Студопедия — Технологии социально-культурного прогнозирования1 и моделирования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Технологии социально-культурного прогнозирования1 и моделирования






Прогнозирование (от греч. предвидение, предсказание) - неза­менимый инструментарий социально-культурного предвидения, ис­следования и разрешения социально-культурных проблем современ­ного мира.

Социально-культурные явления достаточно изменчивы и обла­дают способностью стихийного саморазвития, поэтому ценность тех­нологий прогнозирования заключается в том, что составленные про­гнозы могут служить примером одного из вариантов «позитивного» или «негативного» развития социокультурной сферы. Прогноз в соци­ально-культурной сфере - это своеобразное опережающее отраже­ние действительности.

Содержание и основные аспекты технологий социально-культурного прогнозирования определяются самим понятием «про­гноз» - предвидение, предсказание, а его разработка представляет собой специальное научное исследование конкретных перспектив со­циокультурного явления. Цели, которые стоят перед прогнозистами, заключается не только в том, чтобы предвидеть те или иные явления в будущем, но и в том, чтобы предложить способы эффективного воз­действия на них в необходимом для общества направлении.

Социально-культурное прогнозирование базируется на сочета­нии философских аспектов и технологических подходов, включая: а) гносеологию и логику научного предвидения, б) методологию социо­культурного прогнозирования, в) методику социокультурных прогно­зов - анкетирование, экстраполирование, моделирование и пр. мето­дические приемы.

Современная наука насчитывает до 150 различных методов и процедур прогнозирования, которые подразделяются на три большие группы: общенаучные, интернаучные и частнонаучные.

Общенаучные методы включают в себя такие приемы, как ана­лиз, синтез, экстраполяцию, интерполяцию, дедукцию, аналогию, ги­потезу, эксперимент и пр. Интернаучные базируются на индукции, методах мозговой атаки, использовании технологических схем мето-

При разработке первой части данного параграфа («Прогнозирование») базовыми положе­ниями для нас являлись материалы П.В. Бобкова по технологиям социального прогнозирова­ния.

да Дельфи, методах утопии и фантастики. Использование подобц методов позволяет перерабатывать научно-техническую информаци и различные теории в преломлении к социально-культурным пробл мам и перспективам. Частнонаучные методы - это тесты, изобариче ские карты, волновые скорости и пр.

В зависимости от поставленных задач социально-культурное прогнозирование может привлекать дополнительные информацион­ные данные различных отраслей знаний: социально-экономические научно-технические, собственно информационные, демографические' образовательно-культурные, этические, градостроительные, экологи­ческие и др.

Глобальная информатизация мирового сообщества резко увели­чивает как развитие информационных технологий, так и объем ин­формации, что влечет за собой ее качественное изменение. В социуме кроме объективной информации реально функционирует и информа­ция, включающая элементы субъективной оценки событий, фактов, явлений, неадекватная или искаженная информация, основанная на слухах, стереотипах.

Поэтому при отборе информации, используемой в технологиях социально-культурного прогнозирования, необходимо учитывать всю полноту информации, ее достоверность и актуальность, а также обла­дание информацией необходимым набором свойств. Отметим неко­торые из этих свойств:

-атрибутивные, содержащие в себе единство материального и социального, дискретность и непрерывность;

-прагматические, включающие новизну, ценность, кумулятив-ность;

-динамические, основанные на повторяемости, многократности использования, обновлении и старении.

Информация неоднородна по содержанию и качеству и может быть истинной или ложной, научной или ненаучной. На содержа­тельную сторону информации влияют такие факторы, как: -уровень познания объекта предвидения; -компетентность субъекта предвидения; -качество информации и ее оптимальность. В социально-культурном прогнозировании широко используют­ся различные виды информации (экономическая, политическая, пра­вовая и др.) и ее источники (общественная деятельность и ее разно-

 

г Ь1е сферы, культура и ее многообразие, документы, патенты, ства массовой информации, книги и т.д.). Наиболее развитые отрасли прогнозирования: -социально-экономические прогнозы, представляющие собой ооятностные суждения о состоянии экономических процессов и яв-ний в определенный момент в будущем и об альтернативных путях постижения или, если они негативны, устранения. Чтобы получить достоверный прогноз социально-экономического характера, необхо­димо обладать знаниями законов развития народного хозяйства, его текущего состояния, обосновать причины и определить движущие силы, способствующие дальнейшему развитию хозяйственной дея­тельности. Причем необходимо понимание того, что основными фак­торами этого развития являются социальные потребности, техниче­ские возможности, экономическая целесообразность. Полученные информационные данные способствуют определению конечных це­лей прогнозирования, среди которых такие, как: установление целей развития народного хозяйства, изыскание путей и средств их дости­жения, выявление необходимых ресурсов для реализации поставлен­ных целей. Обычно социально-экономический прогноз носит ком­плексный характер и разрабатывается на основе данных, полученных от прогнозов демографического, ресурсного характера, прогнозов спроса и предложения и т.п.

-социологические прогнозы направлены на выявление социаль­ных процессов в недалекой перспективе и отдаленном будущем. Объ­ектами подобных прогнозов являются общество как социальный ор­ганизм и его составляющие. Конкретными и частными объектами со­циологических исследований могут выступать разнообразные соци­альные группы, институты, сам человек. И в этом случае учитывают­ся прогностические данные, полученные в других важнейших сферах - экономической, политической, социально-культурной, юридиче­ской. Учет всей совокупности механизмов, обусловливающих разви­тие общества как социального организма, способствует выявлению и конкретизации социальных проблем, в которых отражаются особен­ности функционирования рассматриваемой прогнозистом социальной

системы;

-социально-культурные прогнозы стоят в одном ряду с социоло­гическим прогнозированием и могут проводиться на трех уровнях -общетеоретическом, частнотеоретическом и эмпирическом. Они име­ют и общую с социологическим прогнозированием исследовательскую

 

базу - как и социологические методики, они учитывают прогностиче ские материалы смежных наук, особенности социально экономического, идеологического, политического, культурного разви­тия общества. Особенностью социокультурного прогнозирования яв­ляется то, что он строится на учете социально-психологических осо­бенностей объекта прогнозирования. Объектами же социально-культурного прогноза могут выступать как объекты социологии (со­циальные группы, институты, личность), так и технологические про­цессы, применяемые в различных сферах социокультурной деятельно­сти, обслуживающих общество в целом и каждого человека в отдель­ности: ведь каждый из нас обладает специфическими психологиче­скими характеристиками и выступает также и в качестве субъекта про­гнозирования. Это могут быть культурологические концепции, формы организации досуга, социальной реабилитации, формы управления и самоуправления социокультурными процессами и т.п., основные тен­денции развития и совершенствования той или иной отрасли или от­дельных направлений и пр.

Работа по социально-культурному прогнозированию включает несколько технологических этапов:

-определение объекта прогнозного исследования;

-выбор направления исследования;

-сбор и анализ информации по выбранной проблеме;

-отбор совокупности способов и методов исследования и опре­деление их последовательности;

-проведение прогнозного исследования;

-обработка результатов, анализ полученной информации при­менительно к проблеме исследования;

-определение достоверности прогноза.

Известный российский социолог И.В. Бестужев-Лада предлагает семь основных процедур, объединяющих около 50 операций, которы­ми необходимо руководствоваться при разработке прогнозов.

Процедура №1. Включает следующие операции: формальное за­дание на прогноз, определение и уточнение объекта, предмета, про­блемы, цели, задач, рабочих гипотез, период обоснования и утвер­ждения, определение методов и организации исследования.

Процедура №2. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ.

Процедура №3. Построение модели прогнозного фона и ее ана­лиз.

Процедура №4. Поисковый прогноз, решающий три основные ' вычисление верхней и нижней экстримы, наиболее вероятного

погноза.

ачи' выч * нда между ними и предложение поисковой модели прогноза.

Процедура №5. Нормативный прогноз, разрабатывающий нор-

тивы и средние нормы, известные отклонения для регулирования повседневной деятельности при реализации проектов.

Процедура №6. Верификация прогноза, т.е. установление степе­ни соответствия прогноза действительному состоянию объекта в про­гнозируемом будущем. Эти операции проверяются экспертным путем с привлечением специалистов профиля.

Процедура №7. Выработка рекомендаций для управления, включающая составление предварительных рекомендаций, обсужде­ние их экспертами, составление сценария возможного состояния объ­екта при реализации предложенных рекомендаций и подготовку трех вариантов отчета о результатах исследования: краткого (3-5с.), раз­вернутого (20-25с.), полного (10-15 авт. листов) с подробной интер­претацией прогнозных моделей, приложением документов по всем

проведенным процедурам.

В социально-культурном прогнозировании все большее распро­странение начинает приобретать метод моделирования. Понятие «мо­дель» в основе имеет французские и латинские корни (фр. тос1е1е, лат. тосШш - мера, образец) и определяется русским энциклопеди­ческим словарем как образец, эталон, стандарт для массового изго­товления изделия или конструкции. Метод моделирования является одним из основных категорий теории познания, исследующей реаль­но существующие предметы, явления, процессы, системы, и широко применяется в различных областях знаний.

Моделирование как процесс представляет собой исследование

объектов различной природы на их аналогах (моделях) - естествен-

ных или искусственных - на уровне структур, функций, форм, ре-

зультатов. Необходимость моделирования возникает, когда исследо-

вание самого объекта по тем или иным причинам невозможно - в си-

ЛУ значительной временной продолжительности, дороговизны проек-

а и т-п. Представляя собой многофункциональное исследование, мо-

ЛиР°вание применяется для уточнения характеристик существую-

ЩНх моделей или для конструирования новых объектов.

т Отношение модели "к оригиналу неоднозначно и может носить °иственный характер. В одном случае модель почти тождественнаоригиналу, когда сохраняет почти все его свойства, в другом случае она (модель) сохраняет хотя бы одно свойство оригинала.

Кроме того, не менее важно сказать и о еще одном свойстве моде­ли - свойстве редукции, которое заключается в том, что модели могут упрощаться, уменьшаться в размере, становиться проще по своему строению. Это свойство - отношения модели и оригинала - позволяет исследователю отбирать наиболее существенные параметры, те черты оригинала, которые являются наиболее характерными для моделирова­ния.

Таким образом, модель должна иметь сходство с существующим оригиналом, но не быть полным его аналогом, поскольку она должна обладать способностью к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на не относящиеся к исследованию данные модели. Она должна обладать возможностью преобразования отдельных призна­ков в другие.

Моделирование может применяться на основе междисципли­нарного подхода в исследовании, использовать общенаучные и соци­ально-культурные методики, характеризоваться многоплановостью охвата изучаемой проблемы, всех сфер социально-культурной дея­тельности - от глобальных проблем до конкретных, «узких», предпо­лагающих использование методики и относящихся к перспективам развития конкретных форм и управлению проектами или программа­ми отдельного социально-культурного института.

Многообразие форм социально-культурной деятельности слу­жит своеобразной базой моделирования не только для теоретическо­го, научного осмысления разнообразных сфер деятельности, но и для создания образцов зримой продукции.

Однако при моделировании социально-культурных процессов, явлений, событий, возникают определенные сложности, поскольку культурные явления не всегда укладываются в рамки разработанных ранее схем и требуют дополнительного теоретического осмысления. По способу воплощения модели делятся на две группы: -материальные, воплощенные в зримой, наглядной форме, за­частую адекватной существующему аналогу и предназначенной по ряду параметров заменить в исследовании образец;

-идеальные, абстрагированные, воплощенные в идеях, когда це­лью исследования становится уточнение и углубление исследуемой идеи, при этом возможна имитация материальной модели (математи­ческие уравнения, схемы, графики, таблицы).

Если провести систематизацию моделей, используемых в раз­личных сферах социально-культурной деятельности, то можно пред­ложить их классификацию, выделив такие группы:

-познавательные модели, направленные на изучение и осозна­ние социально-культурных процессов и их закономерностей;

-дескриптивные модели, описывающие взаимное расположение социокультурных конфигураций как некоего целого или отдельных

систем;

-ассоциативные и функциональные модели, построенные на за­конах таких психологических явлений, как восприятие, представле­ние и понимание происходящих процессов как целостной системы;

-динамические модели, рассматривающие социально-культурную деятельность по динамическим трансформациям в разви­тии как частных, так и глобальных систем;

-концептуальные модели, основанные на концепциях тех или иных научных направлений (примером могут служить концепции эволюционизма (основанная на понимании постепенного и непре­рывного изменения кого-либо или чего-либо), функционализма, структурализма, сформировавшиеся в 20-е годы прошлого века и ис­пользующие в моделировании элементы семиотики, формализации,

математизации и др.).

Как и любой вид технологической деятельности, моделирование

осуществляется в несколько этапов:

-на первом этапе происходит поиск объекта и выработка пред­ставления о нем;

-на втором этапе идет поиск формы моделирования и теорети­ческого представления о модели;

-третий этап - создание выбранной формы модели;

-на четвертом этапе происходит проверка разработанной моде­ли;

-пятый этап подводит итоги проделанной работы - на нем осу­ществляется теоретический анализ полученных результатов, коррек­тировка модели на основе полученных исследователем данных о ней

и ее оригинале.

Моделирование в социально-культурной сфере достаточно сложно и неоднозначно, и некоторые исследователи предлагают его проводить в виде так называемых «эскизных» моделей (Т.Н. Ванчен-ко), когда одна модель разрабатывается для описания отдельных яв­лений в единой системе. Поясним это на «эскизной» модели, разработанной Т.И. Ванчен-ко, на основе принципа «оригинал - модель», где оригиналом была избрана массовая культура.

На основе результатов исследования оценочных моделей автор выстроила графическую схему «эскизной модели» массовой культу, ры, в которой нашли отражение:

-критерии массовой культуры;

-формы проявления массовой культуры в социуме;

-функции массовой культуры в обществе;

-жанровая представленность продукции массовой культуры;

-способы трансляции;

-истоки возникновения;

-специфические механизмы воздействия на сознание.

Определяя общие принципы моделирования отдельных социо­культурных форм, в технологиях можно выделить два больших блока моделирования: на уровне замысла и сценария; на уровне организа­ционно-методических условий. Разберем это конкретнее примени­тельно к условной театральной постановке.

В основе моделирования замысла и сценария, как формы его ма­териальной реализации, могут быть положены следующие принципы:

-учет структурных составляющих замысла, таких, как тема, идея, конфликт, сюжетный ход, документальный факт и художест­венный образ;

-возможность многовариантности композиционного построения сценария, используя такие приемы, как полярность, закольцован-ность, ритмический повтор, трехчленность, представленность дейст­вующих лиц, ведущего, зрителей, а также пространственное, цвето­вое и звуковое решение;

-учет жанровых особенностей моделируемой формы. К приме­ру, при выборе в качестве аналога формы шоу следует разобраться в жанровом многообразии подобной формы, которая может быть: ток-шоу, шоу-театром, музыкально-развлекательным шоу, игровым шоу, документально-развлекательным шоу. В зависимости от выбранного жанра определяются составляющие компоненты моделируемой фор­мы. Это могут быть: видео- или киносюжет, интервью, репортаж, комментарий, дискуссия, миниатюра, интермедия, номер, клип, раз­личные типы ведения программы, заставки;

-учет адресной направленности моделируемой формы (детская, молодежная, студенческая, подростковая аудитория, аудитория ин-

теллектуалов, любителей музыки и поэзии, технической интеллиген­ции, работников сельского хозяйства и т.п.).

При моделировании организационно-методических условий, не­обходимых при осуществлении постановочного процесса, учитыва­ются следующие параметры:

-инициация создания моделируемой формы (социальный заказ

йли личная инициатива);

-возможности хозяйственно-экономического обеспечения про­цесса реализации моделируемой формы;

-разработанность рабочего плана по созданию моделируемой

формы на практике;

-возможность и принципы отбора участников моделируемой

формы;

-образное решение сценической площадки, на которой предсто­ит постановка моделируемой формы (наличие декораций или воз­можность их специального заказа, световое оформление, возможно­сти использования световых эффектов);

-материально-технические условия и возможности сценической

площадки.

Моделирование отношений и структур, форм и методов соци­ально-культурной деятельности позволяет создать множество вариан­тов моделей, но основой и предметом моделирования является про­блемная ситуация. Именно от точного выявления и обоснования зна­чимой проблемы и цели ее исследования зависит результативность

всей работы.

Проблемную ситуацию в социально-культурных прогнозных технологиях необходимо рассматривать в обусловленности ее объек­тивными и субъективными факторами. Под объективными факторами следует понимать противоречия, имеющиеся между процессом раз­вития и стремлением к стабилизации, между возникающими потреб­ностями и способами их удовлетворения, и т. п. К субъективным фак­торам обычно относят понимание исследователем значимости про­блемной ситуации, целесообразности ее решения, мотивы и интересы людей, заинтересованных в ее разрешении.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Что представляют собой технологии социально-культурного прогнозирования и каково их содержание?

2. Определите этапы социально-культурного прогнозирования.

3. Охарактеризуйте модели, применяемые в социаль культурных технологиях моделирования.

Литература

1. Бестужев-Лада КБ. Основные этапы разработки прогнозов (к ком плексной методике социального прогнозирования) // Социолог, исследования 1982. №1.

2. Ванченко Т.П. Анализ структурных компонентов в постановке щоу-программ // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой дея­тельности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М • МГУКИ, 2000.

3. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельно­сти: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

4. Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 1997.

5. Кузицын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Учеб. пособие. Пермь: ПГИИК, 2002.

6. Социальное прогнозирование и моделирование. М., 1995.

7. Словарь-справочник по социальной работе. М.: Юрист, 1997.

8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холо-стовой. М.: ИНФРА-М, 2002.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 2756. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия