Студопедия — ТЕМА 1: ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 1: ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА






ТЕМА 1: ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА.

У каждого человека имеется определенный объем знаний. В общем виде его можно представить двумя укрупненными уровнями. Первый – это обыденное или стихийно-эмпирическое знание, в который входят трудовые навыки, бытовые традиции и т.д. Этот уровень формируется в повседневном жизненном опыте человека: в процессе труда, общения, социальных отношений, и связан со здравым смыслом. Второй уровень – научное знание – вырабатывается усилиями многих поколений профессиональных ученых, оформляется в системе абстрактных понятий и категорий. Научное знание ориентировано на познание законов, сущностей и явлений материального мира, природы, общества, человека. Научное знание стремится и оказывается способным объяснить многое, что кажется странным дл обыденного сознания, например то, что Земля движется вокруг Солнца и т.д. Обыденное и научное знание взаимопроникаемы, они не исчерпывают весь объем знаний, т.к. существуют особые «вечные» вопросы (как устроен мир, сотворен ли мир, или существует вечно, происходит все по воле случая или по необходимости, закономерно, что такое человек, можно ли познать мир и воздействовать на него, что такое истина и заблуждение, добро, красота, зло и т.д.), постановка и решение которых связаны с тем, что часто называют философией, мудростью. Слово философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Что можно считать мудростью: жизненный опыт, ум, порядочность? Мудрость не может быть сведена к сумме обыденных и научных знаний. Если следовать логике древнегреческого философа Гераклита и отождествить мудрость и ум, то можно согласиться с утверждением «многознание уму не научает». Мы склонны под мудростью, или умом, понимать способность осмысливать и понимать жизнь в личностно-индивидуальном, общественно-историческом и «космическом» планах; ставить перед собой гуманные цели и достигать их гуманными средствами; направлять свою жизнь и деятельность к умножению таких общечеловеческих ценностей как истина, добро и справедливость. Но можем ли мы удовольствоваться только таким (семантическим) определением философии (философия как любовь к мудрости)? Конечно, нет. Философия – это древняя, вечно обновляющаяся (развивающаяся) форма мысли, теоретический развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.

Мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческого существования, и смысла человеческой жизни. Поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, социальных идеалов, ценностей. Мировоззрение формируется стихийно-индивидуальным и целенаправленным способами, т.е. во-первых, на основе личного жизненного опыта, традиций, преданий, легенд, сказок, религиозных представлений, обычаев и т.д., а во-вторых, в ходе воспитания и продвижения определенной идеологии.

Идеология – это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые оценивают и отражают объективную социальную действительность с т.зр. интересов определенной социальной группы, под определенным углом зрения.

Мировоззрение - в оззрение на мир;

- р езультат духовного осознания мироздания с определенной точки зрения – с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и люди, предмет мировоззрения – взаимоотношение мира природы и мира человека, макрокосма и микрокосма, объект – мир в целом;

- н е простая совокупность, сумма знаний о мире (это могут быть и заблуждения), т.к. в центр своего внимания оно ставит вопрос о соотношении внечеловеческого мироздания и активности целеполагающей разумной силы – человека;

- с истема принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, слоя, общества в целом.

 

В историческом плане можно выделить три основные формы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Часто в учебной и научной литературе философию и мировоззрение отождествляют, либо сводят философию исключительно к мировоззрению. Ни то, ни другое не является верным. Философия относится к мировоззрению как один из его видов. Мировоззрение по своему логическому объему шире, чем философия, поэтому противопоставлять мировоззрение и философию нелепо, это искажает понятие мировоззрения. Сводить мировоззрение к философии (или, например, физике, биологии, экономике и т.д.), т.е. отождествлять их, также неверно, т.к. его универсальная суть подводится под значительно узкую предметную область (несмотря на универсальность философского знания). Мировоззрение предшествовало возникновению философии, так, исходным было мифологическое мировоззрение (художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекс), которое затем во взаимодействии и взаимопроникновении с религиозным мировоззрением и переросло в философию. Термин «миф» - предание, сказание. Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, реальное с идеальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Миф – п овествование, фантастические образы которого были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества, с воеобразная форма мировоззрения, в которой присутствуют элементы сверхъестественного, что роднит миф с религией; ф антастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в устном народном творчестве, “ д ревнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы, недостоверный рассказ, выдумка” (Ожегов); э то особый способ видения вещей, а именно в конкретно-чувственном выражении их качеств, т.е. мифотворец смотрит на мир не объективно-эмпирически, а субъективно-созерцательно, симпатически, поэтически, опираясь сугубо на сферу чувств, эмоций, а не критического мышления. Сущность мифа “не в объяснении, а в объективировании субъективного (коллективно-бессознательного) переживания и впечатления, при котором порождения фантазии как результат этого объективирования принимаются за подлинную реальность внешнего мира”; М ы можем рассматривать миф как “модель-образец”, которая помогает человеку более просто ориентироваться в мире, быть с миром в согласии, самоидентифицироваться. Миф даёт сравнительно ясные, упрощённые взгляды на самые разные аспекты действительности, но они всегда имеют сакральный смысл и синкретический[1] характер, т.е. “чудесные упрощения” в форме мифа находят себе место там, где мысль ещё не обрела и не может обрести завершённую идеологическую форму, где непознанный и воображаемый смыслообраз превращается в живое слово.

Религиозное мировоззрение формируется на базе мифологического, также связано с фантастическим отражением реальности, но все же отличается от мифологического тем, что делит действительность на два мира: сверхъестественный и естественный; знание и вера разделены. Для мифа же характерна синкретичность.

Религия – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при которых земные силы принимают вид неземных (Маркс); исторически преходящая форма общественного сознания, характеризующаяся верой в сверхъестественное;

Таким образом, мировоззрение – это такая совокупность образов, представлений, взглядов, мнений, концептов и категорий, которая подчинена основному мировоззренческому вопросу об отношении Человека и Мира. Данный вопрос на уровне Философского Мировоззрения трансформируется особым образом в основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к материи, духа к природе. Однако, прежде чем прийти к подобной формулировке (Энгельс) философия прошла долгий путь становления и самоопределения. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека. Эти взгляды находятся в постоянном развитии. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как постоянное стремление ко все более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения вечных вопросов, эти вечные проблемы открываются с новых сложных сторон, ставятся новые проблемы. Философское мировоззрение связано не только с сущностным осознанием того, что есть, но того, что и каким образом должно быть. Все сказанное показывает сложность философского мировоззрения и определенным образом объясняет существование разнообразных философских направлений, учений (иногда противоречащих друг другу). Хотя мифологическое, религиозное и философское мировоззрение кардинально отличны друг от друга, в умах отдельных людей они могут сочетаться самым причудливым образом. Практика показывает, что существуют своеобразные «пограничные зоны» между различными видами мировоззрений, где они контактируют. Попробуйте сами найти этому примеры.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия