Студопедия — Заказ № 1635. 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Заказ № 1635. 9 страница






Что касается кабана, то его особая символическая роль нео­днократно отмечалась исследователями индоевропейских архаи­ческих культур Этот зверь, с одной стороны, с удивительным по­стоянством считается «нечистым» и в целом ряде традиции либо вообще исключен из списка жертвенных животных, либо занима­ет в нем самую нижнюю ступень С другой стороны, он с не мень­шим постоянством считается самой завидной и почетной охотни­чьей добычей

Следует отметить особую роль, которую сцены царской охоты на кабана (а также кабаньи головы как элемент орнамента и т д) шрали в иранском искусстве эпохи Сасанидов, весьма озабочен­ных утверждением легитимности своей династии как «истинно персидской», «правильной» и «восходящей непосредственно к Ахе-менидам», в отличие от парфянских Аршакидов Кабан есть атри­бутивное животное Вэрэтрагны, иранского воинского божества, функционально параллельного индийскому Индре (одним из про-вазий которого является «Вритраган», то есть «Вритрабоица, побе­дитель Вритры»)

Сходное значение, очевидно, имеет этот образ и в географичес­ки «противоположном» иранскому индоевропейском ареале, а именно в ареале скандинавском Особая популярность вепря в скандинавском зверином стиле эпохи викингов1, то есть эпохи рез­кого крена традиционного северогерманского общества в сторону военной аристократии, закончившегося установлением королевс­кой власти и «монотеизацией» Скандинавии, также говорит сама за себя

В уже цитированной работе о рогозенском кладе Иван Мара-зов пишет о кабане, который во фракийской разновидности звери­ного стиля фигурирует не менее часто, чем в других индоевропей­ских

' В данном сюжете можно видеть постепенное вытеснение «охотничьей» жертвы жертвой «мирной»

«В целом отметим, что, наряду с хищной птицей, вепрю принадлежит лидирующее место в перечне сюжетов древнескандинавского искусства эпо­хи торжества и расцвета звериного стиля» (Комментарии А Хлевова к пере­изданию классической книги А Стриннгольма «Походы викингов» [Стрин-нгольм 2002 723J)



В Михаияин Тропа звериных слов


Most probably this (речь идет о причинах выбора вепря как стандартного маркера хтонического начала — В М) stems from the «mixed» nature ot the boar The boar is simultaneously a herbivore and a predator, living on the land, but also inhabiting marshes in between the wild and the cultural world1

(Marazov 1996 162]

Последнее замечание относительно «промежуточного» положе­ния вепря между «культурой» и «дикостью» кажется мне наиболее значимым В этом контексте вепрь должен являть собой вполне законный маркер любой деятельности, связанной с необходимос­тью «ходить между мирами» — то есть, в первую очередь, деятель­ности жреческой2

«Жреческая» семантика вепря в данном случае отнюдь не про­тиворечит его «княжеской» семантике, а, напротив, подтверждает ее Предводитель дружины является не просто статусным воином Выводя свое «большое дружинное тело», свою «охоту» за пределы статусной территории в маргинальную, а тем более в совершенно чуждую с магнетической точки зрения хтоническую зону (в случае дальних походов), он тем самым берет на себя всю полноту маги­ческой ответственности за благополучие/неблагополучие этого крайне рискованного предприятия Удача или неудача похода, смерть или благополучное возвращение каждого конкретного уча­стника3 целиком обеспечиваются его «фарном» (как общим «ве­зением») и его дхзар4 (как специфически воинской харизмой, «фартом», «драйвом»), зримым воплощением которых является, собственно, золото, носимое вождем на себе и при себе Столь же полное право имеет он и на всю взятую во время похода добычу, из которой по окончании оного награждает участников, отрезая от собственной5 доли (удачи, судьбы) индивидуальную долю (удачу, судьбу)

Итак, кабан — доля вождя, так же как олень — доля взрослого статусного воина Подобная интерпретация семантики данного

' «Вероятнее всего, причиной этого является 'смешанная" природа веп­ря Вепрь одновременно — и травоядное и хищник, он живет на суше, но при jtom водится и в болотах между дикостью и культурным чиром»

2 Подробнее об этм см парафаф <Жрец в женской одежде Вепрь> в 1лаве
< Между волком и собакой >

3 На время похода — «пальца на руке вождя» по возвращении же на ис­
конную территорию в большинстве случаев— вполне самостоятельною
субъекта племенного права, который в побои момент можы потребовать ком­
пенсации за нанесенный предводителем материальный моральный или маги­
ческий ущерб

4 Осетинское хсар

' И — в лом случае — общей'


Скифы



образа находит ряд подтверждении и в античной традиции Та чрез­вычайная важность, которая придается собравшимися на Калидон-скую охоту царскими сыновьями (и затесавшейся среди них вальки­рией Аталантои) праву на первый удар, на «первую долю» добычи и тд, говорит сама за себя1 Прибывшего неузнанным в собственный (царский1) дом для того, чтобы вернуть себе право на царе гво, Одис­сея его бывшая кормилица Евриклея узнает по шраму, полученно­му именно при охоте (первой в жизни и удачной') на вепря, — тем самым латентно подтверждая исконное право Одиссея на престол Филипп II Македонский кичился тем, что не допускает за свой пиршественный «дружеский» стол людей, не добывших на охоте хотя бы одного вепря (ср дальнейшие функции гетаиров при его сыне Александре, а впоследствии диадохов, основавших все основ­ные эллинистические династии)' Есть весьма примечательные в этом отношении эпизоды и в римской традиции — причем не столько в ранней, сколько в поздней, изрядно «варваризованной» Так, будущий император Диоклетиан еще в молодости, в Галлии1, якобы получил предсказание, согласно которому он должен был стать императором, убив кабана На воинской сходке в Никомедии 17 ноября 284 года легионы (уже начавшие к этому времени посте­пенно превращаться в полуварварские по составу и способу «по­требления территории» формирования) должны были провозгла­сить нового императора Претендентов на эту должность (давно уже успевшую стать в имперском Риме сугубо «стайной») оказалось

1 Небезынтересен «кабаний» эпизод и в случае с Гераклом — кстати, по сетившим Кашдон, согласно Диодору Сицилийскому (IV, 34), вскоре после смерти Мелеагра, основною фигуранта в упомянутом сюжете Эврисфей от правляет Геракла против Эриманфского вепря — но задание на сей раз пока-зательнейшим образом отличается от предыдущих Вепря (как впоследствии и кобылиц Диомеда, впрочем, о лошадях ниже) Геракл ни в коем случае не должен убивать, ею требуется доставить Эврисфею живым В заранее задан­ном и постоянно демонстрируемом противостоянии, в котором Эврисфей имеет право на царский престол, а Геракл пожизненно приписан в герои право на царскую добычу есть очередная демонстрация общею положения вещей Претензии Эврисфея, естественно, снижены комической концовкой эпизода, когда он, напуганный видом вепря, прячется в медный цельнометал­лический пифос, однако общей ситуации это не меняет Геракл может оси лить вепря но — не «терзать» его Интересна— в рамках земледельческой греческой культуры и строгая «зимняя» (то есть в греческом контексте — ста­тусная, «старшая») привязка этого эпизода Гераклу удае1ся поймать вепря только после того, как он загоняет чудовищного зверя в глубокий снег (Apol lod Bibl II, V, 4)

г Ср также сцены охоты на фресках в недавно раскопанных македонских Царских гробницах (материал демонстрировался во время юклатов по резуль татам раскопок 27 марта 2004 года в большой аудитории Лувра)

Ср особую популярнос1Ь кабана в келыскои фадиции вообще



В. Михайлин. Тропа звериных слов


двое — сам Диоклетиан и пре­
фект претория Апр, чье имя
практически омофонично латин­
скому «арег», «вепрь». Диоклети­
ан убивает Апра на глазах у всего
войска, произносит ключевую
фразу: «Наконец-то я убил назна­
ченного судьбой вепря!» — и ста-
Рис g новится императором.

Напомню также и еще об од­ном сюжете, на сей раз из ирландской кельтской традиции. В сю­жете о весьма непростом любовном треугольнике Финн — Грай-не — Диармайд финальная точка ставится именно при посредстве кабана. Диармайд, не имея права на высокий, «княжеский» статус, бежите Грайне, невестой «короля фениев» Финна1, покушаясь тем самым на его «долю». Обе стороны разыгрывают сложную партию, в которой ритуальная вражда компенсируется ритуальными же хо­дами к примирению. Заканчивается сюжет охотой на чудовищно­го вепря, в которой Финн фактически вынуждает Диармайда при­нять участие. Вепрь — законная добыча Финна, а не Диармайда (так же, впрочем, как и Грайне). Диармайд не в силах с ним спра­виться и получает во время охоты смертельную рану, при попытке вылечить которую Финн совершает действия, откровенно подчер­кивающие их с Диармайдом статусные различия. Диармайд умира­ет, а Финн появляется перед фениями с Грайне — со своей закон­ной королевской долей.

Интересную сюжетную параллель «кошачьим» сценам пекто-рали из Толстой Могилы представляет собой изображение на име­ющем откровенно ритуальную природу котле из кургана Солоха. Здесь под одной из ручек (выполненных, кстати, в виде сдвоенных бараньих голов, явного и вполне устойчивого в искусстве иранских народов обозначения фарна (рис. 8)2) помещены два расходящихся с оглядкой друг на друга пса (рис. 9). Под другой такой же — два сходящихся играющих льва (рис. 10). На «основных» изобразитель­ных панелях представлены сцены охоты конных безбородых юно­шей на льва (рис. 11) и уже упоминавшуюся странную рогатую

1 Подробное обсуждение этого, сугубо ритуального по своей природе,
сюжета не входит здесь в мои задачи. Впрочем, основная интерпретационная
канва задана в главе «Между волком и собакой...».

2 «Почему ручки сосудов оформлялись в виде барана, символизировавшего
фарн? Здесь следует вспомнить некоторые из ипостасей фарна, о которых го­
ворилось выше. По-видимому, такие ручки воспринимались как: а) обеспечи­
вающие обилие; б) гарантирующие здоровье; в) защиту от действия злых сил»
[Литвинский 1968: ПО].


Скифы _____________________ 107




 


Рис. 9 Рис. 10


Рис. 11 Рис. 12

львицу (рис. 12). В сцене охоты на льва под брюхом у каждого из коней помещен «дублирующий всадника» пес. При всей сложнос­ти интерпретации некоторых конкретных образов (рогатая львица), общий смысл текста в свете предложенной гипотезы достаточно ясен. Вероятнее всего, котел применялся для ритуального «прича­щения» юношеской дружины, обретающей полноценный воинс­кий статус. Об этом (и о коллективной природе ритуала) свидетель­ствуют и расходящиеся псы, и сходящиеся львы, и некоторые другие особенности организации изобразительного текста. Так, в обеих сценах охоты, сзади от «добычи» помещен юноша, вооружен­ный луком, традиционным юношеским, «хулиганским», оружием. Спереди же и на льва, и на львицу нападает юноша, вооруженный копьем, то есть оружием взрослым, статусным. Лучники «гонят» добычу (конь в обоих случаях показан в скачке, собака под одним из лучников бежит), копейщики откровенно осаживают коней, натягивая поводья книзу, и встречают зверя «на острие» (собака под одним из копейщиков также припала к земле в защитной позе). Семантически значимое — как маркер воинского статуса — про-



В. Михайлин. Тропа звериных слов


тивопоставление того, кто гонит зверя, и того, кто его встречает, уже было откомментировано выше. По верхнему краю котла пущен растительный орнамент — явный маркер жертвенной природы изображения (и, вероятнее всего, той функции, в которой котел выступал в ритуале, будь то приготовление ритуальной еды или напитка, или же какие-то иные процедуры, связанные с ритуалом инициации).

5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНКРЕТНЫХ ОБРАЗОВ: КОНЬ

Итак, если кошачьи хищники противопоставлены псам потому же принципу, по которому отряды Иданфирса и Таксака были про­тивопоставлены отряду Скопаса' (то есть по взрослости/невзрос­лости, как две трети к одной трети), а олень и кабан являются мар­керами двух степеней «взрослого» воинского статуса (условно говоря, «унтер-офицерской» и «офицерской»), то троекратно по­вторенная в центре композиции сцена терзания грифонами коня оказывается вынесенной за пределы логики «трех балцев».

Ключом к разгадке ее семантики и ее структурного смысла может оказаться в этом случае сама по себе тройственность повто­ра, соответствующая числу воинских инициации. Если конь есть «главная жертва», приносимая в случае смерти бойца, то «терзание коня» вполне уместно при инициационном переходе мужчины из одного воинского статуса в другой, при котором (как и при всякой инициации) прежнее «я» человека считается умершим и рождает­ся новое «я», отличное от прежнего по своим социальным и магн­етическим характеристикам.

Откровенная хтоничность коня и связь его с погребальным ритуалом в культурах индоевропейского круга комментировались неоднократно и весьма подробно — в том числе и применительно к детально описанному у Геродота скифскому царскому погре­бальному ритуалу (IV, 71—72), более или менее прямые паралле­ли к которому проводились также и в отношении особой роли коня в погребальных ритуалах других иранских народов (в первую очередь в знаменитом осетинском бахфалдтсын, обряде посвяще­ния коня покойнику). Однако по большей части отечественные исследователи руководствовались в данном случае все теми же тартуско-московскими структурно-семиотическими моделями, благодаря которым их внимание чаще всего бывало сосредоточе-

А [елоно-будины — савроматам.


Скифы



но на стандартных для этой школы «универсалиях» вроде троич­ности и «мирового дерева»

Конь в мифологии и ритуалах индоиранцев связан со всеми тремя мирами, что отражено в соотнесенности с каждым из них одной из частей его тела в процессе жертвоприношения [Иванов, 1974, с 94 ел ] В этом аспекте конь выступает как один из экви­валентов мирового дерева — образа космической структуры < >

< > Интересна и прямая связь посвящаемого коня (речь идет об осетинском бахфаддтсын — В М) с концепцией троичности и вообще космологическими представлениями коня для умершего ищут «на вершине четырехстенной, бурой, гладкой, недоступной людям и птицам горы, где пасутся три черных коня Лишь толь­ко (умерший) вденет ногу в стремя, мгновенно трижды будет под­нят на небо и спущен на землю Такое движение переродит его из земного существа в небесное светило Покойник отправляется тог­да на тот свет, к Барастыру

[Раевский 1985 42]

Между тем «погребальный» конь в иранской традиции (как скифской, описанной у Геродота, так и осетинской) и впрямь тес­но связан с растительным кодом — но только субстратом этого кода выступает опять же никак не дерево, а трава, причем трава уже срезанная Скифы ставят у царского погребального кургана «мерт­вую охоту» из пятидесяти удавленных юношей, сидящих на конс­ких чучелах, набитых сухой травой Нарт Созырыко, возвращаясь из царства мертвых, теряет коня из-за происков Сырдона и соб­ственной неосмотрительности и остаток пути (почти до самого дома) проделывает на конском чучеле, набитом соломой Похорон­ный обряд является одним из наиболее чистых случаев «ритуала перехода», и функции коня здесь также носят по преимуществу «переходный» характер, что настойчиво подчеркивается практичес­ки в каждом соответствующем сюжете, где именно конь переносит адресата совершаемого ритуала из одной пространственно-магне­тической зоны в другую Конь, набитый соломой, являет собой вполне очевидный «знак» совершенного жертвоприношения, в котором сходятся два смысловых ряда один — связанный соб­ственно с конем как хтоническим «транспортным средством», и Другой — растительный код жертвы перехода Почему же в качестве базовой «переходной» фигуры выступает именно конь9

Главной магической характеристикой коня во всех индоевро­пейских традициях представляется быстрота передвижения, специ­фическая подвижность всадника по сравнению с пешеходом Имен­но благодаря способности «мгновенно» преодолевать лиминальную зону между «человеческим» и хтоническим мирами конь прежде


1 10


В Михаилин Тропа звериных слов


всего и ассоциируется со смертью' Необходимо напомнить о том, что «вертикальная развертка» смерти, согласно представленной здесь точке зрения, есть явление, существующее параллельно с ее «горизонтальной» разверткой — если и не наследующее ей Хтони-ческая «страна мертвых» лежит сразу за границами знаемого мира — за пограничной рекой, за морем, горами, лесом, подтверждений именно этому способу организации магического пространства по линии «жизнь/смерть» в самых разных архаических традициях (от кельтской с ее «островами мертвых» до иранской, с базисным про­тивопоставлением Ирана и Турана) найти можно сколько угодно Культура, связанная с постоянной (возрастной, сезонной, статус­ной) необходимостью осуществления ритуального перехода между этими двумя основными зонами, есть неизбежно культура воинс­кая либо существующая на уровне субкультуры в контексте более общего культурного поля, либо же переустроившая это поле под себя, выведя воинское сословие в ранг господствующего

В традиционном сообществе2 с завидным постоянством совер­шается переход власти от жреческого или хозяйственного сословия

1 В «варяжской» культуре ту же функцию в ряде случаев выполняет дере­вянная ладья Вместо степи границу между миром и хтоном здесь опредепяет море, и средство преодоления границы получает неизбежные магнетические коннотации Впрочем, специфическая семантика коня or jroro ничуть не стра­дает мертвая Одинова охота скачет верхом, а под самим Одином ходит Слей-пнир, чья «запредельная» быстрота подчеркнута на сей раз не крьпьями, а восьминогостью Та же ситуация отчасти свойственна и древнегреческой куль­туре, где откровенная хтоничность корабельщиков и корабельного плавания (Харон, феаки, любые далекце походы и возвращения Троянская война, Одис­сей, аргонавты и т д) мирно уживается с сугубо хтоническими конями Посей­дона и Аида, Ахилла и Диомеда, со специфическими инициациями, в которых кони и человеческое жертвоприношение являются неотъемлемыми элемента­ми общего сюжета (Пелопс, гомеровская Долония) и с крылатым конем Пе­гасом, несомненно хтоничным по обстоятельствам происхождения и по тому финалу, к которому он приводит Беллерофонта Кстати, «одинический» спо­соб маркировать особую скорость коня восьминогостью отнюдь не является изобретением северных германцев, которые, возможно, и его (как и едва ли не все аспекты своей воинской культуры) позаимствовали у далеких южных со­братьев Ср весьма странного аттического чернофигурного «конного гоплита» (рис 13), невероятно архаического по сравнению со стандартным германским изображением, но снабженного всеми обязательными маркерами «переходного статуса» атрибутами воинской статусности (паноплия), восьминогим конем, птицей,змеей

Семантика ладьи близкородственна семантике деревянного фоба, буду­чи уложен в фоб, покойный тем самым оказывается со всех сторон окружен деревом, что в принципе аналогично преданию тела огню

' Под которым в данном контексте имеется в виду «чистая» дюмезилевс-кая фехфункниональная модель, с поправкой на то, что, с моей тчки зрения


Скифы _________________________ 1 1 1


к сословию военному: если точ­нее, речь идет о сообществе, ко­торое как раз после и в результа­те данного перехода, собственно, и перестает быть традиционным. Каким же образом традиционная модель, целиком и полностью ориентированная на сохранение от века данного status quo и не имеющая по сей причине даже исторической памяти — за нена­добностью, поскольку индивиду­ализированные «исторически значимые» сюжеты суть всего лишь акциденции, ничего не значащие в сравнении с неизменностью раз и навсегда заведенного порядка, — дала брешь и начала постепен­но перерастать в модель историческую? Как время перестало ходить по кругу и начало вытягиваться в историю, как героическое деяние стало важнее космогонического мифа, где жрец стал прорицателем при воине?

Посмею высказать предположение, что без кардинальных из­менений в значимости (и в первую очередь пищевой значимости) маргинальных, то есть чисто мужских, «волчьих», территорий это­го произойти не могло. Традиционная модель, прекрасно приспо­собленная для того, чтобы «перемалывать» юношескую агрессию (с одной стороны, обеспечивая за ее счет безопасность границ, а с другой, поддерживая выгодный демографический баланс1 и из­бавляя зону общего проживания от возможных нежелательных про­явлений этой агрессии), предполагает выраженную оппозицию «обильного» центра и «скудной» периферии. До тех пор пока агрес­сивное и голодное (во всех физиологических и социальных смыс­лах) «волчье» меньшинство зависит от центра как от вожделенной зоны изобилия и «окончательного воплощения», инициация будет

развитие строгой системы варн — явление относительно позднее, результат все той же специализации. В гипотетическом «исходном» состоянии каждый пол­ноправный взрослый мужчина есть сам себе и хозяин, и жрец, и воин — с пре­обладанием первого, «вайшьятского» элемента как наиболее структурно устой­чивого и нуждающегося в двух других лишь в «специализированных» случаях, связанных с необходимостью более или менее плотного «общения» с «запре­дельными», «хтоническими» реалиями, то есть с мертвыми, с чужими и т.д.

1 За счет «естественной убыли в полевых условиях» — даже в отсутствие постоянной внешней угрозы. Во-первых, выживают наиболее жизнеспособные (регуляция генофонда), а во-вторых, один мужчина вполне в состоянии обес­печить потомством нескольких женщин, в то время как недостаток женщин при избытке мужчин почти неминуемо привел бы к росту напряженности внут­ри общины.



В. Михайлин. Тропа звериных слов


важна не как состояние, а как возможность возвращения в «утра­ченный рай». Но стоит только маргинальной территории обнару­жить собственные источники существования, и центростремитель­ный баланс рискует перерасти в центробежный.

Первым толчком такого рода, опрокинувшим целый ряд евро­пейских, передне- и среднеазиатских традиционных сообществ, был, вероятно, переход от неолитической и раннебронзовой зем-ледельчески-собирательской модели к преимущественно скотовод­ческой модели эпохи поздней бронзы и раннего железа. Именно к этому времени относится первая, не затухающая с тех пор волна «великого переселения народов», довольно странного процесса, при котором целые племена без всяких видимых причин становятся вдруг необычайно агрессивными и приобретают выраженную тягу к приобретению и освоению новых территорий1. Скотоводство резко сместило баланс сил во взаимоотношениях центр—перифе­рия, повысив пищевую ценность — а следовательно, и самостоя­тельность — маргинальных территорий и к тому же радикально изменив «качество» источников пищи. Если пищевая модель, ос­нованная на земледелии, предполагает высочайшую степень тер­риториальной «связанности» и «не-экспансивности» в силу преж­де всего мотиваций чисто магических (успешная традиционная прокреативная магия возможна только на «своей», «знакомой» автохтонной земле; захват чужих земель если и не вовсе лишен смысла, то крайне рискован с магической точки зрения: возмож­но только медленное и постепенное «приращивание» к своему), то скотовод прежде всего мыслит категориями количественными. Он

1 Приведенная здесь точка зрения в состоянии, на мой взгляд, достаточ­но логично объяснить и еще один феномен, относящийся к общим особенно­стям «великого переселения народов», а именно тот факт, что разбитое и со­гнанное со своих земель племя, уходя от вражеского преследования, зачастую в процессе движения само превращается в грозную боевую силу, сметающую на своем пути следующее племя, — и так далее, в полном согласии с «эффек­том домино». В экстремальных условиях военного поражения, угрозы полно­го истребления и «прекращения эффекта» «родной» прокреативной магии маргинальные воинские элементы (и «героическая» магия) не могут не при­обретать центрального организующего значения для всего племени, модифи­цируя и переворачивая в конечном итоге с ног на голову весь способ его суще­ствования — согласно оказавшейся более действенной и успешной «волчьей» модели врага-победителя. В итоге разбитые на своей исторической родине гун­ны становятся «бичом божьим» сперва для евроазиатского степного пояса, а затем для Восточной и Центральной Европы. А разбитые, в свою очередь, гун­нами и покоренные ими остроготы, пожив несколько поколений под властью гуннов (и научившись воевать в конном строю), отправились в собственный сокрушительный поход, который закончился созданием готского королевства в Италии. Вытесненные германскими дружинами с родных земель бритты «прибирают к рукам» родственную кельтскую Бретань— и так далее.


Скифы 1 1 3

вынужденно подвижен, он оценивает землю скорее по качеству травы и наличию источников воды, нежели по степени удаленно­сти от центра И главное, чужую землю с собой не унесешь, но чу­жую отару вполне можно сделать своей

Окончательную же точку в этом процессе поставило, вероятнее всего, овладение сперва колесом, а потом и техникой верховой езды Резко возросшая мобильность фактически лишила «вне­шнюю», «волчью» зону естественных внешних границ и превратила в Дикое Поле весь мир — за исключением центральной, «культур­ной» его части, где продолжало жить и здравствовать традицион­ное сообщество1

Возникновение на иранской почве зороастризма как собствен­но жреческой религии, остро направленной против способа жиз­ни уже успевшей сформироваться к этому времени у восточных иранцев воинской касты, не может быть в этом смысле ничем иным, как реакцией традиционного сообщества на изменение «условий игры» и попыткой взять реванш Не случайно зоро­астризм зародился именно на «коренных» территориях, «в тылу» успевших к тому времени продвинуться далеко на юг и запад агрес­сивных «волн», и только впоследствии мало-помалу распростра­нился на весь иранский ареал (за исключением северного Причер­номорья и Прикаспийской низменности)

Однако вернемся к нашим коням, которые, на мой взгляд, сыграли в процессе разрушения традиционных сообществ ключе­вую роль Действительно, в рамках «пешего» модуса существования далекие набеги за добычей лишены какого бы то ни было страте­гического смысла Примером тому могут служить соответствующие практики у североамериканских индейцев до овладения ими в мас­совом порядке искусством верховой езды Военный отряд из десят­ка человек, который отправляется в земли соседнего племени с тем, чтобы отомстить за какую-то конкретную обиду и/или просто под­нять мужской статус каждого из участников похода за счет потен­циальных «побед» (количество жертв с обеих сторон при этом исчисляется единицами), есть едва ли не единственная форма ак­тивных боевых действий2, позволяющая соседним племенам суще-

1 См также параграф «"Волчья" составляющая ряда европейских социаль­
но-культурных феноменов» в главе «Русский мат как мужской обсценный код»

2 См приведенное в книге Бэзила Джонстона «Ojibway Ceremonies»
[Johnston 1990] аутентичное описание одного из таких походов, а также пред­
шествующих ему и последовавших за ним ритуалов «выхода» из «чечовеческой»
зоны и обратного «входа» в нее Описание содержит также ламечашльмо ин­
тересный материал в плане взаимоотношении между «бывалыми» воинами и
теми, для кого это — «первый балц», в плане отношения к оружию к <своеи»
и «чужой» территории, к противнику, а также отношения к участникам похо­
да их соплеменников, остающихся дома


1 14


В. Михайлин. Тропа звериных слов


ствовать в некоем стабильном равновесии между миром и войной, поддерживая постоянную боеготовность, но никоим образом не претендуя на захват чужих земель (за исключением спорных погра­ничных территорий), не говоря уже о тотальном уничтожении, под­чинении или изгнании противника.

Овладение навыками сперва колесничной, а затем и верховой езды задало совершенно иной способ существования1 — а именно способ профессионально воинский, для которого «посвященность смерти» была нормой. Зримым же воплощением этой воинской, интимной системы отношений со смертью являлся именно конь, разом и гарант мобильности, участия на равных в дальнем походе и в добыче, и — знак постоянной готовности «отправиться к Барасты-ру». Кстати, в контексте достаточно распространенной в Евразии «кодовой формулировки», где одна часть кодового высказывания помещается над другой (хищник над жертвой, божество над фигу­рой атрибутивного животного или человека, которому оно оказыва­ет покровительство, — со всеми возможными вариантами редукции исходных фигур), сама по себе фигура всадника должна обладать ярко выраженными хтоническими коннотациями, куда более явны­ми, нежели в случае с фигурой колесничего. Человек, сидящий (об особой семантике сидячей позы уже упоминалось) на лошади, есть человек, нагляднейшим образом «вписанный» в смерть, посвящен­ный хтонической воинской судьбе. Отныне понятия «конь», «судь­ба», «удача», «скорость» и «смерть» образуют единое семантическое поле, следы которого явственно ощутимы практически во всех со­временных культурах и по сей день2. Кроме того, есть немалые ос­нования полагать [см.: Кардини 1987], что именно изменения в кон­ской сбруе и снаряжении всадника, сделавшие возможными новые, более эффективные методы ведения кавалерийского боя, послужи­ли первотолчком (или одним из первотолчков) для очередного всплеска воинско-аристократических культур, в результате которо-







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия