Студопедия — Центральный Дом архитектора в Москве. 1938. Эскизы фасада
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Центральный Дом архитектора в Москве. 1938. Эскизы фасада






ной скульптуры (цвета). Когда я его делал я думал о Парфеноне, о кур-ватурах и пластическом ритме» [43, с. 100]. Это — очень существенное за­мечание; в корне которого лежит постулат И. В. Жолтовского: «Не укра­шайте архитектуру архитектурой».

В 1938 г. А. К. Буров участвует в проектировании ансамбля жилых до­мов на Можайском шоссе в Москве. Экспериментальный дом, спроекти­рованный Буровым, органично вписался бы в общую застройку. Этот очень своеобразный проект не был реализован. Но нельзя не признать справедливости его мысли, что создавать улицы нужно не отдельными домами, хотя и отличными, а по единой целостной схеме. Главный фасад дома выходит на север, слабо освещен, поэтому архитектурной вырази­тельности автор достигает, применяя плоский рельеф и цвет: для штука­турки стены — зеленый (под травертин) и для керамических деталей (венчающего карниза, балконов, консолей и тяг над четвертым эта­жом)— белый. Фриз, идущий по главному фасаду, сделан из декоратив­ных многоцветных майоликовых букетов. Наличники, с применением та­ких же майоликовых вставок, украшают входы в магазины.

На страницах «Архитектурной газеты» отмечалось: «Большая про­стота решения, выразительность энергично развитых пропорций и коло­ристическое единство делают этот проект наиболее сильным в общей линии Можайского шоссе»1. Сила и лаконичность решения фасада дома оказались несопоставимыми с другими проектами, представленными од­новременно.

В четком планировочном решении жилого дома на Можайском шоссе Буров ставил задачу создания комфортабельных малометражных квар­тир. Он предлагает пересмотреть существующие нормы проектирования квартир и вводит новые для практики тех лет планировочные приемы. Эти предложения разрабатывались на основе большой научной работы по исследованию планировки квартир и оборудования кухонь, проведен­ной А. К. Буровым в Академии архитектуры СССР в эти годы.

1 Былинкин Н. П. Так нельзя проектировать ансамбль. «Архитектурная газета», 1938, № 16, с. 3.

 

При создании вещей, отвечающих потребностям человека, основным принципом, которым должен руководствоваться архитектор, Буров счи­тает принцип большой экономии. В своей книге «Об архитектуре» он пи­шет: «Необходимость экономии человеческой энергии при организации материальной среды, создаваемой архитектурой, является аксиомой, давно осознанной в нашей стране. Забывать эту истину нам, архитекто­рам, нельзя» [39, с. 54].

Комфорт понимается Буровым как целесообразность, экономия мо­ральных и физических сил, времени и энергии человека. Нерациональ­ность, необходимость лишних движений, неоправданных усилий он счи­тает результатом несовершенства архитектурного или дизайнерского ре­шения.

Детальный анализ зарубежного и отечественного опыта, проведен­ный Буровым, послужил основой для разработки предложений по изме­нению действующих и созданию новых отечественных стандартов и об­щего повышения уровня комфорта массовых жилых домов. Научно-ис­следовательские и экспериментальные работы, посвященные проблеме малой квартиры, разработка идей новых планировочных решений жилых домов были началом значительного по результатам периода работы А. К. Бурова в области массового жилищного строительства. Идеи эти на­шли свое продолжение и развитие в проектах жилых домов на Ленин­градском проспекте (1941 и 1951 гг.), серии жилых домов для сборного строительства и др.

Буров приходит к пониманию необходимости принципиального изме­нения направленности архитектуры — необходимости, связанной с ее но­выми социальными задачами, новыми потребностями и техническими возможностями общества.

Работы Л. К. Бурова в области сборного домостроения. В 1937 г. в Мо­скве состоялся первый Всесоюзный съезд архитекторов. На съезде были определены основные направления развития советской архитектуры, по­ставлены задачи индустриализации строительства и вопросы типового проектирования жилища.

 

 

Жилой дом для работников цирка на Садово-Самотечной улице в Москве. Росписи художника Л. А. Бруни. Проект. 1937. Перспектива

Начиная с 1938 г. жилищное строительство в нашей стране становится массовым. Одним из первых архитекторов А. К. Буров начинает работать над решением архитектурных, конструктивных и технологических проблем, связанных с индустриализацией жилищного строительства, с новыми материалами и новыми методами возведения жилых зданий.

Анализируя взаимосвязь техники и искусства в архитектуре, Буров писал: «По существу не может быть никакого противоречия между со временной техникой и искусством, — это противоречие возникло лишь в представлении, и в значительной мере из-за того, что люди, пропагандировавшие примат техники в архитектуре, не любили и не понимали искусства, а те, кто пропагандировал архитектуру как искусство, не любили и не понимали техники» [39, с. 40].

Сам Буров принадлежал к тем архитекторам, которые любили искусство и понимали технику. В отличие от многих он не приспосабливал архитектурную форму к материалам и конструкциям, а переосмысливал и то и другое в синтезе, создавая нужные ему, как архитектору, новые материалы, разрабатывал технологию и новые методы возведения зданий и создавал прогрессивные конструкции, мастерски воплощая возможности этих материалов в тектонически разработанных архитектурных формах.

Проблема индустриализации жилищного строительства возникла в конце 30-х годов в связи с необходимостью массового строительства экономичного и достаточно комфортабельного современного жилища. Сложные социальные и экономические задачи нашего общества нельзя было решать без использования возможностей современной науки и тех­ники.

 

Экспериментальный жилой дом на Можайском шоссе в Москве. Проект. 1938. Фасад. План сек­ции. План дома. Разрез

 

Новатор по своей художественной сущности, Буров понимал необхо­димость применения новых методов возведения зданий, которые обяза­тельно должны будут сказаться на поисках новых путей и средств фор­мирования современной архитектуры. Он интересовался проблемами индустриализации жилищного строительства, его экономичностью, до­стижимой лишь с помощью применения новых строительных материалов, легких и вместе с тем прочных, новых конструкций и новой технологии

 

 

строительства. Одним из первых среди советских архитекторов Буров как подлинный новатор начинает работать в области сборного домо- ] строения.

Роль эстетики в индустриальном домостроении, художественный облик 1 зданий из сборных элементов, методы монтажа, новая технология изго- ] товления крупноразмерных сборных элементов — весь комплекс этих ар- ] хитектурных, конструктивных, технологических вопросов был поставлен и принципиально по-новому решен в трех последовательно совершен- I ствовавшихся сериях крупноблочных жилых домов, построенных им I в Москве. Проекты разрабатывались А. К. Буровым совместно с архитек­тором Б. Н. Блохиным и инженерами Ю. Б. Кармановым и А. И. Кучеро- I вым1. В результате постройки этих зданий были освоены технология про­изводства и монтаж зданий из крупноразмерных элементов, создана ори- | гинальная тектоническая система разрезки стены на блоки.

Первая серия типовых пятисекционных шестиэтажных жилых домов со I стенами из крупных элементов — блоков строится в 1939 г. на Велозавод- I ской и Валовой улицах, на Большой Полянке, д. 4, Бережковской набе- I режной. При строительстве этих зданий осваивалась прежде всего техно­логия возведения стен зданий из крупных блоков, специфика решения стыков элементов, технология изготовления самих элементов. При этом I были найдены удачные приемы планировки как здания, так и квартир.

Здания первой серии возводились из бетонных блоков весом в три I тонны. Несовершенство технологии изготовления блоков, дающее до- I пуск в толщине камней до 3 см, заставило создать закругленный руст, I скрывающий этот дефект. Совершенно очевидно, что такие блоки имити- 1 ровали материалы, применявшиеся для кладки толстых стен. Поэтому I Буров строил композицию фасада на выразительной пластике укрупнен- 1 ной кладки блоков наружных стен, на красивом венчающем карнизе, горизонтальной тяге между 3-м и 4-м этажом и на крупных порталах вхо- I дов. Здесь было применено сочетание различных по тону бетонных бло- I ков — светло-серых для стены и темных — для горизонтальных тяг, пор- I талов и венчающего карниза; использовались такие элементы, как бал- 1 коны с изящными коваными ограждениями, контрастирующими с грубой I стеной, придающие жилому дому тонкость, интимность и пластику. Од- I нако Буров не был удовлетворен первым опытом и по поводу жилых до- I мов первой серии он пишет в своих дневниках: «Получилось тектониче- I ское сооружение, находящееся в прямом противоречии с масштабом I индивидуального жилья и человека» [43, с. 105].

Вторая серия крупноблочных жилых домов из офактуренных блоков I строится в 1940 г. на Большой Полянке, д. 3 и Дербеневской набережной. I

В этом новом проекте авторы поставили своей задачей дать такое 1 решение фасада дома, чтобы конструктивные швы блоков были скрыты. I Для кладки наружных стен использовались блоки таких же размеров, как I и в зданиях первой очереди строительства. Но на их поверхность были нанесены искусственные швы и рисунок, которые создавали впечатление рельефного «бриллиантового руста» сравнительно малых размеров по от- I

1 Помощником А. К. Бурова и Б. Н. Блохина при разработке проектов крупноблочных I домов был архит. Д. И. Бурдин.

 

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия