Студопедия — Вопрос 6. Спенсер
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 6. Спенсер






Герберт Спенсер (1820—1903) принадлежит к числу талантливых самоучек, которые не получили в свое время систематического образования и тем не менее сумели приобрести обширные познания в самых различных областях. Спенсер основательно интересовался биологией, психологией, этнографией,

историей. За несколько лет до выхода «Происхождения видов»

Чарлза Дарвина он самостоятельно сформулировал «закон вы-

живания наиболее приспособленных» в борьбе за существова-

ние. В историю обществознания он вошел как один из основа-

телей социологии, которому довелось осуществить дальнейшее

совершенствование социологической методологии на новом

материале и в новой традиции эмпиризма, столь сильной имен-

но в Англии во второй половине XIX в.

Спенсер не принял контовского закона «трех стадий» и ка-

тегорически отверг утопические ожидания нового обществен-

ного строя, изложенные французским мыслителем в «Позитив-

ной политике». Приверженность либеральному радикализму и

критика социализма сочетались у него с верой в объяснитель-

12. Спенсер 717

ные возможности социологии как отрасли подлинно научного

знания об обществе, государстве, о закономерностях их эволю-

ции. В историю социальной науки XIX в. им вписаны несколь-

ко памятных страниц, и связано это с его мастерским истолко-

ванием и применением древней метафоры, уподобляющей об-

щество и государство живому организму. Это означало заметный

разрыв с декартовской и бэконовской традицией рассмотрения

общества и государства некими механизмами с причинно-след-

ственными особенностями их организации и деятельности. Эта

перемена стала настолько важным этапом в развитии методоло-

гии социальных и политических исследований, что влияние ее

ощутимо во многих областях современной общей социологии,

политологии и государствоведения.

Английский исследователь первым из социологов наиболее

полно использовал аналогии и термины из области науки о жи-

вых существах (биологии), уподобляя и сопоставляя общество с

биологическим организмом, тщательно анализируя черты

сходств и различий в принципах их построения (структуры)

и развития (эволюции). Результатом такого уподобления и со-

поставительного анализа стало обнаружение некоторых законо-

мерностей и стадиальности органической жизни, например пе-

реход от простого к сложному (интеграция), от однородного к

разнородному (дифференциация), с последующим перенесени-

ем обнаруженных закономерностей в истолкование стадий эво-

люции и функционирования различных обществ и государств.

Наблюдаемые в жизни общества процессы роста и усложне-

ния их структуры и функций или связанности его отдельных

частей (элементов), их дифференциации Спенсер представил

как процесс постепенного объединения различных мелких

групп в более крупные и сложные, которым он дал название

«агрегаты». Этим названием охватывались такие общественные

группы и объединения, как племя, союз племен, города-госу-

дарства, империи. Было принято во внимание также, что, раз

возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают воздейст-

вие иных факторов перемен — социально-классовой диффе-

ренциации, специализации в виде разделения труда, образова-

ния органов политической власти (регулятивная система),

а также возникновения земледелия, ремесел (система органов

«питания»), возникновения специализированной «распредели-

тельной системы» (торговли, транспорта и иных средств сооб-

щения).

718 Глава 18. Западная Европа в XIX в.

Исходным положением для оценки общественных структур

и остальных частей политических агрегатов у Спенсера стало

положение о том, что общество существует для блага всех чле-

нов, а не члены его существуют для блага общества. Другими

словами, благосостояние общественного агрегата не может счи-

таться само по себе целью общественных стремлений без учета

благосостояния составляющих его единиц. В этом смысле все

усилия и притязания политического агрегата (политического,

института, в частности) сами по себе мало что значат, если они

не воплощают в себе притязания составляющих данный агрегат

единиц. Эта характерная особенность позиции английского

мыслителя дает основание для отнесения ее к разряду либе-

ральных социально-политических установок.

Объясняя свой подход к рассмотрению структуры и деятель-

ности социально-политических агрегатов, Спенсер говорил, что

между политическим телом и живым телом не существует ни-

каких других аналогий, кроме тех, которые являются необходи-

мым следствием взаимной зависимости между частями, обна-

руживаемой одинаково в том и другом. К сказанному следует

добавить, что в те времена в европейском политическом слова-

ре не было еще термина «политическое учреждение» и этот

структурный элемент политической жизни именовался полити-

ческим телом (отсюда же ведет свое происхождение и слово

«корпорация», употреблявшееся вначале для обозначения неко-

торых сословий, например горожан, купцов и др.). О достоин-

ствах метода аналогий и его оправданности сам исследователь

заметил, что «аппараты и функции человеческого тела достав-

ляют нам наиболее знакомые иллюстрации аппаратов вообще».

У Спенсера можно найти и довольно существенные оговор-

ки относительно пределов аналитических возможностей метода

аналогий, поскольку опасность завышенной биологизации со-

циальных и политических структур была очевидной. «Общест-

венный организм, будучи раздельным (дискретным), а не кон-

кретным, будучи асимметричным, а не симметричным, чувстви-

тельным во всех своих единицах, а не в одном чувствительном

центре, не может быть сравниваемым ни с одним, особо взятым

типом индивидуального организма, растительного или живот-

ного... Единственная общность между двумя сравниваемыми

нами родами организмов есть общность основных принципов

организации» (Принципы социологии, 1898).

12. Спенсер 719

Обращаясь к истории возникновения государства и полити-

ческих институтов, Спенсер утверждал, что первоначальная по-

литическая дифференциация возникает из семейной диффе-

ренциации — когда мужчины становятся властвующим классом

по отношению к женщинам. Одновременно происходит диф-

ференциация и в классе мужчин (домашнее рабство), которая

приводит к политической дифференциации по мере возраста-

ния числа обращенных в рабство и зависимых лиц в результате

военных захватов и увода в плен. С образованием класса рабов-

военнопленных и начинается «политическое разделение (диф-

ференциация) между правящими структурами и структурами

подвластными, которое продолжает идти через все более высо-

кие формы социальной эволюции».

Вместе с расширением практики завоеваний усложняется

классовая структура — возникают различные сословия, выделя-

ется особый правящий слой и тем самым усложняется полити-

ческая структура. В ходе объединения усилий во имя военных

целей возрастает роль «принудительной кооперации», что ведет

к утрате индивидуальности у ее участников (так, в военном ти-

пе социальной организации индивид оказывается собственно-

стью государства). В это время сохранение общественных усто-

ев становится самой главной целью, тогда как сохранение каж-

дого члена общества — целью второстепенной.

Военизированное общество достигает «полного кооператив-

ного действия» (работа всей невоюющей части населения на

нужды воюющей, сплочение всего агрегата с подчинением ему

жизни, свободы и собственности составляющих его единиц).

Это единение и сплочение невозможны без посредничества

власти, без особой, иерархизированной системы централизации

управления, распространяемой на все сферы общественной

деятельности. Статус иерархизированной подчиненности — са-

мая примечательная черта военного правления: начиная от дес-

пота и кончая рабом, все являются господами стоящих ниже и

подчиненными тех, кто стоит выше в данной иерархии. При

этом регламентация поведения в таком обществе и при таком

правлении носит не только запрещающий характер, но также и

поощряющий. Она не только сдерживает, но и поощряет, не

только запрещает, но и предписывает определенное поведение.

Другим, противоположным строем организации и управле-

ния Спенсер считает промышленный (индустриальный) тип ор-

ганизации общества. Для него характерны добровольная, а не

720 Глава 18. Западная Европа в XIX в.

принудительная кооперация, свобода ремесел и торговли, не-

прикосновенность частной собственности и личной свободы,

представительный характер политических институтов, децен-

трализация власти и обеспечение способов согласований

и удовлетворения различных социальных интересов. Всему за-

дает тон промышленная конкуренция («мирная борьба за суще-

ствование»), происходящая в обстановке упразднения сослов-

ных барьеров, отказа от принципа наследования при замещении

государственных должностей. Для правосознания и нравов про-

мышленного общества характерна распространенность чувства

личной свободы и инициативы, уважение к праву собственно-

сти и личной свободе других, меньшая мера подчиненности ав-

торитету властей, в том числе религиозным авторитетам, исчез-

новение раболепия, слепого патриотизма и шовинизма и т. д.

В движении от военного к промышленному типу общества

Спенсер видел закономерность общей социально-политической

эволюции, что отчасти совпадало по времени с процессом ис-

торического движения от сильно иерархизированного и воен-

но-сплоченного феодального строя к обществу, основанному

на товарном обмене, разделении труда и высоко ценимых лич-

ных правах и свободах индивидов.

Главной закономерностью в общественных изменениях, от-

носящихся к обществу и государству, он считал закон эволю-

ции и прогресса, причем главным изменением здесь следует

считать переход от социума, целиком подчиняющего индивида,

к обществу, которое заботится о составляющих его индивидах.

В каждом достаточно развитом обществе можно обнаружить

сосуществование трех регулятивных систем — производитель-

ной, распределительной и регулятивной. Регулятивная система,

олицетворяемая государством, обеспечивает подчинение со-

ставных частей целому. Наилучшим образом эта деятельность

организована в государстве с представительным парламентским

правлением, ибо здесь наилучшим образом обеспечены соци-

альная справедливость и индивидуальная свобода. Характерно,

что свобода, согласно Спенсеру, является естественным пер-

вичным правом человека, она существует задолго до появления

государства и именно из нее вырастает весь набор основных

гражданских свобод в государстве. Справедливость и право

Спенсер трактует в духе традиции утилитаризма, для которого

они являются мерой индивидуальной и общественной пользы.

Польза в данном случае сопряжена с его органическим толко-

12. Спенсер 721

ванием социальных и политических организмов, т. е. в смысле

их потребностей в приспособлении к внешним условиям своего

существования и обретения некоего биологического равнове-

сия со средой и другими организмами.

В правопонимании Спенсера наиболее отчетливо заявляют о

себе вольные или невольные притязания утилитаристской

юриспруденции вывести естественные права человека не из ра-

циональных начал, как это было еще у Т. Гоббса, которого они

вынуждены были взять в свои родоначальники в качестве изо-

бретателя «командной теории права», а из своеобразных естест-

венно-социологических начал, где тон задают биологические

(как у Спенсера) либо психологические (как у Бентама) исход-

ные естественнонаучные начала и конструкции. В этом смысле

весьма примечательным выглядит суждение Спенсера о том,

что «мнение, приписывающее правительству создание прав, на-

столько далеко от истины, что мы можем утверждать обратное:

права, более или менее ясно установленные раньше появления

правительства, становятся менее очевидными по мере того, как

правительство развивается...».

В социальном воздействии права он различает две ориента-

ции — позитивную, включающую право любого индивида на

свободное развитие личности, свободную активность и сво-

бодное пользование ее результатами, и негативную, нацелен-

ную на ограничение этих прав вследствие необходимости ува-

жать свободу других. В итоге право становится похожим на

совокупность этических норм, которые принудительно ис-

пользуются обществом и государством во имя защиты свободы

индивидов.

Впоследствии, уже в XX столетии, многие эволюционные

построения и характеристики Спенсера были использованы и

вмонтированы в социальные концепции перехода к «индустри-

альному» (Арон) и «постиндустриальному обществу» (Белл и

др.). Определенный импульс к интегрированию различных от-

раслей и областей обществознания, в том числе в русле возник-

шей в начале XX в. так называемой синтезированной (инте-

гральной) юриспруденции, дала одна из последних фундамен-

тальных работ Спенсера под названием «Синтетическая

философия». В русской теоретической мысли это более всего

заметно на концепциях «синтетической теории права» (Ящен-

ко, Виноградов) и «синтетической философии анархо-комму-

низма» (Кропоткин). Сам Спенсер обосновывал интегративный

722 Глава 18. Западная Европа в XIX в.

подход не только соображениями удобства метафоры организ-

ма, но также трудностями обособления истинных понятий от

ложных. В работе «Опыты научные,1 философские, политиче-

ские» он писал: «Слова порою значительно утрачивают наше

доверие по причине злоупотребления ими. Истинные представ-

ления, ими обозначаемые, так тесно сочетаются с ложными

идеями, что в значительной мере утрачивают свои признаки.

Это очевидно произошло со словом «право».

В последнем, третьем томе «Принципов социологии» Спен-

сер предложил своеобразный социологический прогноз относи-

тельно возможных результатов социалистических преобразова-

ний современного общества. Признавая тяготы и ущербность

общественного бытия в условиях капиталистической конкурен-

ции и отдавая должное привлекательности идеи всеобщего

братства, Спенсер в то же время полагал, что социализм созда-

ет еще больше трудностей, чем в состоянии разрешить. Подчи-

нение личных интересов общественным и общественная орга-

низация труда потребуют, утверждал он, расширения принуди-

тельной активности государства, роста бюрократии и ее

обширных властных полномочий. Бюрократия затем консоли-

дируется, закрепит свою власть и превратится в новую аристо-

кратию, которую и вынуждены будут содержать трудящиеся

массы. Вместо отрицания или отмирания государства произой-

дет сплочение правящей иерархии, живущей за счет эксплуата-

ции трудящихся. Классы не исчезнут, а лишь обновятся. Со-

циализм, если он появится, станет только государственным бю-

рократическим социализмом и никаким другим.

В современном ему опыте организации и деятельности со-

циал-демократических партий Спенсер обращал внимание на

преобладание автократических и бюрократических тенденций.

Так, наличие этих тенденций в германской социал-демократии

он связывал с тем, что партии оказались там неспособными

мыслить и действовать вне традиционных для прусского воен-

но-бюрократического строя стереотипов.

В социально-политической историографии Спенсер причис-

лен к основоположникам и предтечам теории единого индуст-

риального общества, а также к течению социал-дарвинизма в

социальной философии XIX—XX вв. В области методологии

его идеи унаследовали школы структурно-функционального

анализа (Парсонс) и культур-антропологии.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия