Студопедия — Этот вопрос связан с вопросом о том, возможно ли вообще научное познание?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этот вопрос связан с вопросом о том, возможно ли вообще научное познание?






В ходе развития философии ее предмет менялся, наиболее четко предмет науки выражается в ее определении. Я сейчас представлю вам разные сложившиеся в истории развития философии ее определения, и мы вместе попытаемся их проанализировать:

Философия – н аиболее общая часть мировоззрения, его фундамент;

- н аиболее общее учение о мире и человеке;

- с истематическая попытка разгадать тайну бытия и небытия интеллектуальными средствами (Чанышев А.Н.);

- с истемно-рационализированное мировоззрение;

- э поха, схваченная в мысли (Гегель);

- е сть только идея возможной науки, которая нигде не дана in concreto, но к которой мы пытаемся приблизиться различными путями, поприще философии можно подвести под следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? - на первый вопрос отвечает метафизика, на второй – мораль, на третий – религия и на четвертый – антропология, все три вопроса сводимы к четвертому(И.Кант);

- н аука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, так и мышление, процесс познания, это форма общественного сознания.

 

Определение той или иной науки и есть наиболее емкая, точная формулировка ее предмета. Предметом науки считается та область действительности, которая изучается данной наукой; им может быть какая-либо область объективной действительности или субъективной (духовной) реальности. Предмет науки отличается от ее объекта: объект – это сложная реальность, каждая сторона которой служит предметом какого-либо отдельного знания. Так, мир является объектом изучения и физики, и химии, и биологии, и геологии, а человек – социологии, антропологии, логики, психологии, педагогики, медицины. Именно по предмету науки различаются между собой. Итак, необходимо выбрать наиболее адекватно отражающее предмет определение философии, которое бы отразило в концентрированном виде содержание, структуру и методы философии.

Философия – наиболее общая часть мировоззрения, его фундамент, наука о наиболее общих законах, которым подчинено как бытие (природа и общество), так и мышление (человек), процесс познания. Наука о всеобщем, о сущности. Вся проблематика философии может быть сведена к одному – основному вопросу философии – вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи.

Какой бы ни была философия в разных учениях разных авторов в разные исторические эпохи, она всегда представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если так называемый ОВФ в ней прямо не формулируется.

Основной вопрос философии. Специфика философия выражается в ее проблематике. Как уже было сказано выше, философия решает два наиболее общих для человеческого познания вопроса: об отношении сознания к материи и о движении и развитии.

ОВФ имеет сложную структуру, которая обусловила многообразие уровней и сторон философского мировоззрения, структуру философского знания и направления развития собственно философии.

(см. уч-к В.В. Орлова с. 13)

Общая формулировка Вопрос об отношении сознания к материи См. Энгельс Ф. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»
Первый уровень Что первично – что вторично? Монизм / Дуализм (Что лежит в основе мира?) 1) что существует первым, т.е. что чему предшествует? 2 что является свойством или проявлением другого? 3) что отражает другое?
  Вопрос о познаваемости. Агностицизм / Гносеологический оптимизм (см. стр.23 схенмы) Решая данный вопрос философы делятся по сути на две группы: первые философы признают безусловную познаваемость мира для человека, вторые – отрицают.
Второй уровень Тройственный вопрос о сущности мира, Сущности сознания, Сущности отношения сознания к Миру. Вне постановки тройственного вопроса о сущности внешний мир для философии остается «вещью в себе», т.е. непознаваемым и пустым. Нельзя выяснить отношения, не зная, что к чему относится.
Третий уровень Вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире, перспективах существования. Превращенная форма двух первых уровней. Это конкретизация всего материала философии. Именно на этом уровне постановки ОВФ мы можем конкретизировать сознание до живого человека, наделенного сознанием. Проблема человека всегда занимала во всех философских системах центральное место.

 

Первый уровень является фундаментальным, имеет две стороны: первая может быть сведена к вопросу о первооснове мира (раскрывается в 3-х смыслах первичности); вторая – к вопросу о познаваемости. Решение вопроса о первичности фактически обусловило деление философов на два лагеря: монизм и дуализм (Декарт и в особом смысле Кант). Это деление не является последним, т.к. в рамках монизма также возможны размежевания – на тех, кто берет за основу материю и тех, кто – сознание. Это размежевание является для философии наиболее важным.

 

Монизм – от греч. monos – один, единственный, кладет в основу мира одно из двух начал – материю или сознание.

Дуализм – от лат.dualis – двойственный, по существу отказывается от решения вопроса о первичности-вторичности и кладет в основу мира оба начала, материю и сознание.

Материализм – в рамках этого направления философии материя является первичной во всех трех смыслах понятия первичности (см.ОВФ), а сознание является производным от материи. Отличается реалистичностью подхода к миру, пытается объяснить мир «из него самого», не вводя никаких внешних факторов.

Идеализм – направление философии, кладущее в основу объяснения мира духовное начало. В рамках идеалистических концепций в разной степени происходит абстрагирование сознания от материи, в силу чего имеет место преувеличение роли сознания, признание его самостоятельности и активности.

Понимание ОВФ в том или ином ключе невозможно вне понимания всех особенностей и крайностей вариантов его решений, вне доведения до предела возможностей объяснения той или иной философской концепции.

 

  • Совпадает ли деление на монизм и дуализм с делением на материализм и идеализм?

Вторая сторона – вопрос о познаваемости – необходима: вне ее ОВФ, ограниченный вопросом о первичности, бессмысленен. Данный вопрос заставляет философов разделиться вновь на 2 направления: некоторые признают безусловную познаваемость мира для человека, некоторые – агностики – отрицают. Представителями агностицизма явл-ся Д. Юм, И. Кант.

 

Агностицизм – от греч. a – отрицание, gnosis – знание, учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. В его основе лежит скептицизм, т.е. абсолютизация сомнения в познании, которое есть сложный и многоплановый процесс.

 

  • Совпадает ли деление философов по решению вопроса о познаваемости с их размежеванием на материалистов и идеалистов?

Деление философов по решению вопроса о познаваемости не совпадает с делением на материалистов и идеалистов. Так, например, Гегель – известный идеалист – признавал познаваемость мира. А многие из ранних материалистов считали, что мир непознаваем. Однако, данное несовпадение не является принципиальным. Последовательный материализм может быть связан только с признанием познаваемости мира для человека.

Развитие философии показало, что первого уровня ОВФ недостаточно, т.к. остается неясным что познаетсяв качестве первичного / вторичного и кто познает.

Второй уровень представлен тройственным вопросом о сущности. Он необходим: если мы сведем ОВФ только к отношению М и С, мы никогда не выясним его, поскольку не знаем что к чему относится.

Сущность – смысл вещи, то, что она есть сама по себе, т.е. вне отношения к другим вещам. то что в процессе всех ее изменений в ней остается неизменным.

Третий уровень представляет собой модификацию или превращенную форму первых уровней. В нем также глубинным образом выражено отношение сознания и материи, но на уровне отношения человека к миру. Этот вопрос сложен, так как человек не может быть полностью отождествлен с сознанием, а мир – с материей. Человек – это материальное существо, наделенное сознанием, а мир предполагает наличие в нем человека, обладающего сознанием. Данный уровень представляет собой конкретизацию первых двух. Этот уровень важен: ни одна философская система прошлого или современные философские учение не обходят стороной вопрос о человеке, о его будущем, о смысле жизни - в частности и существования - в целом.

Разрешение ОВФ рождает на протяжении тысячелетий множество дискуссий. Особенную остроту ему придает введение понятия бесконечности (человек всегда ограничен своим конечным опытом и одновременно связан с бесконечной Вселенной). – Может ли конечный человек познать сущность бесконечного мира, его материальность или идеальность. Насколько достоверно его знание? ----------------------------

Давайте попытаемся определить бесконечность, бесконечность мира, бесконечность человека.

 

Формы идеализма складываются в ходе решения ОВФ. Идеализм существует в 2-х основных: объективный и субъективный.

Объективный идеализм – утверждает, что мир является порождением и проявлением некого объективного сознания, независящего от человека. В разных философских учениях это духовное начало называется по-разному (Дух, Воля, Брахман, Идея). Оно порождает мир вещей, а также человеческое сознание. Ну а поскольку оно существует вне человеческого сознания, объективно, то эта форма идеализма и называется объективным идеализмом. Его классическими представителями в европейской философии являются Платон (ант.), Фома Аквинский (средневек.), Гегель (нем.кл.)

Объективный – существующий до, вне и независимо от человеческого сознания.

Субъективный идеализм – считал первичной реальностью человеческие ощущения. Вещи, мир – совокупность человеческих ощущений. Здесь утверждается зависимость мира, его явлений и вещей от человека, его сознания. Известными его представителями являются Беркли и Фихте. По Беркли, то, что мы называем вещью, есть совокупность наших ощущений, восприятий («существовать – значит быть воспринимаемым») Субъективные идеалисты говорят о том, что мир таков, каким мы его представляем.

Сенсуализм – учение (гносеологического характера) о том, что ощущение является единственным источником познания. Если рассматривать ощущения как отражение реального мира, то последовательный сенсуализм приводит к материализму. Но если ощущения суть субъективное, за которым ничего не существует или существует непознаваемое, то такой сенсуализм приводит к субъективному идеализму.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, утверждает, что для каждого отдельного сознания (человека) существует только он один, все остальные есть комплексы его ощущений.

· Религия есть по сути объективный идеализм: возникнув намного раньше, являясь наряду с мифом фантастическим отражением реальности, фантастическим представлением о мире, существуя на базе веры и культа, она по своему понятийному содержанию представляет собой абстрагирование сознания от материи, «раздвоение» мира на божественный и «тварный».

Главной предпосылкой как материализма, так и идеализма является необходимость познания человеком внешнего мира. Вне этой потребности человек не может выжить. Эта потребность переходит в необходимую потребность практического преобразования мира. Это есть важнейшая социальная предпосылка возникновения вообще философского мировоззрения. Она имеет общечеловеческий характер, т.к. одинаково необходима для всех людей в отдельности и для человечества в целом.

 

Вопрос о движении и развитии.

Е сли ОВФ является вопросом не о формальном отношении сознания к миру, то он обязательно должен рассматривать мир в его развитии, человек, познающий мир, также развивается. Если полагать сознание вторичным, то его возникновение можно объяснить только из способности материи в процессе своего развития порождать другое. Т.о., вопрос о развитии является модификацией ОВФ, теснейшим образом связан с ним.

Обычно говорят о двух подходах к его решению – диалектическом и метафизическом. Для метафизического присуще видеть либо отсутствие движения, либо сводить развитие к простому повторению, активной силой которого является бог или субъект. Диалектический подход видит развитие в борьбе и единстве противоположностей, когда сущее обладает способностью к самодвижению.

Диалектика – учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя сам термин «диалектика» сформировался для обозначения искусства вести беседу, обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, он затем переносится и на понимание природы и человека в их противоположных определениях.

Метафизика – антидиалектический способ мышления, как результат односторонности познания, когда вещи и явления рассматриваются как неизменный и независимые друг от друга. Термин «метафизика» изначально имел отношение к определению некой сверхфизической, сверхчувственной реальности, которая постигается только умозрительно, а уже позднее метафизика понимается как метод, противоположный диалектическому, для которого характерен поиск абсолютов, вечных, неизменных оснований чувственного бытия, он отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Конечно, метафизика имеет и позитивное значение: иногда полезно рассмотреть изучаемый объект в статике, отвлечении от некоторых связей и отношений.

Данный вопрос очень важен для ОВФ. С учетом второго и третьего уровней ОВФ, вне сведения его к единственному вопросу об отношении, обязательно затрагивается вопрос о том, развивается ли мир и человек, раскрывается ли сущностная природа на каждом новом этапе развития. Если материя или сознание полагаются первичными, то, что из них должно возникнуть в процессе развития другого.

Вопрос о развитии – модификация ОВФ.

 

· Как связаны ОВФ и 2-й вопрос философии?

Е сли ОВФ является вопросом не о формальном отношении сознания к миру, то он обязательно должен рассматривать мир в его развитии, человек, познающий мир, также развивается. Если полагать сознание вторичным, то его возникновение можно объяснить только из способности материи в процессе своего развития порождать другое. Т.о., вопрос о развитии является модификацией ОВФ, теснейшим образом связан с ним.

Итак. У каждой науки есть свой объект, предмет. Последний фактически определяет ее структуру, содержание методы исследования. Предмет философии очень сложен, претерпел массу эволюционных изменений за всю историю развития философии и наиболее ясное выражение обрел в рамках именно научной философии – в виде основного вопроса философии. Вспомним структуру ОВФ.

Предмет научной философии – это, с одной стороны, мир в целом и процесс его познания, т.е. наиболее общие (всеобщие) стороны (свойства, отношения) мира в целом, его познания (такое толкование предмета связано с позиционированием философии по отношению к частным наукам), с другой, это наиболее общая сущность мира, сущность человека, место человека в мире, смысл и сущность его существования. Это более правильный подход к определению предмета научной философии, т.к. он избегает главной неточности – мир в целом изучается целой системой наук, включая и философию.

Широта и универсальность научного материализма отражается в сложной структуре данного знания. Так, сложность предмета порождает многообразие философских наук.

Мы можем выделить целую систему философских наук:

1. диалектический материализм и исторический материализм.

2. Материализм и Диалектика – как часть диалектического материализма (теория и метод).

3. Онтология и гносеология.

4. Эпистемология (наука о формах, методах и сущности научного познания)

5. Метафизика (учение о первых принципах и началах бытия мира и его познания)

6. Логика (наука о законах и формах мышления)

7. Этика (наука об отношении сознания к миру с позиций морали нравственной оценки)

8. Эстетика (наука о художественном, образном освоении мира)

9. Аксиология (наука о ценностном отношении человека к миру)

10. Философская антропология (наука о сущностном возникновении человека, о его месте в мире)

11. Культурология

12. История философии. и др.

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания, и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисными элементами философии выступили онтология, гносеология и этика. По мере развития к ним присоединились новые области философского знания – логика, эстетика, философская антропология, философия истории, философия права, аксиология, философия культуры, философия и методология науки, философия естествознания (КСЕ), философия техники и т.д.

Отношения философских наук внутри этой сложной динамической структуры принципиальным образом сформировались: прежде всего, это система философских наук, в которой можно выделить ядро, состоящее из фундаментальных наук (общая или систематическая философия) и социальная философия), к которому примыкают ряд более частных философских наук – философия природы (естествознания), этика, эстетика, логика, история философия, они, как правило, носят пограничный характер, наряду с ними возникают новые дисциплины в связи с постановкой и решением наиболее актуальных проблем современности.

Научная философия часто называется многими диалектическим материализмом, хотя не стоит забывать, что это название классического марксизма. Диалектический материализм изучает наиболее общие (всеобщие) стороны мира. Есть еще и исторический материализм – это наиболее общая философская наука об особого рода особенном, об обществе. В рамках диамата можно вычленить единство материализма (ОВФ) и диалектики (второй вопрос философии), это единство теории и метода: диалектический материализм - это диалектико-материалистическая теория и диалектико-материалистический метод. Материализм включает в себя диалектику. Это единство обусловлено объективной связью материи как субстанции, сущности мира и развития, как неотъемлемого внутреннего качества или свойства мира







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия