Студопедия — Основные сходные черты всех периодов эгейской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные сходные черты всех периодов эгейской культуры






-В планировке учитываются природные и ландшафтные особенности местности.

-Применяются одинаковые строительные материалы - кирпич-сырец, камень, дерево для перекрытий и каркаса.

-Складывается единая ордерная система. Колонны украшаются спиралями, зигзагами, узорами из металлических колец и т.п

Архитектура. Темные века

Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах «Илиады» и «Одиссеи» встречаются описания древних святилищ — священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора («ауле»), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору «мегарон»прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен («антами») и столбами между ними. Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя (1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне). Описание в «Одиссее» дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел, a представления о красотеот восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает «лучезарным» сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук

Итак, архитектура этого периода характеризуется продолжением крито-микенской традиции. Жилые дома сложены из кирпича или камня. Мегароны имели закругленную стену, противоположную входу. Со временем дома становились прямоугольной формы.

Архитектура. Архаический период

В прошлое уходит патриархальный быт мелких поселений гомеровского периода. Совершенствуется и усложняется мифологическое осмысление эллином мира. Искусство архаической эпохи (VII-VI века до н. э.) характеризуется расцветом каменной архитектуры, монументальной скульптуры, расписной керамики. Возросший интерес к человеческому образу находит выражение в пропорциях архитектурных ордеров, в создании статуй прекрасных и совершенных юношей и девушек, в сложных мифологических композициях, развернутых вазописцами на поверхности глиняных сосудов. С ростом городов и формированием полиса складывается рабовладельческая тирания, опиравшаяся на поддержку свободного населения. Возникают различные формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы. Наряду с городскими храмами и священными участками строятся общеэллинские святилища. Планировочная композиция святилищ учитывала сложные условия рельефа и сам характер религиозных церемоний, которые были прежде всего жизнерадостными праздниками с торжественными процессиями. Поэтому храмы размещались с учетом их визуального восприятия участниками шествий. В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов.

Типы древнегреческих храмов

Рис. 31. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.

В планировке архаических построек, в их соотношении с пейзажем и друг с другом есть характерная особенность: они ставятся рядом, последовательно, композиция ансамбля обычно предельно простая. Художественное воздействие оказывает протяженность - длина ряда зданий. В этом нашло выражение типичное для того времени стремление к порядку и красоте размещения предметов. Греческий писатель Ксенофонт позднее, в V веке до н. э., писал: "А как красиво, когда башмаки стоят в ряд, какие бы они ни были; какой красивый вид представляют плащи рассортированные, какие бы они ни были; красивый вид у постельных покрывал, красивый вид у медной посуды, это смешнее всего покажется человеку не серьезному, а любящему поострить, - что горшки, расставленные в хорошем порядке, представляют, по-моему, что-то стройное". В эпоху архаики основным материалом строителям служит камень - сначала известняк, затем мрамор. Здания не только становятся более прочными, чем деревянные, но и выглядят величественнее. Примечательно, что, несмотря на повсеместную смену материала, внешний вид ордера - колонн и антаблемента - остается прежним, как и в деревянной архитектуре. Порой элементы, являвшиеся конструктивными (фриз), превращаются в декоративные. Мастера любят украшать крыши храмов акротериями и антефиксами. Это время особенно широкого изготовления сначала живописных, а затем рельефных метоп, многофигурных композиций на фризах, сложных сюжетных групп на фронтонах. Для этого используются терракота, известняк, мрамор. Жилые постройки архаической эпохи были невзрачными, чаще всего сырцовыми или деревянными, теперь бесследно исчезнувшими. Для нужд государства строились различные общественные помещения: залы для собраний, культовых церемоний типа мистерий, гостиницы, театры. Сохранились они хуже, чем храмы. В Олимпии и на острове Фазосе известны, в частности, пританеи - учреждения, где пританы - должностные лица - принимали послов, где устраивались торжественные трапезы и горел священный огонь. Большое значение в жизни эллинских городов имели для заседаний советов старейшин булевтерии, один из которых сохранился в Олимпии.

Храм Геры

Архитектура. Классический период

Этот период является временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Греческое зодчество классического времени развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим завоеванием мировой архитектуры. Эта система, зародившаяся в архаический период, достигла наибольшей полноты и законченности именно в V—IV вв. до н. э. Два основных типа ордера — дорический и ионический —сформировались еще в VII—VI вв. до н. э., но в V—IV вв. появился еще более нарядный и изысканный коринфский ордер. В то же время греческие зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, внося элементы легкости и изящества в дорический стиль, и придают большую нарядность и пышность ионическому ордеру. Умелое смешение разных архитектурных стилей расширило возможности греческих строителей, позволило им создать многие шедевры греческой и мировой архитектуры. Основой греческого зодчества, как и в архаическое время, был храм — самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Были разработаны различные типы храмовых зданий, от скромных героонов в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов. Храмовые здания в зависимости от количества колонн делились на несколько типов: храм в антах (две колонны перед главным входом), простиль (четыре колонны перед главным входом), амфипростиль (колонны поддерживали портик перед главным входом и такой же портик с колоннами располагался с противоположной стороны), периптер (когда колонны окружали храмовое помещение с четырех сторон) и самый сложный тип греческого храма — двойной периптер, когда портик с четырех сторон здания поддерживался двойным рядом колонн. Прекрасный природно-архитекгурный ансамбль был создан в священном округе Олимпия, где проводились Олимпийские игры. Многочисленные здания спортивного назначения: гимнасии и палестры для тренировок и выступлений атлетов, стадион, бассейны для омовений — группировались вокруг величественного храма Зевса и его супруги Геры. Органической частью ансамбля были здания для членов Совета — булевтерия — и почетных гостей — пританея, многочисленные небольшие строения для хранения даров отдельных городов — сокровищницы. Священный округ был расположен у подножия невысокой горы Кронос, с запада и юга его ограждали река Алфей и ее приток Кладей, что вызывало чувство уединения, красоты, покоя и отрешенности от мирских забот и суеты у всякого, кто вступал в пределы Олимпийского округа.

Иным по своему характеру был храмовый ансамбль Дельф — священного города Аполлона. Основой ансамбля была извилистая, поднимающаяся из долины священная дорога (дорога процессий), по сторонам которой находились сокровищницы нескольких десятков греческих городов. Дорога подходила к верхней террасе, на ней возвышался огромный, господствующий на всем склоне горы Парнас храм Аполлона, к нему примыкал театр, где проходили музыкальные состязания в честь Аполлона.

 

Архитектура. Эллинистический период

Период эллинизма был временем основания множества новых и благоустройства древних городов. Естественно, этот процесс послужил мощным стимулом для градостроительного искусства и архитектуры. Элементы правильно спланированного и благоустроенного города появились еще в классическое время, но полное использование градостроительных принципов регулярного города и их самое широкое распространение при основании многочисленных новых городов произошло лишь в эллинистический период. Основные принципы регулярного города заключались в следующем: 1) выбор для города (если он основывается заново) благоприятной в климатическом отношении, снабженной питьевой водой, на пересечении торговых путей, удобной для обороны местности, 2) составление генерального плана застройки, рассчитанной на долгие годы, 3) применение планировочных, пересекающих под прямым углом осей, предполагающих сетку параллельно-перпендикулярных улиц, 4) разбивка города на равные кварталы, внутриквартальная планировка и блочная застройка кварталов. Генеральный план города предусматривал отведение специальных участков для центральной площади — агоры — и других площадей, для театральных сооружений, общественных зданий и храмов, стадионов и гимнасиев. Основание многочисленных новых городов, обширные работы по благоустройству старых, наличие больших материальных средств и людских ресурсов способствовали подъему эллинистической архитектуры, разработке новых типов зданий, возведению таких грандиозных сооружений, которые были невозможны в предшествующее время. Храм уже не являлся основным типом здания эллинистической архитектуры, хотя во всех городах по-прежнему строили большое количество храмов в честь различных богов, да и сам тип храмового здания изменился. Главными архитектурными сооружениями стали здания общественного назначения: здания Народного собрания, библиотеки, арсеналы и доки, театры и стадионы, гимнасии и палестры. Если в классическое время тип частного жилища практически не разрабатывался, то в период эллинизма архитекторы уделяли этому пристальное внимание. Разрабатывались два типа жилых домов: или это были несколько домов-квартир, образующих городской квартал, или отдельно стоящий дом — городская вилла, с множеством комнат/ Внутри стены дома расписываются фресками, на полах выкладывается мозаика. Особым типом здания, тщательно разработанным эллинистическими архитекторами, стали комплексы царских дворцов, занимающие до четверти всей городской территории, включающие не только царские апартаменты, помещения для обслуживающего персонала, но и обширные хозяйственные постройки, ремесленные мастерские, тенистые парки, библиотеки, арсеналы для хранения оружия.

Одним из самых грандиозных сооружений не только эллинистической эпохи, но и всей древности является Александрийский маяк, построенный на острове Фарос архитектором Состратом в 280 г. до н. э. Он вознесся на 120 м и состоял из трех ярусов. Огонь маяка (горели специально просмоленные поленья) с помощью зеркал был виден на расстоянии до 60 км. В дневное время, когда огонь был невидим, применяли дымовую завесу.

Для эллинистической архитектуры характерно стремление к грандиозности построек, роскоши внутренней и внешней отделки, нарочитой помпезности и масштабности, которые подавляли маленького человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед лицом могущественного монарха или божественных сил. Вместе с тем преобладание утилитарных типов сооружений, стремление к практицизму и голому рационализму вело к утрате чувства прекрасного, того очаровательного эстетизма, который столь свойствен классическому зодчеству.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 460. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия