Студопедия — Общая характеристика. Саудовская Аравия - родина ислама
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общая характеристика. Саудовская Аравия - родина ислама






 

Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы.

Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения.

Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единственным законодателем в полном смысле слова выступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах поведения или должна быть выявлена правоведами. Исходя из такого понимания мусульманская юриспруденция выделяет четыре основных источника права: Коран - священное писание (которое по исламским представлениям представляет собой переданное через пророка Мухаммеда божественное откровение), сунна пророка (воплощена в хадисах - преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках), иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной, а также - кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии.

В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школы доктрины.

Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман.

В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источника все чаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны.

С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.).

В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти.

Действие всех низамов поставлено в зависимость от их непротиворечия мусульманскому праву. Этот же принцип прослеживается в подходе к правам и свободам человека. Так, согласно Основному низаму о власти государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимном сотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущения раскола между ними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такие фундаментальные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия.

В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы.

Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. В ряде областей (например, интеллектуальная собственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целиком восприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 535. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия