Студопедия — Г. Москва. Телевидение как одно из важнейшеих диалогических средств коммуникации в современном мире
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Москва. Телевидение как одно из важнейшеих диалогических средств коммуникации в современном мире






Телевидение как одно из важнейшеих диалогических средств коммуникации в современном мире

 

Коммуникативный, диалогический аспект языка, включая, разумеется, и телевизионный язык, синтез аудио и визуального высказывания и шире – текстов, ныне исследуется в комплексе с семантическими проблемами. С позиции современной теории коммуникации риторическая доктрина античности – инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (языковое выражение) – представляют собой интегральную программу трансформации идеи в слово.

В теории массовой коммуникации разработаны модели реализации коммуникации с массовой аудиторией, которые содержат в качестве обязательных слагаемых компоненты, представленные в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948 году американским политологом Г. Лассуэллом: Кто сообщает – Что – По какому каналу – Кому – С каким эффектом. То есть, в текстах сообщений обязательными являются социальные компоненты, информационный, технический и психологический. Текст журналистского произведения выступает материальным посредником в информационном процессе, и модель срабатывает лишь в том случае, если высказывание доходит до аудитории неискажённым, понятным образом. Поэтому информацией считается лишь то, что принято и, в соответствии с замыслом коммуникатора, освоено аудиторией, находит у нее отклик. В связи с этим постоянной заботой журналиста становится повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов. Практические правила формируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса:

а) отображение действительности;

б) создание текста произведения;

в) освоение текста аудиторией;

Прагматический аспект в системе массовой коммуникации определяет компонент, играющий основную роль в функции воздействия. Опосредующим и главным звеном механизма отражения факта или реального события в тексте, который воспринимает массовая аудитория, является коммуникатор, составляющий авторский текст. От того, какая выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция текста, рассчитанного на определённый канал коммуникации, и какие коммуникативные средства используются, зависит идентичность реального события или факта и текста сообщения, воспринимаемого аудиторией. Такое взаимодействие с аудиторией на телевидении обеспечивает телевизионный журналист или модератор, как сейчас принято называть авторов и ведущих в передачах разговорного жанра (англ. moderator, – посредник, арбитр, регулятор). В связи с этим, тележурналисту приходится внимательно разбираться во всех тонкостях составных частей того, что влияет на создание удачного журналистского произведения, знать элементы содержания и формы, умело использовать различные избирательно-выразительные средства для того, чтобы эффективно воздействовать на потенциальную аудиторию.

Человек может выразить и воспринять мысль, идею, образ наиболее точно и недвусмысленно посредством слова. Специально организованный словесный ряд становится текстом журналистского диалога с аудиторией или его литературной основой, основой этого компонента журналистского диалога является сама жизнь во всех её проявлениях – люди, события, идеи, явления, факты. Главное – четко определиться с вопросами: «О чём писать и говорить?» – то есть обозначить тему, и «Зачем писать и говорить?» – обозначить идею. Наряду с этими вопросами на острие творческих поисков выдвигается еще одна проблема. Это проблема формы подачи материала, то есть, как осветить ту или иную проблемную тематику, вследствие чего образуется триада вопросов: «Что? Зачем? Как?», которые лежат в основе творческого успеха журналистского диалога и в целом телевизионной коммуникации.

В современных условиях конкуренции, необходимости приспосабливаться к динамично меняющейся картине мира достоянием телевизионного коммуникатора, автора, ведущего, модератора, участника диалога, становится гибкость мышления, умение общаться, развитие и совершенствование новых, в духе времени и его технологий, коммуникативных навыков. Интерес аудитории к телепрограммам поддерживается благодаря качеству и тематике материалов, известности и популярности ведущих. В жёсткой конкурентной борьбе между традиционными средствами массовой коммуникации победителем выходит тот, кто выбирает или создаёт наиболее эффективные способы создания смыслов, оптимальные модели психологического, социокультурного взаимодействия с аудиторией, ТВ-диалога.

По мере расширения коммуникативного пространства актуализируются социолингвистические и семантические проблемы, содержание текстов СМК, влияющих на жизненные процессы в соответствии со степенью освоения их различными категориями населения. Поэтому современная исследовательская парадигма анализа диалогического текста не может не опираться на широкий круг междисциплинарных связей и ряд научных направлений социологии, языкознания, филологии, теории информации, теории управления и теории коммуникации.

Таким образом, можно заключить, что телевидение является одним из важнейших диалогических средств коммуникации, обладающим значительным потенциалом воздействия на разные стороны жизни общества и отдельно взятого индивидуума. Это – особое средство общения с обширной аудиторией, осуществляющее идею связности, демократичности, проявления личностных творческих начал членов социума, консолидации общества.

О значении телевизионной коммуникации и информации в жизни каждого члена социума писатель и журналист Ю. Поляков в одном интервью, отвечая на замечание собеседника о том, что телевизор можно и не включать, выразился очень точно: «Можно не включать и воду в кране. Можно не есть. Не получается. Давно доказано, что потребление информации – такая же необходимость для человека, как потребление пищи. Почему заключённые тяжело переносят камеры-одиночки? Потому что люди страдают и от информационного голода».

Здесь можно добавить, что люди страдают и от отсутствия информации, и от возможности ее открытого обсуждения.

 

Литература:

1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

2. Березин В.М. Массовая коммуникация. Сущность, каналы, действия. М., 2004.

3. Бахтин М.М. 1961 год. Заметки.//Собрание сочинений в семи томах. Т.5. М., 1997.

4. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998.

5. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

 

 

Резепова Н.В.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия