Студопедия — Украинский модерн в Харькове
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Украинский модерн в Харькове






На рубеже ХІХ-ХХ столетий в застройку города Харькова властно ворвался новый
стиль - модерн. Архитекторы искали иные объемно-планировочные решения которые позволили бы использовать новые материалы и конструкции. Город рос не только вширь, но и «ввысь», на смену одно-, двухэтажным особнячкам без удобств приходили многоэтажные доходные дома, оснащенные канализацией, водопроводом, а затем и телефонной связью. Впрочем, особняки тоже строились и несли на себе не только печать вкуса заказчика, но и результаты творческих поисков зодчих. Одним из направлений этого поиска стал так называемый «неоукраинский стиль», или «украинский модерн». Начали создаваться здания, в которых архитекторы пытались использовать либо детали народной деревянной архитектуры, либо «украинского барокко» XVII-XVIII вв. Ничего старинного деревянного в городе не осталось, барокко же представлено прежде всего Покровским собором, построенным в 1689г.

 

Вглядимся в ажурный и такой очень компактный храм под золотыми куполами. Первый ярус собора окружен галереей с арками, по которой можно обойти его кругом. Фасады и окна украшены полуколонками и фигурными фронтончиками, отчего храм кажется кружевным. Все эти детали — ярусность, каменная резьба, общая нарядность облика — отчасти нашли отражение в работах харьковских зодчих.
Одним из первых зданий в стиле украинского модерна стало Полтавское земство, построенное в 1903 г. архитектором В.Г.Кричевским (1872-1952).

Он не получил специального архитектурного образования, но работал помощником в мастерских известных харьковских зодчих И.И.Загоскина и А.Н.Бекетова, а затем изучал народную архитектуру разных губерний, обмеряя и зарисовывая здания. Высокая четырехскатная крыша, крытая черепицей, башни, увенчанные ярусными шатровыми покрытиями, скошенные дверные и оконные проемы, витые колонны, многоцветные керамические вставки на фасаде — эти детали внешнего облика Полтавского земства затем встречаются во многих зданиях «украинского модерна» в разных городах Украины.
В Харькове важную роль в развитии национальных традиций сыграл Украинский художественно-архитектурный отдел Литературно-художественного кружка, в который входили художник С. Васильковский, архитекторы В.Г.Кричевский, С.П.Тимошенко, К.Н.Жуков, В.Е.Мороховец, И.А.Кальбус и др. Отдел постоянно устраивал выставки зодчества, на которых были представлены не только фотографии и рисунки памятников украинской архитектуры, но и проекты современных зданий, выполненных в национальном стиле. Один из первых домов «украинского модерна» в Харькове возведен по проекту архитектора Е.Н.Сердюка. В 1909-1913 гг он вместе с архитектором З.Ю.Харманским построил в Харькове ассиметричное здание селекционной станции (ныне НИИ растениеводства на Московском проспекте, 142). Оно было украшено башней с многоярусным шатровым покрытием. Башню уравновешивала высокая четырехскатная крыша, напоминающая мазанки, крытые соломой.

 

В 1910 -1911 гг на бывшей Торговой площади (ныне — пл. Соборности) архитектор Б.Корнеенко построил дом, принадлежавший Пиотровскому. Он объединил овальные фронтоны и барочную башню со строгими стенами, ритмично прорезанными прямоугольными и трапециевидными окнами. На главном фронтоне был установлен бюст Т.Г.Шевченко. После революции здесь находился Дом колхозника, сейчас — телеграф и Бюро технической инвентаризации.

 

 


Несколько работ в неоукраинском стиле принадлежат С.П.Тимошенко. Вместе с П.И.Ширшовым и П.В.Соколовым он построил особняк на Мироносицкой, 94, принадлежавший предпринимателю И.Х.Бойко.

 

 

Владелец дома входил в состав Литературно-художественного кружка и несколько лет издавал в Харькове журнал «Друг искусства», в котором помещались статьи по вопросам живописи, театра, музыки, архитектуры. Построенный в 1914 г, особняк когда-то включал всего три квартиры. Из них самая оригинальная по планировке находилась на втором этаже: просторные комнаты располагались анфиладой по кругу. В центре был холл с мраморной лестницей, который освещался сквозь стеклянный потолок и крышу. Стены холла и вестибюль были расписаны по эскизам художника Н.С.Самокиша. Холл украшали картины Васильковского — вариант его известной работы «Казацкая левада» и портрет Т.Г.Шевченко. Ассиметричная композиция фасада включала три части. В средней находился вход с порталом и резными колонками, над ним нависал балкон. Слева был выступ, накрытый высокой крышей с застекленным фронтоном, справа — эркер, увенчанный башней со шпилем.

Самым известным зданием в стиле «украинского модерна» стала работа архитектора К.Н.Жукова (1873 -1940). В1911 году в Харькове был объявлен конкурс на проект фасада художественного училища. В условиях конкурса стояло: «стиль украинский». Это вызвало протест у части членов Городской думы, ставивших под сомнение само существование подобного стиля. В конкурсе приняли участие архитекторы С.П.Тимошенко, А.И.Тракал, Ф.Шумов и К.Н.Жуков, проект которого объявили лучшим. Константин Николаевич Жуков окончил Строгановское училище в Москве, несколько лет преподавал в Пензенском художественном училище, а затем переехал в Харьков. Здание, построенное совместно с М.Ф.Пискуновьм в 1911-1915 гг, по сей день служит по назначению. Это — один из корпусов Харьковской государственной академии дизайна и искусств, когда-то — художественного училища, потом — института.

 

 

Планировка здания — расположение аудиторий и мастерских — была хорошо продумана, в центре находился выставочный зал с верхним светом. Так и стоит на ул. Краснознаменной, 8 (бывшей Каплуновской) компактное здание, похожее на резную и расписную шкатулку. Оно кажется состоящим из нескольких ярусов и напоминает этим украинские деревянные церкви. Большой, несколько тяжеловатый «ганок», четырехскатная черепичная крыша с заломами, и главное — майоликовые вставки. Все это придает школе нарядность, красочность и жизнерадостность, присущие украинской народной архитектуре.
От архитектуры «украинского модерна» сегодня в Харькове осталось немного. Но те здания, которые сохранились, говорят о творческом поиске архитекторов предреволюционной эпохи. Они всячески развивали украинские народные художественные традиции, сочетая функциональность и удобство с внешней живописностью и выразительностью.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия