Студопедия — Модерн: на стыке эпох
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Модерн: на стыке эпох






Модерн (от фр. moderne – современный) – художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – начале XX в. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям (в особенности в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Впервые появившись в Бельгии, этот стиль в Германии получил название югендстиля (по названию основанного в 896 г. иллюстрированного журнала Die Jugend), в Австрии он назывался сецессион, в США – тиффани (по имени Л. К. Тиффани), во Франции – ар-нуво (новое искусство) и fin de siècle (конец века), модерн в Англии, стиль либерти в Италии, модернизмо в Испании, Nieuwe Kunst в Голландии, еловый стиль в Швейцарии.

В 60—70-х гг. XIX в. в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. В 880-е гг. в работах ряда мастеров стал проявляться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приемы. Уильям Моррис (834–896) создавал предметы интерьера, вдохновленные растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (85—942) использовал элегантные волнистые узоры в книжной графике.

Заметное влияние на стиль модерн оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение в искусстве Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека выполнены в одном ключе. Вследствие чего в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: Выставочное общество искусств и ремесел (888 г.) в Великобритании, Объединенные художественно-ремесленные мастерские (897 г.) и Немецкие мастерские художественных ремесел (899 г.) в Германии, Венские мастерские (903 г.) в Австрии, Нансийская школа во Франции, Мир искусства (890 г.) в России.

Распространению модерна способствовало проведение всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 900 года в Париже. После 90 г. влияние модерна стало угасать.

Признаки стиля модерн:

• эстетическое осмысление материалов: стекла, металла, дерева;

• максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала, его психологическое воздействие на человека;

• сознательное формирование формы, стремление к органичности, цельности;

• асимметрия, витиеватость линий;

• обращение к растительным, природным формам;

• обыгрывание функциональных элементов (несущих конструкций, ступеней, перил, рам, стропил) как эстетических объектов. Модерн как архитектурный стиль. Архитектурный стиль

модерн, получивший распространение в Европе в 890—90-е годы в рамках художественного направления модерн, отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, использование новых технологий (металл, стекло), а также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру. Все конструктивные элементы – лестницы, двери, столбы, балконы – художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки – всё тщательно проектировалось в едином стиле.

Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Еще дальше от классических представлений об архитектуре ушел великий испанский архитектор Антонио Гауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Архитектура модерна разнообразна и эклектична. Но эта эклектика удивительно гармонична и оригинальна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене стали протестовать против подражания, и их протест не остался без внимания.

Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:

Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей. Пример – католический собор французского посольства в Санкт-Петербурге (арх. Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович), здание с элементами романского стиля. Внутри неоромантизма выделяют готизм, византизм и еще ряд традиций.

1. Неоклассицизм. Пример – музей им. А. С. Пушкина в Москве, Театр на Елисейских полях в Париже (арх. О. Перре), отель «Пикадилли» в Лондоне (арх. Н. Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской ул. в Петербурге и др.

2. Рационализм, направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин «рационализм» в архитектуре обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду.

3. Иррационализм, пример – магазин «Самаритен» в Париже (арх. Ф. Журден).

4. Так называемый кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича (его основоположник в России – В. А. Шретер).

В крупных городах и регионах модерн тоже имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский, в России, – московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д. В Скандинавии сложилось архитектурное направление, известное как национальный романтизм. В России этот стиль известен под названием «северный модерн» (или финский), и дома в этом стиле можно увидеть в небольшом городке Выборге.

Необходимо заметить, что в то время как одни архитекторы и историки архитектуры считают перечисленные выше направления разновидностями модерна, другие полагают, что это самостоятельные стили (например, неоклассицизм, северный модерн).

Стиль модерн возникает в эпоху империализма, когда стало необходимым строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. И такие материалы появляются: железо (сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

Архитектуру конца XIX – начала XX в. оценивают по-разному. Некоторые вообще вычеркивают модерн из истории архитектуры, другие рассматривают как период упадка, третьи видят в нем подготовительный этап дальнейшего развития архитектуры. Кстати, именно в этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 719. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия