Студопедия — Сущность просветительства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сущность просветительства






XVIII столетие принято называть эпохой Просвещения в исто­рии общественной мысли и культуры человечества. Пафосом этого, времени стала убежденность в неисчерпаемых возможностях человеческого разума, в способности научного знания создать все предпосылки для существенного прогресса и решения острых социальных проблем. Это был век разума и света, осознававший себя эпохой расцвета науки и культуры, преодоления религиозного невежества и фанатизма, становления подлинной свободы человека. Передовые мыслители XVIII века видели в человеческом разуме основное орудие преобразования общества на началах социального равенства, справедливости и солидарности. Философия Просвещения носила оптимистический характер, что отвечало умонастроениям буржуазии как восходящего класса, обретавшего власть, силу и уверенность. Примечательно, что в эту эпоху философствования протекало не в форме трактатов академичных ученых, а с помощью популярных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, художественных произведений.

Просветительская философия была по преимуществу материалистической, если иметь в виду трактовку человека и окружающей его природы. Она развивалась в условиях зародившейся в то время в Европе промышленной (индустриальной) цивилизации. Философский материализм был мировоззренческим стержнем Просвещения как движения общественной мысли. Наибольший размах это движе­ние получило во Франции, идейно подготовив французскую революцию (1789 — 1794) Идейные истоки французского материализма эпохи Просвещения находились в творчестве таких философов и ученых, как Демокрит, Ф.Бэкон и Р.Декарт, Д.Локк, в естествознании своего времени. Основной теоретической установкой француз­ских материалистов было стремление объяснить материальный мир из него самого, естественными причинами.

Материализм во французском Просвещении существовал в двух формах. Во-первых, это деизм, допускавший существование Бога, который якобы после сотворения им мира уже не вмешивается в его дальнейшее развитие. Это непоследовательный («половинчатый») материализм (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Э.Кондильяк). Во-вторых, имел место и последовательный («радикальный») материализм (Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах). Это воин­ствующий, атеистический материализм, который получил широкое распространение в то время. Следует заметить, что непоследовательность французского материализма проявлялась прежде всего в трактовке им исторического процесса. История общества объяснялась им преимущественно как порождение причин духовного порядка: «Мнения правят миром» (Ф.Вольтер).

3. Ш.Монтескье - идеи «географического детерминизма» и закономерного развития.

Начало французского Просвещения было связано с творчеством Шарля Луи Монтескье (1689 — 1755), философа и писателя. Свои идеи он изложил в таких трудах, как трактат «О духе законов» и роман «Персидские письма». В них была сделана попытка изложить основы материалистического понимания природы и об­щества, выявить законы их развития. Роман «Персидские письма» содержал в себе острую критику феодального строя Франции и института монархии. С таких же позиций Монтескье относился и к католической церкви, вскрывая ее корысть и лицемерие, нетерпимость по отношению к инакомыслию. Писатель призывал открывать законы природы и преодолевать тем самым наивную веру в чудеса. Критически относясь к религии, Монтескье вместе с тем допускал существование Бога как некоего «зодчего» природы, сотворившего ее и уже не вмешивающегося в дальнейшее развитие мира. Исследуя историю общества, Монтескье подчеркивал большую роль в ней материального производства — земледелия и ремесла, орудий труда, навыков людей.

Французский мыслитель попытался выявить наличие законо­мерных связей в истории человечества. Он делал это, обращаясь, в частности, к истории Римской империи, которая распалась в силу внутренних естественных причин ( работа «Размышления о причинах величия и падения римлян» ). По убеждению Монтескье, Великий Рим пал, прежде всего, из-за деспотического характера власти и от­сутствия свободы граждан, неизбежного в связи с этим разложения нравов и трудовой морали.

Монтескье попытался вскрыть источники социальной борьбы в обществе. По его убеждению, это происходит на почве противопо­ложности имущественных интересов людей. Социальные конфликты требуют правового регулирования общественных отношений.

Что касается законов общества, то они носят двоякий характер «Естественные» законы вытекают из биологической природы людей и побуждают их каждодневно совершать индивидуальные поступки (например, добывать себе пищу). Напротив, законы «общественного» состояния людей устанавливаются ими с помощью государства. Исследуя общество,

Монтескье выделил три вида права: международное, политическое (регулирование отношений между правителями и управляемыми) и гражданское, определяю­щее отношения между членами общества.

Что касается возможных форм государства («образов правления»), то Монтескье называл три основные: республику, монархию и деспотию. Последняя из них, по его мнению, наиболее опасна, поскольку порождает из себя беззаконие и произвол. Наиболее приемлема республика, когда власть находится в руках всего народа и осуществляется им на законных основаниях. Что же касается Политической свободы индивида, то она есть, по определению Французского философа, «право делать все, что дозволено закона­ми». «Гражданская» свобода индивида предполагает законность и безопасность существования. «Политическая» свобода означает прежде всего свободу слова и печати, совести. Весьма важной и цепной стороной политического идеала Ш.Монтескье было его положение о необходимости разделения власти в государстве. За­конодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны быть отделены и сдерживать друг друга. В противном случае мо­жет произойти узурпация власти одной из ее ветвей или органов Государства. Без разделения власти государственный строй никак не может считаться конституционным.

В социальной философии Ш.Монтескье имеется тезис о том, что форма государства и его законы во многом зависят от обстоятельств географического характера: климата, почвы, рельефа и территории той или иной страны. Так, жаркий климат якобы породил малоду­шие и рабство народов. Напротив, свобода и мужество европейцев связаны, по мнению Монтескье, с холодным климатом этих стран. Каждой форме правления присуща своя психологическая компонента («принцип правления»). У республики это добродетель, у монархии - честь, а у деспотии таковым является страх. Учение Монтескье об определяющей роли географической среды по отношению к строю общества принято называть географическим детерминизмом. Несмотря на некоторую наивность и прямолинейность, это учение все же содержало в себе зерна материалистического истолкования Вещественных явлений.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 542. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия