Студопедия — Философия Ж. Делеза
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Ж. Делеза






Мышление Ж. Делеза, как и многих других, философов его поколения, в значительной мере определено событиями мая 1968 года и связанной с этими событиями проблематикой власти и сексуальной революции. Задача фи­ло­соф­ст­во­ва­ния, по Делезу, заключается прежде всего в нахождении адек­ват­ных понятийных средств для выражения подвижности и силового мно­го­об­ра­зия жизни (см. его совместную с Ф. Гваттари работу «Что такое фи­ло­со­фия?», 1991.). Делез развивает свое понимание философской критики. Кри­ти­ка — это постоянно порождающее дифференциацию повторение мышления дру­го­го. Критика, таким образом, направлена против диалектики как формы сня­тия отрицания в тождестве (отрицания отрицания). Отрицание не сни­ма­ет­ся, как то полагает диалектика, — мышление, развить которое, в про­ти­во­вес диалектике как «мышлению тождества», стремится Делез, есть мыш­ле­ние, которое всегда содержит в себе различие, дифференцию. Опираясь на Ницше, Делез определяет свой проект как «генеалогию», т.е. как лишенное «начал» и «истоков» мышление «посредине», как постоянный процесс пе­ре­оцен­ки и утверждения отрицания, как «плюралистическую интерпретацию». В этом моменте Делез усматривает активный принцип, к которому в даль­ней­шей работе он присоединит другие — бессознательное, желание и аффект. Он понимает эти принципы как неосознаваемые и неотделимые от протекающих в субъективности процессов величины, с помощью которых Делез раз­ра­ба­ты­ва­ет философию утверждения исполненных мощи жизненных сил и не­пер­со­наль­но­го становления, в котором индивид освобождается от насилия субъ­ек­ти­ва­ции. К данному модусу относится и развиваемая Делезом концепция пред­шест­вую­ще­го субъекту «поля неопределенности», в котором раз­во­ра­чи­ва­ют­ся доиндивидуальные и имперсональные сингулярности, или события, всту­паю­щие между собой в отношения повторения и дифференции, об­ра­зую­щие серии и дифференцирующиеся далее в ходе последующего гетерогенеза. Над этим полем, как некое облако, «парит» принцип, который Делез оп­ре­де­ля­ет, как «чистый порядок времени», или, как «влечение к смерти». Со­от­вет­ст­во­вать этому доиндивидуальному полю индивид может лишь благодаря «противоосуществлению», а значит, либо произведя над уровнем этого поля второй, языковой уровень, на котором каждое предшествовавшее событие приводится к выражению, т.е. подвергается ограничению.

Согласно концепции, выдвинутой Делезом и, все жизнеконституирующие процессы суть процессы дифференциации, ведущей к многообразию. «По­вто­ре­ние, заявляет Делез — явным образом в полемике с психоанализом, — не­из­беж­но, ибо оно конститутивно для жизни: процессы повторения раз­во­ра­чи­ва­ют­ся во всяком живом существе по ту сторону сознания; это процессы «пас­сив­но­го синтеза», образующие «микроединства» и задающие образцы при­вы­чек и памяти. Они конституируют бессознательное как «итеративное» и диф­фе­рен­ци­рую­щее. «Мы повторяем не по­то­му, что вытесняем, а вытесняем потому, что повторяем», заявляет Делез в противовес Фрейду. Этический им­пе­ра­тив Делеза гласит поэтому: «То, что ты хочешь, в тебе хочется потому, что ты в нем хочешь вечного возвращения». Утверждение, означает при этом не простое повторение, а процесс возгонки, в котором высвобождается ин­тен­сив­ность n-ной степени и осуществляется отбор среди имперсональных аф­фек­тов. В ряде произведений исследуемых Делезом с помощью определенных текстовых процедур, происходит десубъективация автора и тем самым вы­сво­бож­де­ние процессов имперсонального становления, в них инсценируется «Ста­нов­ле­ние» самого себя Делез называет этот процесс гетерогенезом: мно­го­об­раз­ные знаковые ряды и знаковые миры посредством «трансверсальной ма­ши­не­рии» становятся открытой самовоспроизводящейся системой, са­мо­стоя­тель­но творящей свои собственные различия.

Наиболее явную формулировку того, что есть становление, дает на­пи­сан­ная совместно с Гваттари работа «Тысяча поверхностей. Капитализм и ши­зо­фре­ния», 2-й т. Здесь невидимое и не доступное восприятию становление опи­сы­ва­ет­ся как последовательное прохождение различных стадий ста­нов­ле­ния жен­щи­ной, животным, частичным объектом, безличным Man.

Своего рода маркером данного хода мысли стал «Анти-Эдип. Ка­пи­та­лизм и шизофрения», первый текст Делеза, написанный вместе с Ф. Гват­та­ри. Его неакадемическая интонация, а также предмет, раздвигавший границы фи­ло­со­фии (включая в ее область психоанализ, социологию и эт­но­ло­гию), были непосредственным отражением умонастроения мая 1968 года. Параллельный анализ капитализма и шизофрении служит полемике, ве­ду­щей­ся од­но­вре­мен­но с определенной Фрейдом психологией и определенной Марк­сом со­цио­ло­ги­ей. В противовес обеим претендующим на господство тео­ри­ям авторы вы­чле­ня­ют особую область феноменов, характеризующихся такими чертами, как управляемость желанием, продуктивность и «де­тер­ри­то­риа­ли­за­ция». Бла­го­да­ря этим своим чертам данные феномены наделены спо­об­нос­тью разрывать косные взаимосвязи и сцепления как индивидуального, так и социального бы­тия. Так, в шизофрении заложен потенциал разрыва эди­по­ва комплекса, не­пра­во­мер­но фиксирующего бессознательное на во­об­ра­жае­мых родителях; равным образом порождаемые капитализмом маргиналы несут в себе по­тен­ци­ал новой индивидуальности и новой дикости. Оба про­цес­са — и ка­пи­та­лизм, и шизофрения — производят продуктивно ин­ди­ви­ду­аль­ное и об­щест­вен­ное бессознательное, в силу чего на место фрейдовского мифического те­ат­ра и его системы репрезентаций должна встать «фабрика реального». Даже со стороны своей формы текст понимается его авторами как не­по­сред­ст­вен­ное участие в запуске «машин желания»: описания по­то­ков, надрезов, вы­емок, изъятий и настаивание на продуктивном характере бес­со­зна­тель­но­го при­об­ре­та­ют в книге ритуальный характер.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 659. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия