Студопедия — Theatrum philosophicum
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Theatrum philosophicum






Фуко Мишель. Theatrum philosophicum // ДЕЛЕЗ Ж. ЛОГИКА СМЫСЛА. ФУКО М. THEATRUM PHILOSOPHICUM. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С.441 – 473.

 

M. Фуко

Я должен обсудить две исключительные по значимос­ти и достоинству книги: Различение и повторение и Ло­гика смысла. Действительно, эти книги настолько выде­ляются среди прочих, что их довольно трудно обсуж­дать. Этим же можно объяснить, почему лишь немногие брались за такую задачу. Я полагаю, эти книги и впредь будут увлекать нас за собой в загадочном резонансе с произведениями Клоссовски — еще одним крупным и исключительным именем. Но возможно, когда-нибудь нынешний век будет известен как век Делёза.

Я хотел бы поочередно исследовать всё множество ходов, ведущих к сути столь вызывающих текстов. Хотя Делёз бы сказал, что подобная метафора неверна: сути нет, есть только проблемы — то есть распределение особых точек; центра нет, всегда есть лишь децентра-ции, серии, регистрирующие колеблющийся переход от присутствия к отсутствию, от избытка к недостатку. Круг должен быть отвергнут как порочный принцип воз­вращения; мы должны отказаться от тенденции органи­зовывать все в сферу. Все вещи возвращаются к прямиз­не и ограниченности по прямой и лабиринтоподобной линии. Итак, волокна и разветвления (изумительные се­рии Лери хорошо бы подошли для делезианского анализа).

Какая философия не пыталась низвергнуть плато­низм? Если философию определять в конечном счете как любую попытку, вне зависимости от ее источника, низвер­жения платонизма, то философия начинается с Аристо-

Перевод выполнен по изданию: Critique, № 282,1970 г.— С.885-908.

 

 

теля; или даже еще с самого Платона, с заключения Софиста, где Сократа невозможно отличить от хитрых имитаторов; или же она начинается с софистов, подняв­ших много шума вокруг восхождения платонизма и высмеи­вавших его будущее величие своей нескончаемой игрой в слова.

Все ли философии суть индивидуальные разновиднос­ти «анти-платонизма»? Каждая ли из них начинается с объявления об этом фундаментальном отказе? Можно ли сгруппировать их вокруг этого вожделенного и отвра­тительного центра? Скорее, философская природа како­го-либо дискурса заключается в его платоническом диф­ференциале, элементе, отсутствующем в платонизме, но присутствующем в других философиях. Лучше это сформулировать так: это тот элемент, в котором эф­фект отсутствия вызван в платонической серии новой и расходящейся серией (следовательно, его функция в платонической серии — это функция означающего, кото­рое вместе и избыточно, и отсутствует); а также это элемент, в котором платоническая серия производит некую свободную, текучую и избыточную циркуляцию в этом ином дискурсе. Значит, Платон — это избыточный и недостаточный отец. Бесполезно определять какую-либо философию ее анти-платоническим характером (все равно, что растение отличать по его репродуктивным органам); но отчасти одну философию можно отличать [от другой] тем способом, каким определяется фантазм — по эффекту недостатка, когда фантазм распределяется по двум составляющим его сериям — «архаичной» и «ре­альной»; и тут вы можете мечтать о всеобщей истории философии, о платонической фантазмотологии — но не об архитектуре систем.

В любом случае, «низвержение платонизма»1 Делезом состоит в том, что он перемещается внутри платоновской серии с тем, чтобы вскрыть неожиданную грань: деле­ние. По словам аристотеликов, Платон не проводил тон­ких различий между родами «охотник», «повар» и «поли­тик»; не занимали его и специфические признаки видов

 

1 Difference et repetition, pp.165-168 et 82-85; Логтка смысла {см. настоящее издание) — с. 328-338

«рыбак» и «тот, кто охотится с помощью силков»; Платон хотел раскрыть идентичность истинного охотни­ка. Кто такой?, а не Что такое? Он искал аутентичное, чистое золото. Вместо того, чтобы подразделять, отби­рать и разрабатывать плодородный пласт, он выбирал среди претендентов и игнорировал их фиксированные кадастровые свойства; он испытывал их с помощью на­тянутого лука, исключающего всех, кроме одного (безы­мянного одного, номада). Но как отличить ложное (симу­лянтов, «так называемых») от подлинного (настоящего и чистого)? Разумеется, не посредством открытия зако­на истинного и ложного (истина противоположна не ошибке, а ложным явлениям), а посредством указания — поверх этих внешних проявлений — на модель, модель столь чистую, что актуальная чистота «чистого» лишь напоминает ее, приближается к ней и по ней измеряет себя; модель, которая существует столь убедительно, что в ее присутствии фальшивое тщеславие ложной ко­пии немедленно сводится на-нет. При неожиданном появ­лении Улисса — вечного мужа — ложные претенденты исчезают. Симулякры уходят [exeunt*].

Считается, что Платон противопоставил сущность яв­лению, горний мир — нашему земному, солнце истины — теням пещеры (и наш долг теперь — вернуть сущность в земной мир, восславить его и поместить солнце исти­ны внутрь человека). Но Делез располагает сингуляр­ность Платона в утонченной сортирующей процедуре, которая предшествует открытию сущности, потому что эта процедура обусловливает необходимость мира сущ­ностей своим отделением ложных симулякров от мно­жества явлений. Поэтому бесполезно пытаться пересмат­ривать платонизм, восстанавливая в правах явления, приписывая им прочность и значимость и сближая их с сущностными формами через наделение концептуальным хребтом: не стоит поддерживать столь робкие создания в прямом положении. И не стоит пытаться переоткры­вать высший и торжественный жест, установивший — одним махом — недоступную Идею. Скорее, нам следует

 

* Латинский термин, обозначающий ремарку в пьесе, например: «Некто уходит». — Примечание переводчика.

 

приветствовать коварное сборище симулянтов, которое шумно ломится в дверь. А то, что войдет к нам — затопляя явление и разрушая его сцепленность с сущностью, — будет событием; бестелесное рассеет плотность мате­рии; вневременное упорство разорвет круг, имитирую­щий вечность; непроницаемая сингулярность скинет с себя свою загрязненность чистотой; актуальная наруж­ность симулякра подкрепит фальшь ложный явлений. Объ­явится Софист и потребует от Сократа доказательств того, что тот не является незаконным узурпатором.

Пересмотреть платонизм — по Делезу — значит про­красться внутрь последнего, снизить планку, добраться до мельчайших жестов — дискретных, но моральных, — которые служат для исключения симулякров; это также значит и слегка отклониться от платонизма, поддержать с той или иной стороны короткий разговор, который платонизмом исключается; это значит вызвать еще одну разъединенную и расходящуюся серию; это значит скон­струировать — посредством такого небольшого скачка в сторону — развенчанный пара-платонизм. Преобразо­вать платонизм (серьезная задача) — значит усилить его сочувствие к реальности, миру и времени. Низвергнуть платонизм — значит начать с вершины (вертикальная дистанция иронии) и охватить его происхождение. Извра­тить же платонизм — значит докопаться до его наимель­чайших деталей, снизойти (благодаря естественному тяготению юмора) вплоть до корней его волос, до гря­зи под ногтями — до тех вещей, которые никогда не освящались идеей; это значит открыть его изначальную децентрированность для того, чтобы перецентрировать­ся вокруг Модели, Тождественного и Того же Самого; это значит самим так децентрироваться относительно платонизма, чтобы вызвать игру (как [происходит] в любом извращении) поверхностей на его границах. Ирония возвышает и низвергает; юмор опускает и извра­щает.2 Извратить Платона — это примкнуть к злой язви­тельности софистов, грубости киников, аргументации стоиков и порхающим видностям* Эпикура. Пора читать Диогена Лаэртского.

2 По поводу возвышения иронии и погружения юмора см. Difference et repetition, p. 12, и Логика смысла — с. 182-190.

* "Существуют оттиски, подобовидные плотным телам, но гораздо более тонкие, чем видимые предметы.... Эти

Нам следует особенно внимательно отнестись к по­верхностным эффектам, которые так радовали эпикурей­цев:3 истечения, исходящие из глубины тел и поднимаю­щиеся подобно туманной дымке — внутренние фантомы, которые вновь быстро впитываются глубиной других тел — обонянием, ртом, вожделениями; чрезвычайно тон­кие пленки, отделяющиеся от поверхности объектов, а затем привносящие цвета и контуры в глубину наших глаз (плавающая эпидерма, визуальные идолы); фантаз-мы, созданные страхом и желанием (облачные боги, обо­жаемый лик возлюбленного, «слабая надежда, доносимая ветром»). Именно это ширящееся царство неосязаемых объектов должно интегрироваться в нашу мысль: мы должны артикулировать философию фантазма, не своди­мого к какому-то исходному факту, опосредованному восприятием или образом, но возникающего между по­верхностями, где он обретает смысл, и в перестановке, которая вынуждает все внутреннее переходить вовне, а все внешнее — вовнутрь, в темпоральной осцилляции, все­гда заставляющей фантазм предшествовать себе и сле­довать за собой — короче, в том, что Делез вряд ли по­зволил бы нам называть его «бестелесной материальнос­тью».

Бесполезно искать за фантазмом какой-то более суб­станциальной истины — истины, на которую он указыва­ет, скорее, как некий смешанный знак (отсюда тщетность «симптоматологизирования»); также бесполезно поме­щать его в устойчивые фигуры и конструировать твер­дые ядра схождения, куда мы могли бы включить — на основе их идентичных свойств — все положения фантаз­ма, его плоть, мембраны и испарения («феноменологиза-ция» невозможна). Нужно позволить фантазмам действо­вать на границах тел; против тел,— потому что они вон­заются в тела и торчат из них, а еще и потому, что они

оттиски называем мы "видностями"....Само возникновение видностей совершается быстро, как мысль" (Эпикур, Письмо к Геродоту — в кн. Тит Лукреций Кар, О природе вещей — М., Художественнная литература, 1983 — С.295-296). 3 Логика смысла — с.346-362.

 

затрагивают тела, режут их, разбивают на секции, делят на области и умножают их поверхности; и равным обра­зом [фантазмы пребывают] вне тел, поскольку действу­ют между последними согласно законам близости, скру­чивания и переменной дистанции — законам, в которых они не сведущи. Фантазмы не расширяют организмы в область воображаемого; они топологизируют материаль­ность тела. Следовательно их надо освободить от нала­гаемых нами на них ограничений, освободить от дилем­мы истины и лжи, дилеммы бытия и небытия (сущност­ное различие между симулякром и копией, доведенное до своего логического конца); нужно позволить фантаз-мам вести свой танец, разыгрывать свою пантомиму — как «сверх-существам».

Логику смысла можно рассматривать как наиболее чуждую книгу, какую только можно себе представить, Феноменологии восприятия. В этой последней тело-ор­ганизм связывается с миром через сеть первичных сиг-нификаций, возникающих из восприятия вещей, тогда как, согласно Делезу, фантазмы образуют непроницае­мую и бестелесную поверхность тел; и из такого процес­са — одновременно топологического и жестокого — про­рисовывается нечто, что ложно выдает себя за некий центрированный организм и что распределяет на своей периферии нарастающую удаленность вещей. Однако и это более существенно, Логику смысла следует рассмат­ривать как самый смелый и самый дерзкий из метафизи­ческих трактатов — при том основном условии, что вместо упразднения метафизики как отрицания бытия, мы заставляем последнюю говорить о сверх-бытии. Фи­зика: дискурс, имеющий дело с идеальной структурой тел, смесей, реакций, внутренних и внешних механизмов; метафизика: дискурс, имеющий дело с материальностью бестелесных вещей — фантазмов, идолов и симулякров.

Конечно же, иллюзия — источник всех трудностей в метафизике, но не потому, что метафизика по самой своей природе обречена на иллюзию, а потому, что в течение очень долгого времени иллюзия преследовала ее, и потому, что из-за своего страха перед симулякрами она была вынуждена вести охоту на иллюзорное. Мета­физика не иллюзорна — она отнюдь не только разновид-

ность этого специфического рода, — но иллюзия являет­ся метафизикой. Именно продукт специфической мета­физики обозначает разделение между симулякром, с одной стороны, и изначальной и совершенной копией, — с другой. Существовала критика, чьей задачей было выявлять метафизическую иллюзию и устанавливать ее необходимость; однако, метафизика Делеза иницииру­ет необходимую критику деиллюзионизации фантазмов. На этой основе проясняется путь для продвижения эпи­курейской и материалистической серий, для поиска их сингулярного зигзага. И этот путь, вопреки себе само­му, вовсе не ведет к некой стыдливой метафизике; он радостно ведет к метафизике — метафизике, свободной от своей изначальной глубинности так же, как и от выс­шего бытия, но кроме того еще и способной постигать фантазм в его игре поверхностей без помощи моделей, — метафизике, где речь идет уже не о Едином Боге, а об отсутствии Бога и эпидермической игре извращения. Мертвый Бог и содомия — таковы отправные пункты нового метафизического эллипса. Там, где естественная теология содержала в себе метафизическую иллюзию, и где эта иллюзия всегда была более или менее связана с естественной теологией, метафизика фантазма враща­ется вокруг атеизма и трансгрессии. Сад, Батай и те, кто пришли после, ладонь, повернутая в жесте защиты и приглашения, Роберта.

Более того, такая серия освобожденных симулякров активируется, или имитирует саму себя, на двух приви­легированных сценах: на сцене психоанализа, который в конечном счете следует понимать как метафизическую практику, поскольку он занимается фантазмами; и на сцене театра, который множественен, полисценичен, одно­временен, разбит на отдельные действия, отсылающие друг к другу, и где мы сталкиваемся — без намека на представление (копирование или имитацию) — с танцем масок, плачем тел и жестикуляцией рук и пальцев. И повсюду в каждой из этих двух новых и расходящихся серий (попытка «примирить» данные серии, свести их к какой-либо перспективе, создать некую смехотворную «психодраму» — в высшей степени наивна) Фрейд и Арто исключают друг друга и вызывают обоюдный ре-

 

зонанс. Философия представления — философия изна­чального, первичного, сходства, имитации, верности — рассеивается; и стрела симулякра, выпущенная эпикурей­цами, летит в нашем направлении. Она рождает — воз­рождает — «фантазмофизику».

Другую сторону платонизма занимают стоики. Просле­живая то, как Делез рассуждает об Эпикуре, Зеноне, Лу­креции и Хрисиппе, я вынужден был сделать вывод, что методика его анализа носит строго фрейдистский характер. Он вовсе не стремится — под барабанный бой — к великой Репрессии Западной философии; он лишь от­мечает, как бы походя, ее оплошности. Он указывает на ее разрывы, бреши, те незначительные малости, которы­ми пренебрегал философский дискурс. Он тщательно восстанавливает едва заметные пробелы, хорошо пони­мая, что они заключают в себе фундаментальную не­брежность. Благодаря упорству нашей педагогической традиции мы привыкли отбрасывать эпикурейские симу-лякры как нечто бесполезное и пустое; а знаменитая борьба стоицизма, которая велась вчера и возобновить­ся завтра, стала школьной забавой. Делез действительно здорово скомбинировал эти очень тонкие нити и пои­грал, на свой манер, с этой сетью дискурсов, аргументов, реплик и парадоксов, — с теми элементами, которые столетиями циркулировали в средиземноморских культу­рах. Мы должны не презирать эллинистическую путаницу или римскую банальность, а вслушаться в то, что было сказано на великой поверхности империи; мы должны быть внимательными к тому, что происходило тысячи раз, что рассыпано повсюду: сверкающие битвы, убитые генералы, горящие триремы, отравившиеся королевы, победы, неизменно ведущие к новым переворотам, не­скончаемое типовое Действие, вечное событие.

Для рассмотрения чистого события прежде всего должен быть создан некий метафизический базис.4 Но мы должны согласиться с тем, что таковым не может

См. Логика смысла — с. 19-28.

быть метафизика субстанций, служащих основанием для акциденций; не может это быть и некой метафизической когеренцией, которая помещает эти акциденции в пере­плетающиеся связи причин и эффектов. Событие — ра­на, победа-поражение, смерть — это всегда эффект, пол­ностью производимый сталкивающимися, смешивающими­ся и разделяющимися телами, но такой эффект никогдс не бывает телесной природы; именно неосязаемая, недо­ступная битва возвращается и повторяется тысячи раз вокруг Фабрициуса, над раненым князем Андреем. Ору­жие, поражающее тела, образует бесконечную бестелес­ную битву. Физика рассматривает причины, но события, возникающие как их эффекты, уже не принадлежат фи­зике. Давайте вообразим стежкообразную каузальность: поскольку тела сталкиваются, смешиваются и страдают, они создают на своих поверхностях события — события, лишенные толщины, смеси и страсти; поэтому события более не могут быть причинами. Они образуют между собой иной род последовательности, связи которой про­исходят из квази-физики бестелесного — короче, из ме­тафизики.

События требуют также и более сложной логики.5 Событие — это не некое положение вещей, не нечто та­кое, что могло бы служить в качестве референта пред­ложения (факт смерти — это положение вещей, по отно­шению к которому утверждение может быть истинным или ложным; умирание — это чистое событие, которое никогда ничего не верифицирует). Троичную логику, традиционно центрированную на референте, мы должны заменить взаимосвязью, основанной на четырех терми­нах. «Марк Антоний умер» обозначает положение вещей; выражает мое мнение или веру; сигнифицирует утвер­ждение; и, вдобавок, имеет смысл: «умирание». Неосяза­емый смысл, с одной стороны, обращен к вещам, по­скольку «умирание» — это что-то, что происходит как событие с Антонием, а с другой стороны, он обращен к предложению, поскольку «умирание» — это то, что вы­сказывается по поводу Антония в таком-то утверждении. Умирать: измерение предложения; бестелесный эффект,

5 См. Логика смысла — с.29-43.

 

производимый мечом; смысл и событие; точка без тол­щины и субстанции, о которой некто говорит и которая странствует по поверхности вещей. Не следует заклю­чать смысл в когнитивное ядро, лежащее в сердцевине познаваемого объекта; лучше позволить ему восстано­вить свое текучее движение на границах слов и вещей в качестве того, что говорится о вещи (а не ее атрибута или вещи в себе), и чего-то, что случается (а не процесса или состояния). Смерть служит лучшим примером, будучи и событием событий, и смыслом в его наичистейшем состоянии. Область смысла — это анонимный поток ре­чи; именно о нем мы говорим, как о всегда прошедшем или готовом произойти, и тем не менее он осуществляет­ся в экстремальной точке сингулярности. Смысл-собы­тие столь же нейтрален, как и смерть: «не конец, но не­скончаемое; не особенная смерть, а всякая смерть; не подлинная смерть, а, как сказал Кафка, смешок ее опу­стошающей ошибки».6

Наконец, смысл-событие требует грамматики с иной формой организации,7 поскольку его нельзя поместить в предложение в качестве атрибута (быть мертвым, быть живым, быть красным), но он привязан к глаголу (умирать, жить, краснеть). Глагол, понятый таким обра­зом, имеет две принципиальные формы, вокруг которых распределяются все остальные [формы]: настоящее вре­мя, утверждающее событие, и инфинитив, вводящий смысл в язык и позволяющий ему циркулировать в качестве нейтрального элемента, на который мы ссылаемся в дискурсе. Не следует искать грамматику событий во временных флексиях; не следует ее искать и в фиктив­ных анализах типа: жить = быть живым. Грамматика смыс­ла-события вращается вокруг двух асимметричных и непрочных полюсов: инфинитивное наклонение и настоя­щее время. Смысл-событие — это всегда и смещение на­стоящего времени, и вечное повторение инфинитива. «Умирать» никогда не локализуется в плотности данного момента, но из его течения оно [«умирать»] бесконечно выделяет наикратчайший момент. Умирать — это даже

6 Blanchot, L'Espace iitteraire, цитируется в Difference et
repetition,
p. 149. См. Логика смысла — с. 199-204.

7 См. Логика смысла — с.240-244.

меньше того момента, который требуется, чтобы об этом подумать, и тем не менее, умирание неограниченно повторяется на обоих сторонах этой лишенной ширины трещины. Вечное настоящее? Только при условии, что мы понимаем настоящее как недостаточную полноту, а вечное — как недостаточное единство: (множественная) вечность (смещенного) настоящего.

Подведем итог: на границах плотных тел событие бестелесно (метафизическая поверхность); на поверхнос­ти слов и вещей бестелесное событие — это смысл пред­ложения (его логическое измерение); на основной линии дискурса бестелесный смысл-событие привязан к глаго­лу (инфинитивная точка настоящего).

В более или менее недавнем прошлом имели место, как я полагаю, три основные попытки концептуализиро­вать событие: неопозитивизм, феноменология и филосо­фия истории. Неопозитивизму не удалось осмыслить особый характер события; из-за логической ошибки, спутавшей событие с положением вещей, у неопозитивиз­ма не было иного выбора, кроме как поместить событие в гущу тел, рассматривать его как материальный про­цесс и примкнуть более или менее явно к физикализму («каким-то шизоидным образом» неопозитивизм свел поверхность к глубине); что касается грамматики, то он превратил событие в атрибут. Феноменология, с другой стороны, переориентировала событие относительно смысла: она либо располагала голое событие до смысла или по соседству с последним — твердыня фактичности, безмолвная инерция случайностей, — а затем подчиняла событие активным процессам осмысления, вгрызания в него и его разработки; либо же феноменология допуска­ла область первичных сигнификаций, которая всегда су­ществовала как некая диспозиция мира вокруг Я, следую­щая по его пути и за его привилегированными локализа­циями, заранее указывая, где событие может произойти и его возможную форму. Либо кот, чей здравый смысл предшествует улыбке, либо общезначимый смысл улыб­ки, предвосхищающий кота. Либо Сартр, либо Мерло-Понти. Для них смысл никогда не совпадает с событием; и из этого вытекают логика сигнификаций, грамматика первого лица и метафизика сознания. Что касается фи-

 

 

лософии истории, то она заключает событие в цикличес­кую модель времени. Ее ошибка — грамматическая; фи­лософия истории рассматривает настоящее как то, что обрамлено прошлым и будущим; настоящее — это бывшее будущее, где его форма была предуготовлена, а прош­лое, которое произойдет в будущем, сохраняет идентич­ность своего содержания. Прежде всего такое понима­ние настоящего требует логики сущностей (которая за­кладывает настоящее в памяти) и логики понятий (где настоящее заложено как знание о будущем), а затем и метафизики завершенного и связного космоса, метафи­зики иерархического мира.

Итак, три системы, потерпевшие неудачу в осмысле­нии события. Первая, под предлогом того, что ничего нельзя сказать о вещах, лежащих «вне» мира, отвергает чистую поверхность события и пытается насильственно заключить событие — в качестве референта — в сфери­ческую полноту мира. Вторая, под тем предлогом, что сигаификация существует только для сознания, помеща­ет событие вне и прежде или внутри и после [смысла] — и всегда располагает его по отношению к кругу Я. Третья, под тем предлогом, что событие существует только во времени, задает его идентичность и подчиня­ет его твердо централизованному порядку. Мир, Я и Бог (сфера, круг и центр): три условия, которые неиз­менно затушевывают событие и мешают успешному фор­мулированию мысли. Я полагаю, что замысел Делеза на­правлен на то, чтобы устранить эту тройную зависи­мость, которая и по сей день навязана событию: мета­физика бестелесного события (которая, следовательно, несводима к физике'мира), логика нейтрального смысла (а не феноменология сигнификации, основанной на субъ­екте) и мышление инфинитивного настоящего (а не вос­крешение концептуального будущего в прошедшем су­ществовании).

Мы приблизились к тому пункту, где две серии — события и фантазма — вступают в резонанс — резонанс бестелесного и неосязаемого, резонанс битвы, резонанс

смерти, которая пребывает и упорствует, резонанс вол­нующего и вожделенного идола: он обитает не в сердце человека, а над его головой, по ту сторону лязганья орудий, в судьбе и желании. Это не значит, что данные серии сходятся в какой-то общей точке, в каком-то фан-тазматическом событии или в первичном источнике си-мулякра. Событие — это то, чего неизменно недостает в серии фантазма; его отсутствие указывает, что его по­вторение лишено каких-либо оснований в неком первоис­точнике, что оно вне любых форм имитации и свободно от принуждений сходства. Следовательно, событие — это маскировка повторения, это всегда сингулярная маска, которая ничего не скрывает, симулякры без си­муляции, нелепое убранство, прикрывающее несуществу­ющую наготу, чистое различие.

Что касается фантазма, то он «избыточен» по отно­шению к сингулярности события, но такой «избыток» не указывает на воображаемое дополнение, прибавляю­щееся к голой реальности фактов; он также и не образу­ет некой эмбриональной всеобщности, из которой посте­пенно возникает организация понятия. Понять смерть или битву как фантазм — не значит смешивать их ни с прежним образом смерти, подвешенным над бессмыслен­ным несчастным случаем, ни с будущим понятием битвы, скрытно организующим наличную беспорядочную сумато­ху; битва бушует от одного удара к другому, и процесс смерти неопределенным образом повторяет этот удар, который всегда в его владении и который наносится раз и навсегда. Такому понятию фантазма как игры (отсутствующего) события и его повторения не следует придавать форму индивидуальности (форму, подчинен­ную понятию и, следовательно, неформальную), нельзя это понятие и соизмерять с реальностью (реальностью, имитирующей образ); оно предстает как универсальная сингулярность: умирать, летать, покорять, покоряться.

Логика смысла показывает нам, как выстраивать мысль, способную охватить событие и понятие, их раз­дельное и двойное утверждение, утверждение их дизъ­юнкции. Определение события на основе понятия — по­средством отрицания всякой значимости повторения — это, возможно, то, что можно назвать знанием; а соизме-

 

рение фантазма с реальностью — путем поиска его про­исхождения — это оценка. Философия старается проде­лать и то, и другое; она воображает себя наукой, а вы­ступает как критика. С другой стороны, мышление тре­бует освобождения фантазма в имитации, которая произ­водит фантазм одним махом; фантазм делает событие столь неопределенным, что оно повторяется как сингу­лярная универсалия. Именно такая конструкция события и фантазма ведет к мысли в абсолютном смысле. Пояс­ним еще: если роль мысли состоит в театрально-сцени­ческом производстве фантазма и в повторении универ­сального события в его наивысшей точке сингулярности, то чем же тогда является сама мысль, как не событием, которое порождает фантазм и фантазматическое повто­рение отсутствующего события? Фантазм и событие, утверждаемые в дизъюнкции, суть объекты мысли и са­ма мысль; они полагают сверх-бытие на поверхности тел, где оно только и может быть доступным для мыс­ли, и намечают топологическое событие, в котором фор­мируется сама мысль. Мысль должна рассматривать тот процесс, который ее формирует, и сама формиро­ваться, исходя из такого рассмотрения. Дуальность кри­тика-знание становится абсолютно бесполезной, когда мысль заявляет о своей природе.

Однако, такая формулировка опасна. Она заключает в себе эквивалентность и позволяет нам снова вообра­зить отождествление субъекта и объекта. А это было бы абсолютно неверно. То, что объект мысли формирует саму мысль, означает, напротив, двойное размежевание: отделение центрального и обосновывающего субъекта, с которым происходят события, а он развертывает во­круг себя смысл; и отделение объекта, который является отправным пунктом и точкой схождения для распознавае­мых форм и атрибутов, утверждаемых нами. Мы должны представить себе некую неограниченную прямую линию, которая (неся на себе события совсем не так, как веревка удерживает свои узелки) кроит и перекраивает каждый момент столько раз, что каждое событие возни­кает и как бестелесное, и как неопределенно множест­венное. Мы должны вообразить не синтезирующего-синтезируемого субъекта, а непреодолимую трещину. Более того, нам нужно разглядеть серию без основного довеска симулякров, идолов и фантазмов, что всегда

существуют в темпоральной дуальности на обеих сторонах трещины, где они формируются, подают друг другу сигналы и начинают существовать как знаки. Расщепление Я и серии означающих точек отнюдь не образуют того единства, которое позволяло бы мысли быть и субъектом, и объектом, но они [Я и серия точек] — в себе суть событие мысли и бестелесность мыслимого: мыслимого как проблемы (множество рассеянных точек) и самой мысли как имитации (повторение без образца).

Вот почему Логика смысла могла бы иметь подзаголо­вок: Что такое мышление* Этот вопрос в книге Делеза всюду подразумевает два различных контекста: кон­текст стоической логики — в той мере, в какой она свя­зана с бестелесным, — и фрейдовский анализ фантазма. Что такое мышление? Стоики разъясняют процедуру мыс­ли относительно объектов мысли, а Фрейд рассказывает нам, как сама мысль способна мыслить. Возможно, это впервые ведет к теории мысли, которая полностью освобождена как от субъекта, так и от объекта. Мысль-событие так же сингулярна, как и бросок кости; мысль-фантазм вовсе не ищет истины, а лишь повторяет мысль.

Во всяком случае, нам понятно повторяемое Делезом акцентирование рта в Логике смысла. Именно через та­кой рот, как признавал Зенон, порции еды проходят по­добно телеге смысла («Ты говоришь «телега». Стало быть, телега проходит через твой рот»). Рот, отверстие, канал, где ребенок озвучивает симулякры, расчлененные части и тела без органов; рот, в котором артикулируют­ся глубина и поверхность. А также и рот, из которого извергается голос другого, вызывая возвышенных идо­лов, парящих над ребенком и формирующих суперэго. Рот, где крики распадаются на фонемы, морфемы и се­мантемы: рот, где глубина орального тела отделяется от бестелесного смысла.Через этот раскрытый рот, этот пищеварительный голос протягивают свои расходящиеся серии развитие языка, формация смысла и плоть мыс­ли.8 Я бы с удовольствием подискутировал с жестким

8 По этому поводу см. Логика смысла, — с.245-300. Мои комментарии, в лучшем случае, лишь аллюзии по отношению к этому замечательному анализу.

 

фоноцентризмом Делеза, если бы за этим не стоял факт постоянной фонодецентрации. Да воздаст должное Делезу фантастический грамматик, темный предшест­венник, который блестяще использовал удивительные грани такого децентрирования:

Les dents, la bouche

Les dents la bouchent

L'aidant la bouche

Laides en la bouche

Lait dans la bouche, etc.*

Логика смысла заставляет нас обратить внимание на вещи, которыми философия пренебрегала столько столе­тий: на событие (ассимилированное в понятии, из которо­го мы тщетно пытались его извлечь в форме факта, верифицирующего предложение, в форме актуального опыта, как модальности субъекта, в форме конкретности как эмпирического содержания истории); и на фантазм (редуцированный во имя реальности и помещенный в наивысшую точку, на патологический полюс нормативной последовательности: восприятие-образ-память-иллюзия). В конце концов, в чем еще столь настоятельно нуждает­ся мышление нашего века, как не в событии и не в фан-тазме?

Мы должны быть благодарны Делезу за его усилия. Он не воскрешал надоевшие девизы: "Фрейд с Марксом", "Маркс с Фрейдом", они оба, если угодно, с нами. Он развивал убедительный анализ сущностных элементов, закладывая основы мышления о событии и фантазме. Его задача не в примирении (расширить пределы влия­ния события с помощью воображаемой плотности фантазма или придать устойчивость текучему фантазму путем добавления крупиц актуальной истории); он раз­вернул философию, допускающую дизъюнктивное утвер-

 

* Вольный перевод данного стихотворения (не учитываю­щий аллитераций, присутствующих во французском тексте) может быть таков:

Вот зубы, рот...

Замкнулись зубы,

Но помогают рту —

И безобразье,

С молоком во рту, и т.д. — Примечание переводчика.

ждение как того, так и другого. До Логики смысла Делез сформулировал эту философию с совершенно безо­глядной смелостью в Различении и повторении, и теперь нам следует обратиться к этой более ранней работе.

* * *

Вместо порицания фундаментальной оплошности, по­ложившей, как считают, начало Западной культуре, Делез с дотошностью ницшеанского генеолога указывает на множество небольших примесей и мелких компромиссов.9 Он отслеживает мелкие подробности, вновь и вновь проявляющееся малодушие и все то нескончаемое недо­мыслие, тщеславие и самодовольство, которые питают философское древо — все то, что Лери мог бы назвать «нелепыми корешками». Все мы обладаем здравым смыс­лом; все мы делаем ошибки, но никто не глуп (разумеет­ся, ни один из нас). Нет мысли без благого намерения; каждая реальная проблема имеет решение, поскольку мы учимся у мастера, у которого уже есть ответы на поставленные им вопросы; мир — вот наш класс. Целая серия не имеющих значения убеждений. Но в действи­тельности мы сталкиваемся с тиранией благих намере­ний, с обязанностью думать «заодно» с другими, с господ­ством педагогической модели и — что важнее всего — с исключением глупости, то есть с пользующейся дур­ной репутацией моралью мышления, чью функцию в на­шем обществе легко расшифровать. Мы должны освобо­диться от этих оков; и в извращении этой морали фило­софия сама сбивается с толку.

Рассмотрим трактовку различия. Вообще считается, что различие бывает чего-то с чем-то или в чём-то; по ту сторону различия, за его пределами — но в качестве его опоры, его собственного места с его обособленнос-

 

9 В данном разделе — в ином порядке, чем в самой книге, — рассматриваются некоторые темы, пересекающиеся с Различением и повторением. Я, разумеется, осознаю, что сместил акценты и, что гораздо важнее, оставил без внима­ния неисчерпаемое содержание этой книги. Я реконструиро­вал лишь одну из нескольких возможных моделей [интерпрета­ции данного произведения]. Поэтому я не привожу специаль­ных ссылок.

 

 

тью и, следовательно, источника его господства мы полагаем, посредством понятия, единство некой группы и ее расчленение на виды посредством операции различения (органическое доминирование аристотелев­ского понятия). Различие превращается в то, что должно специфицироваться внутри понятия, не переступая гра­ниц последнего. А еще помимо и до видов мы сталкива­емся с кишением индивидуальностей. Что же такое это безграничное многообразие, ускользающее от специфи­кации и остающееся вне понятия, если не возрождение повторения? От овец как вида мы спускаемся к отдель­ным, исчислимым овцам. Это предстает как первая фор­ма подчинения: различение как спецификация (внутри понятия) и повторение как неразличенность индивиду­альностей (вне







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 364. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия