Студопедия — Резерв неправильности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Резерв неправильности






Пушкин любил вспоминать такой эпизод из античных текстов: один философ родом из греческих территорий что-то покупал в лавке в Афинах. И торговка его спросила: вы иностранец? Вы слишком правильно говорите по-гречески. Когда "слишком правильно" - значит на неродном языке. Родной - есть набор возможных неправильностей, вариантов, потому что он живой. Для того, чтобы нечто жило, нужен резерв неправильностей, вариантов, повторяемостей, отклонений, тогда включаются такие сложные, мучительные процессы, как, скажем, любовь. Нельзя же любить абстракцию. Хотя мы знаем легенды о любви к статуе как к некоему идеалу. С другой стороны, ожидаемое оживание статуй есть превращение абстракции в жизнь, правильного в неправильное.

В этом сложном мире, в котором мы находимся и который мы сейчас изучаем, добавляется ещё одна сложность: мы его изучаем, находясь внутри. Что заведомо по сути дела ставит нас в положение, может быть, неизучаемости. Действительно, находясь в системе, её изучать нельзя. Но - для этого нас и много, чтобы все могли представлять себе точку зрения вне системы - точку зрения ребенка, женщины, мужчины, соседа, поэта, кибернетика, древнего грека, человека другой национальности. Мы всё время смотрим из себя на мир и всегда можем сконструировать точку зрения, которая находится в мире и смотрит на нас.

И это особенно активно происходит в области искусства. Поэтому искусство совсем не забава для тех, кому есть досуг не заниматься делом.

Мы всё время находимся в напряжении между однообразием и разнообразием, сближением и разрывом, трагичностью расхождения и бессмысленностью сближения. В этом динамическом, сложном, живом организме искусство представляет как бы кипящий котел, который многое моделирует и даёт возможность того, чего не может дать жизнь. В кино мы можем сказать: остановите, повторите. Мы можем в искусстве сделать эксперимент. Жизнь нам возможность эксперимента не даёт.

Таким образом, то, о чём мы говорим, это, с одной стороны, как бы отвлечённая наука, с другой - соприкасается с определёнными сферами реальности, пересекается в пространстве исторической науки и в том широком пространстве, которое мы называем - несколько расплывчато и нередко по-разному понимая - семиотикой культуры. Этому отчасти и посвящены книги, о которых мы говорим, вернее, они рассматривают проблемы культуры под этим углом зрения. Таков был замысел, если он, конечно, получился...

Я как историк знаю, что книги не умирают, в этом смысле Булгаков прав, "рукописи не горят". Они обладают поразительной устойчивостью. Если бы такие силы прикладывались к уничтожению танка, от него бы давно порошок остался. Есть какие-то механизмы самовозвращения, и, конечно, механизмы уничтожения... В объёме хронологии нашей жизни механизмы уничтожения гораздо более действенны. В объёме же хронологических пространств, в которых живёт история, или шире - биология, или ещё шире - космос, устойчивость проявляется сильнее.

Что нам с нашими бедными пятьюдесятью-восемьюдесятью годами жизни до этих вековых повторений? Есть кое-что. Потому что мы в нашей недолгой жизни включены в гораздо более длительную память. Сейчас слово "память" опоганено, а между тем это одно из величайших понятий. И было бы полезно показать, что в этой так называемой "Памяти" как раз всё есть, кроме памяти. Повторение пройденного не есть память, тем более плохое повторение плохого пройденного.

 

 

Задание 3.

 

Проанализируйте следующие высказывания о сущности и задачах искусства, напишите эссе по одной из предложенных цитат:

 

Д. Дидро: «Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы».

У. Шекспир: «Задача искусства являть каждому веку его отпечаток и подобие».

О. Бальзак: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать. Нам должно схватывать ум, смысл, облик вещей и существ».

Ф. Ницше: «Искусство дано нам, чтобы не умереть от истины».

Т. Драйзер: «Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства».

М.А. Врубель: Искусство должно «…иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами».

А. А. Блок: «Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать».

П. Пикассо: «Искусство – ложь, которая делает нас способными осознать правду».

Б. Брехт: «Все виды искусства служат величайшему из искусств: жить на Земле».

Ф. Кафка: «Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично».

А. Бергсон «…во все времена встречаются люди, назначение которых как бы именно в том и состоит, чтобы видеть самим и заставлять видеть других то, что естественным образом мы не замечаем. Это художники. Чего добивается искусство, если не того, чтобы заставить нас открыть в природе и духе, вне нас и в нас самих, массу вещей, которые не обнаруживаются с ясностью нашими чувствами и нашим сознанием?»

Джебран Халиль Джебран: «Произведение искусства — туман, изваянный в образ».

 

 

*Рекомендации для написания эссе

 

Эссе представляет собой авторское рассуждение на тему одной из выбранных цитат.

1. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете научной терминологией, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.

2. Объем работы. К объему эссе не предъявляется строгих требований. Работа может составлять от 3-5 листов текста до объема печатного листа (24 листа формата А4).

3. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, можно сказать несколько слов об авторе высказывания.

4. Интерпретация цитаты. Прежде всего, следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты занимает несколько предложений.

5. Выразите свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию.

6. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. Рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

7. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные собственные умозаключения, примеры, ссылки на авторские концепции и труды (статьи, монографии). Часто в эссе используются примеры: факты из научной практики, публицистики, художественной литературы.

8. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли.

9. Проверьте свою работу на предмет орфографических и грамматических ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов, соблюдения логики высказываний, единства стиля.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия