Студопедия — Просветительская трактовка человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Просветительская трактовка человека






24. Robert R. Caldwell, Marc Kamionkowski, and Nevin N. Weinberg. Phantom Energy and Cosmic Doomsday // arXiv:astro-ph/0302506 v1.

Философские учения об общественной жизни.

Первые европейские буржуазные революции XVII века, проходившие под флагом борьбы с богословием эпохи средних веков и духовной властью церкви, стимулировали развитие социально-философских учений. Именно в этот период происходит формирование юридического мировоззрения, а его стержнем становится учение о «естественных правах» человека. Оно подчеркивало особое положение человека в обществе его притязание быть свободным в своих стремлениях и действиях, владеть и распоряжаться собственностью и своими способностями. В XVII веке идея естественных прав человека была органично дополнена концепцией «общественного договора» В ней подчеркивалось, что государство было создано людьми добровольно, ради свободного и цивилизованного, безопасного совместного существования.

Юридическое мировоззрение стало значительным шагом вперед по пути исследования общественной жизни и ее институтов, постижения логики развития исторического процесса. Оно углубляло философские представления о природе человека и настаивало на приведении общественных отношений в соответствие с этой природой, подчеркивало особую ролъ государства и права в обществе. Это мировоззрение считало буржуазный строй наиболее приемлемым для существования человека и поэтому не нуждающимся в дальнейшем совершенствовании.

Концепцию естественных прав (благ) человека развивал голландский правовед Гуго Гроций (1583 — 1645). Он подчеркивал, что право человека настолько незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. Все права естественны в том смысле, что укоренены в совместной жизни людей в условиях общества и вытекают из нее (например, право на собственность и ее защиту). По природе своей все люди склонны владеть и действовать. В обществе требуются законы, т.е. юридические нормы, регламентирующие совместную жизнь. Назначение же государства состоит в том, чтобы обеспечивать защиту естественных прав людей с помощью силы закона и власти.

Само государство представляет собой, по определению Гроция «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Так же, как права человек и законы общества, оно имеет «земное» происхождение, а не установлено Богом.

Тема естественных прав человека раскрывается и в творчестве Б.Спинозы. Он подчеркивал, что от природы люди имеют право все, чем они могут воспользоваться. Это право проявляется в разнообразных влечениях и страстях людей. Однако влечения порождают соперничество и конфликты в обществе, ущемляют права других людей. Для того чтобы не допустить эгоистический произвол, необходимо объединиться в сообщество и следовать общей воле.

Гражданское состояние — это такое устройство общества, когда имеет место разделение труда между людьми, взаимная помощь и поддержка. Государство есть совокупная «мощь народа», формируемая общей волей. Долг индивида состоит в том, чтобы подчиняться этой власти. Само же государство призвано обеспечивать безопасность людей и защиту их собственности, организовывать торговое дело заниматься просвещением.

Наиболее развитую социальную философию XVII века создал Т.Гоббс. Основной темой в ней стало государство как важнейший институт общественной жизни. Гоббс раскрыл сущность государства, обратившись в своей работе «Левиафан» к истории его происхождения. Английский философ полагал, что в начале человеческой истории существовало «естественное» (догосударственное) состояние общества. В то время еще не было ни собственности, ни морали, ни права. Здесь царила ничем и никем не ограниченная свобода, т.е. произвол. Поскольку все люди изначально созданы равными в своих физических и умственных способностях, то каждый из них имел право на все. По природе же своей человек эгоистичен, жаден и честолюбив. Соответственно, как подчеркивал Гоббс, «человек человеку волк». Поэтому «естественное состояние» общества представляло собой безжалостную «войну всех против всех».

И все же природа человека такова, что она порождает из себя только эгоизм и алчность, но и стремление к самосохранению. Разум настойчиво подсказывает человеку стремление к миру и желание следовать ему на деле. Он предлагает также ограничить права и притязания людей в интересах общего мира. В этих целях необходимо также строго соблюдать заключенные людьми соглашения. Однако «естественные» законы разума не обязательны, ведь они всего лишь предписывают и никого не в состоянии принудить к действию.

Основной «естественный» закон разума гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». «Естественные» законы (а их Гоббс выделял двенадцать) подавляются человеческими страстями и поэтому не имеют реальной власти над людьми. Подлинное принуждение сможет осуществить лишь реальная сила, а таковой является государство как институт власти.

Обладая властью, государство выступает как гарант социального мира и реализации естественных прав человека. Оно принуждает людей выполнять законы разума, издавая «гражданские» законы, которые держат людей в рамках допустимого. Если «естественные» законы носят нравственный и неписаный характер, то «гражданские» опираются на силу государства и обязательны для испол­ни всеми. Дело власти — распоряжаться, а граждане обязаны подчиняться. Государство призвано покончить с «войной всех против всех», защитить своих подопечных от произвола и положить конец безвластию. Люди сами договорились учредить государство и передали ему (в лице отдельного человека или же группы лиц) часть своих полномочий. Государство есть воплощение власти, ее носитель - суверен, а все остальные люди — это подданные государства.

Т.Гоббс был сторонником сильного централизованного государства. По убеждению философа, власть суверена в таком государстве должна быть практически безграничной. Суверен вправе самостоятельно издавать и отменять законы, объявлять войну или же заключать мир, назначать должностных лиц. «...Все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному под каким бы то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле», — подчеркивал Гоббс. «Делить власть государства — значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга», — писал он. По сути дела, Гоббс изложил концепцию политического абсолютизма, т.е. безгра­нной власти государства, неподконтрольной обществу и противостоящей ему.

Государство прежде всего охраняет существующий порядок в обществе. Оно должно также способствовать развитию земледелия и ремесел, торговли и промышленности. В его задачу входит и просвещение своих подданных. Подданные имеют право делать все, что не запрещено законом: выбирать место проживания и сам образ жизни, иметь свое дело, исповедовать ту или иную религию.

Долг суверена — хорошо управлять своим народом, и благо народа должно быть высшим законом для правителя. По мнению Гоббса, государство может существовать в трех формах: монархия, демократия и аристократия. Наиболее приемлемой из них Гоббс считал монархию, которая якобы способна наиболее полно выразить абсолютный (безграничный) характер власти государства. «...В личности короля олицетворено государство», — писал английский философ. Будучи сторонником абсолютизма, он все же считал, что в случае грубых нарушений сувереном «естественных» законов народ вправе восстать против своего правителя.

Теория государства является основой социальной философии Т.Гоббса. Важнейшее в этом учении — это идея земного происхождения государства («смертный бог»), что уже близко к его материалистическому объяснению. Гоббс подчеркивал, что государство, как «великий Левиафан» (чудовище), на деле «...является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан». Интересно и то, что в учении Гоббса уже содержится идея отчуждения государства, т.е. выхода его из-под контроля общества и превращения государственной машины во внешнюю и чуждую для граждан деспотичную силу, а граждан — в ее рабов. Вместе с тем, английский философ подчеркивал, что государство является одним из важнейших институтов человеческой культуры, закономерным порождением логики исторического процесса.

Социальная философия имела место и в творчестве Д.Локка. Как и Гоббсу, ему было свойственно рассматривать общественную жизнь сквозь призму эгоистической природы человека. Локк разделял основные идеи теории «общественного договора». По его мнению, «естественное» состояние общества представляло собой состояние свободных, равных и независимых индивидов. По природе своей людям свойственно желать обладания собственностью и трудиться. Английский философ видел в частной собственности фундамент человеческого общества и первейшее условие свободы индивида. В «естественном» состоянии еще не было «войны всех против всех», но отсутствовали обязательные для всех законы. В целях более надежного обеспечения своих естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди договорились учредить государство.

Назначение государства прежде всего состоит в том, чтобы регулировать и охранять отношения собственности в обществе с помощью законов. В отличие от Гоббса, Локк полагал, что государственная власть не может быть безграничной (абсолютной). Во-первых, государству не дано изымать у людей их естественное право на жизнь, свободу и частную собственность. Во-вторых, власть государства должна быть распределена между тремя институтами: парламентом, правительством и судом. Власть правителя должна носить конституционный характер. Как и Гоббс, Локк признавал право народа на восстание в случае грубого ущемления его естественных прав со стороны государства.

Д.Локка не без оснований называют одним из предвестников буржуазного либерализма, отстаивавшего признание незыблемости прав и свобод индивида, их приоритета перед правами государства. Экономической основой свободы человека может быть лишь частная собственность, а юридической предпосылкой – закон. Локк подчеркивал, что поддержание режима свободы и законности является главной и великой задачей государства и всего общества.

«Там, где нет законов, — подчеркивал философ, — там нет и свободы». Закон является важнейшим инструментом, для зашиты индивида от произвола и деспотизма со стороны других людей, включая и само государство. Если нет правовой организации общества, то в нем неизбежно возникает тирания – «осуществление власти помимо права». Тирания означает состояние насилия и грабежа, когда становятся беззащитными собственность и сам индивид, парализуется вся структура управдения общественной жизнью.

Тему общественной жизни развивал также англичанин Джерард Уинстенли (1609 — 1652), разработавший проект Конституции республики. Уинстенли подчеркивал, что все люди по природе своей равны и имеют естественное право на землю, а их труд должен быть подлинным и единственным источником всех богатств. Выражая дух нарождающегося пролетариата, Уинстенли подчеркивал, что получение нетрудовых доходов является грубейшим нарушением естественных законов, причиной социального неравенства и иных острых проблем в обществе. И общество, и государство должны быть основаны на принципе свободы всех. Это предполагает равные права всех людей, в том числе и по отношению к собственности на землю. Уинстенли был сторонником демократической республики, которая, по его мнению, может быть создана широким движением трудящейся бедноты.

Английский поэт Джон Мильтон (1608 — 1674) также являлся сторонником республиканской формы правления. По его убеждению, республика сможет наиболее полно обеспечить такие права человека, как свобода совести, мысли и слова, ведь по природе своей люди равны и должны оставаться таковыми в любых общественных условиях. Народ — это единственный источник и носитель суверенитета государства. Правители обязаны выполнять его волю и действовать в рамках принятых гражданских законов.

«Юридическое мировоззрение» на деле означало укрепление идейных позиций буржуазии в общественном сознании. Учение об общественном договоре символизировало собой фактический отказ от теологического объяснения природы государства, истории его возникновения и выполняемых им функций в обществе. Новое мировоззрение полностью соответствовало духу рационализма Нового времени.

ХVII век — это «век разума», на «естественный свет» которого мыслители опирались в своем понимании природы общества и са­мого человека. Сделав человеческое знание предметом культа, это столетие продолжило тем самым гуманистическую традицию эпохи Возрождения. Разум рассматривался в XVII веке как основная ха­рактеристика человека, а возможности ума расценивались как неог­раниченные. Однако это столетие было отмечено и острыми соци­ально-классовыми противоречиями, ломкой привычной гармонии мирового порядка. Неудивительно, что в это время предупреждаю­ще прозвучал тезис Б.Паскаля о трагичности существования челове­ка в мире, о заброшенности этого хрупкого «мыслящего тростника» в неведомый и чуждый ему мир.

Разум — это единственное, что по-настоящему возвышает человека перед лицом необъятной «громады мира». «Человек велик и ничтожен, могуч и слаб одновременно» — эта мысль Б.Паскаля дает ключ к пониманию места человека в ок­ружающем его мире.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 975. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия