Студопедия — Тема лекции 7 –Характерные черты архитектуры и искусства в период завоевания арабского халифата (часть 1)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема лекции 7 –Характерные черты архитектуры и искусства в период завоевания арабского халифата (часть 1)






По мере исламизации в Средней Азии возрастает роль культовых зданий, мечетей, медресе, мавзолеев. В IX-X веках наступает фаза развития Халифата. В строительстве используются, преимущественно, те же строительные материалы, что и ранее – сырец, пахса, дерево. Однако все большую роль начинает играть жженый кирпич на глиняных, а затем и на ганчевых (гипсовых) растворах. Освоение жженого кирпича переходит из инженерно-технической сферы в область формообразующих и образных качеств архитектуры: вырабатываются приемы фигурных кирпичных кладок, кирпичный узор завладевает фасадами. Заметное место в архитектурном декоре занимает также резьба по дереву и ганчу. Арабы, на первых порах, почти не внесли в среднеазиатскую архитектуру ничего своего, за исключением нового типа укреплений рибатов, да и те возводились руками подчиненного населения в традиционных формах местного строительства.

Вместе с тем при них во всех городах Средней Азии появляются первые мечети, подвергавшиеся в дальнейшем неоднократным, почти полным перестройкам. Археологами открыты остатки мечетей IX-Х веков в Самарканде, Мерве, и в горном Таджикистане, а также прекрасный резной деревянный михраб мечети Искадар. Только о небольшой части мечетей можно пока составить примерное суждение: это по большей части дворовая композиция в обводе навесов на столба с выделенным отделом михраба.

Говоря об архитектурной застройке городов IX-X веков (Бухара, Самарканд, Мерв Кят и др.), восточные авторы упоминают внутригородские дворцы правителем, жилища знати, «дома правления», рынки, бани, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы и феодальные замки. Раскопки археологов выявили дворец Саманидов и богатые жилые дома на Афрасиабе (древний Самарканд), дворец в Хульбуке, гостиные (михманханы), которые оформляла богатая резьба по ганчу. В сельских местностях еще возводятся кешки (они сохранились, например, в Мервском оазисе), хотя планировка их уже иная, чем в до арабские времена, так как замок утрачивает значение крепостной твердыни. Но во внешней композиции он повторяет традиционный тип: на высоком скошенном цоколе высятся оформленные гофрами стены. Интересный вид крупной загородной усадьбы этой эпохи являет собой Кырк-кыз в Термезе. Ряд архитектурных деталей его напоминает дворцы Омейядов, но, в целом, это оригинальное произведение, в котором переплетаются черты новой и старой, доисламской среднеазиатской традиции. Оригинальную тему монументальной архитектуры этого времени представляют мавзолеи, возводившиеся для правителей и высшего духовенства Саманидов в Бухаре и мавзолей Apaб-aтa в Тиме. Они оба дают понятие о тех двух основных композиционных типах однокупольной усыпальницы, центрической и портальной, которые будут господствовать в среднеазиатском зодчестве на протяжении веков. Причем мавзолей Саманидов, хотя и связан еще с со старо согдийской традицией, уже является предвестником нового архитектурного стиля, в то время как мавзолей Араб-ата уже целиком принадлежит этому новому стилю.

Основная литература: 1[180-197]; 5[20-34]; 7[12-36];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. К какому временному периоду относится фаза развития культуры халифата;

2. Какие новые приемы оформления кирпичных кладок появляются в IX-X вв.;

3. С какой целью строились укрепленные рибаты;

4. Какой декоративный прием применен при оформлении мавзолея Саманидов в Бухаре.

5. Приведите характерные черты архитектурной застройки городов IX-X века.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 720. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия