Студопедия — А,г,е68. г 80. г
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А,г,е68. г 80. г






[23] “О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви”. М. 1995, с. 19.

Диалектика определяется как система принципов, зако­нов и категорий, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познание в беспрерыв­ном изменении и развитии. При этом под принципами подра­зумевают общие и универсальные, основополагающие идеи, критерии, которые определяют смысл и роль всех других эле­ментов в системе. В современных концепциях диалектики наи­более весомая роль принадлежит принципу связи и принципу развития. 6.

6. закон диалек­тической противоречивости — это закон, в силу которого всем вещам, системам, явлениям и процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции. Взаи­модействие, борьба между ними выступают источником изменения и развития, ведут к нарастанию противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения ста­рого и возникновения нового.

7. Противоречия в окружающем нас мире многогранны; их принято классифицировать по различным основаниям. Одной из самых распространенных является следующая классифи­кация: 1) по форме проявления — внутренние и внешние; 2) по роли в развитии — основные и неосновные; 3) по характеру возникновения — необходимые и случай­ные; 4) по типу в обществе — антагонистические и неантагонистические.

8. Во-первых, этот закон раскрыва­ет источник всякого движения и развития, то есть дает ответ на самые важные и существенные вопросы теории развития. Во-вторых, этот закон является основой всех остальных законов и категорий диалектики, в каждом из которых мы находим про­тивоположности, связанные отношением единства и противо­действия. В-третьих, закон диалектической противоречивости определяет главное содержание диалектического метода позна­ния, требуя раздваивать в мышлении единое и изучать его противоположности, объединяя их анализ с дальнейшим синтезом.

9. Анализ процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении, позволяет сделать вывод о том, что каждому предмету, явлению, процессу присущи количественная и качественная определенность, которые находятся в неразрывной связи и постоянном изменении. Суть этих изменений проявляется в том, что посте­пенные количественные изменения накапливаются, увеличи­вая меру предмета, и приводят к изменению его качественного состояния. Это происходит в форме скачка, прерывания по­ступательности в развитии. Тут действует всеобщий закон бытия — закон взаимного перехода количественных и каче­ственных изменений.

10. Закон отри­цания — это закон, в силу которого процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым при сохранении и удержании (снятии) в новом всего характерного и жизненно важного из предыдущих этапов разви­тия и имеет в целом поступательную, восходящую направлен­ность.

11. Категории диалектики можно разделить на два вида: суб­станционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые используются в отдельности, независимо от других. К таким относят категории «бытие», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», «противоречие» и т.д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представле­ния о связях этих категорий с другими. Что же касается катего­рий соотносительных, то они являются органически связан­ными друг с другом, в процессе познания предполагают друг друга; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким кате­гориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; слу­чайность и необходимость; возможность и действительность.

12. Метафизика — это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рас­сматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и пред­метов, а процесс развития трактуется, прежде всего, как количе­ственное увеличение объектов без их качественного изменения.

13. Альтернативность диалектики и метафизики как двух кон­цепций развития и методов познания состоит: а) в понимании связей предметов и явлений. б) в понимании направленности развития.. в) в понимании характера развития, «механизма» перехода от старого к новому качеству. г) в понимании направленности развития. д) в понимании метода познания.

14. Эклектика (от греч. выбираю) — это ме­ханическое объединение в одном учении разнородных, не совместимых элементов, которые беспринципно заимствова­ныиз противоположных концепций; использование и подта­совка с определенной тенденциозной целью вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат и т. п.

15. Синергетика (от греч. — общий, согласованно дей­ствующий) — это направление межотраслевых исследований, объект которых — процессы самоорганизации в открытых систе­мах физической, химической, биологической, экологической и другой природы.

16. Агностицизм (от греч. — знание, познание) — это философское учение, которое ставит под сомнение возможность достоверного познания сущности дей­ствительности.

17. Познание включает в себя следующие элементы:

1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объект.

2) объект познания — это фрагмент (часть) объективной реальности (социальной, природной, правовой и т. д.), кото­рый включен в человеческую деятельность и познание.

3) посредники познания — это средства познания как мате­риального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т. п.), так и идеального (понятия, категории, художе­ственные образы, нравственные нормы, научные теории, кон­цепции и т. п.).

18. Различают чувствен­ное и рациональное познание. Чувственное познание является начальным и вообще предпосылкой познания. Оно возника­ет при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта и имеет три формы: ощущение, восприятие и представление.

Формы рационального познания — понятие, суждение, умозаключе­ние — дают возможность проследить закономерности в разви­тии природы и общества.

19. Современная теория познания основана на таких принципах: принцип объективности,; принцип познаваемости; принцип активного, творческого отражения; принцип диалектики; принцип практики; принцип конкретности истины.

20. Одно из первых упоминаний о природе сохранили и донесли до нас памятники античности. В то время формировалось Общее представление о Вселенной, ее строении, месте Земли во Вселенной, роли человека и общества, его связи с Космосом.

Природа здесь не противопоставля­лась человеку, а трактовалась как центр логоса, эталон органи­зации, мерило мудрости.

21. В широком значении природа – это бытие, вселенная, весь объективный мир во всем многообразии ёё форм. В узком значении природа – это часть объективного мира с которым взаимодействует общество.

22. Природа влияет на общество таким образом: 1) дает средства к существованию; 2) природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики.; 3) природа ускоряет или замедляет развитие производи­тельных сил.; 4) природа может уничтожать результаты человеческой де­ятельности.; 5) природа влияет на формирование и развитие обществен­ного сознания.

23. Основные направления экологической политики такие:

Ø усиление охраны вод, воздуха, земли, недр, растений;

Ø совершенствование управления охраны природы;

Ø внедрение безотходных и малоотходных технологий;

Ø улучшение экологического образования и воспитания.

24. Динамику населения Земли изучает специальная наука — демография.

25. Сложной и острой проблемой системы «природа — общест­во» является демографическая проблема. Экология человека, обеспечение условий для воссоздания генетически, физически и духовно здорового человека — задача чрезвычайно важная, не менее важная, чем обеспечение условий для сохранения окружающей среды.

26. Принято считать, что исторически первой формой диалектики является стихийная диалектика древних философов — наивная диалектика бытия и познания без проникновения в суть процессов.

Диалектика Гегеля создала предпосылки для возникнове­ния следующей формы диалектики, в которой немецкие фило­софы Карл Маркс и Фридрих Энгельс попробовали сделать но­вый шаг — соединить материализм с диалектической логикой. Результатом стало создание третьей исторической формы диа­лектики (вторая половина XIX века). В последние годы некоторые исследователи, характери­зуя диалектику Гегеля и материалистическую диалектику как классическую, выделяют и четвертую, неклассическую форму диалектики.

27. Определим характерные особенности классической диа­лектики. Во-первых, классическая диалектика является таким спо­собом понимания мира, при котором действительность осмыс­ливается с позиции всеобщей взаимосвязи предметов и явле­ний, их взаимообусловленности и постоянного изменения. Во-вторых, диалектика признает существование диалекти­ки объективной и субъективной.

В-третьих, внутреннее содержание, логический каркас ди­алектики как науки создают

ее принципы, законы и катего­рии. И в четвертых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль и теории, и методологии.

28. Объективная диалектика — это взаимосвязь и развитие при­родных и социальных явлений. Она существует независимо от субъекта, от человека и человечества. Субъективная диалекти­ка — это диалектика мышления субъекта и познание им объек­тивного мира. Каково же их соотношение? С позиции материалистического периода субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпа­дают по смыслу (общим у них является содержание — единая диалектическая закономерность развития действительности). Но в то же время они различаются по форме, так как мышление имеет свои особенности по сравнению с другими сферами действительности, свою внутреннюю логику развития. Объективная диалектика отражается в мышлении: в субъективной и идеальной формах.

29. Противоположность – философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, которые взаимообуславливают и взаимоисключают друг друга (ассимиляция – диссимиляция, изменчивость – наследственность, производство – потребление, добро – зло и пр.).

30. Законы диалектики выражают всеобщие существен­ные связи в процессе развития. Они выполняют важную мето­дологическую функцию в создании ее теории. Всеобщих зако­нов в диалектике три: закон диалектической противоречивости, закон взаимного перехода количественных и качественных из­менений и закон отрицания.

31. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу всеобщей связи и принципу развития. Мир чрезвычайно разнообразен. Каждый объект имеет мно­жество свойств, которые раскрываются при взаимодействии с другими объектами. Итак, каждый объект находится в закономерной связи с другими и принима­ет участие во взаимодействии с другими объектами. Не суще­ствует объектов, которые бы существовали вне каких-либо связей и взаимодействий. Именно в учете всесторонних взаи­мосвязей и взаимодействия объектов и состоит один из существенных признаков диалектики и содержание принципа все­общей связи.

32. Законы развития: закон диалек­тической противоречивости, закон взаимного пере­хода, количественных и качественных изменений, закон отрицания

33. категории диалектики — это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духов­но-практического преобразования действительности.

Категории диалектики можно разделить на два вида: суб­станционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые используются в отдельности, независимо от других. К таким относят категории «бытие», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», «противоречие» и т.д. Что же касается катего­рий соотносительных, то они являются органически связан­ными друг с другом, в процессе познания предполагают друг друга; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким кате­гориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; слу­чайность и необходимость; возможность и действительность.

34. Когда речь идет об альтернативах диалектики, имеются в виду противоположные или не схожие с диалектикой концепции развития, методы познания, способы духовного освоения мира, то есть отличные от диалектики мировоззренческие и методо­логические установки. Одной из таких альтернатив диалектики является метафизика, или метафизический метод мышления. В этом плане метафизика рассматривается как антидиалектика.

35. В философии наблюдаются два направления такой абсолютизации — сенсуализм и рационализм. Представи­тели сенсуализма делают акцент на том, что все знания, кото­рыми владеет человечество, выведены из чувственного опыта; что ощущение является единой цепью, соединяющей человека с внешним миром. Рациональные формы познания сенсуали­сты считают спекулятивными, надуманными, не отвечающи­ми истине. А рационализм утверждает: только на основе рацио­нального мышления возможно познать сущность процессов и явлений; чувственные формы познания — лишь предпосыл­ка возникновения знаний на ранних стадиях цивилизации.

36. Истина — это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта.

37. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентриче­ской системы мира. Он обосновывал, что Земля — одна из рядовых планет и вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Таким образом, была подорвана религиозная теория геоцентризма.

38. Существенно меняется отношение к природе с утверждени­ем христианства, которое рассматривает ее как воплощение материального первоначала, как «низ», противостоящий абсо­лютному духовному, то есть Богу.

39. В эпоху Возрождения одним из главных завоеваний фило­софской мысли было развитие натурфилософии. Она выдви­нула ряд глубоких материалистических и диалектических идей. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентриче­ской системы мира. Итальянский философ Джордано Бруно (1548— 1600) выдвинул идею о бесконечности природы и бесчислен­ности миров. Его соотечественник физик, астроном и мате­матик Галилео Галилей (1564—1642) подтвердил гипотезу об аналогичности строения земных и небесных космических тел, открыл планеты Солнечной системы.

40. В Новое время природа впервые стала объектом тщательно­го научного анализа. Перед наукой была поставлена задача усилить (еще больше закрепить) власть человека над природой. Объектом науки считалась природа, а ее целью — превращение природы в царство человека. Природу начали понимать как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой человек может брать без меры и без конца.

41. Формирование представлений о природной среде, непо­средственно окружающей человека, привело к созданию уче­ния о биосфере. Оно было создано трудом многих исследова­телей природы. Сам термин «биосфера» (от греч. жизнь и – шар) впервые применил австрийский геолог Эдуард Зюсс.

42. Объем природной среды не остается постоянным. Он рас­ширяется по мере углубления познания и расширения масш­табов преобразующей деятельности человека. Сегодня при­родная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос.

43. Законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга:

§ если законы природы действуют как «слепая» необходи­мость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей;

§ если законы природы вечны, то законы общества ограни­чены временем существования человеческого общества, а не­которые — рамками одной или нескольких общественно-эко­номических формаций;

§ если в природе действуют и динамические, и статиче­ские закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы-тенден­ции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей;

§ общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому что они действуют более скрыто, через лю­дей, внешне, случайно.

44. В XX веке получило развитие еще одно течение географиче­ского детерминизма — геополитика. Это доктрина, которая пыталась оправдать захватническую политику государств осо­бенностями природной среды, в частности их географическим положением, богатством или бедностью недр, темпами при­роста населения и т.п.

45. Общество влияет на природу: 1. общество расширяет объем и пределы использования природной среды. 2. общество изучает и осваивает природу «в глубь». 3. общество усиливает интенсивность использования при­родных ресурсов путем: а) увеличения объема использования природных ресурсов; б) вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались; в) повышения эффективности использования природных ресурсов; 4.общество влияет на структуру окружающей природной среды. 5. общество направляет свои усилия на воссоздание при­роды.

46. Выход из демографиче­ской проблемы состоит в переходе человечества к двух-, трехдетным семьям по принципу «новый человек — только на сме­ну умершему», в сохранении более-менее одинаковых уровней рождаемости детей во всех регионах планеты и пр.

47. человек — живое существо, которое имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно преобразо­вывать мир и самого себя.

индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему непов­торимыми индивидуальными качествами.

Личность — это наивысшая степень духовного развития человека, представ­ляющая собой устойчивую совокупность социально значимых ка­честв, характеризующих индивид как уникальную субъектив­ность, способную осваивать и изменять мир.

48. Духовная жизнь общества – это многогранные процес­сы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельно­сти людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений, а также процессы производства общественных и индивидуаль­ных идей и их восприятие.

49. Выделяют такие формы общественного сознания, как: политическая, правовая, моральная, эстетическая, рели­гиозная, философская, научная и т. п.

50. Культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а так­же результатов этой деятельности, воплощенных в материаль­ных и духовных ценностях.

51. Функции культуры:

Преобразовательная функция.

Позн







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия