Студопедия — Первый этап - 1860-1890-е годы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первый этап - 1860-1890-е годы






На официальном сайте проекта - www.genetic-test.ru имеются ссылки на активные группы поддержки в социальных сетях (вконтакте, одноклассники, твиттер, инстаграм, фэйсбук).

В официальных группах социальных сетей специалисты Genetic-test окажут помощь в разъяснении возникающих вопросов.

 

 

Конт-отец социологии

Органицизм Спенсера

Функционализм Дюрк Гейма (географ-что повлияло на их творчество)

Жак Кетле

Ф.Депле(монографический метод)

Ч.Бут

Становление русский соц.

Ковалевский(геораф.исслед)

1.

 

В американской социологии: можно выделить два течения

1)этнометодология и методы драматургического анализа Гофмана.

2) возрождение теорий 30х годов (Шюц, Мид).

 

При всей самобытности они методологически близки друг к другу, в них отстаивается принцип спонтанности и уникальности социального взаимодействия и принцип постоянства развития во взаимодействии личности и общества, принцип неразвитости эмпирического и теоретического анализа.

 

В английской социологии нетрадиционную социологию развивал Гидденс, который предложил теорию структурации.

 

Социальная система - неразрывность и актуальная продуктивность взаимодействия структуры и ее создателей. Он отказался от рассмотрения структуры как чего то внешнего по отношению к индивиду.

 

Во французской социологии нетрадиционного подхода придерживался Бурдье. Центральная социологическая проблема неизменна: индивид в социальной структуре, но нужен иной метод. Он говорит о том, что современный социолог методологически свободен в выборе пути исследования, избранного им процесса или явления. Эта свобода является проявлением габитуса (потенциал первооткрывателя). Он идентифицирует социальную реальность со связями, которые носят спонтанный характер и выстраиваются в определенный пространственный континуум. Эти связи подвижны, что определяет подвижность социальных и ментальных структур. Классическая социология, оперирующая схемами, не может уловить этот динамизм.

 

В Германии движение к нетрадиционной социологии началось еще в 30е годы. Шюц и его последователи. В сегодняшнем поколении немецких социологов идея единства исторической реконструкции и реконструкции метода соц. Познания нашла свое выражение в работах Хабермаса. Он обращается к спонтанности исторического процесса, к внутренним источникам эволюции, важнейшим из которых признается деятельность человека, регулируемая социокультурной системой. Выявление в различных национальных социологических школах общих тенденций развития свидетельствует о том, что в мире складывается нетрадиционная социология.

 

Ее основные черты:

1. Исследование социального процесса, протекающего на микроуровне взаимодействия конкретных индивидов

2. Нет разрыва между теорией и эмпирическим постижением социальных связей

3. Рассматривает конкретную личнсть как действующего творца социального процесса.

2.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.

Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и естественнонаучными дисциплинами - с другой, как раз и явилось тем полем научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе, которая бы соответствовала методам естественных наук. В силу этого в область социального познания начали вторгаться не только строгие научные методы (наблюдение, эксперимент и т. д.), но и некоторые онтологические модели пронатуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм, структурализм, эволюционизм и т. д.).

Поэтому с момента своего появления социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и глубокие тени естественнонаучного схематизма в понимании своего объекта исследования, что определялось соответствующим уровнем развития естествознания.

И нет ничего удивительного в том, что с момента возникновения социологии и вплоть до наших дней идет спор о собственном предметном поле социологии и специфике ее познавательных средств.

 

 

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.

Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества.

Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В 1814 году поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал домашним учителем, с 1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.

3.

 

Огюст Конт не поддерживает ни социалистического, ни либерального толкования индустриального общества на основании того, что рост производства отвечает интересам всех социальных групп. Он строит собственную концепцию, делая при этом пруду на эффективную организацию производства. Главную роль он отдает управленцам, инженерам, организаторам, руководителям. Производственные отношения, за Контом, должны быть устроенные не на основе гнетущего антагонизма, а соответственно моральным законам общей гармонии. Иначе говоря, О.Конт — не реформатор, а организатор, который верит в добропорядочность частной собственности и в тех, у кого сконцентрированные богатства. В любом обществе “командует лишь небольшое количество людей и хорошо, если те, кто командует, имеют необходимую экономическую и общественную власть”.

 

Дополняя картину социального устройства индустриального общества, О.Конт отмечает, что, кроме мирского порядка, где “властвует принцип силы и могущества”, существует еще и другой, духовный порядок — порядок моральных ценностей. Его О.Конт рассматривает не как трансцендентный порядок, а как порядок на земле, которые заменит светскую иерархию силы и материального богатства духовным богатством морального сорта. Социальные преобразования должны были стать делом ученых и философов, которые заняли в индустриальном обществе место жрецов. Сила духа (мораль) была призвана управлять эмоциями людей, объединять их ради общей работы, освящать права тех, кто при власти, ограничивать своеволие тех, в чьих руках сила, т.е. выполнять фактически ту роль, которую в теологическую эпоху выполняли священники и церковь.

 

Органицизм Герберта Спенсера

 

Оценивая значение взглядов Огюста Конта в истории мировой социологии, следует отметить, что его теоретическое наследство стало предметом пылких дискуссий. Современные социологи стараются определить, в чем они “вместе с Контом”, а в чем — вопреки нему. Именно такое название дала своей статье Р.П. Шпакова, перефразировав известный афоризм П.Бурдьє*. По ее мнению, создав проект будущей науки об обществе, французский социолог так и не смог его реализовать. Его взгляды довольно противоречивые, хотя и не лишенные эвристического потенциала. Так, Н.Луман утверждает, что “свою научную плодовитость сохраняют методологические подходы в духе контивськои контроверзы социологической статики и социальной динамики, даже если они трансформировались у отношение “структура-процесс”. В исторической социологии, которая энергично формируется, категории “статика” и “динамика” релевантные категориям “синхрония” и “диахрония”. Принимая во внимание прочность и значимость заложенных Контом основ социальной на уки и сравнивая с ними отечественные разработки, много из которых мертвые уже в эмбриональном состоянии, можно сказать, что мы не вместе с Контом, а намного позади”.

4.

 

Работы Конта оказали прямое влияние на другого французского мыслителя, Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Хотя/Дюркгейм и опирался на некоторые аспекты творчества Конта, он считал работы последнего слишком спекулятивными и неопределенными и полагал, что Конту не удалось выполнить свою программу — учредить социологию как науку. По Дюркгейму, для того, чтобы стать наукой, социология должна изучать “социальные факты”. Она должна исследовать социальные институты с той же объективностью, с какой ученые изучают природу. Первым знаменитым принципом социологии Дюркгейма является: “изучайте социальные факты как вещи!” Под этим он подразумевал, что социальная жизнь может быть подвергнута столь же строгому анализу, как и объекты или события в природе.

Как и все основатели социологии, Дюркгейм был захвачен переменами, изменяющими общество на его глазах. Он пытался объяснить эти перемены в их связи с разделением труда (нарастанием усложняющихся различий между различными профессиональными сферами) как частью индустриализации. Дюркгейм утверждал, что разделение труда постепенно вытесняет религию как основу социальной взаимосвязи. По мере того как разделение труда усиливается, люди становятся все в большей степени зависимы друг от друга, поскольку каждый нуждается в товарах и услугах, производимых людьми других профессий. Согласно Дюркгейму, перемены в современном мире происходят настолько быстро и интенсивно, что это порождает значительные социальные трудности, которые он связывал с аномией. Аномия — это ощущение бесцельности или бесполезности существования, вызванное определенными социальными условиями. Рамки и требования традиционной морали, которые были обусловлены религией, в ходе социального развития оказались в основном разрушены, и поэтому в современных обществах многие индивиды сталкиваются с ощущением, что их повседневное существование лишено смысла.

Одна из самых известных работ Дюркгейма связана с анализом самоубийства1). Самоубийство считается сугубо личным актом, являющимся, предположительно, следствием больших личных несчастий. Дюркгейм, однако, показывает, что на суицидальное поведение фундаментальное влияние оказывают социальные факторы, и одним из них является аномия. Статистика самоубийств из года в год дает одну и ту же картину, и этому следует дать социологическое объяснение. Многие аспекты 641 исследования Дюркгейма вызывают возражения, но оно остается классической работой, значение которой для современной социологии не исчерпано до сих пор.

5.

Кетле (QueteletQuetelet) Ламбер Адольф Жак (22.02.1796, Гент - 17.02.1874, Брюссель) - франко-бельгийский ученый-математик, естествоиспытатель, один из крупнейших статистиков 19 в., создатель математических (в частности, вероятностных) методов обработки социальной информации; инициатор создания национальных статистических обществ в Англии и Франции, Международной статистической ассоциации, одну из задач которой видел в мировом распространении унифицированных методик, показателей.

 

Одновременно с Контом Кетле создал свою социальную физику - науку об общественной жизни, которая подобно другим формам природы управляется законами помимо воли человека. В отличие от Конта, считавшего, что методами этой науки должны быть методы естественных наук (Позитивизм в социологии), Кетле развил концепцию специфического метода науки об обществе - статистического. По мнению Кетле, специфичность и неповторимость составляют основополагающую характеристику явлений этой области исследований. По изучению одного факта нельзя судить о ряде фактов, кажущихся однородными; необходим статистический анализ возможно большего количества данных.

 

Кетле пришел к идее создания новой науки об обществе, отталкиваясь от традиции социальных эмпирических обследований (Арифметика политическая, Статистика моральная. Гигиена социальная), подняв их на качественно новый уровень. С именем Кетле в истории науки связан переход социальной статистики от сбора и количественного описания данных к установлению постоянных корреляций показателей, или статистических закономерностей. Выявленные им с помощью математического вероятностного анализа постоянные соотношения показателей Кетле трактовал как объективные социальные законы.

 

Так, из статистического факта устойчивых числовых корреляций между видами преступлений, полом, происхождением, возрастом, местом проживания и т. д. преступника Кетле делал вывод о том, что определенное число и определенные виды преступлений сопровождают общество с необходимостью закона природы. Описание общества в целом достигается, по мнению Кетле, с помощью обнаружения характеристик "среднего человека". Человек понимался при этом не в качестве конкретной личности, а как член общества, как звено в статистической последовательности. Искусственная единица "среднего человека" (нечто от среднего арифметического или центра тяжести) означала среднестатистический показатель основных физических и моральных качеств данной нации. Высоко оценивая богатство статистических материалов и методик Кетле, К. Маркс отмечал, что социологическое объяснение установленных им статистических связей ему не удавалось в связи с тем, что оно проводилось с позиций механистического детерминизма, а его концепция "среднего человека" родственна метафизическим концепциям универсальной человеческой природы.

6.

 

Ле Пле (Le Play) Фредерик Пьер Гийом (11.04.1806, Ла-Ривьер-Сен-Со-вер, Кальвадос,- 05.04.1882, Париж)- французский социолог, политический деятель, горный инженер, профессор Политехнической школы в Париже. В объяснении социальных явлений придавал ведущее значение технологическим и географическим факторам, с одной стороны, морально-религиозным - с др.

 

Ле Пле был сторонником социального неравенства, выступал против революций и всеобщего избирательного права. Главным фактором социальной жизни считал семью, основанную на власти отца и традиционной религиозной морали. Ле Пле различал три типа семьи: патриархальную, в которой дети, состоящие в браке, продолжают жить под главенством родителей; нестабильную (совр. нуклеарную семью); коренную, в которой один из женатых сыновей остается в отцовской семье, а остальные получают определенную долю наследства. Понятие коренной семьи продолжает использоваться в современной исторической демографии. Особое значение Ле Пле придавал сбору социальных фактов.

 

Основная социологическая работа Ле Пле - "Европейские рабочие" содержит результаты монографического изучения рабочих семей, их бюджетов как выражения уровня и образа жизни. Факты, изложенные в этой работе, до сих пор сохраняют свое значение для изучения положения рабочего класса. Программа социального переустройства ("социальная реформа") Ле Пле была сугубо консервативной и состояла в возрождении и укреплении архаических социальных ин-тов: традиционных форм семьи, законов о наследовании, препятствующих дроблению имущества и т. д. Отношения между рабочими и предпринимателями Ле Пле предлагал строить на принципах патронатства, по образцу отношений между помещиками и зависимыми крестьянами.

 

После смерти Ле Пле созданная им школа раскололась на школу "социальной реформы", продолжавшую гл. обр. его реформаторские начинания, и школу "социальной науки" (А. де Турвиль, П, Бюро и др.), настроенную более позитивистски и стремившуюся применять и совершенствовать методы, разработанные учителем. Работы Ле Пле оказали влияние на развитие таких направлений, как географический и технологический детерминизм, католическая социология. В царской России пропагандистом консервативных воззрений Л. П. был реакционный политический деятель и правовед К. П. Победоносцев. Значение Ле Пле для современной социологии определяется его эмпирическими исследованиями семей и их образа жизни, а также разработкой методики изучения социальных фактов, в частности монографического метода.

7.

 

Значительный вклад в развитие социологии города внес Чарлз Бут (1840-1916). Вышедшее в 1889-1903 гг. 17-томное произведение <Жизнь и труд людей в Лондоне>[289] отличалось тщательной проработкой методики и техники сбора и анализа данных. Ч. Бут известен тем, что он стоял у истоков течения, изучавшего экологию города, и социального картирования городских районов. Статистическое описание охватывало сравнительный анализ условий жизни различных слоев населения, связи бедности с занятостью, условиями труда и регулярностью доходов. Три года Бут жил в кварталах лондонской бедноты и провел тысячи интервью с работодателями, профсоюзными лидерами, рабочими. Исследование охватило весь Лондон и потребовало неимоверных усилий. Например, отчет Бута о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью. Город был поделен на 50 районов, которые были упорядочены по пяти разным критериям: проценту бедности, проценту скученности населения, уровню рождаемости, уровню смертности, проценту ранних браков. Была сделана попытка сопоставить эти критерии. Деление населения на <высший>, <средний> и <низший> классы также было соотнесено с 50 районами города. Для сравнения районов был разработан сводный индекс, полученный при подсчете среднего ранга по четырем указанным критериям[290].

Ч.Бут создал новую классификацию населения на три класса (низший, средний и высший), сравнил условия жизни и труда работников различных отраслей промышленности. Исследование показало, что на некоторых улицах центральной части Восточного Лондона живет до 58% лиц, отнесенных в первые четыре группы <бедных>, а среднее число бедных во всем городе -30,7%. Среди методических находок Бута представляет интерес идея создания цветных социальных карт различных районов Лондона для того, чтобы наглядно видеть распределение всех групп населения в городе. Сегодня социальное картирование городом стало обязательным атрибутом урбанистики. Бут, по существу, был одним из предшественников <экологии города>, ставшей позднее основной темой чикагской социологической школы в США.

8.

Первый этап - 1860-1890-е годы

 

 

Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины, под "духовным руководством" О. Конта. Хотя идеи Конта упоминались уже в 40-50-е гг., особого резонанса они не имели. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е гг. В 1859 г. выходят две работы П. Л. Лаврова ("Механическая теория мира" и "Очерки развития личности"), написанные в позитивистском духе. В 1865 г. почти одновременно появляются статьи о Конте и его философии в трех влиятельных журналах - "Современнике", "Русском слове", "Отечественных записках" (статьи В. В. Лесевича, Д. И. Писарева и П. Л. Лаврова). В 1867 г. в книге "Огюст Конт и положительная философия" публикуются работы Г. Льюиса и Дж. Милля о Конте. Рецензия на эту книгу Лаврова (1868) во многом задала тон всей последующей российской позитивистской литературе. На рубеже 60 - 70 - х гг. появляются первые собственно социологические работы П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, написанные в русле методологии позитивизма.

 

Можно, таким образом, сказать, что между 1868 и 1875 годами заключен период легитимизации социологии в России. Конечно, 1875 г. - достаточно условная дата. И все же именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, четко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений - объективного и субъективного. Любопытно, что источником обеих парадигм стали идеи Конта, хотя зачастую это утверждается только применительно к первой. Однако и субъективная школа исходила из Конта, по, скорее, второго этапа его творческой эволюции.

 

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют П. Л. Лаврова, Е. В. де Роберти, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова, П. Ф. Лилиенфельда, А. И. Стронина. Но нельзя не упомянуть еще одного имени - Г. Н. Вырубова (1843-1913).







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия