Студопедия — Особенность дизайнерского мышления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенность дизайнерского мышления






Особенность дизайнерского мышления

Любое творческое мышление отличается от рутинного.

По способу профессионального мышления дизайнер ближе всего к архитектору, но дизайнер как раз зачастую и не находит общего языка с архитектором, получившим класси­ческое образование.

Для производства любого промышленного изделия творческие спо­собности столь же необходимы и конструктору, и инженеру, и технологу, и про­чим специалистам, которые своим трудом создают тот же материальный объект. И все же, определен­ное отличие существует. Особенно ясно и наглядно демонстрирует его одна крат­кая фраза-формула, ставшая уже хрестоматийной. Звучит она так:

Дизайнеру заказывают не мост, а переправу». Почему?

Понятно, что перед нами - метафора, которую сле­дует «расшифровать». Что же такое— «мост»? С зака­зом на проект моста — а это вполне конкретный заказ — обращаются к инженеру-мостостроителю, к конструктору, специализирующемуся на проектировании этих сооружений, наконец, к архитектору.

Изначально очевид­но, что в требуется именно мост, а ничто иное. Задание формулируется именно и только так: «спроектировать мост». Оно может выполняться самыми разными способами, исходя из реальных условий, финан­совых возможностей, соображений проектировщика, мост может оказаться под­весным или понтонным, на «быках» или какой-либо иной конструкции — но это всегда будет мост и только мост. Итак, «мост» в этой фразе есть обозначение са­мой идеи задачи, «мост» — метафора задачи,которая, будучи однозначно сфор­мулированной, требует четкого и адекватного проектного ответа.

 

В отличие от этого слово «переправа» определяет содержание сложившейся проблемы: необходимости пере­правиться через некое пространство, то есть попасть на ту сторону, тот берег — реки, оврага, пропасти, железнодорожных путей и т. д. Спектр решений такой проблемы включает в себя, не только сооружение моста. Переправиться можно различными способами: прорыв под зем­лей тоннель, на плавучем средстве (если через воду), на воздушном шаре, по канат­ной дороге... телепортацией, наконец! Последним способе, приведен лишь как указание на несдерживаемое рацио­нальным рассудком максимально возможное расширение способов решения постав­ленной проблемы. Итак, в этом контексте «переправа» — метафора проблемы.

Итак, мы имеем противопоставление («не... а...») задачи и проблемы. В приведен­ной фразе утверждается, что к дизайнеру не следует обращаться за решением узко поставленной, конкретизированной задачи; поле его деятельности — поиск возмож­ностей разрешения проблемы, всегда обладающей качеством неопределенности.

Трансформация задачи в проблему — есть процедура проблематизации,то есть расширения смыслового контекста первоначальной задачи, включения в него новых смыслов и значений.

 

 



Еще Петер Беренс, автор первой в истории дизайна (Германия, 1907 год) цело­стной дизайн-программы АЭГ («Всеобщая электрическая компания»), гово­рил: «Меня всегда интересуют только проблемы. Тем, что само собой разуме­ется, пусть занимаются другие». Кто эти «другие»? Полагаю, инженеры, конструкторы, технологи, все те, кто досконально знает, как решать свои профессиональные задачи. Хочется ска­зать: узкопрофессиональные. Но Петер Беренс, он берет­ся вовсе не за их дело, самого его «интересуют только проблемы». А решение проблемы может вдруг оказаться совершенно непредсказуемым.

Но не будем вставать в позу и делать вид, что дизайнеры всегда занимались и занимаются исключительно инновационными проектами. Во-первых, в любой деятельности есть корифеи, и есть хор — то есть в нашем случае те, кого знамени­тый американский дизайнер Джорж Нельсон называл «пленными дизайнерами»: работая на производстве, им приходится заниматься текущим проектированием с минимальными нововведениями и даже модернизацией устаревших образцов продукции. Так что внутри самого дизайна сложилось естественное разделение на инновационное проектирование и проектирование аналоговое. Между двумя этими профессиональными установками (возникшими по объективной необхо­димости или в силу дарованных природой возможностей) есть принципиальное различие в методе работы (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Принципиальное различие логики инновационного и аналогового проектирования

 

Аналоговое проектирование (решение задачи) Инновационное проектирование (разрешение проблемы)
Неопределенная ситуация сводится к опре­деленной, имеющей известное решение Определенная ситуация при расширении ее контекста (при включении в нее новых об­стоятельств, точек зрения и т. п.) освобож­дается от готовых решений
Находятся аналоги, прототипы решения сходной задачи Ситуация становится неопределенной, от­крытой, обладающей широким веером воз­можных разрешений
Проверяется возможность перенесения най­денных решений на проектируемый объект Выбранное решение конкретизируется, про­веряются его уместность исвоевременность в данной социокультурной ситуации, рассмат­риваются практическая возможность воплоще­ния, соответствие уровню развития техноло­гий, допустимым финансовым затратам и т. д.
В проектном предложении минимально трансформируются знакомые решения сходной задачи В проектном предложении содержится нео­жиданное и на первый взгляд парадоксальное разрешение проблемы
Прототипический подход («мост») Проблематизирующий подход («переправа»)


Инженерное проектирова­ние тоже может быть исключительно новаторским, но эта новизна воплощается вспособах совершенствования вещи относительно исполняемого ею практичес­кого назначения, в направлении большей технологичности или рентабельности ее производства ит. п. Дизайнер же вносит изменения в саму жизненную ситуа­цию,где эта вещь традиционно использовалась. В обновленной ситуации она в прежнем своем качестве, возможно, и вовсе не потребуется (нет смысла думать, каким спроектировать мост, если проблему переправы решает канатная дорога). И тогда уже эту обновленную ситуацию дизайнеру приходится оснащать новыми вещами.

Особенность дизайнера состоит также не в том, что он усваивает композици­онные приемы. Архитекторы владели ими задолго до того, как возникла (вы­делилась) профессия дизайнера. Специалисты же технических профессий тоже могли бы с пользой обучаться им, поскольку усилиями таких школ, как Баухауз или ВХУТЕМАС, эти приемы достаточно формализованы. Такие знания и навыки были бы ими востребованы при решении их профессиональ­ных задач, включая и квазидизайнерские, то есть требующие аналогового проектирования. Но подлинный дизайн — это внесение социально-культур­ных инноваций и поиск нестандартных решений, дизайн — это прежде всего разрешение проблемы «переправы» в ситуации, когда «мостостроительство» почему-либо невозможно или нецелесообразно.

А теперь попробуем сопоставить логику проблематизирующего подхода, на­целенного на получение новой вещи,с подходом, связанным с получением нового знания,как это прослеживается исследователем эволюции стиля на­учного мышления М. X. Хаджаровым. Мы уже обращали внимание на то, что современное мышление отличается от традиционного, полагавшего между все­ми явлениями бытия наличие однозначных связей. В процессе развития веро­ятностного стиля мышления в научный категориальный аппарат вошли такие понятия, как «неопределенность», «случайность», «возможность», «вероятность» и пр., которые обнаруживают тесную связь с новейшими философскими пред­ставлениями. Такую философскую и научную парадигму называют «вероятно­стной» и «системно-структурной». Со своей стороны, дизайнерская мысль все­гда стремилась сочетать в процессе поиска новизны образное и системное начала (табл. 3.2).

Расшифровка «первого этапа» исследовательского процесса весьма напоминает процедуру проблематизирующего подхода, не правда ли? Дивергенция,то есть расширение смыслового контекста объекта проектирования или исследования, — универсальный путь поиска новизны. «Второй этап» призван лишь адаптировать найденное знание к насущной реальности, он сводит многообразие решений к оптимальному для конкретных условий. «Аналоговый» же подход начинает сразу со второго, редуцирующего этапа, и потому результаты его недалеко уходят от первоначального состояния материального объекта или знания.



Глава 3. Художественно-образное моделирование предметного мира


Таблица 3.2. Семантика научного познания, вероятностный и системно-структурный стиль мышления

 

Исследовательский процесс Первый этап Второй этап
Последовательные этапы решения научной проблемы Дивергенция (расширение) семантического поля науч­ной проблемы: определение и конструирование ряда вариантов ее возможного решения Редуцирование множества имеющихся вариантов ре­шения проблемы и сведение их к единственному опти­мальному решению
Логико-методологические принципы, выражающие названные стили мышления   Координационно-конструктивные принципы. Регулирование формирова­ния семантического поля возможных решений Селективно-вариационные принципы. Формирование требований, предъявляемых к возможным решениям, а именно: их максимальной емкости, максимальной информативности, мини­мальности исходных поня­тий, аксиом
Содержание логико-методологических операций Аналогия, соответствие, инвариантность Полнота, универсальность, простота
Так называемый проблематизирующий подход был уже давно осознан внутри профессии и вполне самостоятельно применялся параллельно с происходящим в науке изменением стиля мышления от строго детерминированного (предсказу­емого) — к вероятностному. Близость эта, видимо, объясняется тем, что вероят­ностное начало всегда присутствовало в художественно-образной составляющей мышления дизайнера, и это, по выражению Ю. Шрейдера, не позволяло ему «пре­вращать «бритву Оккама» в гильотину» [60]. Итак, дизайн — посредник между художественным и научным постижением мира,но дизайн, в силу прикладного характера, мысль свою материализует, изменяя не только ментальную сферу су­ществования человека, но и его физическое бытие.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 2104. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия