Студопедия — Тема лекции 13 –Архитектура Средней Азии эпохи Тимуридов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема лекции 13 –Архитектура Средней Азии эпохи Тимуридов






Последние десятилетия XIV века и XV столетия являются особенно значительными в истории Средней Азии. Знаменитый завоеватель Тимур, вышедший из среды Среднеазиатских эми­ров, сделал своей столицей Самарканд. Из Мавераннихра вой­ска Тимура совершали победоносные походы в различные страны, доходили на западе до (Малой Азии, на востоке - до Индий. Честолюбивый Тимур хотел сделать свою столицу лучшим городом мира. Из завоеванных стран в Самарканд при­возились выдающиеся художники и мастера-ремесленники. Величественные постройки времен Тимура до сих пор сви­детельствуют о грандиозных строительных работах, которые пять веков назад производились в Самарканде и в других городах.

Своей вершины средневековая культура Средней Азии до­стигла в XV.веке Правитель Средней Азии Улугбек, внук Ти­мура, не только покровительствовал науке, литературе и ис­кусству, но и сам был знаменитым ученым, имя которого вошло в историю астрономии. В том же столетии жил и творил, великий поэт и мыслитель, родоначальник узбекской литера­туры, Алишер Навои. Гуманистические идеи нашли свое от­ражение в искусстве и архитектуре того времени.

В XVI веке на месте государства Тимуридов создалось узбекское ханство Шейбанидов со столицей в Бухаре.

В XVI, а затем в XVII веке, при следующей узбекской династии в Бухаре и в Самарканде воздви­галось много выдающихся построек. В искусстве и архитек­туре того времени находили новое воплощение традиции тимуридской эпохи. Замечательное мастерство средневековых зодчих и художников Средней Азии продолжало жить и в последующее время, несмотря на упадок экономической и об­щественной жизни в XVIII - XIX в. В период распада Средней Азии на три отдельных ханства: Бухарское, Хивин­ское и Кокандское. Источником этого мастерства являлось народное творчество, которое бережно хранило древние традиции. Безвкусным стало пышное украшение хан­ских дворцов, но в народном жилище продолжали делать вы­сокохудожественные резные украшения на стенах, тонкие росписи потолков, украшать интерьер красочными коврами, кошмами, вышивками.

Народные мастера Средней Азии донесли свое искусство до наших дней. Веками выработанный художественный вкус среднеазиатских народов играет огромную роль в общей культуре мусульманских народов.

Последняя треть XIV века связана с восхождением на мировую арену Тимура - уроженца области Кеш-Шахрисабз, сына ее удельного вла­детеля из тюрко-монгольского рода Барласов. Тимур проделал не­слыханную политическую карьеру. Разделив власть с правителем Самарканда, он его устранил, а затем расширил свои владения на весь Средний и частью Ближний Восток, осуществив ряд победоносных походов.

Эти походы сопровождались не только захватом материальных цен­ностей в покоренных странах, но и угоном в полон огромного коли­чества мастеров и ремесленников самых различных профессий. В числе их были выдающиеся зодчие (меморы) и инженеры (мухендисы), спе­циалисты по разбивке садов, резчики по камню, дереву, кашину, каллиграфы-крупнописцы, гончары, изготовлявшие архитектурную керамику, была и просто масса разнорабочих. Эти люди работали главным образом в столичном Самарканде, а также в Шахрисабзе, Туркестане и других пунктах Мавераннахра, где в невиданных ранее масштабах осуществлялось крупное строительство. Сложившаяся в Мавераннахре еще до Тимура местная архитектурная школа получила приток новых творческих сил и новых идей, привне­сенных мастерами Ирана, Азербайджана, Ирака и Сирии, Хорезма и Индии. Это взаимопроникновение и слияние разных творческих на­правлений обусловило подъем архитектуры на новую ступень. Величественные здания мечетей и медресе, правительственных дворцов и богатых жилых домов, рынков и караван-сараев включались в плотную ткань застройки городов, в лучших своих образцах играя эстетически организующую роль.

Итогом же творческого содружества местных и пришлых мастеров явилось то, что можно считать высшим достижением архитектуры этой эпохи - формирование нового стиля, который ощущали уже современники. Этот стиль продолжал свое восхождение в зодчестве Средней Азии на протяжении всего XV века, особенно в правление высокопросвещенного внука Тимура - Улугбека.

Осуществление грандиозных архитектурных заданий требовало высо­копрочных конструкций и, как следствие, неустанного инженерного поиска. Если в массовой застройке жилых домов и бытовых строений по-прежнему господствовали глино-каркасные системы, то в мону­ментальном зодчестве возобладал жженый кирпич на очень крепких ганчевых растворах. Здания основывали на глубоких фундаментах, выведенных из камня на влагоустойчивом растворе; порталы, устои большепролетных помещений, башни минаретов представляли собой монолитные массивы.

Исключительных успехов достигло мастерство выведения сводов и куполов. В галереях применялась череда арок и словно бы парящих над ними малых куполков, а в обширных ква­дратного плана залах - купольные перекрытия, эволюция которых следовала от традиционного в XIV веке восьмигранника арок и ароч­ных парусов к сложной пространственной конструкции пересекающих­ся подпружных арок и щитовидных парусов, сложившейся во второй трети XV века.

В системе самих архитектурных масс и форм XIV-XV веков были заложены строгие пропорции и геометрические законо­мерности как простого, так и высшего порядка: в практике зодчества были заложены основы архитектурной теории.

Небывалого разнообразия и высокого художественного эффекта достиг полихромный архитектурный декор. Во внешнем убранстве зданий применялись цветные глазурованные кирпичи, поливная резная терракота, многоцветные майоликовые плиты, наборная резная моза­ика (кашин), нередко в сочетании с резьбой по мрамору, а в интерьерах также орнаментальная роспись.

В постройках тимуридской эпохи орнамент и цвет играли исключитель­ную роль, не вступая, однако, в противоречие с основной архитектур­ной идеей, а обогащая и как бы декоративно развивая ее. Многообраз­ны мотивы самого орнамента - геометрического, стилизованно-расти­тельного, эпиграфического.

Но все они соподчинены строгой разбивке архитектурных поверхностей - прямолинейной на стенах, спиралевидной на минаретах, концентрической на барабанах куполов. Эволю­ция декора следует от известной перенасыщенности ярко красочных облицовок в постройках времени Тимура - к гармоничному равно­весию цвета и фона (им служила фактура строительного кирпича) при Улугбеке и далее - к сдержанным цветным ударам на этом фоне в постройках второй половины XV века. Среди наиболее грандиозных зданий, созданных по велению Тимура, - фамильная усыпальница Тимуридов Дорус-Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мавзолей Ахмеда Ясеви в Туркестане, мечеть Биби-Ханым и Гур-Эмир в Са­марканде. Все они поражают величием замысла, колоссальностью форм, богатством декоративного убранства.

Основная литература: 1[250-320]; 4[16-74]; 5[23-56];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. Укажите основные типы зданий, которые были построены при Тимуре и Улугбеке;

2. Какие градостроительные архитектурные приемы использовались в эпоху Тимура при оформлении центральных площадей и дорог;

3.Укажите архитектурно-декоративные приемы, применяемые при оформлении общественных зданий XV века;

4. Назовите основные конструктивные приемы и особенности архитектуры XV века;

5. Назовите основные строительные материалы, применяемые для строительства и отделки в архитектуре XV века;







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 3298. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия