Студопедия — Список опубликованных работ кандидата архитектуры Раппапорта А.Г. по теме диссертации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Список опубликованных работ кандидата архитектуры Раппапорта А.Г. по теме диссертации






Монография

А.Раппапорт, Г.Сомов. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии. М. Стройиздат. 1990 (Часть Первая. Методологические проблемы исследования архитектурной формы. Автор ­ А.Раппапорт, 10 авт.л.)

Статьи

(в хронологическом порядке)

 

1.Что такое «хорошо»? «Строительный рабочий», Ленинград 26.10.1968.

2.Предмет теории композиции в архитектуре. Сб.: «Архитектурная композиция» М.1970

3.Градостроительные утопии ХХ века. Западные архитекторы в поисках решения социальных проблем. «Строительство и архитектура Ленинграда» 1970, № 10.

4.Классификация уровней проблем в теории градостроительства Сб. «Обзор архитектурно-социологических исследований» М.1970

5.О методах и критериях анализа в архитектуре. «Архитектура СССР» № 10, 1971.

6.Кристофер Александер и его критики. «Строительство и архитектура Ленинграда»,1973, №2.(совм. с Е.Извариным)

7.Проблемы формы в современном проектировании.Бюлл.»Техническая эстетика» №8, 1974.

8.Основные исторические этапы использования и изучения чертежа. «Труды ХШ международного конгресса по истории науки. Секция Х1» М. «Наука». с. 34-37.

9.Проектирование без прототипов. В сб: «Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. (Теория и методология)» М. Стройиздат. ЦНИПИАСС. 1975. С. 299-392.

10.Градостроительные трактаты Ле Корбюзье и проблемы современного проектирования. В кн. «Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия» М.Стройиздат, 1976 (совм. с Ю. Бочаровым)

11.Формирование теоретических концепций в современном архитектурном проектировании. Автореферат дисс. На соискание ученой степени кандидата архитектуры. М.1976.

12.Теория архитектуры и теория проектирования. Сб. «Зодчество», вып. 2 М.1978.

13.Герои и зрители «архитектурного театра» Архитектура СССР, №10. 1979.

14.Пространство театра и пространство города в Европе ХУ!-ХУП веков. В сб. «Театральное пространство» Материалы научной конференции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сов. Художник. М.1979.

15.Городская среда и драматургия архитектурной композиции. В сб.: «Проблемы теории и истории архитектуры» ЦНИИТИА. №5.

16.Стиль как программа. В кн.: «Проблемы формализации средств художественной выразительности». ВНИИТЭ. М.1980

17.К пониманию контррельефов В.Татлина. Wiener Slavistisher Almanach. Band 9. Wien 1982.

18.Стиль и среда «ДИ СССР», 1983, №5.

19.Межпредметное пространство. В кн. «Советское искусствознание 82-2» М. Сов. художник. 1984.

20.Эмоции и профессиональное сознание архитектора. В кн. «Архитектура и эмоциональный мир человека» М.Стройиздат.1985 с.3-54.

21.Место поэтики в развитии архитектурно-теоретических знаний. В сб: «Проблемы формообразования в архитектуре» М.1985.

22.Не утопия ли это? К истории «средового видения». «ДИ СССР»,1986.№4.

23.Есть ли у архитектуры будущее? «Архитектура СССР», 1987, №3.

24.Наследие архитектурной мысли. «Архитектура СССР» №5, 1987.

25.Поэзия пространства. «Архитектура и строительство Москвы», 1988, №4.

26.Концепции архитектурного пространства. ЦНТИ Госкомархитектуры. Обзорная информация. Серия 1. «Теория и история архитектуры» вып.1. М.1988

27.Поверхность и масса. «Архитектура и строительство Москвы» № 7, 1988

28.Отсвет и эхо. «Архитектура и строительство Москвы» № 11, 1988.

29.Архитектура и фотография. «Архитектура СССР» 1988, № 4.

30.Фантазии вместо утопии. «Архитектура» (приложение к «Строительной газете») 1988, № 22(686).

31.К эстетике тоталитарных сред. В кн: «Городская среда» материалы к конференции,ч.1 М.1989.

32.Sprache und Architektur des «Post-Totalitarismus» Ins Katalog «Papierarchitektur»,

Frankfurt am Main, 1989.

33. К эстетике тоталитарных сред. «ДИ СССР»,1989,№ 11.

34. Границы проектирования. «Вопросы методологии» М. 1989.

35. Мифологический субстрат советского художественного воображения «Искусство кино» № 6,1990 с.92-94

36.Архитектура и герменевтика. В сб. «Иконография архитектуры» М.1990.

37.Методологические проблемы исследований архитектурной формы. В кн. «Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии», М.Стройиздат.1990

38.Об интеллектуальном суверенитете архитектуры. В кн: «Архитектура и культура» Ч.1, М.1990.

 

 

39.Среда и архитектура. В кн. «Городская среда: проблемы существования» М.ВНИИТАГ.1990

40.Историческое и вечное в архитектуре. В сб. «Проблемы истории архитектуры» Ч.1, Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции в Суздале. ВНИИТИАГ. М.1991.

41.Концепции и реальность. В кн. «Советское искусствознание» Вып.27, М. «Сов.

художник», 1991

42.Природа архитектуры. В кн. «Вопросы искусствознания» М.1991

 

43.К программе логического исследования архитектурной критики. В кн. «История и методология архитектурной критики». ВНИИТИАГ. М. 1991.

44.From error to terror. In «International Architecture and construction», London. Vol 1.Issue 2. P.107-110.London. 1993.

45.Paper architecture. A postscript. In. «Post-Soviet art and Architecture». Academy Editions. London. 1994. P.128-143.

46.Город Солнца. В ж. «Звезда» № 1, 1998.

47. К пониманию архитектурной формы. В сб. Вопросы искусствознания. М. 2000

 

 


[1] Äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü ýïèçîäû èç èñòîðèè «áîðüáû ñòèëåé» â Âåëèêîáðèòàíèè â ïåðâîé ïîëîâèíå 19 ñòîëåòèÿ èëè áîðüáó íàïðàâëåíèé â àðõèòåêòóðå ñîâåòñêîé ðåñïóáëèêè ïîñëåðåâîëþöèîííûõ ëåò.

[2] Ïîêàçàòåëüíî, ÷òî åñëè â íà÷àëå âåêà ìíîãî ïèñàëîñü î «áóäóùåì àðõèòåêòóðû», à â ñåðåäèíå ñòîëåòèÿ ïîÿâèëàñü äàæå îñîáàÿ àðõèòåêòóðíàÿ ôóòóðîëîãèÿ è àðõèòåêòóðíàÿ ïðîãíîñòèêà, â íàøè äíè ïðîåêòíàÿ è àðõèòåêòóðîâåä÷åñêàÿ ìûñëü íàïðàâëåíà ñêîðåå íà ïðîøëîå è íàñòîÿùåå, òî åñòü ïîãðóæåíà â èñòîðèêî­êðèòè÷åñêèé àíàëèç àðõèòåêòóðíîé ñèòóàöèè.

[3] Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò ðàáîòû èñòîðèêîâ àðõèòåêòóðû àíòè÷íîñòè è Ðåíåññàíàñà (Âèòòêîâåð Ð., Òàôóðè Ì., Çóáîâ Â., Ãàáðè÷åâñêèé À., Ìèõàéëîâ Á.), íî â íèõ, åñòåñòâåííî ðàññìàòðèâàëèñü íå ñòîëüêî ëîãè÷åñêèå, ñêîëüêî èñòîðè÷åñêèå ôîðìû ìûøëåíèÿ.

[4] Òàê Èêîííèêîâ À.Â., ðàññìàòðèâàþùèé â ñâîåé ìîíîãðàôèè îòíîøåíèÿ ìåæäó ôîðìîé è ôóíêöèåé, ïèøåò ïåðå÷èñëÿÿ ðàçíûå âèäû çàâèñèìîñòè ôîðìû ôóíêöèè, êîíñòðóêöèè è ñèìâîëèêè «...âñå ýòî âíîñèò â îòíîøåíèÿ ôóíêöèè è ôîðìû ñëîæíóþ äèàëåêòè÷íîñòü, êîòîðóþ, âïðî÷åì, íåöåëåñîîáðàçíî ñâîäèòü ê íåêèì îáîáùåííûì îïðåäåëåíèÿì. Îíà ëó÷øå âñåãî ðàñêðûâàåòñÿ àíàëèçîì èñòîðè÷åñêèõ ïóòåé çîä÷åñòâà, äîïîëíÿåìûì àíàëèçàìè êîíêðåòíûõ ïðèìåðîâ àðõèòåêòóðíîé ìûñëè è åå ðåàëèçàöèè» Èêîííèêîâ À. Ôóíêöèÿ, ôîðìà, îáðàç â àðõèòåêòóðå. Ì.1985 ñ.13

Êîíå÷íî, îáèëèå èñòîðè÷åñêèõ ïðèìåðîâ è êîíêðåòíûõ àíàëèçîâ äåëàåò òåêñò æèâûì è óâëåêàòåëüíûì. Íî çàäà÷à äàííîãî äîêëàäà îáñóæäåíèå àðõèòåêòóðíîãî ìûøëåíèÿ ñ ìåòîäîëîãè÷åñêîé äèñòàíöèè è ïîä òàêèì óãëîì çðåíèÿ, êîãäà îòäåëüíûå ïðîèçâåäåíèÿ è ôîðìû íåðàçëè÷èìû, çàòî âèäíû íåêîòîðûå òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî ìûøëåíèÿ â öåëîì, êîòîðûå íà îòäåëüíûõ ïðèìåðàõ ïðîäåìîíñòðèðîâàòü íåâîçìîæíî.

[5] Íåðåäêî â ðàññóæäåíèÿõ îá àðõèòåêòóðíîì òâîð÷åñòâå âñòðå÷àþòñÿ ññûëêè íà èíòóèöèþ, êîòîðàÿ ïðîòèâîïîñòàâëÿåòñÿ ìûøëåíèþ. Îäíàêî èíòóèöèÿ â ðàâíîé ñòåïåíè ïðèñóùà ëþáîìó âèäó òâîð÷åñòâà. Èç òîãî, ÷òî ïîäñêàçûâàåò ÷åëîâåêó èíòóèöèÿ, òîëüêî òî ïðèíèìàåòñÿ ìûøëåíèåì, ÷òî íå ïðîòèâîðå÷èò ÿñíûì ìûñëèòåëüíûì ïðåäñòàâëåíèÿì. Êîíå÷íî, îòðèöàòü èíòóèöèþ â òâîð÷åñêîì ìûøëåíèè - òî æå ñàìîå, ÷òî ñêàæåì, îòðèöàòü òàëàíò èëè îïûò, íî íåâîçìîæíî çàìåíèòü ïîíèìàíèå ëîãèêè ïðîôåññèîíàëüíîãî ìûøëåíèÿ ññûëêàìè íà èíòóèöèþ è îïûò.

[6] Âîçìîæíî, ÷òî àðõèòåêòóðíûå ôîðìû è ñîñòàâëÿþò åäèíèöû òàêîãî ÿçûêà, íî âîïðîñ î âîçìîæíîñòè ÷èñòî âèçóàëüíîãî, ïåðöåïòèâíîãî, ëèøåííîãî ïîíÿòèé ìûøëåíèÿ è ãðàíèöàõ åãî ñóùåñòâîâàíèÿ ïðàêòè÷åñêè åùå íå ïîñòàâëåí.

[7] Ê ñîæàëåíèþ, ëüâèíàÿ äîëÿ ýòîãî ìàññèâà èäåé è òåêñòîâ îñòàëàñü çà ðàìêàìè îñâåäîìëåííîñòè ñîâåòñêèõ è ðîññèéñêèõ àðõèòåêòîðîâ. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòîìó ìåøàë æåëåçíûé çàíàâåñ, ñêâîçü êîòîðûé ïîïàäàëî âåñüìà íåìíîãîå, ñ äðóãîé ìíîãîëåòíåå âûòðàâëèâàíèå íåäîãìàòè÷åñêîé ìûñëè èç ñàìîé àðõèòåêòóðíîé òåîðèè. Ñåãîäíÿ æåëàþùèå ìîãóò îçíàêîìèòüñÿ ñ îñíîâíûìè èäåÿìè ýòîãî ïåðèîäà ïî îáúåìèñòîé õðåñòîìàòèè, âûïóùåííîé â Ãàðâàðäñêîì óíèâåðñèòåòå Ìàéêëîì Õàéåñîì: «Architecture Theory since 1968. Columbia books of Architecture. MIT Press. 1998.

[8] Íàïðèìåð, Хàéäåããåð М. илè Âèòãåíøòåéí Л., êîòîðûé íå òîëüêî ïèñàë îá àðõèòåêòóðå, íî è ñàì ïðîåêòèðîâàë.

[9]  êà÷åñòâå õàðàêòåðíîãî ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè èçäàííóþ Íèëîì Ëè÷åì õðåñòîìàòèþ «Ïåðåîñìûñëÿÿ àðõèòåêòóðó».  íåé ñîáðàíû ñòàòüè îêîëî òðèäöàòè àâòîðîâ, â òîì ÷èñëå òàêèõ èçâåñòíûõ ôèëîñîôîâ êàê Àäîðíî Ò., Áåíüÿìèí Â., Çèììåëü Ã., Áàøëÿð Ã., Õàéäåããåð Ì., Ãàäàìåð Ã., Áàðò Ð., Ýêî Ó., Õàáåðìàñ Þ., Äåððèäà Æ.,Ôóêî Ì. - íî íåò íè îäíîé ñòàòüè àðõèòåêòîðà èëè òåîðåòèêà àðõèòåêòóðû. Ñì. «Rethinking architecture». Ed. Leach N. Routledge. London and New York.1997.

[10] Æóðíàë «Ýêèñòèêà», âûïóñêàâøéñÿ Äîêñèàäèñîì Ê., è ðåãóëÿðíûå êîíôåðåíöèè, ïðîâîäèâøèåñÿ èì íà îñòðîâå Äåëîñ, ñïîñîáñòâîâàëè àêòóàëèçàöèè ìåòîäîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì??????????????????????.

[11] Êàòåãîðèÿ ïðîñòðàíñòâà ñäåëàëàñü ïîïóëÿðíîé ïîñëå ïîÿâëåíèÿ êíèã Ãèäèîíà Ç. «Ïðîñòðàíñòâî, âðåìÿ, àðõèòåêòóðà» è Äçåâè Á. «Àðõèòåêòóðà êàê ïðîñòðàíñòâî». Êàòåãîðèÿ «ñðåäû» ïîëó÷èëà â àðõèòåêòóðå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîñëå ïèîíåðñêèõ ðàáîò Ëèí÷à, èíòåðåñ ê ÿçûêó àðõèòåêòóðû áûë ñòèìóëèðîâàí ðàáîòàìè ìíîãèõ àâòîðîâ êîíöà 60-õ ãîäîâ, â îñîáåííîñòè, Äæåíêñà, à ïðèìåíåíèå øèðîêîãî êðóãà ãóìàíèòàðíûõ ìåòîäîâ ê àíàëèçó èñòîðèè è òåîðèè àðõèòåêòóðû ïðåäïðèíèìàëè èñòîðèêè è èñêóññòâîâåäû è ðàíåå Ë.Ìàìôîðä, Ê.Êëàðê, à â îòå÷åñòâåííîé ëèòåðàòóðå, Àëïàòîâ Ì., Àðêèí Ä., Çóáîâ Â., è ïîçäíåå Áîðèñîâà Å., Ãëàçû÷åâ Â., Ãóòíîâ À., Èêîííèêîâ À., Êàïëóí À., Êèðè÷åíêî Å., Ñëàâèíà Ò., Õàí-Ìàãîìåäîâ Ñ. è äð.

[12] Ðàáîòû àðõ. Àçãàëüäîâà Ã. êîíöà 60õ - íà÷àëà 70õ ãîäîâ.

[13] Ðå÷ü èäåò, ïðåæäå âñåãî, î ðàáîòàõ, ïî èññëåäîâàíèþ ìûøëåíèÿ äèçàéíåðà, ðàçâåðíóòûõ âî Âñåñîþçíîì èíñòèòóòå òåõíè÷åñêîé ýñòåòèêè (ÂÍÈÈÒÝ) ïîñëå òîãî êàê òóäà ïåðåøåë Ùåäðîâèöêèé Ã. ñî ñâîèìè ó÷åíèêàìè

[14] Îãðàíè÷åíèå ïðèòÿçàíèé íàó÷íîãî ìûøëåíèÿ è èíòåðåñ ê äðóãèì âèäàì ìûøëåíèÿ õàðàêòåðíû äëÿ âñåé ïîñòìîäåðíèñòñêîé ôèëîñîôèè.

[15] Ëåôåâð Â.,Ùåäðîâèöêèé Ã.,Þäèí Ý. Åñòåñòâåííîå è èñêóññòâåííîå â ñåìèîòè÷åñêèõ ñèñòåìàõ.

[16] Ïîä íèì ìû ïîäðàçóìåâàåì è ñîàâòîðñòâî àðõèòåêòîðîâ, òàêèõ êàê íàïðèìåð, Ùóêî Â. è Ãåëüôðåéõ Â., Ëå Êîðáþçüå è Æàííåðå, áðàòüÿ Âåñíèíû è ïð.

[17]????????????????????????????????.?????????????????.?.1958

[18]  âîñüìèäåñÿòûå ãîäû ïîíÿòèå àðõèòåêòóðíîé ôîðìû â ñîâåòñêîì àðõèòåêòóðîâåäåíèè áûëî è òåîðåòè÷åñêè ðåàáèëèòèðîâàíî, îäíàêî ïîïûòîê ïîñòðîèòü åãî òåîðåòè÷åñêóþ ìîäåëü ïðåäïðèíÿòî íå áûëî.

[19] Ïîïûòêè ïðèìåíåíèÿ ôèëîñîôñêèõ îïðåäåëåíèé êàòåãîðèè «ôîðìà» ê àðõèòåêòóðå ïðåäïðèíèìàëèñü íåêîòîðûìè ñîâåòñêèìè èññëåäîâàòåëÿìè, â òîì ÷èñëå â 80 å ãîäû ­ Ðàáèíîâè÷åì Â., Åâðåèíîâûì Þ., Ìàðäåðîì À.. Ñì, íàïðèìåð, ñá. «Âîïðîñû ôîðìîîáðàçîâàíèÿ â ñîâðåìåííîé àðõèòåêòóðå». Êèåâ.1983.

[20] Ñîâðåìåííûé ôèëîñîôñêèé ñëîâàðü. Ìîñêâà­Áèøêåê­Åêàòåðèíáóðã. 1966 Îò÷àñòèè ýòî ìîæíî îáúÿñíèòü òåì, ÷òî â ïîñòñòðóêòóðàëèçìå êàòåãîðèè ôîðìà ïðåäïî÷èòàëàñü êàòåãîðèÿ «ñòðóêòóðû». Ññûëàÿñü íà ìíåíèå Äåððèäû àâòîð ñòàòüè «ïîñò­ñòðóêòóðàëèçì» Êåðèìîâ Ò. ïèøåò, ÷òî òàêèå êàòåãîðèè êàê «ýéäîñ», «ñóùíîñòü», «êîíñòðóêöèÿ», «ãåøòàëüò», «òîòàëüíîñòü», «îðãàíèçì» îêàçàëèñü íåäîñòàòî÷íûìè è íåóáåäèòåëüíûìè. Ñ ýòèì óòâåðæäåíèåì åäâà ëè ìîæíî áåçîãîâîðî÷íî ñîãëàñèòüñÿ, â îñîáåííîñòè, åñëè ðå÷ü èäåò îá àðõèòåêòóðíîì ìûøëåíèè.

[21] Ôèëîñîôñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ.Ì.1970, ñ.621

[22] Ìàìàðäàøâèëè.Ì. Ôîðìû è ñîäåðæàíèå ìûøëåíèÿ. Ì.1968

[23] Ùåäðîâèöêèé Ã. Ïðîáëåìû ìåòîäîëîãèè ñèñòåìíîãî èññëåäîâàíèÿ Ì.1964; ßçûêîâîå ìûøëåíèå è åãî àíàëèç.

[24]  ðàáîòàõ ó÷åíèêîâ Ùåäðîâèöêîãî Ðîçèíà Â. è Ìîñêàåâîé À. ïî èñòîðèè äðåâíåé ìàòåìàòèêè áûëà ïîêàçàíà ðîëü ðèñóíêà è ÷åðòåæà êàê ñðåäñòâà ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè íå ìåíåå âàæíîãî, ÷åì ÷èñëî.  äèçàéíå è àðõèòåêòóðå ðîëü ãðàôè÷åñêèõ ñðåäñòâ ìûøëåíèÿ, êàçàëîñü áû, - î÷åâèäíà, íî ìåòîäîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ïðîåêòèðîâàíèÿ â 70õ ãîäàõ êàñàëèñü ïðåæäå âñåãî ñîöèàëüíûõ ïðîåêòîâ òîòàëüíîãî äèçàéíà è ñèñòåì ãîðîäñêîãî îáñëóæèâàíèÿ, ãäå ñîáñòâåííî ãðàôè÷åñêèå ÿçûêè, ðàâíî êàê àðõèòåêòóðíûå ôîðìû íå ðàññìàòðèâàëèñü, òàê ÷òî ëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ àðõèòåêòóðíîé ãðàôèêè íåò è äî ñåãî äíÿ.[24]

[25] Ýòó ïîïûòêó ìîæíî èñòîëêîâàòü êàê îïûò èñïîëüçîâàíèÿ àðõèòåêòóðíûõ ïðåäñòàâëåíèé â ôèëîñîôèè. Èçâåñòíî, ÷òî â ðÿäå ñëó÷àåâ ôèëîñîôû è ó÷åíûå èñïîëüçîâàëè àðõèòåêòóðíûå àíàëîãèè. Íàïðèìåð Äåêàðò â «Ðàññóæäåíèÿõ î ìåòîäå» ïðèáåãàåò ê àíàëîãèè ôèëîñîôñêîé ìûñëè è ãîðîäñêîé çàñòðîéêè, à Ô.äå Ñîññþð, ñòðîÿ ïîíÿòèå î ïàðàäèãìàòèêå è ñèíòàãìàòèêå ÿçûêà, èñïîëüçîâàë â êà÷åñòâå ïðèìåðà àðõèòåêòóðíûé îðäåð. Ðàçóìååòñÿ, òàêèå ôàêòû äîâîëüíî ðåäêè.

[26]  äàííîì ñëó÷àå ïðîòèâîïîñòàâëåíèå âåðáàëüíîãî è èêîíè÷åñêîãî îïèñàíèÿ ñëóæèò ëèøü íàãëÿäíûì ïðèìåðîì è «êëåòî÷êîé» ïñåâäîãåíåòè÷åñêîãî âûâåäåíèÿ îòíîøåíèé ôîðìû è ñîäåðæàíèÿ.  ïðèíöèïå æå ñëîâåñíûå îïèñàíèÿ îêàçûâàþòñÿ íà ïðàêòèêå íè÷óòü íå ìåíåå êîíñòðóêòèâíûìè, ÷åì ãðàôè÷åñêèå. Íàïðèìåð, â õàðàêòåðèñòèêå ìóçûêàëüíûõ ôîðì (ñîíàòà, ôóãà) èëè ôîðì ïîëèòè÷åñêîé îðãàíèçàöèè (ðåñïóáëèêà, ìîíàðõèÿ) ìû èìååì äåëî ñî ñëîâåñíûìè îïèñàíèÿìè.

[27] Ïîçäíåå êîíñòðóêòèâíûé õàðàêòåð êàòåãîðèè ôîðìû áûë çàáûò, òàê êàê åñòåñòâåííîíàó÷íîå ìûøëåíèå íà÷àëî îïèñûâàòü ôîðìû åñòåñòâåííûõ ïðåäìåòîâ - ïëàíåò, æèâûõ ñóùåñòâ è ò.ï. Îäíàêî èìåííî òåõíè÷åñêèé è êîíñòðóêòèâíûé ñìûñë, èçíà÷àëüíî ñîäåðæàâøèéñÿ â êàòåãîðèè ôîðìû, ïîíà÷àëó âåë ôèëîñîôñêîå è íàó÷íîå ìûøëåíèå ê êîíöåïöèè «äåìèóðãà», êàê òâîðöà âñåõ âåùåé.

[28] Ê ñîæàëåíèþ, â èñòîðèè ôèëîñîôèè íå ñîõðàíèëîñü ðåôëåêñèâíîé îöåíêè ãðàôè÷åñêèõ èçîáðàæåíèé, èñïîëüçóåìûõ ïðè ïðîèçâîäñòâå ìàøèí è ñòðîèòåëüñòâå çäàíèé.  áîëüøåé ìåðå â ôèëîñîôñêîé òåðìèíîëîãèè ñîõðàíèëàñü óïîìèíàíèÿ î ðàçíîãî ðîäà ëèòåéíûõ ôîðìàõ, îòêóäà è ïîøëî ïðîòèâîïîñòàâëåíèå ôîðìû ìàòåðèàëó, â ôèëîñîôñêîé ðåäàêöèè ïðåâðàòèâøåìóñÿ â «ìàòåðèþ».

[29] Èçìåíåíèå èñòîðè÷åñêè ñìåíÿþùèõ äðóã äðóãà ñèñòåì çíàíèé, âñå åùå ìûñëèòñÿ êàê ÷èñòîå èñòîðè÷åñêîå ñàìîðàçâèòèå èäåé, ôîðì, ñòèëåé íåçàâèñèìîå îò ëþäåé. Îáíàðóæåííàÿ ðàíåå òðàíñöåíäåíòíîñòü íîðìû è êîíêðåòíîé ìàòåðèàëüíîé âåùè â òàêîì ñëó÷àå òîëêîâàëàñü êàê òðàíñöåíäåíòíîñòü èäåè ïî îòíîøåíèþ ê èíäèâèäóàëüíîìó àêòó ìûñëè. Ýòà òðàíñöåíäåíòíîñòü â äàëüíåéøåì ïðåâðàòèëàñü â àïðèîðíîñòü êàòåãîðèé ðàññóäêà ó Êàíòà.

[30] Çàìåòèì, ÷òî åñëè â àðõèòåêòóðå è èñêóññòâå êàòåãîðèÿ ôîðìà ñîõðàíÿåò ñâîå öåíòðàëüíîå ìåñòî, òî â íàóêå îíà óñòóïàåò åãî òàêèì êàòåãîðèÿì êàê «ôîðìóëà» èëè «ôîðìóëèðîâêà», ñîõðàíÿþùèõ èñòîðèêî-ëîãè÷åñêóþ ñâÿçü ñ êàòåãîðèåé ôîðìû, íî îáîçíà÷àþùèõ ýëåìåíòû ôîðì, ïîñòðîåííûõ íà ÷èñëîâîì èëè àëãåáðàè÷åñêîì ÿçûêå, èëè æå â ÿçûêå íàó÷íîé òåðìèíîëîãèè.

[31] Ïðåäëîæåííûå òåðìèíû âûáðàíû â ñîîò&







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 526. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.027 сек.) русская версия | украинская версия