согласно которой человек лучше любого правительства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии боролись за свободу от социального контроля государства, от различных ограничений (например, они выступали за отмену сословных привилегий и наследственной власти).

Понимание свободы в либерализме индивидуалистично: либералы в своих рассуждениях исходили не из общества, а из индивида, для них личность всегда выше какой бы то ни было группы или общности. Среди всех свобод для либералов на первом месте — свобода экономическая, свобода предпринимательства.

- В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформулированы

А. Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициативы.

Будучи сторонниками естественного права (все люди равны от рождения) либералы считали, что

права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулируют развитие производительных сил, политической демократии.

 

- Идеологию современного либерализма можно рассматривать

в свете различных вариантов классификаций. В иерархическом плане либерализм распадается на: а) академический, представленный трудами политических философов, теоретиков, экономистов; б) «вульгарный либерализм», как совокупность «общих мест», постоянно встречающихся в газетной и журнальной публицистике, памфлетах и многочисленных телепередачах.

По сферам применения либерализм различается на экономический, ориентированный на

экономические модели общественного регулирования; политический, относящийся к сфере

политической жизни, ориентированный на обсуждение политического плюрализма и демократии;

нравственный, или моральный, выступающий за терпимость и свободу стилей жизни и поведения.

 

- Академический либерализм разделяется на два важнейших направления. Либертаристский либерализм отстаивает принцип «нулевого государства». Основные теоретические основы этого направления были разработаны в книге Р. Нозика «Анархия, государство и утопия» (1974). Другим ведущим направлением является утилитаристский либерализм.

-Связь между либертаристским и утилитаристским направлениями обеспечивают экономические

теории, в которых доказывается, что экономика, основанная на свободном обмене, удовлетворяет

требованию, называемому «критерием Парето». Это критерий эффективности, устанавливаемый

путем ссылки на этический принцип счастья индивида. В соответствии с этим принципом, состояние общества удовлетворяет критерию Парето, если в любом другом возможном обществе человек оказывается менее состоятельным, считает себя менее счастливым и т.д. Для либертаристов такое качество жизни является непосредственным следствием свободы обмена. С точки зрения либералов-утилитаристов свобода обмена и сама рыночная система нуждается в дополнительных средствах защиты. При таком подходе свобода рассматривается не как конечная цель, но лишь как средство для эффективного действия, следствием которого является благополучие материальное и душевное

 

- Д. Роулз — автор работы «Теория справедливости»,

оказавшей большое воздействие на либеральную мысль второй половины XX в., придерживается,

скорее, классических позиций в духе теории «минимального государства», настаивая на том, чтобы распределение доходов и богатства было направлено на П0'| лучение преимуществ всеми индивидами. Из этого требования, по Роулзу, вытекает не только принцип равного доступа всех граждан к государственным должностям, но и поддержание социального и экономического неравенства «к выгоде всех».

 

№30 Понятия и концепции власти в современной политической философии

Власть - это центральная категория всех политических текстов. До сих пор не существует сколько-

нибудь связанного определения власти в рамках философского политического анализа. Феномен

власти очень таинственен. Корни и причины этого парадокса в реальной жизни лежат в теологии.

 

-Почему власть в конце 19, нач 20 века с трудом подвергалась интерпретации? Здесь виновата

идеологич вообще и либеральная интерпретация власти в частности. Либеральная традиция

(минимальное участие гос-ва) (раб. Нозика "Анархия. Государство и Утопия") политчисекой власти сформировала в европейском и американском сознании идею негативной власти. Власть

рассматривается сквозь призму подчинения насилию, даже если оно легитимное. Власть вообще

подменяется государственной властью. Власть воспринимается в либеральной традиции

преимущественнов ее институционально-функциональном аспекте, и, как следствие, власть

противопоставляется человеку и его неотчуждаемым правам.

 

-Работа Гоббса (Власть - Левиафан, с которой человеку необходимо вести перманентную борьбу. Сосуществование Лефиафана и человека заключается в принуждении и насилии. Именно такой подход и привел к соответсвующему определению государства у Гоббса - гос-во - это то чел сообщество, которое внутри определенной...претендует на насилие, ибо для нашего времени характерно, что насилие приписывается другим настолько насколько гос-во его допускает

 

- Впервые в 50-е годы Парсонс предложил определение власти как символического посредника. В 60-е годы Истон использовал это понятием оно было усовершенствовано как в области социологических теорий, так и в области общей теории коммуникации., так и в сфере международной теории с Дойчем. Дойч предложил кибернетический

вариант системной теории власти. Это полная противоположность трактовки власти с точки зрения антропологической теории власти, которая заняла очень прочные позиции в 70-е, 80-е годы.

 

№31 Концепция власти в политической философии Арент

 

У Арендт возникает вопрос:

Как можно определить ту сферу или тот феномен, когда мы говорим о власти. Можно ли например говорить о власти отца над детьми, или о власти грабителя, который заставляет

жертву под дулом пистолета отдать кошелек? По Арендт нельзя, поскольку речь в этих случаях идет о неполитических формах власти. Философа же должна интересовать политическая форма власти.

-Политическая власть рассматривается в строгом противопоставлении государственной. Аренд

отличает ее конкретность в этом вопросе. она гооврит, что некорректно вообще говорить о таком

словосочетании, как государственная власть. Это нелогично и не соответсвует тем принципам,

которые она пытается обосновать. Это означает, что государственной власти в реальности не

существует. Словосочетание государственная власть вносить только терминологическую путаницу в политическую науку, преграждая нам путь к пониманию природы политической власти. Когда мы говорим о легитимной госуартсвенной власти, то под этим мы понимаем ограниченное и институционализированное насилие.

 

- Она использует в своей знаменитой книге своеобразный подход к понятию насилия. Чтобы понять, что такое насилие, его сущность и основание, чтобы в дальнейшем попытаться сопоставить его с понятием "политической власти". Она пишет, что существцует мнение, что власть и насилие – это одно и то же или что насилие - это демонстрация власти. Это не так. Арендт ссылается на Дж. Саррея, который в своей знаменитой работе "Размышления о насилии" говорил. что проблема насилия все еще очень туманна. Она не поддается соотвествующему определению.

Существует две формы насилия. 1) Физическое насилие

2) Опосредованно-ограниченное насилие, то есть институционализированное. Военное насилие

Арендт относит к физическому, котоое не допустимо в политичсеком сообществе, так как сам факт существования сообщества исключает применения физической силы. В политичсеком сообществе нет места насилию.

Об этом писал еще Ленин, о том, что в социалистическом сообществе насилие невозможно, поскольку если возникнет драка, то стороны тут же растащат какие-нибудь добрые люди.)

 

- Арендт поставила под сомнение классическую постановку вопроса о власти, согласно которой власть представляет собой совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими интересами.Арендт заявила, что в современных условиях общественно-политического развития, говоря о власти,

задаваться вопросом " кто кем управляет", по меньшей мере, не правильно. Власть не есть

собственность индивидуума, но находится в полном соответствии с человеческой способностью не просто действовать, а действовать совместно, а потому традиционный анализ институтов государства не только не исчерпывает область существования и функционирования власти, но и не затрагивает самую суть ее, динамику властных отношений.

 

№32 Философско-антропологическое обоснование политической власти (бубер и фуко)

Полит.власть представляет собой продолжение способностей, характеризующих человека могущего. В этом смысле раскрывается антропологическое понимание власти.

Философская антропология – акцент на человеческом антагонизме (греч. вражда, соперничество,

неприязнь, противодействие, нелюбовь, недоброжелательство.)

 

-М. Бубер определяет власть так: «Само понятие «власть» означает не что иное, как просто

способность осуществить задуманное». Дюверже представил концепцию Томаса Бубера: он

предложил провести различие между силой и властью. Принуждение силой нельзя назвать властью.

Власть – когда подчиняющиеся верят в справедливость решений власти (вебер указывает на то, что эта концепция переписана с Монтескье). В работе Бубера «Я и Ты» - теория коммуникации:

коммуникация не только приобщение к истине, но и спасение человека.

-Фуко и Бубер предстаивтели структурализма. Французский структурализм должен опираться на

классиков – Дюркгейма. Трактовка власти у них: власть как социально-политическая

коммуникация, противостоящая акту насилия.

 

-М. Фуко «Воля к знанию»: «Властью я называю не «Власть» как совокупность институтов и

аппаратов, которые гарантировали бы подчинение граждан в каком-то государстве. Под властью я

также не подразумеваю такой способ подчинения, который в противоположность насилию имел бы форму правила. Наконец, я не имею в виду и всеобщей системы господства, осуществляемого одним элементом (или группой) над другим, господство, результаты действия которого через ряд

последовательных ответвлений пронизывали бы все социальное тело.

-Из сказанного Фуко делает рад «предположений». Во-первых, «власть не есть нечто, что

приобретается, вырывается или делится, нечто такое, что удерживают или упускают; власть

осуществляется из бесчисленных точек и в игре подвижных отношений неравенства». Власть есть «неравенство» или «условие подвижности». Если говорить «проще», то: власть есть условие социальной подвижности или даже сама эта подвижность. с точки зрения Фуко, власть не может и не должна быть областью суждений и оценок: она не есть зло или благо как таковая — она просто «есть». власть «приходит снизу»

 

№33 Философские аспекты современной концепции политического образования

 

Понятие политического образования связано с концепцией политического Оукшот: политика - деятельность направленная на выполнение общих установлений.

Государство отличается от всех объединений тем, что политика имеет определяющее значение, в

европейской традиции - единственный источник права на насилие.

У граждан есть право не участвовать в политике (второстепенной для большинства), что

предполагает автономность, самодостаточность, свободу общественного мнения.

Система политического образования не приравнивается к индоктринации. Оукшот противопоставляет образование заучиванию текстов.

 

-Со времен Макиавелли государство - сдерживающий механизм. Он связывает возникновение

государства с педагогическими тенденциями государства и общества.

Оукшот и Сартори обращают свое внимание на различие между Князем и Тито Ливием

1. монархическая модель образования - универсальная

2. республиканская - специфически греческая, римская

Макиавелли отличает государство от общества, но не гипертрофирует его. В обоих случаях предмет произведений - стабильность. Через взаимосвязь общественного и частног благосостояния.

Государь - диктатор во имя общественного блага.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 502. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия