Студопедия — Пабло де ла Рьестра. Готическая архитектура Скандинавии и стран Восточной и Центральной Европы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пабло де ла Рьестра. Готическая архитектура Скандинавии и стран Восточной и Центральной Европы






Средневековая архитектура Скандинавии и стран Восточной и Центральной Европы - маргинальная тема, почти совершенно не разработанная историками искусства: похоже, на этих окраинах Европы им чересчур неуютно и холодно! В результате эти регионы редко воспринимаются как важная часть европейского культурного наследия. Никому нет дела до того, что на одном лишь острове Готланд сохранилась 91 средневековая церковь, а Рига - один из красивейших и богатых башнями ганзейских городов. Историки сбрасывают со счетов не только эти факты, но и мнение Наполеона: потрясенный красотой костела Святой Анны в Вильнюсе, он, как утверждают, заявил: “Если бы я мог, я поставил бы эту церковь на ладонь и перенес в Париж”.

Сложнее всего обстоят дела с Польшей. Многим старинным памятникам польской архитектуры не уделяют внимания по той причине, что они находятся на территории, в прошлом принадлежавшей Германии. Так, например, в научной литературе почти не идет речи об архитектуре Силезии, Тюрингии и даже Богемии (за исключением Праги). Более того, в Польше (как и в Скандинавии того же периода) местный готический стиль зачастую был очень тесно связан с готикой различных регионов Германии.

“К концу эпохи Средневековья в результате длительного взаимодействия между народами Прибалтики, которые тесно сосуществовали друг с другом, здесь сформировалась самостоятельная культурная область... Важную функцию носителя этого культурного единства выполнял нижненемецкий язык - местная “лингва франка”. На нем говорили повсеместно, от Западной Фландрии до Восточной Прибалтики; наряду с местными наречиями его понимали во всех северных городах” (Герхард Аймер).

В связи с этим особую роль играли Ганзейский союз и Любек как его центр. При более тщательном анализе следовало бы также выделить функции скандинавских монархов, монахов-цистерцианцев и представителей нищенствующих монашеских орденов, а также принять в расчет различные независимые интеллектуальные течения (такие, как шведский “бригиттинизм”). Прибалтийскую готику невозможно отождествить ни со стилем, типичным для Любека и ганзейских городов, ни даже с кирпичной архитектурой - как явствует из многочисленных образцов средневекового каменного зодчества на территории Эстонии и Швеции.


Дания и Швеция

Истоки готической архитектуры в Дании и Швеции разнообразны. Собор в Роскилле свидетельствует о том, что ранняя французская готика успела оказать влияние на датскую архитектуру раньше, чем появились первые готические постройки в Германии. И хотя собор Роскилле отличается от готических храмов в Нуайоне, Аррасе и Лане, без них он просто немыслим. Чрезвычайно важный как с архитектурной, так и с исторической точки зрения собор в Упсале трудно вообразить себе вне сферы влияния французской архитектуры вообще и творчества Эстьенна де Бонноя в частности. Но с другой стороны, собор в Тронхейме тесно связан с английской архитектурной традицией. А церкви Святого Петра в Мальмё, Святого Иакова в Риге или Риддархольм в Стокгольме могли с таким же успехом быть построены в Любеке. Даже Вестфалия внесла свой вклад в развитие североевропейской готической архитектуры.

Но несмотря на такое разнообразие, практически все главные храмы этого обширнейшего региона были украшены алтарными стенками-складнями и другими произведениями выдающихся любекских мастеров. И это дает возможность без колебаний назвать Любек "генератором" культуры средневековой Северной Европы. Кисти одного только Бернта Нотке принадлежат роспись алтаря в соборе Орхуса, “Пляска смерти” в церкви Святого Духа в Таллинне, роспись старого главного алтаря в Упсале и группа со святым Георгием в стокгольмской церкви Святого Николая. А росписи алтарей Богоматери в соборах Орхуса и Оденсе выполнены Клаусом Бергом.

При попытке дать общий обзор готического храмового зодчества в Дании прежде всего неизбежно притягивает к себе внимание одна особенность, а именно -ступенчатый фронтон. Ступенчатую форму во многих храмах придавали всем фронтонам и щипцам, в том числе - венчающим главный фасад, башню и двухскатные крыши трансептов. Такая форма была, вне сомнения, заимствована из Вестфалии, хотя там использовался простой, а не ступенчатый, треугольный фронтон. Датские ступенчатые фронтоны просты, не украшены пинаклями и выполнены в любекской манере - с глухими нишами, заимствованными из светской архитектуры. Последняя черта не чужда и немецким церквям (например, глухие ниши украшают фронтон церкви в монастыре Винхаузен близ Целле), но в Дании они применялись систематически в декоре любых храмовых построек, вне зависимости от масштабов здания. Немецкие ступенчатые фронтоны в Бранденбурге или Эрмланде гораздо более сложны и, судя по всему, являются производными от датской формы. Что касается общей структуры храмов, то в Дании был весьма распространен тип псевдобазилики с глухим верхним ярусом центрального нефа. В числе примеров можно упомянуть церкви Святой Марии в Хельсингере, Святого Николая в Кеге, Святого Петра в Нестведе и Святого Николая в Хальмстаде.

Из четырех важнейших готических храмов, сохранившихся до наших дней на территории Дании, три являются соборами: в Роскилле, Орхусе и Оденсе. Четвертый - коллегиальная церковь Девы Марии в Хадерслеве. В соборе Роскилле можно обнаружить кирпичную интерпретацию типичного северофранцузского хора с галереей, созданную в самом начале 13 столетия. Примечательно, что этот стиль не получил дальнейшего развития. Профиль собора Святого Кнуда в Оденсе спроектирован по типу базилики (несмотря на то что галереи в центральном нефе лишены окон), но сколько-нибудь существенных связей с собором в Роскилле здесь не обнаруживается. Самая интересная особенность собора в Оденсе, относящегося к 14 - 15 векам, - мотив искусно профилированных аркад. В Орхусе алтарная часть в 15 веке была реконструирована и превратилась в зальный хор с огромными восьмигранными колоннами. Интерьер этого собора (как и большинства северогерманских и датских позднеготических храмов) полностью побелен. Наконец, базиликальная церковь Девы Марии в Хадерслеве, воздвигнутая в 1430-1440 годах, несет на себе следы любекского влияния. Ее многоугольный хор с высокими окнами, пожалуй, самый прекрасный образец датского готического хора.

В числе образцов датской готики также множество миниатюрных церквей, интерьер которых, как и в Швеции, полностью покрыт росписью. В качестве примеров упомянем церкви на острове Фан, в Себю и Тусе. Точно так же расписывали и части интерьера больших соборов; капелла Богоявления в соборе Роскилле представляет собой исключение.

В Швеции до наших дней сохранилось лишь три важнейших готических храма, и то в сильно измененном виде. Соборы в Упсале и Скаре были перестроены в 19 веке в стиле неоготики; правда, в 70-е годы 20 века первый из них был избавлен от неоготических элементов (к счастью, этот процесс “реставрации” был завершен до возрождения интереса к неоготике, иначе восстановить первоначальный облик собора не удалось бы). Стокгольмская Великая Церковь (церковь Святого Николая) тоже, к сожалению, подвергли внешней реконструкции - еще раньше, в 1763 - 1765 годах, - чтобы привести ее в соответствие с барочной архитектурой королевского дворца.

Впрочем, несмотря на все это, можно с уверенностью утверждать, что собор в Упсале как носитель французской готики остается исключением (подобно собору Роскилле в Дании). Типичным для Швеции образцом готического стиля являлся вестфальский зальный храм, чему служат примерами церкви в Линчепинге (каменная) и в Сигтуне (кирпичная). Вестфальское влияние определило также архитектуру острова Готланд: северогерманские зальные храмы послужили моделями для церквей в Шеннинге, Востерасе и многих других городах.

Особое внимание следует обратить на монастырь в Вадстене. Строители этого монастыря буквально следовали инструкциям его основательницы, святой Биргитты (Бригитты), о том, как должно выглядеть “небесное” здание. Точность ее строительных рекомендаций уникальна для 14 века. Церковь и отдельные помещения для монахов и монахинь были возведены на месте, где когда-то находился королевский охотничий домик, что для святой Биргитты являлось символом смирения гордыни.

Церковь (строившаяся с 1369 по 1435 год) сложена из камня; первоначально этот материал был тщательно замаскирован росписью. В интерьере это прямоугольное здание без апсиды представляет собой зал из трех нефов равной высоты, состоящих из пяти пролетов каждый. В плане пролеты квадратные, размерами "20 на 20 локтей" (10х10 м). Хор для монахов располагается в западнои части здания, тогда как хором для монахинь служила ныне утраченная "парящая" деревянная конструкция в центральном нефе, куда монахини попадали из своего “claustrum” (монастырского здания) по мосту. “Бригиттинизм” в начале 15 века был настолько влиятельным религиозным движением, что стал предметом тщательного обсуждения на Базельском соборе в 1435 году.

Прибалтика

Из прибалтийских государств самой бедной на готическую архитектуру оказалась Литва, что отчасти объясняется поздней христианизацией этой страны: христианство пришло сюда только в 1386 году. Таким образом, несмотря на географическую близость к Польше и Пруссии, Литва наиболее далека от немецкой архитектуры. В отличие от Латвии и Эстонии здесь не было ни ганзейских городов, ни крепостей тевтонских рыцарей. И все же в Каунасе и Вильнюсе действовали законы Магдебурга, поэтому эти города, по крайней мере частично, были ориентированы на Запад. Пожалуй, самой интересной особенностью литовской архитектуры являются кирпичные фасады, в первую очередь - фасад костела Святой Анны в вильнюсском цистерцианском аббатстве, возведенного около 1500 года. В контексте западноевропейской архитектуры он представляется совершенно необычным и даже экзотическим. Среди пышных, мощно профилированных форм этого фасада особо выделяется центральное окно в полуциркульной арке, вписанное в двухскатную стрельчатую арку и рассеченное вертикальными линиями. Оно напоминает палладиево окно (хотя последнее вошло в репертуар архитектурных форм гораздо позднее) и в этом отношении близко к причудливым творениям неоготики 19 века. Значительно более “западным” по своей композиции является позднеготический дом Перкуно в Каунасе, построенный, по-видимому, вскоре после 1500 года ганзейскими торговцами, которым он служил складом и залом собраний.

Рига, столица Латвии, была основана как германский город в 1201 году Альбрехтом Бременским. Стилистические источники средневековой рижской архитектуры в хронологическом порядке таковы: Вестфалия, Любек и наконец Гданьск (Данциг). Четыре старейших рижских храма - собор и костелы Святого Иакова, Святого Петра и Святого Иоанна - образцами немецкой готики можно считать лишь отчасти. То же относится и к светским постройкам - таким, как огромное здание гильдии “Три брата” и многие другие. Костел Святого Петра - самый, пожалуй, значительный образец средневековой латвийской храмовой архитектуры - создан по образцу любекской церкви Девы Марии; не исключено, что заимствование происходило не напрямую, а через ростокскую архитектуру. Массивный базиликальный хор был завершен в 1407 - 1409 годах под руководством мастера-каменщика из Ростока И. Румешоттеля. А барочная башня конца 17 века вызывает ассоциации с церковью Санкт-Катарина в другом ганзейском городе - Гамбурге.

Каменные зальные храмы или храмы со ступенчатыми апсидами, которые строились в 13 веке в столице Эстонии, Таллинне, возводились под влиянием Вестфалии, а не Любека. В 15 столетии в моду вошел более величественный базиликальный стиль. Церкви Нигулисте и Олевисте - вто простые, но изящные постройки с прямоугольными в плане опорными столбами. Поперечные арки опираются на кронштейны, в результате чего поверхность стен остается гладкой. Собор в Тарту, лежащий в руинах с 16 века, имел массивный базиликальный профиль с псевдотрифорием и восьмигранными опорными столбами, к каждому углу которых примыкала колонка. Множество менее крупных церквей в других городах страны несут на себе явные следы влияния готландской готики.

Финляндия долгое время оставалась под влиянием немецкой и шведской архитектуры. Один из красивейших кирпичных соборов на побережье Балтийского моря - собор в Турку (Збо). Эта базиликальная постройка выглядит поистине грандиозно благодаря огромным пропорциям центрального нефа (24 м в высоту и 9,9 м в ширину).

Польша

В Польше плотность готической застройки (как и плотность населения) гораздо выше, чем в Скандинавии. Крупнейшие города Польши в 13 веке были реформированы по германским законам (в Малой Польше: Сандомир - в 1244 году, Краков - в 1257, Люблин - лишь в 1317 году; в Великой Польше: Гнезно - до 1243 года, Познань - в 1253 году и др.). В 14 веке в Польше было основано множество колоний (многие непосредственно по распоряжению Казимира Великого, 1333 - 1370). Среди жителей старых и новых городов была высока доля немцев.

К числу самых интересных построек относится костел в Вислице, возведенный вскоре после 1350 года. Он представляет собой оригинальную адаптацию для литургических целей полукруглого в плане здания - такого, как монастырский рефекторий или зал капитула. Звездчатый свод этого двухнефного храма покоится на многогранных колоннах без капителей. Моделью для такого проекта, должно быть, послужили монастырские здания в Бебенхаузене или Маульбронне, а для свода - постройки, воздвигнутые в Пруссии рыцарями Тевтонского ордена.

Историки архитектуры постоянно акцентируют влияние цистерцианского зодчества на польскую готику. Имело место это влияние и в случае столь выдающегося здания, как сложенный частично из камня, частично из кирпича собор в Кракове на Вавеле, строительство которого началось в 1320 году. К сожалению, ныне первоначальный стиль этой постройки трудно различим - во-первых, по причине позднейшей перепланировки, а во-вторых, из-за изобилия внутренней отделки.

Деамбулаторий собора Кракова имеет базиликальный профиль и прямоугольную восточную оконечность. Он четко разделяется на два яруса: внизу - огромные проемы аркады, над ними - элегантный верхний ярус с ланцетовидными окнами, каждое из которых фланкировано глухими нишами. Это двухьярусное деление сохранено и в восточной оконечности. Прямоугольное поле свода здесь расчленено на три маленькие треугольные лопасти, общая вершина которых лежит на центральной оси стены. В этом отношении собор Кракова превосходит собор во Вроцлаве (Бреслау), восточная оконечность которого украшена лишь одним окном над двумя аркадами.

Собор в Познани, представляющий собой базилику без трансепта, вызывает особый интерес благодаря проведенной в 15 веке реконструкции. С восточной, южной и северной сторон деамбулатория расположились три “башнеобразных” пространства, которые беспрепятственно поднимаются до самых сводов. В результате образуется весьма оригинальная композиция: область хора окружена непрерывным трифорием. К сожалению, в эпохи барокко и неоклассицизма храм был перестроен по новому плану, а в годы Второй мировой войны разрушен, поэтому нам приходится иметь дело лишь с весьма приблизительной реконструкцией. И тем не менее можно утверждать, что в соборе Познани, сложенном целиком из кирпича, воплотилась исключительно своеобразная концепция пространства.

Костел Девы Марии в Кракове вплоть до 16 века оставался храмом немецкой общины города. Эта круто устремленная ввысь базилика была возведена в 14 веке под руководством архитектора Никласа Вернера. Западный фасад не имеет контрфорсов и увенчан двумя башнями; северо-западная башня (слева) выстроена на средства горожан.

В 1478 году плотник М. Херингк добавил к этой башне шатер с пинаклями, который можно причислить к красивейшим в Европе сооружениям подобного рода. Не уступая шатру Тынской церкви в Праге, он свидетельствует о высочайшем мастерстве и чувстве формы, присущим его создателю. Шатер костела Девы Марии состоит из восьми выступов (представляя в плане восьмиконечную звезду) и увенчан пинаклями, окружающими центральный шпиль. Снизу он украшен декоративным фризом из резного дерева, похожим на деревянные фризы швейцарских и восточноевропейских церквей. Шпиль охватывает позолоченная корона (венец Девы Марии?); первоначальная корона была заменена в 1666 году на новую, которая сохранилась по сей день. Золотые венцы такого типа встречаются и в других образцах европейской готики (например, в соборе Толедо или в монастырской церкви в Кёнигсфельдене), хотя не исключено, что их символический смысл не везде одинаков. В прошлом такая же пирамидальная крыша венчала собор Кракова на Вавеле, но в эпоху Ренессанса она была снята.

В Кракове сохранилось также одно из немногих дошедших до наших дней университетских зданий средневековой Европы - “Коллегиум Майус” (“Большой университет”). Это оригинальное произведение готической архитектуры было создано в 1492 - 1497 годах Иоганном по прозвищу Каменщик. Оно состоит из флигелей, окружающих внутренний двор. Самая примечательная черта этого двора - аркада, довольно далеко отстоящая от стены и поддерживающая галерею, над которой нависает равный ей по ширине выступ крыши. Уже в эпоху Ренессанса в Кракове на основе аналогичного принципа был построен замок на Вавеле. Схожей аркадой украшен и внутренний двор летнего дворца венгерского короля Матвея Корвина (1458-1490) в Вишеграде. Многие детали - например геометрический орнамент на опорных столбах аркады - свидетельствуют о тесных связях архитектуры “Коллегиума” с конструкцией и декором западных галерей в позднеготических храмах Австрии.

К востоку от Польши и к югу от Прибалтийских государств лежит Россия. Поскольку там господствовала православная церковь со своим особым типом архитектуры, готика здесь не прижилась.

Итак, воображаемая карта “Готики” имела бы следующие очертания: западная граница пролегала бы по острову Санто-Доминго в Карибском море, где выходцы из Кастилии возвели собор по модели зального храма; юго-восточная граница протянулась бы по Святой Земле - цели устремлений крестоносцев; а в пределах Европы восточной оконечностью ее оказалась бы Трансильвания, где готика распространилась в результате немецкой колонизации.

Готический стиль сохранял свое значение вплоть до конца 16 - 17 веков, достигнув Мексики и Эквадора. А в 19 - 20 столетиях неоготика распространилась практически по всему миру.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия