Классическая схема семи принципов
Рассмотрим упрощённую схему принципов человека, позволяющую составить первое впечатление об используемых терминах и подступить к рассмотрению сложного состава реального человека. Нижеприведённая схема как генеральная закономерность теоретически, то есть в идеальном случае должна описывать любое живое существо из любого царства в нашей Галактике. Человек по принятой в теософии, Агни Йоге и в целом ряде восточных традиций общей схеме характеризуется семью главными свойствами, или принципами, которые мы перечислим в порядке иерархического старшинства. (Напомним, что это схема для идеального случая, в реальном земном случае в области принципа Кама есть небольшая коррекция, о чём будет сказано в дальнейшем).
1) Атман – дух, высшее «Я», зритель, игрок, инициатор. Тот, кому принадлежат, или тот, в связи с кем мы говорим об остальных принципах. Во многих текстах, принявших теософскую классификацию, данный высший принцип именуется как Атма, что связано с особенностями санскрита, где в сложносоставных терминах, включающих слово Атман, последняя согласная опускается. Но взятое отдельно, данное слово пишется и читается как – Атман. Слово Атма эзотерически означает другое.
2) Буддхи – духовная душа, Атма. Это содержание высшего «Я», квинтэссенция накоплений «Я» за все воплощения; это духовная энергия (шакти) Атмана; это то, чем «Я» непосредственно обладает и чем «Я» непосредственно «дышит». В ранних переводах санскрита слово «буддхи» ошибочно переводится как «интеллект». Буддхи переводить затруднительно, поскольку в обычной европейской философии и психологии отсутствуют такое понятие и такая концепция. Даже слово «сознание» здесь не вполне приемлемо, поскольку общепринятое сознание как процесс связано тесно со знанием, как деятельностью ума, а Буддхи как принцип выше механизма ума. Буддхи, например, ближе к феномену чувствознания, основание которого не в уме, а в духовном сердце. К принципу Буддхи имеет прямое отношение часто упоминаемая в текстах Агни Йоги Чаша, которая локализована у человека в области основания Сердца.
3) Манас – Ум. Ментальный принцип. Высший Манас.
Астрал – душа. Душа, являясь связующей духовного с телесным, будучи посередине семи генеральных принципов, совмещает в себе две природы, или две области, каждая из которых, подобно зубчатому колесу в зубчатой передаче, проникает друг в друга. Высший функционал мы назовём Высшим Астралом, а низший функционал – Кама-Манасом, или низшим Астралом. 4) Высший Астрал. Совмещает в себе со стороны духовных принципов как высшие эмоции, так и их духоосмысление. Данный принцип очень близок принципу Буддхи. Служит в том числе поставщиком праны (психической энергии высшего свойства), питая ею аппарат ума, а также высшие чувства, эмоции и ощущения человека. На этом свойстве основано так называемое «ментальное дыхание», «ментальная пранаяма». Данный принип обеспечивает «топливом» проявления духовной воли. Это высшая воля, нагнетаемая из духовного сердца, в отличие от воли солнечного сплетения. По некоторым причинам, в связи с особенностями земной эволюции, у многих людей данный принцип находится в неразвившимся состоянии (бездушные люди), либо в состоянии, подавленном низшим Астралом. Поэтому в части чисто пранической функции, соответствующей низшей (телесной) триаде, данный принцип помещают на место пятого принципа и называют принципом Праны (хотя никто пранического тела никогда отдельно не видел). Архаты, практика высших йог (Агни Йога, Раджа-йога, Бхакти-йога и др.) стремятся воссоздать подлинно человеческое высшее астральное тело. В Агни Йоге высшее астральное тело нередко подразумевается под наименованием «тонкое тело».
5) Кама-Манас – низший Астрал, животная душа. Чувства, чувственность, ощущения, рудиментарно, по происхождению, соотносящиеся с животным прошлым. Здесь же и центр их координации, претворяющийся в человеке на уровне мозжечка, так называемый «животный ум». Если в духовной части принципов роль ума осуществляет принцип Высшего Манаса, то в телесной (материальной) части принципов аналогичную роль выполняет Кама-Манас, именуемый в текстах часто низшим Манасом. У человека становится основой рассудочной деятельности и механического мышления, и подавляет деятельность Высшего Манаса. В части Камы в любой солнечной системе данному принципу соответствует телесный аспект Солнца (тепловые и прочие излучения, но не дух), а в теле человека – солнечное сплетение. Эту страстную часть в низшем астрале, особенно когда она как тело выделяется из человека, иногда называют кама-рупой. В таком качестве Кама оказывается телесно-энергетическим Солнцем организма, призванным служить для связанных с ним оболочек поставщиком энергии, поставщиком топлива. Данному принципу среди энергетических центров соответствует Манипура-чакра. Это своего рода насос, или печь, узел трансмутации продуктов низших центров в лучистую материю, которая затем возвращается как обратно в систему в виде жизненного тепла, так и по закону взаимообмена миров часть передаётся на высшие центры и на высшие планы и миры.
6) Эфирный принцип (проводник). Служит в том числе поставщиком праны (психической энергии) для низшей части оболочек тела, питает телесную основу, а также телесный уровень чувств и телесный и двигательный уровень энергетики.
7) Телесный принцип – на Земле соответствует физическому принципу (и физическому телу, физической материи). Телесность в астральном плане соответствовала бы субмолекулярной основе астрального плана. Телесность в ментальном (огненном) плане соответствовала бы субатомной основе ментального плана.
А.В.Владимиров февраль 2015 http://vav.ru/vav/
|