Студопедия — СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 8 страница






Потребность в алкоголе не входит в число естеств. жизненных потребностей человека. Этиловый спирт, как и любой яд, вызывает в организме реакцию отторжения (рвотный рефлекс). При первом принятии спиртного человек, как правило, не только не испытывает удовольствия, но и ощущает сильный дискомфорт. Возникающие в результате отравления непривычные ощущения (головокружение, расстройство координации движений, дезориентация во времени и пространстве) могут вызвать страх и др. отрицат. эмоции. При повторных употреблениях алкоголя наступает адаптация организма к яду и осн. значение для настроения человека приобретают искусств, ощущения возбуждения и приподнятости. Нарастание доз алкоголя и частоты его употребления может привести к превращению т. н. бытового пьянства в хронич. А. На его нач. этапе укрепляется влечение к опьянению и значительно повышается устойчивость (толерантность) к алкоголю. Если человек не бросит пить (что ещё возможно при достаточном волевом усилии), наступает следующая стадия А. Она характеризуется резким усилением влечения к алкоголю, наивысшей толерантностью, потерей контроля за кол-вом выпитого; возникает абстинентный синдром («похмелье»). Появляются признаки поражения нервной и сердечно-сосудистой систем, печени и др. органов. На третьей стадии толерантность резко падает: опьянение вызывают очень маленькие дозы. Происходит алкогольная деградация личности: социальные мотивы теряют для человека смысл, все помыслы направлены на опьянение. На разных этапах могут возникать алкогольные психозы (бред ревности, белая горячка и др.).

А. развивается гл. обр. в зрелом возрасте. Однако в кон. 70-х — нач. 80-х гг. медики и педагоги отмечали тенденцию к «омоложению» А., вплоть до возникновения его симптомов в дет. возрасте. Возникновению А. у детей способствует привыкание к спиртному на ранних этапах развития ребёнка вследствие употребления даже небольших доз алкоголя матерью во время беременности. Оно приводит к раннему включению алкоголя в обмен веществ развивающегося организма. В результате уже в момент появления на свет новорождённый может страдать абстинентным синдромом.

Первые опыты употребления спиртных напитков мотивированы гл. обр. внеш. влиянием (дань традиции, подчинение групповому давлению, ложно понятое стремление к самоутверждению и приобщению к миру взрослых). Восприятие и постепенное усвоение «алкогольных обычаев» начинаются задолго до того, как у человека возникает потребность в опьянении, задолго даже до первого знакомства со вкусом и действием вина. Опыты, проведённые в ст. группах дет. сада, показали, что если детям предложить сыграть в «свадьбу», «день рождения», то они достоверно воспроизводят внеш. атрибуты взрослого застолья с имитацией опьянения. В этом сказывается опыт внеш. знакомства с опьянением, прививающий терпимость к употреблению спиртного.

Опьянение обычно проявляется в развязности, агрессивности, безнравств. поведении. Пьянство вызывает нездоровую, конфликтную атмосферу в семье, наносит непоправимый ущерб нравств. становлению личности. Нек-рые родители сами стараются приобщить детей к «умеренному» употреблению алкоголя (напр., на семейных праздниках), считая, что таким образом предотвращают злоупотребления. Это усугубляется свойственными нек-рым родителям предрассудками, что детям можно употреблять небольшие дозы вина или пива для «укрепления здоровья», «аппетита», «улучшения роста», «согревания», «успокоения» и т. п. Неокончательно оформившийся дет. организм гораздо более уязвим для яда, чем организм взрослого. Стадии пьянства, на развёртывание к-рых в зрелом возрасте уходят мн. годы, в подростковом возрасте проходят очень быстро, достигая стадии хронич. А. за 2—3 года. Поэтому употребление детьми даже небольших доз спиртного абсолютно недопустимо. Дети должны воспитываться в неприязни к любым формам пьянства. Ребёнок, воспринимающий пьянство как нормальное повседневное явление, рискует сам приобщиться к А.

Решающую роль играет пример родителей, к-рые для блага своих детей сами должны отказаться от пристрастия к алкоголю. Особенно важно, чтобы алкогольные традиции не прививались в молодых семьях, к-рые ещё не имеют детей. Будущие родители должны знать, что зачатие в состоянии опьянения (хотя бы одного из родителей) нарушает генетич. код, определяющий развитие ребёнка. Для родителей, страдающих А., вероятность рождения аномальных детей существенно возрастает.

Осн. мотивом приобщения к алкоголю у подростков (именно в этом возрасте оно происходит наиб, часто) наряду с подражанием взрослым выступает стремление к самоутверждению. Состояние опьянения представляет собой иллюзорное замещение неудовлетворённых потребностей. Не имея возможности или не желая приложить достаточно усилий, чтобы достичь своих целей и испытать от этого положит, эмоции, подросток подменяет их искусственно вызванным весельем, внешне никак не обусловленным. Со временем такое «бегство» в мир иллюзорного удовлетворения приобретает характер устойчивой привычки, появляется тяга к алкоголю. Включаясь в обмен веществ, в частности в гормональный обмен, алкоголь нарушает гормональную регуляцию эмоциональных реакций: без алкогольной стимуляции наступает подавленное, депрессивное состояние. В состоянии опьянения снижается критичность, в т. ч. в отношении к себе и партнёрам по общению. Существует ложное представление, что алкоголь способствует налаживанию межличностных контактов. Это особенно привлекает подростков, испытывающих затруднения в общении.

В преодолении пьянства детей и подростков репрессивные меры играют не-значит. роль. Важно не порицать, не запугивать последствиями А., а предложить подростку такой социально приемлемый стиль жизни и формы деятельности, к-рые удовлетворяли бы эмоциональные запросы, потребности в общении, ощущении собств значимости, силы и т. п. Действенной мерой профилактики является помощь в учёбе, вовлечение во внешк. воспитат. работу. Ребенок должен знать о пагубности пьянства, его вреде для здоровья и т. п.. однако подлинный иммунитет к А. дают не столько эти знания, сколько воспитанная в человеке активная социальная позиция, увлеченность делом, наличие смысловых перспектив и идеалов жизни,

Лит. Причины и особенности алкоголизации в подростково юношеском возрасте Науч обзор, M, 1981 Социальные и клинич аспекты алкоголизации молодежи под ред II И Сидорова, Архангельск, 1982 (библ), Братусь Б С Сидоров П. И, Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма M 1984, M а с т ю к о ва E M Грибанова Г В, М о с -ковкина А Г Профилактика и коррекция нарушений психич развития детей при семейном алкоголизме M 1989, № e u -bert R, Jugend und Alkohol Rudolstadt, [1958] O'Connor J The young dnnkers, L 1978 Mayer J E. FilsteadW J, Adolescence and alcohol Camb, 1980

 

АЛКУИН (Alcum, Alkum, Alcumus), Флакк Альбин (Flaccus Albmus) (ok. 735—19.5.804), англосаксонский ученый и педагог раннего средневековья. Воспитанник, с 778 руководитель Йоркской школы. В 781 переехал с учениками в Зап. Европу. Ок. 790 глава Палатинской (придворной) школы, созданной Карлом Великим в Ахене, — осн. центра образованности в кон. 8—9 вв. в Зап. Европе, советник императора в делах культуры, школы и церкви. Развивал идеи распространения образования, к-рые нашли отражение в гос. политике Карла Великого. В 796 основал школу в монастыре святого Мартина в Туре, с 801 возглавлял её. А. — автор популярных в 9 — 11 вв. учебников философии, грамматики, риторики, математики (преим. компиляции из Боэция и Исидора Севильского), а также теологич. сочинений. В диалогич. форме учебников можно усмотреть не только дань традиции, но и отражение непосредственной шк. практики. А. призывал не презирать светские науки, обучать детей грамоте и диалектике, чтобы они могли достичь мудрости и, возмужав, в свою очередь обогащали бы сокровищницу знаний. Придавал значение разнообразию форм изложения материала, использовал загадки и отгадки, простые перифразы и сложные иносказания. Среди учеников А. — многие выдающиеся деятели Каролингского возрождения, педагоги, в т. ч. Рабан (Храбан) Мавр.

С о ч Opera omnia P, 1863 (Patrologiae cursus completus Series latina, ed I. P. Migne t 101)

Лит P а м м Б Я «Каролингское воз рождение» «УЗ ЛГПИ им M H Покров ского» 1940, №5, Фортунатов А А, Алкуин и его ученики «УЗ МГПИ им В II Потемкина», 1948, т 8, в 1, West A F, Alcum and the rise of the Christian schools, L, 1893, Edelstein W, Eruditio und Sapientia Weltbild und Erziehung in der Karolingerzeit Untersuchungen zu Alcum Briefen, Freiburg im Breisgau, 1965, В. И Уколова.

АЛТЫНСАРИН Ибрай [21.10(2.11).1841, урочище Аракарагай, ныне близпос. За-тобольск Кустанайской обл., — 18(30).7. 1889, Николаевск, ныне Кустанай], казах, педагог-просветитель, писатель, этнограф. Окончил (1857) школу при Оренбургской пограничной комиссии. В 1859- 1860 служил переводчиком там же. Первый учитель казах. С 1864 руководил Тургайским рус. кирг. уч-щем. С 1879 инспектор нар. уч-щ Тургайской обл. В мировоззрении А. отразилось влияние обществ.-пед движения 60 х гг. 19 в., прогрессивной рус. культуры На основе положений и инструкций МНП сформи ровал систему рус.-казах, школ, приспособленную к особенностям быта казахов. Включил в нее центральные двухклассные уч ща (по программе уездных уч-щ; 6 лет обучения), волостные уч ща с интернатами (по программе одноклассных нач. уч-щ; 4 года). Предусматривал также аульные (передвижные) школы (при жизни А. не открылись). Ввел в школах обучение на казахском (впервые) и рус. языках. При участии А. открыто 9 рус. казах, школ, а также Яковлевское ремесленное уч ще в Тургае (1883), киргизская (казах) учительская школа (1883, открыта в Орске, вскоре переведена в Оренбург). Основой шк. обучения считал родной и рус. языки, математику, естествознание. Создал первые казах, учебники- «Киргизская хрестоматия» (на материалах казах, фольклора, впервые записанных алфавитом на рус. графич. основе) и «Нач. руководство к обучению киргизов рус. языку» (изданы в 1879, в дальнейшем работал над их усовершенствованием). В учебниках использовал метод, идеи Н. И. Ильмин-ского, дидактич. приемы и материал уч. книг К. Д. Ушинского, И. И. Паульсона и др., нек-рые свои произведения для детей. Культурные связи с рус. народом рассматривал как необходимую предпосылку социального прогресса казахов. Убежденный сторонник реального образования. Считал необходимым открывать для казахов не только начальные, но и ср. и высш. уч. заведения

Соч. на казах. и рус. языках — Собр. соч в 3 тт., т. 2. А. А. 1976, на рус яз — Избр. произв., А. А, 1957.

Лит.: Ситдыков А. С, Пед идеи и просветительская деятельность И Алтын-сарина А -А, 1968 Д ж у м а г. у-л о в К Т И Алтынсарин и развитие культуры казах народа А А, 1984, [Ш а л а-баев К III, Каиржанова Б.1, Ибрай Алтынсарин (указатель лит-ры), А А, 1979. Г.А. Храпченков.

 

АЛЧЕВСКАЯ (урожденная Журавлева) Христина Даниловна [4(16).4.1841, с. Бор-зна, ныне город в Черниговской обл., — 15.8.1920, Харьков], деятель образования взрослых, педагог, литератор. Самостоятельно выучилась грамоте, занималась самообразованием.

Под влиянием просветительских идей русских демократов организовала в Харькове (1862) воскресную школу и преподавала в ней. После закрытия воскресных школ (1863) вела занятия у себя на дому.

В 1870 сдала экзамены на право преподавания и добилась офиц. разрешения на открытие школы для взрослых. В ней за 50 лет прошли обучение св. 15тыс. чел. Шко ла А. стала образцом и метод, центром воскресных школ России. Коллективом учительниц-энтузиасток под руководством А. разработана методика обучения грамоте взрослых и составлены мн. уч. пособия, в т. ч. указатель книг «Что читать народу?» (г. 1—3, 1884—1906). Св. 1500 рецензий в нем было написано А. Предложенная А. классификация книг по тема тич. отделам, возрасту, степени подготов ленности учащихся сыграла значит, роль в работе нар. домов, читален и т. д. При активном участии А обществ, комиссия учёных и педагогов Харькова, Киева и др. городов впервые составила систематич. курс обучения для взрослых, рассчитанный на 3 года и предусматривавший помимо элементарной грамоты изучение географии, истории, законоведения и др. Этот курс обучения лег в основу «Книги взрослых» (1-й год — 1899, 16 изданий; 2-й год — 1900, 12 изданий, 3-й год — 1900, 9 изданий), к рая использовалась во мн. воскресных школах России. А. разработала программу и методику бесед по лит-ре со взрослыми учащимися Представляла работу своей и др воскресных школ на рос. и междунар. выставках. Была избрана (1901) вице президентом Междунар. лиги образования.

Соч Полгода из жизни воскресной школы, СПБ 1895, Передуманное и пережи тое, M, [1912]

Лит.: X Д Алчевская Полувековой юбилей, M, 1912, Фридьева H Я, Жизнь для просвещения народа, М., 1963 (библ), Мухин М И Пед взгляды и просветительская деятельность X Д Алчев ской, К, 1979 (на укр яз).

 

АЛЬМЕДИНГЕН-ТУМИМ,Тумим-Альмединген, Наталия Алексеевна (1883, Петербург, — 1943, Ленинград), деятель в области дошк. воспитания. После окончания гимназии училась на Бестужевских курсах (1902—05) В 1909—17 ред. журналов «Воспитание и обучение» и «Родник», активный сотрудник Петерб. Фребелевского об-ва (с 1907). Одна из инициаторов и организаторов 1-го Всерос. съезда по семейному воспитанию (1912—13). С 1919 проф., в 1923—24 ректор Петрогр. ин-та дошк. образования, в 1925—29 зав. кафедрой дошк. педагогики ЛГПИ им. Герцена. В годы сов. власти разрабатывала организац. и метод, вопросы работы дет сада, в частности преемственности дет. сада и школы. Выступала за использование возможностей разл. пед. систем в практике обществ, дошк. воспитания. Была сторонницей оптимального сочета ния семейного и обществ, дошк. воспитания в рамках традиц. продолжительности работы дет. сада (4—6 час в день). Выпускала пособия для «нулевых» (подготовительных) классов, а также по вопросам пед. просвещения населения. В 30-е гг. исследовала историю заруб, дошк. педагогики. Составила первую отеч. хрестоматию по истории дошк педагогики, охватывающую период с кон. ср. веков до сер. 19 в (1940).

Соч Портфель дощк работника, М -П, 1923 (соавт), Дошк учреждения и внешний мир (работа с семьей и населением), М, [1924], Что такое дошк воспитание, М — П, 19242, Пед опыты и взгляды P Оуэна М, 1960 Л. H. Литвин.

АЛЬТ (Alt) Роберт (4 9.1905, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 13.12.1978, Берлин), педагог и деятель нар. образования ГДР, проф. (1946), д. ч. АН (1961), АПН (1970) ГДР. В 1924—28 учился в ун-тах Бреслау, Берлина и в Пед. академии (Франкфурт-на-Майне). До 1933 учитель, профсоюзный деятель. В 1941—45 узник фаш. концлагерей. С сер. 1945 директор первых курсов «новых учителей» (учителей-антифашистов), преподаватель Высш. пед. школы в Берлине. Зав. кафедрой педагогики (с 1952) Гумбольдтовского ун-та в Берлине. Один из учредителей (1947) Об-ва по распространению науч. знаний. Автор учебников для школ, трудов по организации нар. образования и по истории педагогики, среди к-рых фундаментальный «Атлас иллюстраций по истории школы и воспитания» («Bilderatlas zur Schul- und Erziehungsgeschichte», Bd l — 2, 1965—66). В «Лекциях о воспитании на ранних ступенях развития человечества» (изд. 1956) проанализировал зарождение организованного воспитания из спонтанных процессов передачи трудового опыта от старших поколений к младшим.

Соч.: Pädagogische Werke, Bd 1—2В., 1985—87 Die Industrieschulen, В. — Lpz., 1948; Erziehung und Gesellschaft, B., 1975; в рус. пер, — Прогрессивный характер педагогики Коменского, М., 1959.

Л. И. Писарева.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ (от лат. alter — другой), — «свободные III к о-л ы», в странах Зап. Европы и США неполные и полные ср. школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися. Возникли в кон. 60-х гг. 20 в. в развитых капитали-стич. странах в рамках антиавторитарных пед. движений. Наиб, распространение получили в США. Задача А. ш. — обеспечение индивидуализации и дифференциации преподавания большого числа элективных предметов и курсов обучения с помощью специализиров. уч. базы и методов. Представлены более чем 10 типами. «Открытые школы» действуют без разделения на традиц. классы с фиксиров. составом учащихся, чШ колы без стен» ориентируются на широкое использование воспитат. возможностей местной общины, к-рая в свою очередь оказывается объектом уч.-вос-штгат. работы. «У чебные цент-р ы» — специализированные, своего рода уч.-производств. комбинаты, открытые для всех школьников данной местности и посещаемые ими по собств. выбору или в течение одной уч. четверти, или один раз в неделю в течение уч. года. «М а г. и и тные школы» — уч. центры, привлекающие к себе учащихся для углублённого изучения конкретной области знания (уч. предмета, практич. курса). Будучи по сути внепрограммными уч. заведениями, они организуются при местных ун-тах, фабриках, больницах. «У чебные парки», крупнейшие из альтернативных внепрограммных уч. заведений, организуют многочисленные доп. курсы для старшеклассников по разл. предметам — от греч. яз. до собаководства и самолётовождения. «Уличные академии», в отличие от предыдущих А. ш., не дополняют обычное образование, а обеспечивают ср. образование молодёжи, по разным причинам, обычно социальным, его не получившей.

Лит.: Бурж. педагогика на совр. этапе, М., 1984. В. М. Пивоваров. АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип,

предписывающий сострадание к др. людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В истории культуры и в филос. этике идея А. формулируется, в противоположность эгоизму, как реакция на обособление интересов людей, их взаимоотчуждение.

О гуманистич. направленности А. свидетельствуют «золотое правило» нравственности и религиозная заповедь («Возлюби ближнего, как самого себя»). Как требование нравственности и человечности А. представляет одно из нормативных оснований морали и гуманизма. Предполагает самоотречение, ибо забота об интересе ближнего возможна, как правило, при ущемлении собств. интереса. Как принцип межличностных отношений А. конкретизируется во взаимосвязанных моральных предписаниях, соответствующих принципам: справедливости — «Поступай так, чтобы интерес др. человека не превращался для тебя в средство достижения собств. целей»; уважения — «В своих поступках не ущемляй интересы и права др. человека»; любви или соучастия — «Поступай так, чтобы интерес др. человека становился целью твоего поступка». Нередко А. отрицается как выражение христианско-бурж. морали и считается излишним в морали, провозглашающей основным принцип коллективизма. А. непосредственно воплощает человеч. идеал всеобщего братства и ведёт к утверждению отношений, противоречащих классово-корпоративным и патерналистским нормам. Практически он находит выражение в благодеянии, благотворительности. Р. Г. Апресян.

АМЕРЛИНГ (Amerling) Карел Славой (18.9.1807, Клатови, — 9.11.1884, Прага), чеш. педагог, философ, врач, естествоиспытатель. Последователь филос.-пед. идей Я. А. Коменского. Основал в Праге (1839) нац. воспитательное учреждение «Будеч» (Budec) как пед. центр для подготовки учителей и (впервые) учительниц нар. школ, где было организовано обучение ремесленно-худож. специальностям. Наряду с кабинетами и мастерскими там были музей, ботанич. сад, типография. В 1848—68 директор первой чеш. образцовой школы, при к-рой создал двухгодичные пед. курсы (позднее школа реорганизована в учительский ин-т его имени). В 1871 открыл леч.-воспитат. заведение для душевнобольных детей.

В области организации и содержания образования выступал сторонником принципа единой школы, к-рому следовал не только в организации, но и в создании обучения. В программе для чеш. нар. школ (1848) отводил ведущую роль естествознанию, ручному труду и родино-ведению, рекомендовал шире использовать наглядность в обучении. А. был автором уч.-метод. и наглядных пособий, составил первые в Чехии практич. пособия по химии, технологии, ботанике. Пропагандировал жен. образование. Большое значение придавал повышению уровня общего и проф. образования рабочих, преподавал в воскресной школе в Праге.

Деятельность А. сыграла значит, роль в развитии чеш. нац. школы. Установив связи со мн. учёными и педагогами славянских стран, А. способствовал утверждению идеи славянской взаимности.

Лит.: Dyma M.. Karel Slavoj Amerling — buditel a pedagog, «Pedagogika», 1957, te 5. Г. А. Касвии.

 

АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (p. 8.3.1931, Тбилиси), груз, педагог и психолог, д. ч. АПН СССР (1989—91), дер психол. наук (1973), проф. (1980). После окончания Тбилисского ун-та (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983—91 — директор), с 1987 — ген. директор эксперим. научно-пед. производств, объединения МНО Грузии.

С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов нач. обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения А. — «педагогика целостной жизни детей и взрослых» — строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы. — опираясь на всю полноту дет. жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить шк. занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления.

А. предлагает организацию такой дет. жизни, к-рая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия.

Нравств. основа дет. уч. кооперации в системе А. — способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между ст. и мл. детьми организуются путём шефской помощи дет. саду, нач. классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на неск. доступных учащимся уровнях, напр. обучение чтению — от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собств. учебника, в планировании ответов и т. п. Соч.: Основы формирования навыков письма и развития письм. речи в нач. классах, Тб., 1970; Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980; Созидая человека, ^., 1982; Здравствуйте, дети!, М., 1983; Воспитат. и образоват. функция оценки учения школьников, М., 1984; В школу — с шести лет, М., 1986; Как живете, дети?, М., 1986; Единство цели, М., 1987; Личностно-гуманная основа пед. процесса, Минск, 1990. В. В. Давыдов.

 

АМОРАЛЬНОСТЬ (от греч. а- — отрицат. приставка и лат. moralis — нравственный), крайняя форма разложения личности, выражающаяся в сознат. пренебрежении моральными нормами и ценностями. А. проявляется как бесчеловечность (враждебное, жестокое или своекорыстное отношение к человеку, животным) и как бесстыдство (презрение к обществ, мнению и правилам приличия). Аморальным людям часто свойствен цинизм. Аморальная личность формируется как в атмосфере неоправданной суровости, безразличия, постоянного дефицита положит, эмоций, при отсутствии необходимого воспитания, так и, наоборот, в результате вседозволенности, избалованности, потакания любым капризам. А. возникает в условиях анархии и неограниченной, бесконтрольной власти одних людей над другими, где избыток прав сочетается с бесправием (в закрытых воспитат. учреждениях, семьях авторитарного типа и др.). При этом особо значительна роль отрицат. примера окружающих, когда порочность торжествует, а добродетель оказывается беспомощной. Воспитанию иммунитета к А. способствуют демократизация и гуманизация обществ, отношений, а также повышение обществ, требований к личности, А. П. Скрипник.

 

АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение, расчленение), изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отд. сторон. А. существует в двух формах: практич. действия и мыслительной операции. Термин «А.»часто служит синонимом исследования вообще.

В индивидуальном развитии человека А. первоначально совершается в конкретных практич. действиях. Напр., форма предмета вычленяется ребёнком как отд. свойство сначала только через манипулирование предметами и лишь затем — с помощью зрения. А. проходит путь от наглядно-действенного к наглядно-образному и впоследствии — к словесно-логическому. Аналитич. мышление развивается от первоначального, элементарного А. предметов и явлений к их всё более широкому и глубокому изучению. При этом качества его как мыслительной операции зависят от характера умственной деятельности, от того, осуществляется ли она на эмпирич. или теоретич. уровне.

А. неразрывно связан с синтезом. Так, для понимания задачи недостаточно выделить только вопрос или только условие; А. искомого не может быть отделён от А. конкретных данных, их необходимо соотнести друг с другом, выделить связи внутри данных, а также между данными и искомым, т.е. вслед за А. произвести синтез. В рассказе о любом событии мысленно вычленяются отд. эпизоды и вместе с тем отмечается их связь друг с другом, зависимость одного от другого. Неразрывная связь А. с синтезом получила отражение в формуле «анализ через синтез» (С. Л. Рубинштейн), к-рая означает, что в процессе А. новые стороны предмета выявляются через включение их в разные контексты. Практически А. всегда выступает в связи не только с синтезом, но и с абстракцией, обобщением и др. мыслительными операциями. Напр., в геометрии для доказательства теорем, при решении задач нужно абстрагироваться от частного пространств, положения фигуры на чертеже, чтобы выделить существенные признаки геометрич. понятий.

Практически нет такой уч. задачи, к-рая не требовала бы А. Согласно пси-хол.-пед. исследованиям, задача на А. включает ряд действий (операций). Напр., в грамматике для выполнения одного из заданий на А. морфологич. структуры слова — выделение окончания — учащиеся должны уметь выполнить след, действия: изменить слово по падежам, числам, лицам; сравнить полученное слово с исходной его формой, обозначить формальную разницу. Решение матем. задачи включает ряд действий по А. её условий, умение фиксировать результаты А. в краткой записи или графически. А. худож. произведения может быть «по-образным», композиционным, по проблемам (поставленным автором), лексико-стилистическим и предполагает умение восходить от отд. сцен, эпизодов, компонентов к постижению идейно-худож. значения произведения. Активизация анали-тич. деятельности учащихся предполагает целенаправл. обучение приёмам А. Задача учителя состоит в том, чтобы не ограничиваться требованием произвести А. того или иного уч. материала, но и выделить соответствующие приёмы А. и организовать их усвоение. Разработка и активное формирование конкретных приёмов А. в процессе учения способствуют их превращению в общий приём мыслительной деятельности.

Лит.: Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Проблемы мышления в совр. науке, М., 1964; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986, гл. III—VI; С а л-мина Н. Г., С о хин а В. П., Обучение математике в начальной школе (на основе эксперим. программы), М., 1975.

А. Н. Ждан.

АНАЛОГИЯ (от греч. analogia — соответствие), вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. А. — один из общенауч. методов эмпирич. и теоретич. исследования. При умозаключении по А. знание, полученное из рассмотрения к.-л. объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для исследования, менее наглядный и т. п.) предмет (явление, процесс). А. не является строгим методом доказательства, поскольку заключения по А. делаются на основании частичного сходства между изучаемыми объектами. Однако применение А. часто приводит исследователя к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаемого объекта.

А. в обучении — пед. приём, заключающийся в установлении сходства в к.-л. отношении между изучаемыми предметами и явлениями, различными в остальных отношениях; необходимый элемент процесса обучения, применяемый в случае, когда невозможно использовать др. приёмы познания. А. может выступать как эвристич. приём, наводящий учащегося на открытие нового или указывающий метод или приём доказательства, путь решения задачи. Так, нек-рые теоремы стереометрии доказываются по А. с соответствующими теоремами планиметрии. К ней прибегают, если для изучения к.-л. явления, недоступного непосредств. наблюдению, используется его модель или производится сравнение к.-л. объектов с целью уяснения свойств одного из них (напр., понимание строения и функций организма человека по А. с организмом животного). А. содействует переносу знаний по образцу, когда решение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа. Вместе с абстракцией, анализом, синтезом, сравнением, индукцией А. способствует расширению познават. возможностей учащихся.

К А. необходимо относиться с осторожностью, сочетая её с более строгими формами доказательства и на конкретных примерах показывая недопустимость выводов по А. без достаточных оснований. Напр., в курсе истории учащиеся нередко рассматривают причины сходных событий разных эпох — восстаний, войн — только как аналогичные, но не выявляют при этом своеобразия причин и условий каждого из них; в нек-рых направлениях психологии закономерности процесса учения, полученные на животных, были неправомерно перенесены на человека (бихевиоризм); в одном из вариантов программированного обучения (Б. Ф. Скин-нер) обучение человека рассматривается по А. с дрессировкой животных.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия