Студопедия — Философия Ж. Дерриды
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Ж. Дерриды






Ж. Деррида ставит вопрос об исчерпанности ресурсов разума в тех фор­мах, в которых они использовались ведущими направлениями клас­си­чес­кой и современной западной философии. Главные объекты критического рас­смот­ре­ния Дерриды — тексты западноевропейской метафизики с ха­рак­тер­ным для нее «онто-тео-телео-фалло-фоно-лого-центризмом», основанным на по­ни­ма­нии бытия как присутствия. Условие преодоления метафизики Дер­ри­да видит в таком способе философской работы, как деконструкция, а именно, в выявлении в текстах опорных понятий и слоя метафор, указывающих на не­са­мо­тож­дест­вен­ность текста, на следы его перекличек с другими текстами.

Философский язык, согласно Деррида, многослоен, и его претензия на стро­гость и однозначность необоснована. Поскольку опорой всех ка­те­го­ри­аль­ных расчленений является понятие бытия как присутствия, исследования Дерриды. сосредоточены, прежде всего, на этом понятии. «Живого на­стоя­ще­го» как такового не существует: прошлое оставляет в нем свой след, а бу­ду­щее — набросок своих очертаний. Следовательно, настоящее не равно самому себе, не совпадает с самим собой. Оно затронуто «различием» и «от­сроч­кой» (differаnce).

Начальное несамотождественно. изначальны повтор, копия, след и так да­лее. Возникает своеобразное движение дополнения и замещения, внешне чем-то напоминающее диалектику: дополнение не добавляется извне к са­мо­до­ста­точ­ной целостности, но присоединяется к тому, что уже испытало нехватку: только потому, что целое не есть целое, к нему вообще что-либо может до­бав­лять­ся. Метафизическое мышление склонно стирать следы отсутствия, ко­то­рые и создают присутствие как таковое. Мыслить о неприсутствии очень трудно, поскольку всякий опыт мысли — это испытание, переживание чего-то в настоящем. Именно поэтому никакой частный опыт различия еще не оп­ро­вер­га­ет философию наличия-присутствия. Для того чтобы указать границы метафизической мысли, нужен некий обобщенный опыт — испытание текста как такового.

Текст — это воплощение принципа гетерономности, «разнозакония», от­сут­ст­вия единого направляющего принципа: это образование, на теле ко­то­ро­го видны следы многих «прививок», знаки «включенности» в этот текст тек­с­тов, не сводимых ни к какому синтезу. Это в особенности относится к словам-меткам, указывающим на места разрывов в текстах, То, что обычно считается делом искусства, становится здесь философским предприятием. Ряд текстов Деррида носит собственно экспериментальный характер, не отсылая ни к че­му, кроме самих себя.

Деконструкция — термин, использованный в гораздо более общем кон­текс­те и введенный в широкий оборот Жаком Деррида. Важной стра­те­ге­мой деконструкции является избегание определения, редукции, по от­но­ше­нию к себе. Она ускользает от быстрого понятия, овладения, и присвоения, осо­бен­но охотно (и безуспешно) уклоняясь от квалифицирования ее как ме­то­да, стра­те­гии, акта. Можно предварительно иметь в виду под деконструкцией не­ко­то­рое внимание к предмету, предполагающее любовь, подражание, раб­ст­во и другие виды эротичности, и вместе с тем дистанцию, свободу, ос­то­рож­ность, сопротивление.

Преимущественным, но отнюдь не исключительным предметом де­кон­ст­рук­ции выступает метафизика, или, точнее, лого-(фоно-архео-телео-фалло-)центризм как способ мышления. Он разворачивается, прежде всего, в фигуре присутствия, тождества, наличия: данность познанию, соответствие идеи и вещи, сущность, настоящее, примат мысли над речью, а речи над письмом и т.д. Именно деконструкция квазипериферийной для классической ме­та­фи­зи­ки пары речь/письмо исполнила самоучреждающий жест самой де­кон­ст­рук­ции и имеет для нее характер примера, но также и ключа к деконструкции классических оппозиций-иерархий, таких как: душа/тело, человек/животное, форма/материя, истина/ложь, философия/нефилософия. Письмо понимается здесь не только и не столько в его тривиальном смысле, сколько как архи-пись­мо, как изначальная вовлеченность в игру означающих, (дез)ор­га­ни­зую­щая сеть различий, отсутствий, стираний, отсылок, следов и навсегда от­кла­ды­ваю­щая окончательное трансцендентальное означение. Приоритет речи над письмом стал у Деррида фокусом, воплощением и аллегорией всей ев­ро­пей­ской идеологии — «белой мифологии», для демонтажа которой ока­зы­ва­ет­ся необходимым поставить под вопрос оппозиции выражения и указания, прямого и переносного (метафорического), собственного и несобственного смыс­лов, серьезного и несерьезного, использования языка, а также духа и бук­вы, имен собственных и нарицательных, семантики и синтаксиса.

Деконструкция каждой из пар недостижима простым применением ка­ко­го-то «деконструктивного алгоритма», но требует всякий раз изо­бре­та­тель­нос­ти, превращающей дерридеанский корпус в поразительную череду сугубо своеобразных, но подчиненных упрямо гибкому канону «инвенций». Каждая из них производится через нетривиальное разрешение оппозиций/необходимо предусматривающее двойной жест переворачивания иерархии (выявление оча­га сопротивления режим благоприятствования ему) и общий сдвиг всей сис­те­мы (а-логичное создание «неразрешимости», парадоксально раз­ре­шаю­щей оппозицию). Цепь таких неразрешимостей потенциально незамкнута, гетерогенна, негенерализуема, что заведомо взрывает любой возможный спи­сок.

Сингулярность каждой траектории усугубляется, особенно в последних тек­с­тах Деррида, настоятельными автобиографическими мотивами, а также размышлением над складывающимися судьбами самой деконструкции, пре­вра­тив­шей­ся параллельно с плодотворным творчеством автора в мощную меж­на­цио­наль­ную и дисциплинарную индустрию. Для Деррида это лишь при­мер «традиции» вообще. Деконструкция (в) традиции, понятой как пись­мо/текстура, выявляет в предании игру передачи/предательства и выполняет ее. Об­ду­мы­ва­ние, постановка и перепостановка под вопрос логоцентристской традиции пред­по­ла­га­ет и деконструкцию, и реактивацию традиции соб­ст­вен­но де­кон­ст­рук­ции. В то же время имеется в виду выход из философии, работа с ней, разработка нефилософской, не логического типа когерентности, от­кры­тие философии такому другому, которое уже не было бы «другим» фи­ло­со­фий, производство деконструктивистского двойника философского текста, вни­ма­ние к практикам, релятивизирующим границы между философией и не­фи­ло­со­фи­ей и т.д. В этой работе, однако, нет бегства или «отречения» от фи­ло­со­фии; напротив, Деррида стремится остаться на ее территории, чтобы, раз­де­ляя с ней ее опасности, рискуя, подтвердить, укрепить как раз то, что под­ле­жит деконструкции, снова выявлять ее ресурсы, предпосылки, ее бес­со­зна­тель­ное, свершать/завершать ее.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 592. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия