Студопедия — Проблема понимания (герменевтика) виртуального мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема понимания (герменевтика) виртуального мира






Для человека, попавшего в виртуальную реальность, возникает особая пробле­ма понимания происходящих в виртуале событий. Ведь привычное для него пре-


168 Глава 8. Свойства виртуального события

бывание в трехмерном пространстве, однонаправленном времени, в мире стро­гой предсказуемости событий, имеющих свою причину исключительно в прошлом, помочь ему в этом мало чем может. Мы уже говорили, что существуют «проме­жуточные» состояния погружения в виртуал (увлеченный просмотр кинофиль­ма, вдохновенное научное и художественное творчество), но при переходе от них к обычному своему состоянию наше рутинное сознание чаще всего сразу переключается, не дав себе труда проанализировать опыт. Так, просыпаясь, мы тут же забываем свой сон, а если и помним, то, рассказывая, «выстраиваем» его сюжет в логике бодрствования. Виртуальный мир, как и сон, который есть одно из его проявлений, имеет свою топологию и свои законы. И хотя, по словам Н. А. Носова, «нельзя за другого посмотреть его сон», и виртуал у каждого — свой, все же и в этой области исследователями выявлены некоторые закономерности и типологические черты.

Проблемами понимания занимается наука, называемая герменевтикой. Выяснено, что на первом этапе попыток к пониманию все то, что в этой, константной, реально­сти попадает в сферу нашего внимания и интереса, мы рефлекторно «перекраива­ем» так, чтобы сделать доступным нашему пониманию. Воспринятое впечатление мы соотносим с уже сложившимися в нашем мозгу схемами (в том числе — с архе­типами нашего сознания), подбираем к нему имеющиеся в нашем распоряжении коды и т. д. Но пребывая в виртуальной реальности, преодолеть уже этот, первый этап подготовки к пониманию происходящего весьма затруднительно. М. В. Шугу-ров называет виртуальную информацию лабиринтом и утверждает, что она «несет в себе виртуално-хаосомную почву смысла» [58, с. 39]. Чтобы привести такой «вир­туальный хаос» в удобопонимаемое состояние и утвердиться на более устойчивой почве, сознанию тем более необходимо его «перекроить», но уже это трудно сде­лать по следующим причинам:

■ в виртуале замечена более быстрая, чем в обычном состоянии сознания, смена
образов, за которыми трудно уследить;

■ в виртуале отсутствует привычное разделение на центр и периферию, на более
и менее важное, что затрудняет фиксацию внимания и ориентацию в виртуальном пространстве;

■ относительно виртуальной реальности можно говорить только о нашем месте
в ней, но не о пространственно-временной локализации самой этой реальнос­ти — неясно, где мы находимся относительно всего нам привычного, и это тоже
мешает ориентации сознания;

■ в виртуале отсутствует привычная для нас пространственная и темпоральная
(временная) непрерывность, хотя опыт такого восприятия у человечества есть:
вспомним о «лоскутном» пространстве и качественном времени в архаичес­ких мифах, но это — хорошо забытое знание;

■ виртуальность избыточна, в виртуальной реальности нет никаких ограничений, в ней осуществимо даже то, возможность чего в константной реальности равна нулю, причем поскольку далеко не все из виртуальной реальности
может осуществиться в реальности константной, нельзя облегчить понимание приведением (редукцией) непривычного к привычному.


Проблема понимания (герменевтика) виртуального мира 169

«Виртуальность многомерна: бытие виртуального гроздеобразно, серийно, ва­риативно» [58, с. 40], — утверждает автор, но дальше говорит: «В истории куль­туры то, что ранее казалось невозможным, со временем становится действитель­ным» [там же, с. 41]. «Понимание виртуального столь же внезапно, как и оно само» [там же, с. 45]. Как считает исследователь проблемы понимания виртуала, метаморфоза непонятного в понятное в виртуале столь же непредсказуема и спонтанна, как и возникновение самого этого непонятного. Вспомним, что го­ворилось про «спонтанность» и «объективированность» как родовые свойства виртуального события.

Для чего нам понадобилось разбираться в трудностях понимания объектов вир­туального мира — виртуальных событий? Виртуальное событие происходит в со­знании воспринимающего «захватывающе интересный» объект медиадизайна. Оно происходит в сознании автора этого объекта в период его созидания. Значит, вни­мание к органически присущим виртуалу трудностям понимания происходящего может оказаться для дизайна небесполезным. Но как снять эти трудности, воз­можно ли сделать это и нужно ли пытаться — вопросы, ответы на которые в мето­дологии дизайна пока не искались.

Затрудненность понимания виртуала означает, что в его нелинейном простран­стве нельзя уповать на привычные приемы и процедуры. Однако многие особен­ности виртуала напоминают хорошо забытые способности к ориентации, сохра­нившиеся в нас с древних времен. Возможно, достаточно лишь избавиться от некоторых стереотипов сознания, прислушаться к изначально присутствующему в нас чутью — и скоро виртуальный мир станет таким же обжитым и знакомым, как и хорошо освоенная предметно-пространственная среда. Но здесь таится не­которая опасность: иллюзия «обычности» виртуала не должна нас обманывать, допущение, что «ничего особенного не происходит», может привести сознание к полному хаосу и деструкции. Ни один уровень реальности по определению не может быть редуцирован (приведен) к другому, каждый из них обладает своими свойствами, подчиняется своим законам, а все вместе они составляют сложную иерархию реальностей.

Все это заставляет внимательно присмотреться к происходящему сейчас в облас­ти медиадизайна, в области профессионального продуцирования виртуальных реальностей, в каких бы объектах это не проявлялось. Ими могут быть захватыва­ющие азартные игры, увлекательные путешествия по фантазийным пространствам или невероятному в обычной реальности музею сокровищ глобальной культуры, образовательный курс, действительно увлекающий обучающегося на пути позна­ния, и пр. Каждый из этих дизайн-объектов есть виртуальное событие — и каж­дый из них и все вместе требуют своего профессионального осмысления.

Однако настоящего глубокого исследования, систематизации направлений ди­зайн-деятельности в этой области, способов воздействия продуктов медиадизай­на на адресатов пока не проводилось. Возможно, такое положение объясняется тем, что занятие это для профессии относительно новое. Применительно к дизай­ну вещей или даже дизайну предметно-пространственной среды такие исследо­вания проводились десятилетиями и многими специалистами. И вот в процессе этой работы кое-что прояснилось, выработались определенные методологичес-


170 Глава 8. Свойства виртуального события

кие представления. В исследованиях же дизайна виртуальных объектов, вирту­альных миров еще зияет пропасть между общими теоретическими представле­ниями, воспринятыми от исследователей виртуалистики, — и сугубо прикладны­ми методическими рекомендациями творчески одаренных дизайнеров, пытающихся поделиться с коллегами своими соображениями. Но все философские, психоло­гические и прочие изыскания в области виртуалистики полезны для понимания дизайн-деятельности лишь в той мере, в какой они выступают фундаментом для собственных профессиональных разработок. Разрозненные же методические ре­комендации практиков еще, видимо, не накопили той массы, когда количество их могло бы перейти в качественно новый интеллектуальный продукт — специаль­ную методологию медиадизайна. А может быть, здесь требуются слаженные уси­лия специалистов, дизайнеров-исследователей, как это происходило на этапе ос­мысления дизайна предыдущих модальностей. Но такой ситуации в нашей социокультурной реальности пока не сложилось. Усилия по смыканию краев этой пропасти — дело будущего, и, судя по скорости протекающих в этой области про­цессов, будущего все же довольно близкого.

Далеко неоднозначно сегодня и отношение к пользованию Интернетом. Мы мо­жем найти множество высказываний и о поразительном расширении возможнос­тей человека, и о разнообразных опасностях, таящихся в глобальной сети. Что показательно, высказывания эти размещены в самой же сети — а где же еще быть им?! Приходится привести очень банальное замечание: злоупотребление любым полезным нововведением превращает его во вредное — даже чрезмерное погло­щение витаминов вызывает аллергию. На основании этого совершенно неверно делать вывод о принципиальной вредоносности самого явления. На первых по­рах, когда нечто сильно волнует воображение, и восхищает, и пугает его, некото­рый «перебор» обычен.

В связи с этим представляют интерес исследования, посвященные изменени­ям самооценки углубленных пользователей Интернета— тех, кто ищет себе там свежие впечатления и виртуальных собеседников. Однако из этих иссле­дований далеко не очевидно, что было причиной, а что следствием. То ли по­гружение в сеть или компьютерные игры спровоцировали искаженную само­оценку, то ли у этих людей изначально были психологические проблемы, из-за которых все это так привлекло их. Возможно, поощряемые виртуальными пе­реживаниями комплексы их и укрепились, но вряд ли в появлении их повин­ны они. Л в таком случае для кого-то это, может быть, единственная возмож­ность общения и самореализации: ведь в сети принято употребление «пиков» (прозвищ, псевдонимов), возможны любые умолчания и мистификации. С раз­витием электроники усугубляются и страхи, связанные со сращиванием ин­теллекта человека с интеллектом машины, а это направляет некоторые умы обратиться к экологическим течениям «возврата к естественности».

Но дело не в том, чтобы найти в себе внутренние силы отказаться от набора этой книги на компьютере и вернуться к традиционному писанию ручкой по бумаге. Дело в том, что, как сказал в одном из своих интервью Н.А. Носов, — не виртуальная среда опасна психическими сдвигами, а обычное незнание того, что в каждом из нас есть объективные психические миры. Как часто и случается, в страхах винова­то неверное понимание происходящего, а, часто и простое невежество.


 


Вопросы для проверки 171

Вопросы для проверки

1. Какие законы причинности определяют мир виртуальной реальности?

2. Какими могут быть психологические состояния субъекта, пребывающего
в виртуальной реальности более высокого или более низкого иерархического
уровня? С какими ощущениями и переживаниями они связаны?

3. Какими изменениями сопровождается каждый из уровней погружения субъекта в виртуал? Как связаны они с состояниями творческого вдохновения, по­гружения в восприятие объектов медиадизайна?

4. Каковы восемь основных свойств виртуального события? В чем заключается
особенность каждого из этих свойств?

5. В чем состоит проблема понимания виртуального мира? Какие особенности
виртуала затрудняют его понимание?

6. Виртуал, что это: опасность «ухода от реальности», «порабощения машинным
интеллектом»? Или же это — беспрецедентная возможность развития и обога­щения психической реальности каждого?

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 699. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия