Студопедия — Стройиздат, 1984
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стройиздат, 1984






 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Исходной в творчестве художника была и остает­ся его гражданская позиция.

Материалы Пленума ЦК КПСС. Июнь 1983 г.

Первые послереволюционные годы — одна из ярких страниц в истории советской архитектуры. Новая эпоха означала полный пересмотр всех представлений о человеке и мире, искусстве и обществе, о предназначении архитектуры, о роли и значении тра­диций. Все это определяло неповторимость и своеобразие характера культуры этого времени.

В становлении молодой советской архитектуры деятельно участвуют мастера стар­шего поколения — И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, Н. Ладовский, братья Веснины, вступают на творческий путь более молодые художники и архитекторы, такие, как К. Мельников, В. Татлин, М. Гинзбург, Г. Гольц, И. Леонидов, А. Власов. К этой блиста­тельной плеяде мастеров относится и Андрей Буров — архитектор, художник, теоре­тик архитектуры, ученый, писатель, педагог. Творчество Бурова органически объеди­няло подлинное новаторство и стремление к осмыслению традиций в архитектуре. Его проекты и постройки, работы в области теории архитектуры, действенная пропаганда современного искусства сыграли важную роль в формировании советского зодчества.

Гражданственность творческой позиции Бурова с самого начала деятельности вы­двинула его в первые ряды строителей нового общества, стремившихся к преобразо­ванию окружающего мира, активно участвующих в решении важнейших проблем, сто­ящих перед современной архитектурой.

В 20-е годы он занят поисками содержания, формы и новых в социальном отно­шении типов зданий — образцовых жилых домов для рабочих, театров «массовых действ», рабочих клубов, сельскохозяйственных объектов, строит жилые кварталы в новых промышленных городах.

В 30-е годы — время творческой перестройки в советской архитектуре, перехода к периоду освоения мирового классического наследия, Буров настойчиво изучает и глубоко постигает общие закономерности и принципы классики. Однако обостренное чувство современности помогает ему в этот период творчески подойти к осмыслению классического искусства, не копировать архитектуру прошлого, а, пользуясь ее зако­нами, создавать новые образы сооружений для своего времени, отвечающие новому социалистическому содержанию. Проекты и постройки Бурова этих лет можно отнести к лучшим образцам советской архитектуры 30-х годов.

В начале 40-х годов развивается массовое жилищное строительство и возникают проблемы его индустриализации. Буров ищет принципиально новые методы сборного домостроения и создает разнообразные и интересные архитектурные решения серий жилых домов из крупных блоков. Индустриальные методы возведения зданий поста­вили новую задачу, связанную с облегчением сборных элементов. Сложные социаль­ные, экономические и технические проблемы строительства этого времени не могли быть решены без использования достижений современной науки и техники. Придавая вопросу снижения массы зданий первостепенное значение, Буров со всей энергией и настойчивостью занимается с 40-х годов этой проблемой.


 

 


Во время Великой Отечественной войны и в последующие годы Буров работает над проектами мемориальных сооружений, массовых типов зданий для районов, по­страдавших от военных действий — жилых домов, типовых вокзалов, школ, детских учреждений, магазинов, работает над проектом восстановления и реконструкции раз­рушенной во время войны Ялты. В этой работе Буров использовал современный ми­ровой опыт строительства и реконструкции городов. Он предложил рациональное ре­шение транспортных проблем и блестяще продуманное градостроительное решение, которое позже было применено при создании курортов на Черноморском побережье. Особое внимание в своем творчестве Буров уделял жилищу. Он считал создание архитектуры жилища, отвечающей внутреннему содержанию, самой главной, самой трудной задачей.

В своей книге «Об архитектуре» он писал: «Нужно начинать с жилища и в первую очередь — жилища, удовлетворяющего человеческие потребности. Единственно, что должно «выражать» жилище,— то, что это жилище удобное, здоровое и приятное для жизни, такое, где вы себя чувствуете «дома»;... Все современные средства, начиная с материалов и кончая теорией, должны быть найдены и освоены в процессе практиче­ской работы над жилым домом. Первым сооружением человека было жилище, дом... С жилища начинается архитектура, с жилища начинается город».

Значителен творческий вклад Бурова в теорию и практику массового жилищного строительства. По его проектам выстроены серийные и индивидуальные жилые дома, им предложена технология индустриального возведения жилых зданий и изготовления сборных элементов, создан новый вид конструкционного материала. Проблемам ар­хитектуры жилого дома посвящены его многочисленные статьи и выступления, главы книги «Об архитектуре». В последние годы жизни Буров выполняет отдельные проек­ты, творческий уровень которых говорит о высоком мастерстве и взыскательном вку­се художника.

В 50-е годы Буров отходит от активной деятельности зодчего и обращает все свое внимание на разработку научных проблем. Работы Бурова в области физики привели к крупному техническому открытию. В возглавляемой им Лаборатории анизотропных структур Академии наук СССР по разработанной им методике в сравнительно корот­кий срок был создан новый класс высокопрочных легких конструкционных материа­лов, так называемых стекловолокнистых анизотропных материалов (СВАМ). Буровым были предложены и разработаны уникальные по идее и исполнению эксперименталь­ные установки и технология промышленного производства строительных материалов. Позже под руководством Бурова была разработана серия жилых домов из СВАМ с максимальным использованием этих материалов. Так была блестяще завершена работа по проблеме снижения массы зданий, начатая Буровым еще в конце 30-х годов.

Значительно и литературное наследие мастера. Это книги, статьи, дневники, пись­ма, записные книжки, материалы к выступлениям. Основной теоретический труд, где раскрывается крупное дарование Бурова как теоретика и писателя,— его известная книга «Об архитектуре», ставшая событием в архитектурном мире.

В его теоретических работах рассматриваются вопросы сущности и специфики ар­хитектуры, проблемы стиля, взаимосвязи техники и искусства, вопросы масштаба и образа, материала и формы, традиций и новаторства, гармонии и единства архитек­туры.

Путевые дневники и письма Бурова насыщены размышлениями об искусстве, о месте и ответственности художника, содержат анализ важнейших тенденций и явлений в архитектуре и искусстве. Записи отражают напряженный творческий процесс обоб­щения, кристаллизации архитектурных концепций, формирования целостной системы

 

 

идей и взглядов. Они охватывают широкий круг вопросов, актуальных для современ­ного этапа, и поражают глубиной анализа, независимостью и остротой суждений.

Буров активно пропагандировал новую современную архитектуру, участвуя в дея­тельности Общества современных архитекторов (ОСА) и Союза советских архитекто­ров, никогда не противопоставляя личные интересы общественным. Страстный поле­мист, он высказывал смелые, иногда казавшиеся парадоксальными, но всегда глубокие мысли, а его блистательное остроумие беспощадно разило пошлость и посредствен­ность. Были у него и недруги, и недоброжелатели, но редко у кого было столько верных и любящих друзей, учеников и единомышленников, которые разделяли его взгляды и творческие принципы.

Большое значение имела преподавательская деятельность А. К. Бурова. В сбор­нике Союза советских архитекторов, посвященном 50-летию Советской власти, сказа­но: «Советская архитектура может гордиться многими своими выдающимися деяте­лями, создавшими целые школы и направления, людьми, чей вклад в отечественное зодчество не исчерпывается проектами и постройками, пусть даже самыми крупными, а дополняется их учениками, ныне определяющими творческое лицо советской архи­тектуры. Имена братьев Весниных, М. Гинзбурга, И. Жолтовского, А. Таманяна, Л. Руд­нева, А. Бурова, В. Семенова, И. Фомина и многих других зодчих потомки бу­дут произносить с благодарностью. Они являют собой примеры умного, честного, принципиального и высокопрофессионального отношения к воспитанию архитектур­ной молодежи».

Значение творчества Бурова для архитектуры огромно. Оно оказало глубокое воз­действие на взгляды его современников и последователей и сыграло большую роль в общем процессе становления и развития советской архитектуры. Интерес к его твор­честву и к его личности неуклонно возрастает, расширяется изучение его творческого наследия.

Анализ творчества А. К. Бурова позволяет проследить, как формировалась его гражданственная позиция архитектора-новатора и теоретика-ученого, как развива­лось его восприятие мира, понимание роли и существа архитектуры, складывались взгляды на искусство, как на основе создания нового и постижения классики сформи­ровалось его творчество.

Публикация материалов о творческом наследии члена-корреспондента Академии строительства и архитектуры СССР, доктора технических наук Андрея Константиновича Бурова будет способствовать дальнейшему раскрытию и углубленному пониманию истории развития отечественной архитектуры.

Д-р архитектуры, профессор, действительный член АХ СССР, народный архитектор СССР Б. Р. Р у б а н е н к о.


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Чем дальше от нас прошлое, чем больше проходит времени, тем масштабнее и значительнее представляется фигура талантливого советского зодчего и ученого Анд­рея Константиновича Бурова (1900—1957).

Буров принадлежит к замечательной плеяде зодчих, работавших в период после­революционного подъема, в период формирования передовых архитектурных идей и взглядов, создания нового образного языка, поиска новых средств художественной выразительности.

Творчество и теоретические взгляды Бурова не только развивались вместе со своим временем, но и способствовали созреванию новых прогрессивных идей и пре­творению их в конкретную архитектурную практику.

Особенностью таланта Бурова являлось то, что в век бурного развития техники, четкой дифференциации наук он, подобно мастерам Возрождения, обладал глубоки­ми многосторонними профессиональными знаниями в различных областях науки и ис­кусства. Буров был воплощением гуманистического идеала всесторонне образован­ного человека. Универсальность художественных и научных интересов отражалась в его творчестве. Он был архитектором, теоретиком архитектуры, художником, изобре­тателем, публицистом, педагогом. Однако главное место в его многообразной дея­тельности занимала архитектура.

Его талантливые, всегда принципиальные архитектурные работы были высоко оце­нены современниками и не потеряли значения и в наши дни. Среди наиболее изве­стных построек, осуществленных по проектам Бурова в Москве, можно назвать фасад Центрального Дома архитектора, жилые дома на ул. Горького и Ленинградском прос­пекте, принадлежащие к лучшим образцам архитектуры 30—40-х годов. Его значитель­ным творческим вкладом в решение важной государственной проблемы индустриа­лизации массового жилищного строительства явилась разработка проектов и строи­тельство серий сборных жилых домов из крупных блоков. Этими постройками он убе­дительно доказал, что современное решение технических задач не препятствует со­зданию высокохудожественного индивидуального образа архитектурного сооружения.

Его проектные предложения в острой и оригинальной форме отражали поиски принципиальных решений главных вопросов, составляющих суть поставленной задачи. В каждом проекте Бурова четко выявлена основная архитектурная идея, найден выра­зительный художественный образ сооружения, дано новое своеобразное решение оп­ределенной проблемы. Важной особенностью его творчества было умение самые сложные задачи приводить к ясным и простым решениям. Однако эта простота осно­вывалась на высоком профессионализме, ясности творческого замысла, глубине про­никновения в сущность явлений, стремлении добиться конкретных практических ре­зультатов.

Настоящая монография анализирует в основном творчество Бурова-архитектора, так как материалы, посвященные его проектам и постройкам, публиковались преиму­щественно в периодической печати, а большое количество проектов, эскизов и чер-8 тежей вообще не было ранее опубликовано.

 

 

Труды Бурова—ученого-теоретика благодаря его выступлениям, публикациям статей, дневников, а, главное, книге «Об архитектуре» широко известны, формиро­вание теоретических взглядов и мировоззрения А. К. Бурова происходило в неразрыв­ной связи с его практической деятельностью, являлось ее прямым следствием и об­общением.

Высокая профессиональная культура, богатая фантазия, передовые теоретические взгляды сочетались в его творчестве с вниманием к решению актуальных вопросов практического строительства, с исследованиями проблем прочности, устойчивости и снижения веса зданий. Такое сочетание разносторонних, как бы взаимодополняющих качеств было характерно для творчества Бурова.

В архитектурной среде своего времени он был человеком выдающимся, ярким. Умный, красивый, обаятельный он привлекал в орбиту своего влияния и молодежь и сверстников. Буров — отзывчивый, добросердечный, в то же время был требователь­ным, вспыльчивым, нетерпимым ко всякой лжи, невежеству, непорядочности. В нем гармонично сочетались интуиция и логика, эмоциональное видение и научный анализ. Интуитивную догадку он мог осмыслить, логически углубить и четко сформулировать, найти закономерность и дать общее решение. Сочетание зрительной и логической па­мяти, способность к аналогиям и ассоциациям — эти свойства художника и ученого да­вали эффект всестороннего проникновения в проблему.

Особенностью творчества А. К. Бурова было сочетание увлеченности, эмоциональ­ной импульсивности с методичностью и самодисциплиной. Каждую свою работу он де­лал с большим подъемом, воплощая в ней те идеи, которые занимали его. В процессе поиска научного решения Буров всегда был последователен, исходил из строго на­учных предпосылок. Эта методичность позволила ему в короткий срок начать работать в совершенно новых для него областях науки, а огромная самодисциплина позволила одновременно заниматься и архитектурой и наукой.

Буров блестяще рисовал, проектировал, изобретал, конструировал, строил. Он был прекрасным оратором, публицистом и писателем. В своем творчестве, в своем само­выражении он всегда был искренен, всегда сохранял независимость и самостоятель­ность суждений, неповторимую индивидуальность, всегда и во всем оставался самим собой.

Идеи и взгляды Бурова-теоретика были обращены в будущее, во многом пред­восхищая пути дальнейшего развития советской архитектуры, поэтому Андрей Кон­стантинович, выдающийся талантливый архитектор и ученый, своими произведениями — постройками, открытиями, книгами принадлежит нашему времени.

Перед началом войны, весной 1941 г. в Ленинграде Союзом архитекторов СССР была устроена персональная выставка работ Андрея Константиновича Бурова — около 100 проектов жилых и общественных зданий. Большая часть экспонатов выставки по­гибла в период блокады Ленинграда, поэтому в книге имеются материалы, пересня­тые из журналов, в которых публиковались проекты Бурова, и, естественно, в черте­жах утеряна тонкость прорисовки деталей, присущая подлинникам.

В настоящей книге использованы проекты, эскизы, рукописи, статьи, письма, днев­ники, фотографии из архива А. К. Бурова и материалы из фототеки и фондов Государ­ственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Авторы выражают глубокую благодарность за предоставление материалов и цен­ные советы В. А. Бурову, архитекторам В. И. Балдину, Е. Б. Новиковой, С. X. Сатунцу, 3. ф. Зубаревой, а также рецензентам — Д-ру архитектуры профессору Ю. С. Яралову и д-ру архитектуры, профессору В. Е. Быкову, оказавшим значительную помощь в ра­боте над книгой.

 

ТВОРЧЕСТВО А. К. БУРОВА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

(20-е —НАЧАЛО 30-х ГОДОВ)

 

Андрей Константинович Буров родился 15 октября 1900 г. в Москве в семье архитектора. Его родители — Константин Федорович Буров (1854—1936) и Наталья Николаевна Бурова (1873—1910) принадлежали к кругу передовой интеллигенции, отличавшейся прогрессивными взгля­дами, высокой культурой, любовью к искусству. К. Ф. Буров занимался проектированием и строительством жилых и общественных зданий в Мо­скве. Архитектор с большим опытом он выполнял многочисленные зака­зы для города и для частных лиц. Профессия отца оказала большое влия­ние на формирование вкусов и взглядов А. Бурова.

Основные черты творческой индивидуальности Андрея Бурова — само­стоятельность взглядов, склонность к анализу, его интерес к искусству — проявились уже в ранние годы. Занятия живописью и рисунком, которы­ми руководила его мать, образованная и одаренная женщина, изучение языков, увлечение историей дополняли школьное образование Андрея Бурова.

Под влиянием матери у него рано пробудился интерес ко всему, связанному с отечественной историей и историей вообще. Его мать, урожденная Сенявина, была в родстве с семьей знаменитого русского адмирала Д. Н. Сенявина, и семейные предания, связанные с его жизнью, интересовали Бурова. Навсегда осталась у него любовь к морю, подлин­ное знание морского дела и отечественной истории. Однако общая атмо­сфера дома, круг интересов родителей и их друзей способствовали тому, что Буров решил изучать архитектуру.

В 1918 г. он окончил школу в Москве и в этом же году поступил на архитектурный факультет Свободных Государственных Художественных Мастерских (СВОМАС). В 1919 г. вступил добровольцем в Красную Ар­мию. В 1921 г., в соответствии с декретом правительства об откомандиро­вании студентов из армии в высшие учебные заведения, Буров был на­правлен во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, созданные в конце 1920 г.), где по представленным работам был зачис­лен на второй курс архитектурного факультета в мастерскую А. А. Вес­нина.

В эти годы во ВХУТЕМАСе на различных факультетах учились М. Барщ, А. Власов, Г. Гольц, И. Леонидов, М. Синявский, И. Соболев и др. Закан­чивали живописный факультет П. Крылов, М. Куприянов, Н. Соколов (Кукрыниксы), Ю. Пименов, А. Гончаров, А. Дейнека, С. Образцов. Со­вместное обучение архитекторов, живописцев и скульпторов, их постоян­ное общение и вся творческая атмосфера влияли на взгляды и всесто-10 роннее развитие студентов. Ведущим факультетом по идейной направ-

 

 

ленности в то время считался архитектурный факультет, на котором пре­подавали А. Веснин, Н. Ладовский, В. Кринский, Н. Докучаев.

Глубокое влияние на молодых архитекторов и в том числе на Бурова оказали творчество и сама личность его учителя — Александра Алексан­дровича Веснина. Молодежь привлекали его бескомпромиссность и увле­ченность, глубокая культура и профессиональное мастерство, стремле­ние развить творческую самостоятельность, воображение учеников, под­держать их смелые замыслы и новые идеи. А. Веснин видел свою задачу в раскрытии творческого метода, учил логичности теоретического мыш­ления, обращал внимание на функциональное назначение сооружений как основу формообразования, подчеркивал единство формы и содер­жания и необходимость выражать в образе архитектурного сооружения социальные идеи и эстетические концепции новой архитектуры. Он пере­давал своим ученикам опыт «комплексной» системы работы над проек­том сооружения как пространственным объектом, цельным в своей структуре, когда создание архитектурного образа, обдумывание реше­ния плана, фасада, перспективы происходят параллельно, как единый процесс.

Графику во ВХУТЕМАСе преподавал художник Владимир Андреевич Фаворский, много лет работавший с А. А. Весниным. Общая работа А. А. Веснина и В. А. Фаворского со студентами в дальнейшем нашла от­ражение в творчестве их учеников — в широком взаимодействии архи­тектуры и живописи, материала, фактуры, цвета, рисунка, пластики.

Курс истории архитектуры и теории архитектурной композиции читал Моисей Яковлевич Гинзбург — тогда молодой архитектор, сыгравший значительную роль в советской архитектуре и как теоретик и как практик.

Эти педагоги — А. А. Веснин, В. А. Фаворский и М. Я. Гинзбург оказа­ли большое влияние на формирование взглядов и творческого метода А. К. Бурова. Искренняя, творческая дружба с его первыми педагогами сохранялась в течение всей их жизни.

Годы учения Бурова совпали с годами становления советской архитек­туры, формирования новых принципов в искусстве и архитектуре, перио­дом острой борьбы разнообразных творческих направлений. Жизнь сту­дентов была наполнена бурными дискуссиями и спорами об искусстве, мечтами о новой архитектуре, поисками современного, острого, необыч­ного. Студенческая архитектурная молодежь становилась на сторону той или иной творческой группировки.

Внимательно присматриваясь к разнообразным течениям, Буров ре­шительно отвергает футуризм. В дневнике 25.XII 1921 г. он пишет: «Футу­ризм (в широком смысле) — это ритуал без божества, сдвиг в никуда и ни к кому. Поиски ничего. Переход многих талантливых людей туда поня­тен, так как он все-таки дает что-то более острое, чем все остальные сла­босильные художественные течения современности. Но их острота — рокфор для пресытившегося гурмана, не могущего воспринимать ничего здорового» [44].

Основным во ВХУТЕМАСе в те годы было творческое направление, оформившееся позднее как конструктивизм. В 1925 г. в Москве при Го­сударственной Академии Художественных Наук (ГАХН) была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных

 

 



Театр массового действа на 2500 чел. Проект. 1924. Пер­спектива. Фасад. План

 

архитекторов (ОСА). Инициаторами были А. А. Веснин, М. Я. Гинзбург и А. М. Ган. Вокруг них сплотилась группа молодежи: М. Барщ, А. Буров, Г. Вегман, В. Владимиров, И. Леонидов, А. Пастернак, И. Милинис, Г. Ор­лов, И. Соболев, И. Николаев, Н. Красильников, Л. Комарова и позднее Н. Соколов, К, Афанасьев и Р. Хигер.

Лидеры нового направления определяли термин «конструктивизм» не как стиль, не как определенные приемы, а как целостный синтетический метод проектирования, при котором связь всех элементов сооружения была неразрывной и органичной. А. А. Веснин отмечал, что основа вся­кого искусства — единство формы и содержания, в которое входят и функции идеологического порядка, что утилитарная функция содержа­ния не должна подчинять себе композиционную целостность образа. Конструктивистские идеи целесообразности, простоты архитектурных средств и экономичности отвечали требованиям времени, заставляли искать новые методы проектирования и возведения зданий.

В 1926 г. стал выходить печатный орган ОСА — журнал «Современная архитектура» (СА). Ответственными редакторами были А. А. Веснин и М. Я. Гинзбург, членами редакционной коллегии журнала с самого его основания — А. К. Буров, А. А. Веснин, В, А. Веснин, Г. Г. Вегман, М. Я. Гинзбург, И. А. Голосов, А. М. Ган, А. Ф. Лолейт, Г. М. Орлов, И. Н. Соболев.

А. К. Буров принимал самое деятельное участие в творческих дискус­сиях, организуемых журналом, в пропаганде новых взглядов и идей. Его проектные работы, ярко отражавшие новые направления и характер со­временной архитектуры, печатались на страницах журнала СА.

Практическая деятельность А. К. Бурова началась еще в студенческие годы. Студентом третьего курса в 1922 г. он участвовал в открытом кон­курсе на проект планировки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве и получил III премию. Вы­ставка, построенная во исполнение указаний IX съезда Советов (декабрь 1921 г.), имела огромное государственное значение, так как это был пер­вый крупный ансамбль, осуществленный после Октябрьской революции.

 

 

Театр массового действа. 1924. Эскизы

В ноябре 1922 г. В. И. Ленин писал: «Придаю очень большое значение выставке; уверен, что все организации окажут ей полное содействие. От души желаю наилучшего успеха»1.

Участие в конкурсе наряду с виднейшими мастерами советской архи­тектуры А. В. Щусевым, И. А. Голосовым, И. В. Жолтовским, И. А. Фоми­ным, С. Е. Чернышевым, В. А. Щуко, Н. Е. Лансере, А. А. Олем и получе­ние за проект премии — важное событие в жизни студента Бурова.

Проект Бурова, как и большинство проектов московской школы, был выполнен в живописном, свободном характере, в противоположность строго академичным, симметричным, монументальным формам проек­тов ленинградской школы. В дальнейшем его привлекают к строитель­ству выставки в качестве помощника А. В. Щусева. В 1923 г. по проектам Бурова на Всероссийской выставке было построено несколько павильо­нов. Проекты эти не сохранились за исключением конкурсного проекта планировки, опубликованного в 1923 г. в ежемесячнике «Архитектура»2.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 298.

2 Проект Сельскохозяйственной выставки Ридмана и Бурова (III премия). «Архитектура».
Ежемесячник, 1923, № 1—2.

 

В этом же году Буровым была осуществлена планировка сквера у здания Арсенала в Московском Кремле и оформлены интерьеры теплоходов, курсирующих по линии Петроград — Лондон.

На IV курсе в 1924 г. Буров разрабатывает проект «Театра массового действа» на 2500 чел. и дает к нему развернутое обоснование, выдвигая максималистские требования. В своей пояснительной записке он пишет: «Революция выдвинула проблему создания театра, отвечающего эпохе. Жизнь и кино дали темп... Со стороны плановой и технической для ре­шения поставленной мною задачи мне представлялось необходимым дать постановщику наиболее широкие возможности развить действие в плане кинематографического темпа и массового действия (подчеркнуто Буровым), для этого мною были введены следующие технические при­способления...» (далее перечисляются элементы оборудования — не­сколько платформ, на которых при помощи специальных электрических кранов заранее устанавливаются декорации, выезжающие на сцену по рельсам; поворотная арена, дающая неограниченные возможности ком­бинаций декораций в наикратчайший срок; специальные лифты для по­дачи костюмов в артистические уборные и др.). «Уничтожена рампа и сцена превращена в арену, которая может быть использована для теат­ральных постановок, для цирковых и спортивных праздников. Арена мо­жет опускаться и наполняться водой. Театр может быть также использо­ван как место для собраний...» [45].

В этой пояснительной записке излагается ряд четких концепций, опре­деляющих функциональную структуру и архитектурную композицию в соответствии с социальными задачами театра нового типа: «Архитектур­ная композиция — функция от основных предпосылок (эпоха, время, на­значение сооружения, место). План решен несимметрично. Фасад стоит в прямой зависимости от плана» [45].

Динамичный силуэт, разнообразные объемы, богатая игра светотени придают этому конструктивистскому по существу зданию черты живопис­ности и пластичности. Новый образ театра, его подчеркнуто демократич­ный характер, лаконичные архитектурные средства и одновременно богатство формы и выразительность отвечали представлениям о здании нового типа, намечали пути решения новых социальных и художественно-эстетических задач. Оригинальное решение театра привлекает к проекту Бурова всеобщее внимание. Проект был выставлен на Парижской выстав­ке 1925 г. и опубликован в ряде отечественных и зарубежных изданий1.

Архитектура здания театра отражала его новое содержание, подчер­кивала идеологическую значимость сооружения как центра новой куль­туры. Приемы формообразования, композиционная целостность, отли­чавшие этот проект, выразительный художественный язык отразили толь­ко еще формировавшиеся эстетические концепции новой архитектуры. Проект театра массового действа Бурова с необычным характером сво­бодной композиции, с новыми формами сооружения оказал большое влияние на формирование образа массового театра и послужил прото­типом многих проектов театров в 20-е годы.

1 Гинзбург М. Я. «Стиль и эпоха». М., 1924, рис. XXXII. «\^азти1п Мопа1зЬег1:е гйг Ваи-кипвь 1925, № 8 (нем.), «ЗиуЬа», 1926, № 3 (чешек.).

 

 

Весной 1925 г. в залах ВХУТЕМАСа экспонировались лучшие диплом­ные проекты. Широкую известность получил дипломный проект Цент­рального железнодорожного вокзала в Москве, выполненный Буровым. В этой работе проявились характерные черты творческой индивидуаль­ности Бурова — поиск новых путей решения архитектурных задач, сме­лость и острота творческой мысли, научное обоснование сложных техни­ческих задач и конструктивных расчетов.

В основу планировки железнодорожного вокзала положен четкий график раздельного движения прибывающих и отбывающих пассажиров. Багаж грузится со специальных платформ. Операции с грузами произво­дятся во дворе, расположенном ниже уровня улицы. Маршруты движе­ния пассажиров, транспортные развязки, обслуживание крупного столич­ного вокзала были сделаны в соответствии с последними достижениями в этой области.

Железнодорожный вокзал решен в виде комплекса зданий, состоя­щего из сводчатого сооружения, перекрывающего дебаркадеры и подъ­ездные пути, тридцатиэтажной башни — отеля на 300 номеров, и низких, распластанных зданий с двухэтажными залами ожидания, удобно связан­ными с платформами. Архитектурная композиция построена на контраст­ном сочетании основных элементов ансамбля, различных по форме и величине, но в целом создающих впечатление единства и уравновешен­ности.

Особый интерес представляли объемно-пространственное решение и архитектурный образ ансамбля, где четко выявленное назначение соору­жения было органически увязано с формой, крупным масштабом и об­щим характером комплекса. Проект выделялся не только яркостью худо­жественного замысла, но и принципиальным, бескомпромиссным отка­зом от использования традиционных архитектурных форм, привычных планировочных и конструктивно-технических приемов. Дипломная рабо­та А. К. Бурова вызвала большой интерес и получила высокую оценку архитектурной общественности. Работа и отзывы о ней были опублико­ваны в журналах нашей страны и за рубежом !.

За дипломный проект А. К. Буров получил право на заграничную по­ездку и был оставлен во ВХУТЕМАСе в качестве ассистента (аспиранту­ры в те годы не было). Из-за недостатка средств А. К. Буров не смог вос­пользоваться правом на поездку за границу. Однако по ходатайству фа­культета и командировке Наркомпроса в связи с проводившимися им ра­ботами по проектированию архитектурной части теплоходов для линии Ленинград — Лондон Буров был зачислен на теплоход «Герцен» в каче­стве практиканта. Во время поездки ему удалось ознакомиться с памят­никами архитектуры Германии и Англии.

Во второй половине 20-х годов в огромных масштабах начинает раз­виваться строительство в промышленных городах. Буров не мог остаться в стороне от важнейшей задачи страны. В проектировании и застройке таких индустриальных центров, как Челябинск, Свердловск, Иваново-Воз-несенск, он принимает участие наряду с ведущими архитекторами — бра-

1 «Современная архитектура», 1925, № 1. «Новости», 1925, № 8. «ЗиуЬа», 1926, № 3 (чешек.). «Баз пеие КивзкпсЬ. 1927, № 7—8 (нем.).

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 460. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия