Студопедия — Обратите внимание! 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обратите внимание! 12 страница






Развитие всех ступеней системы образования в А. в послевоен. годы было сложным, что определялось изменениями со-циально-экон. и политич. обстановки в стране. После переворотов 30—40-х гг. были фактически нейтрализованы мн. положения Всеобщего закона 1884. Неоднозначным в отношении образования было правление Перона (1946—55) и сменивших его воен. пр— в 50—60-х гг. Положительно то, что создание дошк. учреждений и школ разл. уровня стало рассматриваться как важная гос. задача, решение к-рой предусматривалось нац. планами социально-экон. развития. Только в период с 1946 по 1955 открылось 2 тыс. гос. нач., 70 ср. общеобразоват. школ, св. 360 торговых и пром. уч-щ. В кон. 50-х — нач. 60-х гг. частные уч. заведения, призванные дополнять систему гос. школ, стали получать финансовую поддержку пр-ва, им предоставлялись равные с гос. уч. заведениями права выда-

вать сертификаты (дипломы), а вузам — присваивать учёные звания.

Современная система образования, согласно действующему закону об образовании 1976, включает учреждения дошк. воспитания для детей 3—5 лет, обязат. школу (для детей 6—12 лет), средние общие и проф.-тех. уч. заведения, вузы.

Общее руководство образованием осуществляет Мии-во культуры и просвещения, имеющее для нужд образования два секретариата: по вопросам нач. и по вопросам ср. и высшего образования. Непосредств. контроль над нач. обучением имеют власти провинций и муниципалитетов. Функционирование системы общего ср. и проф.-тех. обучения координирует федеральное пр-во при помощи Нац. совета по техн. образованию и Нац. управления общего ср. и высш. образования, а также Нац. службы частного образования. Активное участие (с 70-х гг.) в разработке политики в области ср. спец. образования принимают мин-ва сельского х-ва, транспорта и др., в области высш. образования — Нац. совет по науке и технологии. Деятельность частных ср. и высш. уч. заведений инспектируется гос. ведомствами и частично финансируется из гос. бюджета.

Общие расходы на образование в 1989/90 уч. г. составили 1,9% ВНП. Неграмотность среди населения старше 15 лет — 6%. Охват нач. образованием возрастной группы 6—12 лет — 99,9%, возрастной группы 12—17 лет — 77%, группы студенч. возраста 18—23 года — 43%.

Дошкольное воспитание. Дошк. учреждения, как правило, существуют при нач. школах; в 1989/90 уч. г. их посещало 720 тыс. детей, работало 40 тыс. воспитателей. По спец. программе осуществляется подготовка детей к поступлению в нач. школу.

Обязательная школа — 7-летняя. Уч. программа нач. школы включает: исп. язык, математику, природоведение, обществоведение, домоводство, занятия по труду, эстетич. и физич. воспитание. В 1—3-м кл. осн. упор делается на изучение языка и основ математики, в 4—7-м — на изучение обществ, и естеств.-науч. дисциплин. После успешного окончания нач. школы выдаётся сертификат, дающий право на продолжение учёбы на след, уровне. В 1989/90 уч. г. в нач. школе обучалось 4,9 млн. уч-ся, работало 252 тыс. преподавателей; только */з из числа поступивших заканчивают полный курс обучения.

Средняя школа — 5—7-летняя с двумя циклами: 3-годичным базовым (8—10 кл.) и 2—4-годичным общеобразовательным или специальным в зависимости от типа ср. уч. заведения. Имеются два осн. типа: 5-летние общеобразоват. бачильерато (bachillerato comun) готовят учащихся для поступления на гуманитарные, мед. и пед. факультеты ун-тов и 6—7-летние специализиров. бачильерато (bachillerato especializado) — коммерч., торговые, пром. — готовят учащихся для проф. деятельности или продолжения учёбы в отраслевых вузах. Выпускникам общеобразоват. школ при сдаче дополнит, экзаменов присваивается степень бакалавра, а специализированных- специалиста ср. квалификации. Уч. план последних помимо общих для всех ср. уч. заведений предметов (исп. яз., лит-ры, математики, обществ, и естеств.-науч. дисциплин) включает производств, практику и овладение необходимыми для данной профессии спец. знаниями. Ок. 1/2 общеобразоват. и спец. ба-чильерато — частные. Ядро аргент. ср. школы составляют уч. заведения проф.-тех. профиля, в к-рых обучается св. 2/3 всех учащихся второй ступени. Большинство из них ориентируются на работу в соответствующих отраслях, но немало и таких, кто намерен продолжать учёбу в вузе. Полный курс обучения в проф.-тех. уч-ще — 6-летний, однако после 4 лет уч-ся может получать соответствующий сертификат и пойти работать подсобным работником. Диплом об окончании уч-ща выдаётся лишь после 6 лет обучения и эквивалентен аттестату общеобразоват. или специализированного ба-чильерато. В вечерних пром. школах курс обучения 8-летний. 90% проф.-тех. уч-щ — государственные, уч. программы для них (по 12 специальностям) разрабатываются Нац. советом по техн. образованию. Работа проф.-тех. уч-щ частично субсидируется предпринимателями, а нек-рые крупные фирмы финансируют и полный курс обучения своих работников вплоть до учёбы в техн. вузе. В 1989/90 уч. г. в ср. школах обучалось 1,98 млн. уч-ся, работало 262 тыс. преподавателей.

Мероприятия по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (активно осуществлявшиеся с сер. 60-х гг. под руководством специально созданного Управления) прекращены, а соответствующие программы включены в работу центров проф. подготовки для взрослых. Такие курсы или работают в обычных школах в вечернее время, или специально создаются на предприятиях по согласованию с профсоюзами; есть немало частных центров проф. подготовки взрослых. Из общего числа взрослых учащихся 25% занималось в вечерних школах, остальные — в др. типах уч. заведений неформального обучения.

Высшее образование дают в основном ун-ты, а также ин-ты и высш. колледжи. В 1989/90 уч. г. в вузах было 902,9 тыс. студентов и ок. 70 тыс. преподавателей. Набор абитуриентов на многие ф-ты гос. вузов осуществляется по конкурсу аттестатов без вступит, экзаменов. В частных вузах вступит, экзамены (устные и письменные) обязательны. Небольшая часть успевающих студентов обеспечивается гос. или частными благотворит, стипендиями. Уч. программа вузов рассчитана на 4—5 лет на пед. ф-те, 5—6 лет — на инженерных, 6—7 лет — на медицинском. Полный курс обучения своевременно оканчивают не более */г студентов. Число факультетов ун-тов варьируется от 10 до 1—2 (в основном в частных вузах). Около пол. частных вузов контролируются католич. церковью. Нек-рые из аргент. вузов имеют неск. кампусов в разл. городах (напр., Нац. технологич. ун-т, осн. как Рабочий ун-т, имеет филиалы в 11 городах). Мн. студенты совмещают учёбу и работу; срок их проф. становления увеличивается. Учёную степень доктора можно приобрести при не менее чем 5-летней подготовке (включая послевузовскую). Крупнейшие вузы (1989/90 уч. г.): ун-т Буэнос-Айреса (осн. в 1821, 11 ф-тов, 250 тыс. студентов, при университете имеются Высш. торг, школа «Карлос Пельегрини», Нац. колледж Буэнос-Айреса, Ин-т библиотековедения, Мед. н.-и, центр); Нац. ун-т

Кордовы (1613, 9 ф-тов, 70 тыс. студентов, 2 высш. школы); Науч. технологич. ун-т в Буэнос-Айресе (1959, 61,3 тыс. студентов); Ун-т г. Морон (1960, 7 ф-тов и 3 НИИ, 12,5 тыс. студентов). Ведущие институты: Технологический ин-т Буэнос-Айреса и Высш. технич. ин-т Отто Краузе. При ряде ведущих вузов существуют летние и зимние краткосрочные курсы по переподготовке и повышению квалификации специалистов. Пед. кадры для дошк. учреждений и нач. школ готовят пед. бачильерато (срок обучения 5 лет), уч. план к-рых помимо общеобразоват. дисциплин включает пед., психол. и др. предметы. Учителей для ср. уч. заведений готовят пед. ф-ты ун-тов и пед. ин-ты (как, например, Высший ин-т подготовки преподавателей для ср. школ, 4—5 лет). Работу высших пед. ин-тов и учреждений по подготовке преподавательского состава вузов направляет Мин-во культуры и образования А.

Научно-исследовательскую работу в области педагогики ведут: Нац. центр пед. документации и информации (Centro nacional de documentaciön e informaciön educativa), издаёт «Библиографич. бюллетень» («Boletin bibliografico») и «Бюллетень деятельности» («Boletin de aeci-ön»); Нац. центр пед. исследований (Centro nacionalle de investi gaciones educativas), издающий отд. труды по данной теме, а также около десяти спе-циализиров. центров по изучению проблем образования на общенациональном и местном уровнях. Имеются н.-и, пед. центры при нек-рых частных орг-циях и ун-тах (напр., при Universidad del Salvador в Буэнос-Айресе).

Лит.: Беляев В. П., Лат. Америка: нар. просвещение и проблемы социально-экон. развития, М., 1971; Культура Аргентины, М., 1977; Benjamin H. R. W., Higher educatiön in the American Republics, N. Y. — [a. o.], 1965; Per a z z o S. J. de, K u с N., J o v e M. T. H. d e, Historia de la educaciön у politica educational Argentina, B. Aires, 1979;Prietp Figueroa L. B., El estado у la educaciön en America Latina, Caracas, 19803.

Э. Г. Ермольева, В. В. Щербаков.

 

АРЕНДТ (Arendt) Рудольф Фридрих (1.4.1828, Франкфурт-на-Одере, — 15.5. 1902, Лейпциг), нем. химик и педагог. С 1854 учился в Лейпцигском ун-те. В 1861—97 преподавал естеств. науки, технологию и др. в коммерч. уч-ще и химию в политехн. ин-те в Лейпциге (проф. с 1880). Первым разработал методику преподавания химии как самостоят, уч. предмета в ср. школе. Стремясь подчинить изложение уч. предмета особенностям мышления учащихся, ввёл «методическую» систематику химии, основанную на формальной классификации по сложности состава вещества (элементы, бинарные соединения и т. д.). Сторонник индуктивного метода в преподавании. Последователь И. Ф. Гербарта в педагогике; считал, что преподавание должно раскрывать воспитат. возможности уч. предмета. Труды А. оказали заметное влияние на преподавание химии в ср. уч. заведениях России.

Соч.: Didaktik und Methodik des Chemie-Unterrichts, Münch., 1895; Technik der Expe-rimentalchemie, Bd 1—2, Lpz., 19255.

Лит.: Шейд К., Методика преподавания химия, предисл. Л. М. Сморгонского, М., 1935. В. Л. Рысс.

АРИСТОТЕЛЬ Стагирит (384 до н. э., Стагир, п-ов Халкидика, — окт. 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея), др.-греч. философ и учёный-энциклопедист, основатель перипатетической филос. школы. С 367 в Афинах, в Академии Платона. После смерти Платона (347), не прием-ля новой ориентации на математизацию филос. знания, А. покинул Академию, путешествовал. В 343—342 (?) был воспитателем Александра Македонского. В 334—323 снова в Афинах, преподавал в Ликее.

Философия А. делится на теоретическую (умозрительную), цель к-рой — знание ради знания, практическую, цель к-рой — знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель к-рой — знание ради творчества. В дошедшем до нас своде соч. А. (т. и. Corpus Aristotelicum) тео-ретич. философия разрабатывается в «Метафизике» и естеств.-науч. трактатах (от «Физики» до зоол. работ), практическая- в «Никомаховой этике», «Эвдемовой этике», «Большой этике» и «Политике», пойетическая — в «Поэтике» и «Риторике». Впервые построенная А. система формальной логики (6 трактатов: «Категории», «Герменевтика», первая и вторая «Аналитики», «Топика», «О софистич. опровержениях», объединённых под поздним назв. «Органон») служит введением ко всему комплексу наук. Теоретич. дисциплины обладают ценностным превосходством над практическими, практические — над пойетическими; «первая философия» (метафизика), исследующая высшие принципы бытия, — над остальными теоретич. науками.

Педагогика не выделяется А. в особую дисциплину, но трактуется как часть теории гос-ва и общества в конце 7-й и во всей 8-й кн. «Политики», содержащих описание идеального («желательного») гос. устройства. С др. стороны, идея воспитания (пайдейи) у А. выходит далеко за рамки шк. педагогики, перерастая в понятие «культура» в динамич. аспекте как трансляции знаний, этич. ценностей и норм поведения, регулируемой законодательством. Т. о., законодатель, по А., оказывается воспитателем, его деятельность — своего рода социальной педагогикой; в этом смысле уже не педагогика подчинена политике, но политика — педагогике: именно пайдейа оказывается целью аристократич. формы правления.

Этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающейся сферой практич. деятельности и поведения. При этом А. отказывается от платоновского понятия трансцендентного блага и ограничивает компетенцию этики исключительно практически достижимым, человеческим благом. Понятие «практической» деятельности у А. резко противопоставляется «пойети-ческой» (производительной): цель первой- в ней самой, второй— в некоем произведении, внешнем по отношению к деятелю; последняя квалифицируется как «низменная» и, строго говоря, недостойна «свободного» человека. Этика имеет дело с «правильной нормой» поведения, к-рая обусловлена социальными особенностями и не может быть дедуцирована подобно положениям теоретич. наук, равно как и не может претендовать на всеобщность.

В «Никомаховой этике» А. выступает как классич. представитель эвдемонизма: высшее благо человека определяется как «счастье» (эвдемония). Аретэ — ключевой термин этико-пед. концепции А., традиционно переводимый как — «добродетель», однако не имеющий никакого отношения к «добрым делам», а означающий собственно «дельность», «отличное качество», обладание к-рым делает человека «хорошим» в определённом отношении. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей аретэ, при этом чем выше в ценностном отношении аретэ, тем полнее достигаемая степень счастья; наивысшая степень эвдемонии достигается в созерцат. жизни — занятиях философией. А. далёк от стоич. культа самодостаточной добродетели и идеала абс. внутр. свободы: для беспрепятств. осуществления своей аретэ необходимы (хотя и недостаточны) нек-рые внеш. блага: здоровье, богатство, обществ, положение и т. д. Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности, делятся на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Этич. аретэ определяется как «середина между двумя пороками»: мужество — как середина между отчаянностью и трусостью, самообладание — между распущенностью и бесчувств, тупостью, кротость — между гневливостью и невозмутимостью. Сущность, дианоэтич. добродетели — в правильной деятельности теоретич. разума, цель к-рой может быть либо теоретической — отыскание истины ради её самой, либо практической — установление нормы поведения. Конечная цель полиса, как и индивида, сос-стоит в «счастливой и прекрасной жизни»; осн. задачей гос-ва оказывается воспитание граждан в нравств. добродетели. Традиц. спор о воспитуемости или врождённости добродетели А. примиряет в компромиссной точке зрения, признавая 3 источника аретэ: природа (т.е. природные дарования), навык и разум (логос); причём, как и всякое искусство (технэ), «искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего недостаёт от природы».

А. в соответствии с традиц. представлениями о «седлищах жизни» различает 3 гл. возрастных периода: до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости (14 лет) и от 14 лет до 21 года. Младенцам полезны движение и закалка холодом, до 7 лет дети должны воспитываться дома; до 5 лет никакого обучения, игры, движение; вопреки Платону, не следует запрещать детям «громкий крик и плач — и то и другое содействует их росту и является для их организма своего рода гимнастикой»; в то же время — строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений ребёнка, ограждение от всего непристойного и «низменного» (в т. ч. общения с рабами); цензура дет. сказок поручается особым чиновникам — педономам. От 5 до 7 лет «дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придётся изучать самим» (гимнастика, грамматика, музыка и рисование). Дилемму: общественное или частное воспитание — А. решает в пользу общественного: «Так как всё государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы». Однако в «Никомахо-вой этике» А. признаёт индивидуализирующее значение частного воспитания. Характер воспитания, т. о., оказывается в функциональной зависимости от характера (этоса) гос. устройства (напр., он должен быть различным при демократии и при олигархии), поскольку воспроизведение социального этоса в процессе воспитания служит самосохранению соответствующего социума; при этом подразумевается, что всякий индивидуальный этос является зеркальным отображением социального.

Большая часть 8-й кн. «Политики» посвящена музыке. А. принимает деление мелодий на этич., практич. и энтузиасти-ческие и различает 3 функции музыки: воспитат., психотерапевтич. и развлекательную. Наибольшее воспитат. значение имеют этич. мелодии в сочетании с дорийским ладом, к-рый, занимая середину между крайностями, наиболее мужествен и устойчив. Взгляды А. на эсте-тич. воздействие поэзии известны гл. обр. из «Поэтики». Отрицая утверждение Платона о том, что поэзия социально бесполезна и даже тлетворна, т. к. через наше «сопереживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души, А. создал учение о трагич. катарсисе (очищении) как психотерапевтич. функции поэзии и музыки: «Трагедия есть подражание (мимесис)..., через сострадание и страх приводящее к очищению души от таких эмоций».

В целом воспитат. концепции А. свойствен радикальный антиутилитаризм и антипрагматизм: в иерархии пед. целей польза (при сохранении нек-рого минимума необходимых знаний) оказывается на последнем месте, нравств. совершенство — на первом. Всякий профессионализм грозит превращением личности из цели в средство, свободный человек должен уметь играть на лире, но ни в коем случае не быть виртуозом. С точки зрения А., индивид — не механич. «частица», но уменьшенная копия социума; воспитывая нравственно неполноценных профессионалов, общество неизбежно придёт к моральному вырождению. Вместе с тем именно А. впервые выделил дисциплины, необходимые для образования философа, развил технику обучения «узких специалистов», намеченную ещё софистами.

По определению швед, аристотелеведа И. Дюринга, А. был «первым профессором» в истории Европы. Дошедшие до нас трактаты («прагматии») А. зачастую представляют собой «лекторские конспекты», обновлявшиеся и исправлявшиеся самим А. (в Академии лекции были редкостью, Платон предпочитал живой диалог). Курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии иллюстрировались диаграммами и изображениями на белой доске. Есть указания на то, что А. не оставлял без внимания вопросы методики преподавания. Порядок «Физика» — «Метафизика» в дошедшем до нас курсе лекций является педагогически целесообразным (от явного и знакомого к неявному и неочевидному).

Трактаты А. служили уч. пособиями в эллинистич. эпоху (с 1 в. н. э.), а впоследствии и вер. века (до 12 в. отд. сочинения в лат. переводе Боэция; с 12- 13 вв. известны многочисл. переводы с греч. и араб, языков). Университетское образование в Зап. Европе вплоть до 18 в. было основано на идеях А. Реформация первоначально отвергала А., но уже Ф. Меланхтон снова ввёл аристоте-лизм в гимназич. курс.

В России аристотелизм не получил распространения: восточная патристика, на к-рой основывается православное богословие, по своей филос. ориентации была близка к неоплатонизму и относилась к А. враждебно. Братья Лихуды в кон. 17 в. впервые читали курс аристотелевской «Физики» в Славяно-греко-латинской академии.

Соч. в рус. пер.: Сочинения, т. 1—4, М., 1975—83.

Лит.: Зелинский Ф. Ф., Пед. воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916; Зубов В. П., Аристотель, М., 1963; Д о— в а т у p А. И., Политика и политии Аристотеля, М. — Л., 1965; Чанышев А. Н., Аристотель, Ми981; J aeg er W., Paideia, v. 3, N. Y., 1944; Franken a W. K., Three historical philosophies of education: Aristotle, Kant, Dewey, Chi., 1965; Lynch J. P., Aristotle's schopl. A study of a Greek educational Institution, Berk. — Los Ang. — L., 1972. См. также лит. при ст. Античность. А. В. Лебедев.

АРКИН Ефим Аронович [1(13).1.1873, Минск, — 31.1.1948, Москва], педагог, врач, д. ч. АПН РСФСР (1947), дер пед. наук (1936), проф. (1924). Окончил мед. ф-т Киевского ун-та (1897). Преподавал в ср. мед. школе Москвы с 1907. С 1919 на науч.-пед. работе: на Высш. науч.-пед. курсах, в Пед. ин-те дефектологии, МГПИ им. В. И. Ленина (1943- 1945).

А. — один из первых учёных, занимавшихся разработкой теории и практики обществ, дошк. воспитания в СССР. Ранние работы А. отмечены влиянием концепций свободного воспитания, спонтанного развития ребёнка. Разрабатывал комплекс проблем дошк. педагогики: физич. и умственное воспитание дошкольника; игры и игрушки; гигиена и рациональная организация жизни ребёнка в условиях дет. учреждения и семьи; семейное воспитание (в т. ч. проблема общения взрослого и ребёнка); возрастные и индивидуальные особенности детей раннего, дошк. и шк. возраста, а также подготовка специалистов в области дошк. воспитания.

Соч.: Мозг и душа. M., 19284; Физиология человека, M., 19298; Ребенок от года до четырех лет, М. — Л., 1931; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Беседы о воспитании, M., 19452 Физич. воспитание в дет. саду, М. — Л. 19462; Особенности шк. возраста, M., 19472 Работа дет. сада с семьей, [M.], 19472; Дошк возраст, М., 19485; Вопросы сов. дошк. вое питания, М.. 1950; Родителям о воспитании Воспитание ребенка в семье от года до зре лости, M., 19572; Письма о воспитании детей M.. 19613; Ребенок в дошк. годы, вступ. ст и ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова [М., 1968].

Лит.: P а д и и а Е., Е. А. Аркин. [Некролог], СП, 1948, № 4.

Р. П. Гуцалюк, Л. Н. Павлова.

АРМЕНИЯ,Республика Армения, гос-во в Закавказье. Пл. 29,8 тыс. км2. Нас. 3293 тыс. чел. (1989). Столица-Ереван.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходился 901 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 814 чел.). В отраслях экономики в 1989 было занято 386,3 тыс. специалистов, в т. ч. св. 215 тыс. с высшим и св. 171 тыс. со ср. спец. образованием.

Дошкольные учреждения. Первый арм. дет. сад был открыт в Тбилиси в 1880 педагогом Софией Бабаян. В 1914—16 в Ереване, Апександрополе и Дилижане были созданы частные дет. сады (140 воспитанников). С кон. 1920 стала формироваться сеть гос. дошк. учреждений, к-рая в 30-е гг. охватила не только города, но и сёла А. Во время Вел. Отеч. войны и в первые послевоен. годы сеть дошк. учреждений сократилась. Быстрыми темпами система дошк. воспитания стала развиваться после 1959. Динамику развития сети дошк. учреждений в 1940—80 см. в табл.

В 80-х гг. преимуществ, развитие в сел. местности получили комплексы «Школа- дет. сад». Расширен приём студентов на ф-ты дошк. воспитания пед. вузов. В 1991 св. 1200 постоянных дошк. учреждений посещало 163 тыс. детей, в т. ч. св. 940 дет. яслей-садов-св. 148 тыс. детей. Обеспеченность детей пост. дошк. учреждениями составляла 35,5%. Св. 90% воспитат. групп вели работу на арм. языке. В дощк. учреждениях организованы также группы с рус. и др. языками общения и воспитания. Воспитателей дошк. учреждений готовили (1989/90 уч. г.): ср. квалификации — ереванские — армянское и русское — Кумайринское и Горисское пед. уч-ща; высш. квалификации — Ереванский и Кироваканский пед. ин-ты. Из 11,5 тыс. пед. работников дошк. учреждений ок. 3,3 тыс. имели высшее образование.

Общеобразовательная школа. В школах, существовавших до 5 в., преподавание велось на сирийском и греч. языках. Создание просветителем Месропом Маштоцем (в 405—406) арм. алфавита способствовало развитию шк. образования на родном языке. В разл. областях А. при поддержке гос-ва были открыты школы. После раздела А. Персией и Византией (4—5 вв.) мн. школы были закрыты, а часть их перешла в ведение монастырей. Дети арм. знати обучались гл. обр. в византийских центрах науки и образования. Нек-рые монастырские школы повышенного типа — варда-петараны (вардапет — учитель, учёный) готовили высш. духовенство и учителей. В 5—7 вв. были известны школы Ерасхад-зора, Бжни, Тарона, Дпреванка (в Шираке), Арагацотна и др.

Араб, завоевание (с сер. 7 в.) замедлило развитие арм. культуры. С восстановлением арм. государственности в 9—11 вв. начался подъём нац. культуры. Открылись светские обществ, школы. Гос-во взяло на себя часть расходов на просвещение. Возникли арм. академии (чема-ран), ун-ты (амалсаран) и др. уч. заведения; наиб, известны Санаинская академия (осн. в 1035), Ахпатская школа мудрости (1081), Анийская филос. школа (1085). Помимо богословия преподавались философия, риторика, грамматика, арифметика, геометрия, музыка, рисование; уч-ся обучались ремёслам, связанным с изготовлением книги. В 10 в. славилась монастырская школа Наре-каванк. В сер. 11 в. А. вновь подверглась агрессии Византии, а затем была завоёвана сельджуками, беспощадно разорявшими арм. народ. Воссоздание арм. государственности в Киликии (1080) сопровождалось развитием просвещения; были созданы школы, к-рые содержались гос-вом.

В 13—14 вв. в А. существовали крупные уч. центры: Гладзорский и Татев-ский ун-ты, из к-рых вышли десятки деятелей науки, просвещения, писателей, художников и музыкантов. Росту культурного движения в А. помогло возникновение книгопечатания на арм. языке. В 1512 в Италии вышла первая печатная книга на арм. языке. Позже арм. типографии открылись во мн. городах Европы и Азии. В А. первая типография была создана в 1771 (в Эчмиадзине). В 1780 в Петербург была перевезена из Лондона арм. типография, в к-рой печатались буквари, учебники, а также пособия для обучения рус. языку в арм. школах. В 16—18 вв. терр. А. была разделена между Персией (Вост. А.) и Турцией (Зап. А.). Шк. дело пришло в упадок; уч. заведения существовали лишь в нек-рых монастырях и поддерживавших прежние традиции центрах просвещения, гл. обр. в Вост. А. (в 18 в. — ок. 20 школ). В кон. 18-нач. 19 вв. арм. школы открывались и в пределах Рос. империи: в Крыму, Новой Нахичевани, Астрахани и др.

Присоединение Вост. А. к России (1805—28) способствовало развитию арм. культуры. Преимуществ, права в развитии просвещения царское пр-во предоставило арм. церкви. Согласно «Положению об управлении духовных дел христиан арм.-григорианского вероисповедания» (1836), церк. органы кроме духовной академии в Эчмиадзине («Геворгян чемаран», осн. в 1874) могли открывать духовные семинарии в центрах епархий (6), духовные уч-ща (нач. уч. заведения повышенного типа) и церковноприходские школы в др. населённых пунктах. Большую роль в подготовке арм. деятелей культуры сыграло Нерсесянское уч-ще, открытое в 1824 в Тбилиси (существовало до 1921). Среди преподавателей и выпускников уч-ща известные арм. педагоги — А. Аламдарян, X. Абовян, С. Назарян и др.

В 1850—60 и 1864—1917 уч. заведения А. находились в подчинении Кавк. уч. округа. Во 2-й пол. 19 в. значительно увеличилось кол-во церковноприходских школ: в 1870 их было 134, а в 1884- 350 (ок. 20 тыс. уч-ся). Рост числа арм. школ казался опасным пр-ву: высочайшими указами трижды (в 1885, 1895 и 1903) закрывались почти все церковноприходские арм. школы. Они были восстановлены лишь под влиянием де-мокр. требований Революции 1905—07. В 1914/15 уч. г. в 459 нач. и неполных ср. школах учились ок. 34,7 тыс. чел. Действовали 2 гимназии (муж. и жен. в Ереване). Имелось св. 30 мусульм. уч. заведений. По переписи 1897, грамотность населения составляла около 10%.

В Арм. демокр. республике 1918—20 было законодательно введено обучение на родном языке. Открылись мн. арм. нач. и ср. школы. Подготовку пед. кадров начал Арм. ун-т в Ереване (осн. в 1920). Однако многие шк. здания были разрушены в результате захвата части территории А. турецкими войсками. Нерегулярно действовали 166 школ (18,6 тыс. уч-ся).

После установления сов. власти (ноябрь 1920) уч. заведения в А. стали государственными, были отделены от церкви; в школах утвердилось преподавание на родном языке. В сент. 1921 Совнарком А. принял декрет о ликвидации неграмотности среди взрослого населения; были открыты школы и курсы по ликвидации неграмотности. В 1922/23 уч. г. работало 316 пунктов ликбеза (6,4 тыс. уч-ся), в 1923/24 уч. г. — 429 пунктов (8,5 тыс. уч-ся). В 1928—32 в сети ликбеза обучалось св. 500 тыс. чел. В кон. 1930-х гг. в А. была ликвидирована массовая неграмотность; грамотность населения достигла св. 83%.

Была создана общедоступная единая трудовая школа. В 1921/22 уч. г. действовало 500 школ, в 1929/30 уч. г. их число возросло до 900. К 1922/23 уч. г. было создано св. 70 школ с обучением на родном языке для детей разл. национальностей, проживающих в А.: 36 азербайджанских (св. 1,5 тыс. уч-ся), 24 русские (св. 1,7 тыс.), 5 ассирийских (ок. 200 уч-ся), 5 курдских (св. 260), 4 греческие (св. 220). С кон. 30-х гг. эти школы были реорганизованы в армянские и русские, а изучение родного языка велось факультативно.

Расширение сети школ, значит, увеличение числа учителей позволили к 1932 осуществить в А. всеобщее обязательное начальное обучение. В 1940 начался переход к всеобщему обязат. 7-летнему обучению.

Во время Вел. Отеч. войны школы А. продолжали занятия, хотя контингент учащихся сократился. Действовало (1944) 34 дет. дома, в к-рых было св. 5 тыс. воспитанников (в 1940 насчитывалось 14 дет. домов с 1,5 тыс. воспитанников). С 1943/44 уч. г. в уч. планы ст. классов ср. школ включён курс истории арм. народа. В 1945 в А. было осуществлено всеобщее обязат. 7-летнее обучение. Число учащихся школ в 1950/51 уч. г. достигло довоен. уровня. Реализовано массовое школьное обучение детей с 7-летнего возраста (начато в годы войны). С 1956 организовывались школы-интернаты. В большинстве школ были созданы уч. мастерские, опытные участки, укрепилась материально-техн. база. С 1959 вводилось всеобщее 8-летнее обучение. С нач. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи. Сведения о развитии шк. системы в 1940—80 см. в табл.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 348. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия