Студопедия — ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ

 

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ

Методические указания

для студентов и аспирантов всех специальностей

очной и заочной форм обучения

 

 

Могилев 2010

 

 

УДК 1087

 

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

Протокол № 4 от 30. 12. 2009.

 

Составитель

кандидат философских наук, В.З. Жуков

 

Рецензент

кандидат философских наук, доцент УО МГУП

Рожковский В.Л.

 

 

УДК 1087

© Учреждение образования

«Могилевский государственный университет продовольствия», 2010.

 

Содержание Введение  
1. Сущность современной философской версии бытия. 2 3
2. Постановка Парменидом проблемы бытия.  
3. Учение Платона и Плотина о строении сферы бытия.  
4. Платон, ты мне друг, но истина дороже (Аристотель).  
5. Сущность является, явление существенно и сакрально (Ф.Аквинский).  
6. Все действительное разумно, все разумное действительно (Г.Гегель).  
Заключение.  
Основная и дополнительная литература. 1 13
Введение

Тема методических указаний «Философские версии бытия» соответствует типовой и учебной программам курса «Философия» для студентов и аспирантов высших учебных заведений. Она относится к разделу «Философское мировоззрение».

Необходимость методической разработки указанной темы проявляется в том, что студенты и аспиранты испытывают затруднения при изучении данной проблемы. Такой вывод является результатом наблюдений за качеством усвоения студентами и аспирантами темы «Бытие» в процессе многолетнего преподавания философии. Трудности осмысления версий бытия обусловлены, во-первых, сложным стилем изложения материала разработчиками рассматриваемого философского учения. Они вынуждены были излагать мысли, значительно опережающие время, недостаточно развитым категориальным аппаратом. Во-вторых, не всем студентам известна концепция современной онтологии, в которой используются понятия, характерные для нынешнего этапа развития естествознания и философии.

Если применить понятия современной онтологической гипотезы к предыдущим учениям о бытии, разработанным мыслителями прошедших эпох, тогда эту проблему студенты и аспиранты успешно осмыслят и выразят свое отношение к версии бытия. В методической разработке преодолено указанное затруднение.

Цель методических указаний – содействие студентам и аспирантов в формировании современного философского мировоззрения.

Следует обратить внимание на то, что учения мыслителей о бытии представляли собой философские, мировоззренческие гипотезы. В настоящее время лишь только отдельные фрагменты современного онтологического мировоззрения превращены в научно доказанные факты. Большинство мировоззренческих преставлений сохраняют гипотетическую форму проблемных предположений.

 

1 Сущность современной философской версии бытия

Приступая к изучению проблемы бытия, студентам и аспирантам первоначально необходимо осмыслить основные положения современной версии бытия. Эти представления сыграют полезную методическую роль в изучении рассматриваемой темы. В кратком виде современную онтологическую концепцию можно изложить посредством следующих тезисов:

1.1 В окружающей действительности осуществляются обменные процессы не только веществом и энергией, но, вероятно, также информацией. Совместно с физическими, химическими, биологическими событиями в действительности, возможно, протекают информационные процессы.

1.2 Мир материальных событий нуждается в космической, программно-информационной поддержке. Он ее получает из сферы информационного бытия.

Термин «быть» в современной онтологии означает предопределять существование любого материального образования и осуществление закономерностей природных процессов космическими, информационными процессами (системой программ). Природные информационные программы детерминируют все события материального мира.

Сами информационные проекты, наверное, рождаются (перепрограммируются) на стыках космических эпох и реализуются в интервалах от прошедшего «большого взрыва» во вселенной до последующего.

1.3 В природе осуществляется саморазработка программ, их воплощение в мир материальных событий. В этом смысле в материальном мире происходит программирование настоящего и перепрограммирование будущего.

1.4 Во вселенной существует множество миров, которые являются, по-видимому, результатом материализации разнотипных программно-информационных схем. По какой программной логике развивались события во вселенной до «большого гравитационного взрыва»? По каким фундаментальным законам функционируют и развиваются иные миры в настоящее время? С какой качественной определенностью будут протекать физические, химические и другие процессы после очередного «большого галактического взрыва»? Эти вопросы сохраняют проблемную сущность в настоящее время.

1.5 Осуществляющиеся в природе программно-информационные процессы, являлись искомыми научными объектами для онтологов прошлого. Они их только называли иначе: бытием мира, разумной его субстанцией, мировым разумом.

Такая мировоззренческая гипотеза позволяет осмыслить суть прежних метафизических версий мироустройства методом аналогии. Мировой разум, мышление в природе можно сравнить с информационными процессами, возможно, программирующими в объективной действительности события. В этом смысле они выполняют функцию источника бытия (источника существования) по отношению к материальным объектам, закономерностям, а также универсальной связи явлений и логике мировых событий.

Существуют ли реально информационные процессы и программы в структуре окружающей природы, происходят ли программные воздействия на мир материальных событий – это сложные, проблемные вопросы, ответы на которые даны наукой и техникой лишь в частичном выражении.

2 Постановка Парменидом проблемы бытия

Необходимо помнить то, что термины «программные замыслы», «мировой разум», «информационные программы», «идеальные логические проекты» Парменид не использовал. Они ему не были известны. Применение таких понятий в методических указаниях, как уже отмечалось, является вынужденной условностью. Она устраняет трудности усвоения студентами рассматриваемого материала с самого начала осмысления проблемы бытия.

Древнегреческий мыслитель Парменид (VI до н. э.), открыв предмет онтологии и разработав основы учения о бытии, совершил первую философскую революцию в области мировоззрения. С учения о бытии начинается летоисчисление классической философской мысли. Парменид первым среди философов выдвинул гипотезу о том, что рождение, возрождение материальных образований и природных событий по принципу кругооборота не являются самодостаточными. Мир материальных событий зависит от вселенской поддержки его замыслами.

Такое исходное допущение позволило ему сделать вывод о том, что окружающая действительность должна состоять из двух взаимосвязанных частей – из мира чувственно воспринимаемых вещей и субстанции бытия. Под бытием он понимал программную первооснову, оснащенную замыслами, существующую в природе в виде отдельной, самостоятельной, самодостаточной сущности материального мира. Античный мыслитель назвал ее «природной мыслью», «мышлением природы», «разумным логосом». Философ вынужден был дать такое название рассматриваемой субстанции, так как другие понятия ему не были недоступно. Понятие «природная, космическая программа» будет использоваться только в ХХ веке.

Древнегреческий онтолог был убежден в том, что бытие всегда было и есть, небытия нет. Это означает только одно – быть чему бы то ни было, значит существовать, благодаря предопределению со стороны соответствующего замысла космического логоса. Что не предусмотрено в природном, программном замысле, того не было никогда, нет и принципиально не может существовать в объективной реальности.

Парменид поставил на обсуждение философскую проблему о сущности и существовании материальных образований. Все виды сущностей он мысленно отделил от существующих материальных предметов и процессов и поместил в сферу бытия. Такую логическую операцию в философии называют гипостазированием понятий.

Смысл проблемы сущности и существования мыслитель свел к тому, что сущность мира заключается не в материальных свойствах вещества, а в идеальных проектах мирового замысла. Следствием реализации логических схем является рождение, существование (развитие, разрушение) и появление новых материальных образований. Существование материальных объектов с различными видами качественной определенности в природном мире и все варианты закономерностей Парменид поставил в абсолютную зависимость от логоса вселенной как космической, информационной программы. Вещество природы, согласно его убеждениям, пассивно исполняет команды мирового логоса, благодаря чему существует материальный мир во всем его многообразии.

Рассмотрим утверждение Парменида о вечности, неизменности бытия в отличие от изменяемости, недолговечности конкретных материальных объектов. В этом тезисе воплощено понимание того, что мыслящую субстанцию, как программу мировых событий, никто и никогда не создавал. Ей присущи признаки вечного существования и самодостаточности. Она, якобы, никогда не истощается и не видоизменяется. Усложнение мирового замысла невозможно, так как в нем (в космическом мышлении) предусмотрены все возможные замыслы-проекты для воплощения в материю. Ни один идеальный замысел мирового логоса не исчез бесследно в прошлом, несмотря на материализацию многих из них, и никогда не появится качественно новый в настоящее время и в будущем. Изменениям подвержены только материальные образования. Они рождаются, развиваются, видоизменяются и разрушаются. Бытие мира вечно и неподвижно, стабильно и тождественно само себе.

Такая философская гипотеза вызывает возражения. Если в природе существует система программ, то каждая в отдельности с неизбежностью, реализуясь, должна когда-нибудь растратить свой информационный потенциал, затем перепрограммироваться, либо вместо нее должна сформироваться новая. Нелогично исключать возможность разрушения отдельных программ и зарождения новых, в частности на рубеже больших космических катаклизмов. Вероятность существования иных миров в истории вселенной и на бесконечных просторах современного ее существования максимальна. Такое исправление версии Парменида (в рассмотренной части) осуществит гений немецкой классической философии, Г. Гегель.

Утверждение Парменида о том, что бытие едино, отображает мысль о существовании всех замыслов в универсальном единстве, в связанном виде в структуре космической, информационной субстанции. Они (конкретные программные замыслы) отдельно один от другого не существуют, а всегда связаны в единый мыслительный (информационный) процесс.

Онтологическое учение Парменида получило дальнейшее развитие в трудах Платона, Аристотеля, Плотина и других мыслителей.

3 Учение Платона и Плотина о строении сферы бытия

Платон (428/7-348/7 до н.э.), основываясь на онтологическом учении Парменида о бытии, разработал свою философскую, мировоззренческую концепцию. Конкретные космические замыслы-проекты, предопределяющие существование материальных предметов и событий, он назвал эйдосами. «Эйдос» – в греческом языке означает «понятие», «идея». Согласно его представлениям об устройстве «мироздания», эйдосы находятся в космическом пространстве над материей (вне материального мира), являющейся божественной сферой. Они исходят из этой сферы бытия только тогда, когда материализуются в природе. В период разрушения предметов или смерти организмов эйдосы распредмечиваются и возвращаются в божественный мир. Из сферы эйдосного бытия привносятся в материю качественная определенность, организация порядка, варианты закономерностей, целевые направленности изменений, универсальная связь материальных событий, целесообразность, гармония событий.

Платон и последователь его онтологического мировоззрения Плотин (203/4 или 205-269/70 н. э.) разработали версию тройственного строения мира божественных эйдосов. Сферу бытия они представили в форме триады, то есть слагающуюся из трех, взаимосвязанных структур: «Единого», «Мирового ума», «Мировой души». Смысл триадной версии строения бытия заключается в следующем:

3.1. В качестве базиса мира божественных эйдосов и природного, материального мира они выделили субстанцию «Единое». Этот структурный элемент сферы бытия заслуживает внимания. Если базисную материальную субстанцию можно отождествить с физическими полями, то «Единое» можно предположительно сравнить в настоящее время с информационными полями, если такие существуют во вселенной. Платон и Плотин под «Единым» подразумевали первооснову (и первосущность) сферы бытия и природного мироздания.

3.2. На основе субстанции «Единое» формируется и существует «Мировой ум». «Эйдусный ум» можно сравнить посредством аналогии с одной их космических информационных программ. Эта эйдусная структура предопределяет логику мировых событий на определенный период космического времени в истории вселенной.

3.3. «Мировая душа» является третьей частью сферы бытия. Она рождается в лоне «Единого» с участием «Мирового Ума». Эта третья эйдосная структура играет роль первоисточника «оживления» (одушевления) вещей и организмов как систем. На современном онтологическом языке эту часть мира божественных эйдосов можно назвать информационной программой, отвечающей за согласование функций в природных системах и биологических организмах.

Платон и Плотин рассматривали триединую эйдусную субстанцию в качестве чистого, подлинного бытия, то есть сферы, независимой от воздействий со стороны материального мира. Вещи (все материальные образования) – в качестве «теней идей», при этом подпорченных, отягощенных материей. В этом смысле мир вещей и материальных процессов они отнесли к инобытию эйдосов, неподлинному бытию.

4 Платон, ты мне друг, но истина дороже (Аристотель)

Это мудрое изречение Аристотель (384-322 до н.э.) направил, прежде всего, против учения Платона об эйдосах. Он подверг критике представления Платона о существовании эйдосов в отдельной, надприродной сфере, которая располагается за пределами границ материи. Он не был согласен с его утверждениями, во-первых, о существовании замыслов-проектов вне материального мира, во-вторых, о нисхождении их из божественного мира в мир материи в процессе опредмечивания, и возвращения в него после разрушения материальных объектов.

Оппонент Платона пытался доказать правдоподобность иной точки зрения – о неразрывном единстве материальных образований и их информационных аур, которым он дал название «идеальные формы». Формы-проекты рождаются и разрушаются одновременно с материальными объектами. Они существуют вокруг материальных образований и внутри них. Платон не понял и не принял плодотворную идею Аристотеля.

Аристотель под воздействием споров с Платоном сделал исключение только применительно к идеальным формам, отвечающим за параметры мыслительной деятельности человека и наследственность. По отношению к последним он допускал их испарение после смети и внедрение в эмбрион, поскольку только им характерно вечное существование.

Аристотель принципиально отстаивал свою версию бытия:

4.1. Прежде всего, вместо термина «эйдос» Аристотель настоятельно рекомендовал использовать понятие «идеальная форма», так как она является первоисточником всякого программного формообразования в структуре материи.

4.2. Каждая программная форма предопределяет свое материальное образование, его специфическую организацию, законы функционирования и развития, возможные и реальные взаимосвязи с другими материальными объектами. Материальные образования (мельчайшие, крупные, мега большие) и их изменения связаны в единую логику развертывания событий, так как все формы в космосе связаны в форму форм, то есть в глобальный программный первоисточник логики мировых событий. Эту глобальную форму форм он назвал Богом вселенной. Употребляя понятия современной онтологии, можно утверждать – Аристотель отождествил бога с наиболее общей информационной программой вселенной, вероятно существующей в структуре природного мироздания.

Студентам и аспирантам следует обратить внимание на суть протеста Аристотеля по отношению к платоновскому учению об эйдосах. Идеальные (информационные) замыслы-формы существуют не отдельно от телесности предметов, а в проникающем в них виде (в качестве их информационных аур).

4.3 Идеальные формы детерминируют приобретение материальными объектами только общих признаков, характерных для множества предметов одного класса, общего принципа организации функций, общей закономерности изменений. В этом смысле формы, программирующие события в материи, наделяют отдельные предметы общим бытием.

4.4. Единичное бытие всем предметам придают их собственные, специфические материальные свойства. Гений Аристотеля проявился здесь в том, что формирование качественной определенности материальных образований он поставил в зависимость от двух источников, то есть не только от идеальных форм, но также от существенных материальных свойств объекта.

4.5. Идеальные формы участвуют в различных видах формообразования в качестве детерминантов событий. Их Аристотель назвал первопричинами всех событий, происходящих в материальном мире в виде «материальных страданий».

Аристотель выделил следующие классы идеальных, программных форм, назвав их первопричинами материальных событий:

A. Формальная первопричина. Так была им названа идеальная форма, отвечающая за суть бытия. В результате ее реализации все предметы приобретают свою качественную определенность, то есть рождаются с заданными, фундаментальными свойствами.

B. Субстратная первопричина. Это – идеальная форма, придающая материальную первооснову различным объектам, их субстратную сущность.

C. Движущая первопричина. Такое название было дано мыслителем идеальным формам, выполняющим роль главного источника изменений в виде алгоритмов закономерностей. Все варианты причинно-следственных зависимостей привносятся в мир материальных событий данными программными формами.

D. Целеполагающая форма. Это – программная формообразующая установка, придающая направленность (цель) изменяющимся, развивающимся процессам и будущее качественное состояние объектам, претерпевающим изменения, развитие.

С альтернативным онтологическим учением Платон принципиально не согласился. Между Аристотелем и Платоном разразился яростный философский спор, который превратил их из друзей в непримиримых оппонентов.

Философские версии бытия Платона и Аристотеля приобрели в истории философской мысли значимость классических учений о бытии.

5 Сущность является, явление существенно и сакрально (Ф. Аквинский)

Философ, теолог католицизма Фома Аквинский (1225-1274) предпринял попытку совмещения религиозного и онтологического мировоззрений. Суть его версии бытия можно выразить в следующих тезисах:

5.1. Бог обладает вселенской мудростью, то есть полным потенциалом замыслов. Под замыслами-формами он подразумевал божественные первообразы, первопроекты всех существовавших, существующих объектов, процессов, событий, закономерностей, а также тех, которые в будущем могут опредметиться в материи. Всему их множеству Фома Аквинский дал имя «Сущее». Эта программная структура является божественной по своей природе.

5.2. Потенциал божественного сущего совпадает с единым, истинным, всеблагим, господствующим над материальным миром. Оно (сущее) является источником материального единства мира и его гармонии, обладает всей полнотой потенциально возможного совершенства и играет роль вселенского бытия. Этой сфере чистого бытию присущ признак проектирования и строительства материальной реальности из хаотичной материи.

5.3. Из вселенского, программного замысла исходят в материю идеальные формы, то есть происходит эманация (истечение, излучение) божественных замыслов. В материи содержится лишь потенциальная возможность приобретения предметами качественной организации, субстратной первоосновы, типа взаимосвязей между объектами, алгоритмов изменений (форм закономерностей). Реальный потенциал многообразия мира придается идеальными формами божественного сущего.

5.4. Все замыслы, содержащиеся во вселенском, программном сущем, Ф. Аквинский разделил на субстанциальные формы, акциденции и провиденции. Субстанциальные формы детерминируют рождение в материи качественного многообразия материальных образований. Акциденции отвечают за типы причинно-следственных зависимостей и задают природе набор алгоритмов закономерностей (возможные варианты законов). Провиденции – за целевую направленность происходящих изменений и конечный итог развития материальных объектов в будущем. Провиденциальные формы – источник целенаправленности развертывания событий в предметном мире.

5.5. Разработка, отбор и материализация всех программных форм происходит по воле Бога, поэтому их опредмечивание представляет собой акты божественного творения.

5.6. Бог посредством программного сущего рождает, а затем поддерживает в каждый момент времени отдельные материальные образования, набор конкретных опредмеченных законов, а также существование объективной, природной действительности в целом, то есть совершает миссию священной креации в материальном мире.

5.7. Во всех природных процессах, общественных событиях, вариантах судеб личностей и народов воплощено божественное предначертание. Все предопределено бытием, то есть замыслами Божьими. Все события целесообразны. Даже природные катастрофы и зло в общественной жизни людей необходимы для полного выражения и всестороннего осуществления бытия. К любым Богом сотворенным событиям, все должны относиться сакрально (уважительно, как к священным экспериментам Божества). Благо и зло, мир и войны, успехи и неудачи, достоинства и недостатки – все эти и другие альтернативные божественные замыслы являются в мир в виде неизбежных, закономерных, взаимопроникающих противоположностей. Бытие мира материальных событий диалектично по воле Божьей.

6 Все действительное разумно, все разумное действительно (Г.Гегель)

Онтологическое учение Г.Гегеля (1770-1831) о бытии разработано на основе учений предшествующих мыслителей. Оно является вершиной философского творчества, осуществленного с объективно-идеалистических позиций. Суть гегелевской версии мироустройства, предопределенной саморазработанным потенциалом мирового разума, а также логики космических событий, в том числе применительно к планете Земля, можно выразить в следующих тезисах:

6.1. Программирующий источник событий во вселенной Г.Гегель назвал Мировым разумом, Мировой идеей, Мировым духом.

6.2. Все материальные объекты, процессы, исторические события, жизнь людей подчинены Мировому разуму. Они являются результатом отчуждения от Мировой идеи замыслов и их материализации.

6.3. Мировой разум (Мировой дух, Мировая идея) самодостаточен и находится в состоянии саморазвития, то есть всегда осуществляет сам в себе феноменологические изменения. Мировой дух посылает материи логические установки-проекты. В результате их опредмечивания все запрограммированное становится действительным (реализуется в действительность). Все, что происходит в объективной действительности, предопределено программной идеей мирового разума.

6.4. В процессе самодвижения мировой разум проходит три феноменологические фазы-состояния: субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа.

6.5. На этапе субъективного духа в мировом разуме происходит сугубо логическая деятельность – разработка частных программных идей и общего проекта будущей логики мировых событий.

6.6. Впоследствии происходит объективация замышленных мировым разумом планов, которые отчуждаются от сферы бытия и воплощаются в материале неорганической природы, органической природе, а также в истории общества, жизни и деятельности людей. Этот этап саморазвития абсолютной идеи Г.Гегель назвал стадией объективного духа.

6.7. Завершающей космический цикл стадией является этап саморазвития духа в абсолютной феноменологической форме (в виде абсолютного духа). На этом этапе мировой дух самопознает результаты своего творения. Для этого он использует творчество людей. Создание мифологии и религий народов мира, зарождение естествознания и технических наук, философии, этики, эстетики, экономических, исторических наук, всех других общественных наук — все это является воплощением программного замысла мирового духа. Мы, люди находимся под его воздействием будто марионетки на сцене театра.

6.8. Стремительное развитие духовной культуры представляет собой выражение последней воли мирового разума на текущей фазе его самодвижения. В ближайшее историческое время с неизбежностью произойдет космический катаклизм. Мировой разум заново займется сугубо логической работой — программированием проектов-идей для будущего развития материи, в том числе для создания новых миров.

6.9. Все, разработанное в мировом разуме в виде новой мировой идеи, в процессе развертывания космических событий будет планомерно, поступательно реализовываться в форме будущей действительности, при этом в соответствии с диалектическими закономерностями. В этом смысле следует понимать тезис – все действительное разумно, все разумное действительно.

Онтологи (до Г. Гегеля) рассматривали структуры сферы бытия как формообразующий источник материальных объектов в константной, раз и навсегда сформировавшейся либо наделенной богом форме. Гегелевская версия саморазвивающегося бытия в этом смысле является предпочтительной.

Г. Гегель не заметил плодотворной идеи, высказанной Аристотелем. Античный мыслитель представлял существование замыслов-форм в неразрывной связи с материальными объектами. Он приблизился к пониманию того, что вне материальных носителей информации не существует, однако он основательно не развил эту идею. Она долгое время оставалась незамеченной онтологами.

Заслуга Г. Гегеля заключается в рассмотрении замыслов-идей в диалектических формах взаимодействия и в развитии. Он был убежден в том, что диалектичность – главное содержание мирового замысла.

Онтологическое мировоззрение в виде учения о бытии продолжает развиваться творческими усилиями не только философов, но и ученых-естествоиспытателей. Оно по-прежнему сохраняет форму перспективной мировоззренческой гипотезы. Тайн раскрыто намного меньше по сравнению с количеством вопросов, требующих ответов с позиций науки. Все они нуждаются в экспериментальном, техническом подтверждении.

 

Заключение

Философствующие естествоиспытатели предприняли попытку сделать шаг вперед на пути превращения онтологической версии о существовании программирующего начала в природе в научный факт.

В качестве исходного научного материала ими были взята вода. Исследование дало интересный результат. Вода реагирует на эмоциональное состояние человека. Она запечатлевает информационное содержание биоизлучений людей, зависящее от перемены их настроения и самочувствия. Информационный след остается в коллоидной структуре молекул воды. Наглядно это видно в электронный микроскоп при охлаждении ее до замерзания и образования кристаллов.

Положительные переживания человека отражаются в коллоидном строении воды в виде симметричных молекулярных структур, условно сравнимых с картинкой в калейдоскопе, при этом с красивой цветовой гаммой. Негативные переживания проявляются в разорванных структурах и с испорченной черными пятнами цветовой гаммой.

Рассуждая методом от противного (противоположного), философствующие естествоиспытатели выдвинули альтернативное, гипотетическое допущение. Суть его состоит в том, что возможно, природная вода, и вода, связанная в растениях и биологических организмах, не только отражает самочувствие людей, но также является проводником (одним из каналов) космического программирования и информационной поддержки жизни на Земле. Растения, организмы животных и людей, наверное, тоже получают программную, космическую поддержку посредством благоприятных для жизни энерго-информационных излучений, поступающих из информационной субстанции бытия.

Сегодня можно предположить то, что когда из космоса поступала благоприятная энерго-информационная поддержка, всякий раз в материальной природе осуществлялись фазовые переходы, то есть качественные скачки. В неорганической природе зародились органические соединения и впоследствии жизнь, которая информационно (программно) поддерживается вплоть по настоящее время. Планомерно из психики животных постепенно сформировалось сознание первобытных людей.

Если когда-нибудь изменится содержание информационных программ, то жизнь с неизбежностью претерпит качественные изменения. Направление этих изменений может быть деструктивным или конструктивно прогрессирующим. Это будет зависеть от исходящих их сферы информационного бытия конкретного программного содержания энерго-информационных воздействий на биологические организмы.

Основываясь на философских, онтологических предположениях того, что организмы животных и людей, наверное, тоже получают программную, космическую поддержку посредством благоприятных для жизни энерго-информационных излучений, философствующие естествоиспытатели достигли определенных результатов в научных изысканиях и прикладных экспериментах. В наши дни разработаны образцы техники, частично замещающие природные информационные воздействия на большинство биологических систем техногенными воздействиями. На основе программных энергоинформационных воздействий созданы новые образцы вооружений в виде психотропного и генетического оружия. Поиски новых результатов в мирных и военных целях продолжаются.

В заключение отметим следующее – самый древний раздел философии под именем «Онтологические версии бытия» сохраняет актуальность в наши дни и оставляет огромные просторы для творческого, философского осмысления рассмотренной проблемы и прикладного, научно-технического исследования соответствующих проблеме бытия тайн.

Основная литература

Философия: Монография /под ред. Н.И.Жукова.– 5-е изд., испр. и доп.– Минск: НТЦ "АПИ", 2000.

Философия: Учебное пособие для студентов вузов. /В. Н. Калмыков.– 2-е изд., испр. и доп.– Минск: Вышэйшая школа, 2008.

Розен В. В. Концепции современного естествознания. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. /В.В. Розен.– М.: Айрис-пресс, 2004.

Солопов, Е. Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. /Е. Ф. Солопов.– М.: Владос, 2003.

Дополнительная литература

Аристотель. Сочинения. Т.1. Метафизика.– М.: Мысль, 1975.

Платон. Избранные диалоги.– М.: Художественная литература, 1965.

Гегель Г. Сочинения. Т.3. Энциклопедия философских наук.– М.: Мысль, 1977.

 

Учебное издание

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Студенческая доля | ХАРКІВ - 2005

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 626. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия