Студопедия — Культура как объект социального познания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура как объект социального познания






Культура (с лат. «возделывание», воспитание, почитание и т.д.) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию.

Культура – это необычайно сложное, широкое и многогранное явление. Она служит объектом исследования для самых различных наук (философии, культурологии, психологии, этнографии и т.д.). Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества.

Специфика социологического подхода отражается в понятии социальная культура. Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

В качестве основных функций социальной культуры можно выделить следующее:

1) гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

2) социально-информационная (хранение и передача социального опыта);

3) коммуникативная (функция социального общения)

4) образовательно-воспитательная (социализация личности, ее приобщение к знаниям, культурному наследию);

5) регулирующая (т.е. ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

6) интегрирующая (объединение людей, развитие в них чувства общности, поддержание стабильности в обществе).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. (По мнению рада социологов культура содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете).

 

Различают материальную и духовную культуру.

Материальная – это все то, в чем материализуется знание, умение и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д., т.е. все то, что мы (люди) производим).

Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, правила и образцы поведения, т.е. все то, что возникает в сознании людей и определяет стиль жизни.

Социально значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Выделяют до 70 универсалий. Например, язык, религия, мифология, возрастная градация, календарь, спорт, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д. и т.д. В связи с этим возникает важная социальная проблема – как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологии выделяют две тенденции: 1) этноцентризм и 2) культурный релятивизм.

1) Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры по критериям совей культуры и с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерство – с целью обратить «варваров» в свою веру; попытки навязать тот или иной образ жизни). Этноцентризм может порождать ксенофобию (ненависть к людям); воинствующий национализм, но с этноцентризмом связаны и положительные моменты, такие как патриотизм, национальное самосознание и даже обычная групповая солидарность людей одной культуры.

2) Культурный релятивизм (от лат. «относительный», абсолютизация относительного, условного знания) исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Т.е. культурный релятивизм предполагает, что ни одна ценность и ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого.

Самый рациональный путь восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид испытывая чувство гордости за свою культуру, в тоже время способен понять самобытность другой культуры.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 2095. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия