Студопедия — Тема лекции 11 – Культовая архитектура XI-XII века (часть 2)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема лекции 11 – Культовая архитектура XI-XII века (часть 2)






Медресе — это высшая мусульманская духовная шко­ла. Здание медресе имеет специфическую планировку. Двор окружен помещениями, чаще в два этажа, в которых располо­жены мечеть, аудитории для занятий и многочисленные не­большие кельи для учащихся и преподавателей. С улицы мед­ресе имеет глухие стены, и только лицевой фасад, как прави­ло, украшен богато декорированным порталом. В Средней Азии не сохранились здания медресе древнее XV века, но они строились и раньше.

Прочность конструкций и суеверная боязнь трогать места погребений сохранили до наших дней большое число мавзолеев, многие из которых представляют шедевры средневекового зодчества, и относятся к культово-мемориальному типу.

В большом количестве дошли до нас надгробные сооруже­ния - мавзолеи - над могилами мусульманских святых и других особо почитавшихся лиц. Мавзолеи из века в век поддерживались и ремонтировались, чем и объясняется их сравнительно хорошая сохранность.

Были ли в Средней Азии мавзолеи и в домусульманское время, пока неизвестно. Можно предполагать, что строительство мавзолеев в Средней Азии возникло лишь с распространением мусульманского культа. Так, например, известно, что турецкие ханы, султаны и атабеки стали строить мавзолеи для себя, сво­их жен и родственников только после принятия ислама. Бес­спорно, однако, что в мусульманской среде сооружение мавзолеев для погребения выдающихся государственных и религиозных деятелей было общепризнанной нормой.

Композиция среднеазиатских мавзолеев XI-начала XIII века следует нескольким типам, которые присущи определенным региональным школам. В Хорасане и Тохаристане преобладал центрально-купольный тип: кубовидный объем, увенчанный сферо-коническим куполом, иногда приподнятым на барабане; главный фасад нередко подчеркнут более богатой, чем остальные, декоративной разработкой (мавзолеи Султана Санджара, Абдуллы ибн Бурейды, Ярты-Гумбез, Ак-Астана-Баба). Иногда в его средней трети слегка выступает возвышенный портал (мавзолеи Мунтасира, Серахс-Баба, Абу-Саида). Для караха-нидских мавзолеев Узгена типична портально-купольная композиция, в которой господствовал портальный вход с обширной аркой в П-образной раме с купольной усыпальницей (гурханой) за ним.

Для Хо­резма характерны шатровые мавзолеи: в них над квадратным осно­ванием приподнят на высоком, многогранном барабане конический или пирамидальный купол (мавзолеи Фахреддина-Рази и Текеша).

В Дахистане встречаются усыпальницы круглого или многогранного плана с выдвинутым порталом (Машади-Месториан). Эта приверженность к определенной архитектурной типологии в постройках единого назначения, которые, однако, не повторяют некий непреложный стандарт, но всякий раз дают новую версию единой темы, служит показателем формирования в областях средневековой Средней Азии крупных локальных архитектурных школ.

Достаточно сопоставить два таких шедевра мемориальной архитектуры, как мавзолей Санджара в Мерве (40-е гг. XII в.) и Текеша в Куня-Ургенче (ок. 1200 г.). В обоих постройках основная задача едина: прославление в потомстве памяти о могущественных владыках. Един и конечный эф­фект: простота архитектурного замысла и величие его воплощения. Но средства выразительности в них совершенно иные. В мавзолее Санд­жара куб гладких стен увенчан ажурной аркадой, над которой подни­мается на восьмигранном барабане сферо-конический, некогда голубой купол. В мавзолее Текеша над квадратной призмой стен возвышается массивный, в треугольных гофрах, связанных цепочкой арочек, бара­бан, увенчанный шатром, на котором вырисовывается геометрический узор.

В Тохаристане существуют композиции двух мавзолеев, соединенных глубоким айваном (Султан-Саодат, Ходжа-Машад). В узгенском ансамбле три разновременных мавзолея караханидских ханов связаны в единое архитектурное целое. В Самарканде у мнимой могилы Кусама ибн-Аббаса в XI-XII веках появляются первые постройки Шахи-Зинды, значительный ансамбль усыпальниц и мечети с минаретом возник в Баласагуне (Бурана).

Существенную черту архитектуры поры развитого средневековья составляло применение зодчими законов геометрического пропорционирования. Анализ сохранившихся зданий свидетельствует, что построения планов, объемов, внутреннего пространства интерьеров следуют строгим правилам геометрической гармонии. Она достига­лась соотношением как кратных чисел путем применения модуля (гяза), так и иррациональных чисел, связанных с соотношениями треуголь­ников или же диагоналей квадрата и их производных. Использование этих закономерностей широко входит и в узоропостроения на поверх­ности и на плоскости. Никогда ни до, ни после геометрический узор-гирих не достигал в Средней Азии такого богатства и разнообразия, как в XI-XII веках. Геометрической разбивке подчинялся и раститель­ный узор, а его элементы следовали контурам криволинейных фигур -круга, волны, спирали. Эпиграфический орнамент по сравнению с архитектурными надписями IX-X веков также заметно усложнился - возникло письмо цветущее куфи, где буквы перерастают в растительные завершения; большую роль стало играть гибкое несхи со свобод­ным движением буквенных сплетений.

Архитектура и архитектурный, декор Средней Азии XI-начала XIII века
развивались в тесном взаимодействии с зодчеством лежавших к югу и
юго-западу сопредельных зон современного Афганистана и Ирана. Тесные экономические и историко-культурные связи и обмен мастерами
способствовали слиянию художественных течений в общий поток средневековой культуры этих областей.

Основная литература: 1[210-300]; 4[54-68, 70-74]; 7[8-25];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. Дайте развернутое объяснение термину «медресе»;

2. Укажите характерные функциональные и архитектурно-планировочные особенности медресе;

3. Укажите характерные функциональные и архитектурно-планировочные особенности мавзолеев;

4. Опишите архитектуру и декор культово-общественных и мемориальных зданий изучаемого периода;

5. Приведите характерные особенности культовой архитектуры XI-XII веков.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 860. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия