Студопедия — Правила ведения консервационных и реставрационных работ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Правила ведения консервационных и реставрационных работ






6.1. Основным правилом ведения консервационных и реставрационных работ является обоснованность каждого вмешательства в современное состояние памятника. Во всех случаях обязательна консервация, все прочие операции вторичны.

6.2. Целью консервационных работ является сохранение материальной структуры произведения монументальной живописи. Консервация предусматривает укрепление всех основных элементов памятника: основания, грунта, красочного и защитного слоев без

раскрытия подлинной живописи из-под поздних прописей и других наслоений, а также без тонирования, воссоздания и других реставрационных операций.

6.3 Технология и последовательность выполнения всех реставрационных операций, рецептура применяемых растворов и смесей, требования к материалам определяются «Методикой реставрации».

Вначале выполняются все необходимые консервационные операции и только после того как обеспечена прочность подлинной живописи, можно приступать к удалению с нее поздних наслоений.

Отступление от этого общего правила допустимо лишь в исключительных случаях, когда вышележащие плотные слои записи, покрасок или шпаклевок мешают проведению укрепления подлинного слоя.

6.4. При укреплении методом инъекции расслоившихся и отставших от кладки штукатурок с живописью необходимо соблюдать следующие правила:

· для инъекционных отверстий используются имеющиеся в штукатурке выпады или трещины; новые отверстия просверливаются на фоновых и других наименее ответственных местах изображений;

· при укреплении живописи, еще не раскрытой из-под плотных записей и покрасок, инъекционное отверстие не должно попадать на ответственные участки подлинника; этим же правилом следует руководствоваться при установке кляммеров.

6.5. Применяемые реставрационные материалы должны:

· укреплять красочный слой и частично деструктурированную штукатурку без изменения их пористости и паропроницаемости, не создавая границу напряжений между укрепленными и неукрепленным слоями;

· обеспечивать оптимальную механическую прочность красочного слоя;

· клеевая пленка должна обладать запасом эластичности и характеризоваться стабильностью свойств во времени;

· растворяться в нетоксичных и малотоксичных растворителях;

· обладать стабильными свойствами в условиях эксплуатации памятника (выдерживать перепады температур от +40 до -40 С0 и относительной влажности от 30 до 90 %, быть атмосферо- и светостойким, а также не адсорбировать и не удерживать загрязнения;

· не искажать декоративные свойства живописи (цвет и фактуру), а также не препятствовать повторным реставрациям.

6.6. В процессе реставрации самым ответственным является раскрытие авторской живописи из-под поздних записей, малярных покрасок и других наслоений. Метод раскрытия определяется на стадии предварительного исследования памятника при проведении пробных работ. При наличии нескольких разновременных слоев записи раскрытие ведется послойно с фиксацией и описанием каждого из слоев; при наличии штукатурных вставок с дополнениями утраченной живописи обеспечивается их сохранение, даже если они сильно отличаются от изначальной живописи стилистически и тонально. Удаление таких вставок, как и одновременное удаление нескольких слоев записи, допускается лишь по решению реставрационной комиссии в тех случаях, если они не представляют ни исторической, ни художественной ценности.

6.7. При раскрытии живописи из-под записи оставляются контрольные участки с послойным раскрытием. Места для них должны определяться заранее с таким расчетом, чтобы они не мешали восприятию полностью раскрытой реставрированной живописи. Решение об оставлении или удалении контрольных участков принимает реставрационная комиссия.

6.8. Если методикой предусмотрены мероприятия по отслоению разновременных живописных слоев, то должны быть приняты меры по обеспечению сохранности снятых фрагментов росписей.

6.9. Снятие стенной живописи и перенос ее на новое основание допустимы лишь как крайняя мера, когда нет других возможностей для ее спасения. При этом следует стремиться, чтобы перенесенная стенопись могла быть смонтирована на прежнем месте. Необходимость снятия живописи со стены и монтирования ее на другую основу определяется реставрационной комиссией, которая дает разрешение на проведение этой операции.

Возможность снятия живописи со стены вместе со штукатуркой или только одного красочного слоя определяется реставраторами в зависимости от конкретных условий.

Выбор нового основания и способа монтировки делается с учетом условий, в которых снятые фрагменты в дальнейшем будут храниться или экспонироваться.

 

6.10. При осуществлении работ по приведению памятника к экспозиционному виду необходимо особенно тщательное соблюдение рекомендаций по проведению тонировок и дополнений.

На сохранившихся слоях монументальной живописи древних памятников (до сер. ХVIII в. включительно), на выдающихся по своим художественным качествам памятниках последующих столетий какие-либо дописи, воссоздания категорически запрещаются, за исключением легких тонировок на штукатурных чинках или на местах полной утраты авторского красочного слоя. Под тонированием в этом случае подразумевается лишь погашение тона участков грунта без живописного слоя посредством использования прозрачных монохромных или полихромных обратимых красочных составов минимальной цветовой насыщенности. Тонировки, по плотности и цвету почти приближенные к авторской живописи, изменение рисунка и колорита сохранившихся участков подлинника недопустимы ни при каких обстоятельствах и мотивировках.

Воссоздание утраченных участков древней росписи допускается только по решению реставрационной комиссии при наличии эскиза и научного обоснования.

6.11. При реставрации живописи в памятниках ХVIII – ХХ вв. могут быть допущены элементы воссоздания и тонировки, в цвете и тоне приближенные к авторским слоям.

Метод воссоздания избирается, исходя из достоверных данных

(архивных сведений, сохранившихся образцов, аналогий и пр.).

В декоративно-орнаментальных росписях ХVIII – ХХ вв. допустимо восстановление фонов (вышпаровка) и орнамента по сохранившемуся рапорту.

6.12. Принципы приведения памятника к экспозиционному виду (тонирование, схематическая реконструкция или воссоздание) обсуждаются реставрационной комиссией.

На основании рекомендованного комиссией принципа исполнения реставраторы должны подготовить образец, который принимается тем же составом комиссии.

6.13. Метод тонировки или воссоздания может быть выработан только по окончании консервации и раскрытия всего произведения монументальной живописи, в крайнем случае, всей живописи в пределах крупного архитектурного компартимента.

Какие-либо тонировки в процессе раскрытия живописи недопустимы.

 

7. Организация реставрационного процесса на объекте

7.1. Консервационные и реставрационные работы на произведении монументальной живописи должны проводиться только после завершения предварительных исследований живописи и изучения истории памятника, выполнения фотофиксации и описания состояния живописи до реставрации, утверждения сметной и научно-реставрационной документации, а также только после завершения архитектурной реставрации и всех видов ремонтно-строительных работ и после очистки помещений, настилов лесов и подмостей от строительного мусора. Проведение консервации и

реставрации живописи в помещениях, где не завершены общестроительные работы, категорически запрещается.

До начала ремонтно-строительных работ или архитектурной реставрации, а также в процессе этих работ на произведениях монументальной живописи можно выполнять только противоаварийные и профилактические работы.

7.2. При комплексных ремонтно-строительных работах в памятнике и при участии в работах нескольких реставрационных, строительных, монтажных и других организаций генподрядчиком должны быть составлены единые ПОР (проект организации работ) и календарный график, в которых предусматривается очередность и правила ведения всех видов ремонтных и реставрационных работ, а также работ, связанных с эксплуатацией и приспособлением к использованию памятника архитектуры.

В ПОР должны быть предусмотрены:

· очередность и порядок проведения реставрационных работ;

· профилактические меры защиты живописи и предметов декоративно-прикладного искусства от возможных повреждений и загрязнений при производстве монтажных и реставрационных работ;

· устройство лесов, подмостей, подъемных приспособлений, подводка освещения на каждое рабочее место;

· устройство мест для складирования и хранения материалов, инвентаря и инструментов, хранения и сушки спецодежды;

· обеспечение объекта водой;

· устройство бытовок, туалетов, мест для сбора мусора и стока грязной воды;

· бесперебойное снабжение материалами, инструментами, инвентарем;

· меры по организации техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности;

· в неотапливаемых помещениях – устройство временного отопления (по необходимости).

7.3. Установка лесов и подмостей для реставрации монументальной живописи должна выполняться в основном по индивидуальным проектам с учетом специфики реставрации монументальной живописи. Рекомендуется располагать настилы и стойки так, чтобы они не закрывали наиболее значительных частей изображения.

Упоры лесов следует устанавливать только на разгранках между композициями или на фоновых частях. Перед установкой упора следует проверить прочность красочного слоя и штукатурки. Между упором и штукатуркой делается мягкая прокладка.

Ширина настилов должна обеспечивать возможность проведения фотофиксации.

Запрещается вносить в помещение и использовать для установки лесов сырую, неошкуренную, зараженную биовредителями древесину.

Запрещается обрабатывать древесину лесов антеперенами рядом с росписями. Такую обработку следует проводить в ином помещении или на улице.

7.4. При работе растворителями и другими токсичными материалами объект должен быть обеспечен вытяжкой и приточной вентиляцией, небьющейся посудой с притертыми пробками для хранения этих материалов. Все работники должны пройти инструктаж по пользованию токсичными материалами.

7.5. Для проведения реставрации настенной живописи в неотапливаемых помещениях в зимнее время возможно устройство временного отопления (при условии, если оно рекомендовано специалистами). Отопление следует устанавливать по согласованному с органами охраны памятников проекту, в котором должны быть указания на допускаемые расчетные параметры температуры и влажности воздуха на период реставрации памятника и эксплуатации временного отопления.

При эксплуатации временной отопительной системы следует руководствоваться следующим:

· в зимнее время отопление должно постоянно обеспечивать рекомендованную проектом температуру как в рабочее, так и в нерабочее время, не допуская больших суточных колебаний;

· включение отопления на объекте должно производиться в осеннее время, до начала промерзания стен и сводов;

· в помещении должны быть установлены приборы для постоянного наблюдения за температурой и влажностью;

· в случае отклонения от установленных проектом норм температуры и влажности необходимо принимать меры к их урегулированию.

7.6. При необходимости проведения реставрации стенной живописи в залах или хранилищах музея при сохраняющейся экспозиции эти работы могут быть начаты только после согласования режима работ с главным хранителем музея.

Должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие защиту всех экспонатов от возможных повреждений и загрязнений.

7.7. На произведении монументальной живописи непосредственным руководителем реставрационных работ является руководитель бригады художников-реставраторов, который несет ответственность за методическую направленность работ.

В обязанности руководителя бригады входит:

· организация труда бригады с рациональным использованием рабочего времени, материалов, оборудования и инвентаря с соблюдением последовательности выполнения реставрационных процессов;

· распределение работы между членами бригады в соответствии с квалификацией каждого реставратора;

· контроль за соблюдением каждым реставратором методики и технологии реставрации, проверка качества работ;

· организация проведения исследований, участие в исследованиях произведения;

· организация фотофиксации и других видов фиксации реставрационных процессов;

· участие в составлении сметной и научно-реставрационной документации.

7.8. К самостоятельному выполнению консервационных и реставрационных работ допускаются только реставраторы, имеющие стаж работы по монументальной живописи не менее 10 лет. Сложность поручаемых работ должна соответствовать специализации реставратора.

7.9. При комплексных реставрациях или ремонтах архитектурных памятников категорически запрещается использовать помещения, в которых имеется монументальная живопись, под склады строительных материалов и конструкций, а также под временные мастерские.

7.10. В тех случаях, когда на одном объекте работает несколько бригад художников-реставраторов, для соблюдения единого метода и принципов реставрации руководителю работ рекомендуется назначить из числа бригадиров одного ответственного исполнителя.

 

8. Научно-реставрационная документация

8.1. В состав научно-реставрационной документации входят:

· реставрационное задание;

· программа научно-исследовательских и экспериментальных работ;

· отчет о научно-исследовательских работах;

· историческая справка;

· схемы-картограммы, фотографии, описания, фиксирующие состояние живописи до реставрации, в ходе ее и по окончании;

· методика проведения реставрационных работ;

· протоколы комиссий и акты приемной комиссии;

· отчет о консервационно-реставрационных работах.

8.2. Программа научно-исследовательских и экспериментальных работ разрабатывается в тех случаях, когда необходимо проводить комплексные исследования с привлечением специалистов смежных профессий: археологов, историков искусств, архитекторов, физиков, химиков, биологов, специалистов по температурно-влажностному режиму и других.

Программа состоит из следующих разделов:

· историко-архивные изыскания;

· изучение иконографии, атрибуция;

· исследование технического состояния;

· фотофиксация;

· проведение комплекса физико-оптических и химико-аналитических исследований;

· изучение биологических вредителей;

· проведение пробных реставрационно-консервационных операций;

· подготовка и оформление отчета о научно-исследовательских и экспериментальных работах.

8.3. Программа составляется научным руководителем работ, согласовывается с реставрационной комиссией и заказчиком.

8.4. На основании Программы государственный орган охраны памятников выдает разрешение на проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ непосредственно на памятнике.

8.5. Основным документом, определяющим характер и технологию консервационно-реставрационных работ, является «Методика реставрации произведения монументальной живописи».

8.6. Для каждого конкретного произведения монументальной живописи разрабатывается своя методика проведения реставрации. В ходе реставрации методика может уточняться, дорабатываться, в нее могут вноситься необходимые изменения.

В случаях использования ранее разработанных методик, апробированных на аналогичных объектах, необходимо обоснование возможности их применения на данном объекте.

8.7. Методика реставрации разрабатывается подрядчиком. В некоторых случаях проект методики может быть разработан в другом научно-реставрационном учреждении.

8.8. Проект методики передается на согласование в государственные органы охраны памятников. К нему прилагаются копия лицензии исполнителя и отзыв (отзывы) рецензентов-экспертов и специалистов в области реставрации монументальной живописи. По решению государственных органов охраны памятников проект методики до согласования может быть направлен на рассмотрение в экспертный совет Росохранкультуры.

8.9. После внесения необходимых дополнений и исправлений проект методики согласовывается как «Методика реставрации произведения монументальной живописи (приводится название произведения)». Она содержит выводы из результатов научно-исследовательских работ и собственно методику, в которой приведены рецептуры, способы и последовательность проведения всех консервационных и реставрационных операций.

После согласования методика становится самостоятельным документом, в соответствии с которым проводятся реставрационные работы. Соблюдение положений методики для исполнителей обязательно.

Изменения и дополнения к методике согласовываются с реставрационной комиссией.

8.10. Примерная структура методики:

· титульный лист с указанием объекта реставрации, названием подрядчика, фамилий руководителя работ и авторов методики;

· введение (задание на реставрацию, краткая выписка из исторической справки);

· выводы по итогам научно-исследовательских и экспериментальных работ;

· характеристика рекомендуемых консервационных материалов (техническое наименование, ГОСТ или ТУ, мотивировка выбора);

· методика реставрационных операций и их последовательность;

· требования по технике безопасности при работе с химреактивами.

8.11. В «Отчете о научно-исследовательских и научно-экспериментальных работах» обобщаются результаты научных исследований и экспериментальных работ. Отчет должен включать в указанной последовательности:

· титульный лист;

· список исполнителей в алфавитном порядке с указанием занимаемой должности, ученой степени, звания, реставрационной квалификации; далее указывается номер раздела отчета, составленного данным исполнителем или выполненная им часть НИР;

· реферат о проведенных НИР объемом не более 1 страницы;

· содержание (оглавление);

· основная часть;

· приложения.

Основная часть отчета о НИР включает следующие разделы:

1. Введение.

2. Краткая историческая справка о памятнике.

3. Технико-технологическая характеристика памятника.

4. Характеристика температурно-влажностного режима в памятнике.

5. Описание технического состояния памятника.

6. Общая характеристика физико-химических и биологических факторов, отрицательно воздействующих на сохранность стенописи.

7. Описание научно-экспериментальных (пробных) работ по разработке методики реставрации (или внедрения существующей).

8. Проект методики реставрации памятника.

9. Фотодокументация.

В приложениях могут быть даны дополнительные сведения о памятнике и проведенных на нем работах.

Примечание. Данная структура отчета по НИР предусматривает проведение научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ по полной программе. В случаях проведения лишь отдельных видов исследований их результаты оформляются в виде заключений. Заключение подписывается ответственными исполнителями и руководителем работ. Заключение прилагается к общему отчету о реставрации.

8.12. Отчет о НИР подписывается руководителем и исполнителями, после чего представляется в государственный орган охраны памятников и передается заказчику.

8.13. По результатам проведения научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ и в соответствии с представленным отчетом заказчик, в случае необходимости, уточняет ранее сформулированные положения и требования соответствующих разделов «Задания на исследования и реставрацию». При необходимости в новой редакции «Задания» может предусматриваться проведение сопутствующих реставрационным работам научных исследований и экспериментальных работ. Отчет по этому виду НИР может оформляться самостоятельно или входить в итоговый отчет в качестве промежуточного раздела.

8.14. Рабочим и фиксирующим отчетным материалом при реставрации монументальной живописи являются фотографии и схемы-картограммы.

8.15. Фотофиксация реставрируемого объекта обязательна. Она фиксирует общий вид композиции (или отдельного изображения) и их деталей, показывающих степень сохранности живописи и характер разрушения (трещины, шелушения, распыления и т.д.).

8.16. Общие требования к фотографиям:

· черно-белые фотографии изготавливаются размером 18х24 см;

· фотосъемка объекта до реставрации, в процессе ее и после завершения работ должна производиться с одной точки;

· в качестве дополнения может быть выполнена цветная фотосъемка;

· в кадре должны быть масштабная линейка, ч/б (и цветовая) шкала;

· фотографии должны быть четкими, на них должны быть хорошо видны разрушения и др. дефекты; при сопоставлении фотографий, фиксирующих разные стадии работ, результаты реставрационных работ должны быть хорошо видны;

· негативы и контрольные отпечатки передаются в архив реставрационной организации. Регистрационные номера негативов проставляются под фотографиями, прилагаемыми к отчету.

8.17. Схемы-картограммы графически дополняют текст отчета и фиксируют основные состояния памятника: до реставрации и в процессе.

Основным назначением схем-картограмм является фиксация местоположения живописи в памятнике архитектуры, степени ее сохранности и послойного состава. Кроме того, на схемах-картограммах должны отмечаться виды разрушений памятников и зоны их распределения, места отбора проб, проведенных научно-

экспериментальных и реставрационных работ. Особенно важно их значение для фиксации скрытых видов разрушений и реставрационных работ.

8.18. На схемах в избранном масштабе делается чертеж развертки стены (свода, плафона и т.д.) или их элементов. В виде схематической прориси наносится рисунок композиций и условными знаками в цвете или графически показываются различные виды повреждений, поздних дополнений и места проведенных реставрационных работ. Рисунок композиции делается схематично, но изображение должно воспроизводить характерные особенности оригинала с соблюдением избранного масштаба.

Примечание. Вместо развертки стены могут применяться чертежи разрезов памятника, а для куполов и сложных сводов – их проекции.

8.19. Схема-картограмма должна быть удобна для работы с ней. Следует по возможности избегать очень больших размеров. Рекомендуется, чтобы лист схемы не превышал стандартные размеры чертежного листа.

Выбор масштаба схемы зависит от общего размера стены памятника или группы композиций, помещаемых на одном листе, от размера изображения оригинала, от степени насыщенности схемы линиями рисунка и условными знаками. Наиболее предпочтительны масштабы 1:20 (в некоторых случаях 1:40 и 1:50) для памятников с крупными изображениями и 1:10 при мелких изображениях.

Схемы, фиксирующие работы в памятнике и входящие в общий отчет, следует делать в едином масштабе.

Схемы сопровождаются пояснительными надписями и условными обозначениями.

8.20. Итоговый отчет о реставрации произведения монументальной живописи (о полном комплексе работ или этапе) содержит:

· титульный лист установленной формы;

· реферат объемом 0,5 – 1 стр., содержащий краткие сведения о проведенной работе, о времени и месте реставрации в памятнике, об объеме отчета, количестве томов, фотографий и схем, об основных видах работ, о промежуточных отчетах;

· содержание (оглавление);

· список исполнителей;

· перечень сокращений, символов, специальных терминов с их определением;

· основную часть, в которую входят: введение, историческая справка, краткое иконографическое описание сюжетов, описание состояния живописи до реставрации (при необходимости – конструкций здания) по результатам визуального обследования и по данным других видов исследований, описание зондажей, пробных расчисток и укреплений с выводами по этим пробам, описание выполненных в ходе реставрации работ, включая натурные, лабораторные, архивные исследования и виды фиксации этих работ с указанием исполнителей и результатов, данные о температурно-влажностном режиме, методика, атрибуция живописи (если проводилась);

· заключение, в котором даются выводы о проведенной реставрации, рекомендации;

· список использованной литературы;

· перечень фотографий и схем;

· приложения.

· В состав приложений входят: задание на реставрацию, протоколы заседаний реставрационных советов и комиссий, заключения лабораторий о проведенных исследованиях, схемы-картограммы, фотографии, слайды, выкраски с зондажей (если выполнялись).

8.21. Если какие-либо из перечисленных разделов содержатся в ранее подготовленном отчете о научно-исследовательских и научно-экспериментальных работах, в итоговом отчете необходимо сделать соответствующие указания. Прилагать утвержденную методику к итоговому отчету обязательно.

8.22. Отчетным документом по реставрации фрагментов монументальной живописи, находящихся на музейном хранении или передаваемых на музейное хранение, является реставрационный паспорт, используемый для движимых памятников истории и культуры.

8.23. Срок сдачи итоговой отчетной документации – не позднее чем через 3 месяца после приема работ комиссией.

 

9. Контроль за производством реставрационных работ

9.1. Государственный контроль за своевременным и качественным проведением консервационно-реставрационных работ осуществляется государственными органами охраны памятников.

9.2. В процессе проведения консервационно-реставрационных работ на произведении монументальной живописи осуществляется научно-методический контроль.

9.3. Научно-методический контроль за ведением консервационно-реставрационных работ на произведении монументальной живописи в памятниках федерального значения осуществляется реставрационной комиссией с участием представителей государственных органов охраны памятников и заказчика. (Приложение, п.4.4.)..

9.4. Задача научно-методического контроля – обеспечение соблюдения методических принципов ведения реставрационных работ, наблюдение за практическим осуществлением утвержденной методики консервационно-реставрационных работ.

9.5. Реставрационная комиссия рассматривает и решает методические вопросы ведения реставрационных работ, конкретизирует задание на реставрацию, программу научно-исследовательских работ, методическую направленность, очередность и характер каждого этапа консервационно-реставрационных работ, проверяет их качество и профессиональный уровень, соответствие методике, своевременность и достоверность документальной фиксации, следит за выполнением методических рекомендаций.

9.6. Результаты работы реставрационной комиссии оформляются в виде заключений или протоколов, подписанных всеми членами комиссии, доводятся до сведения органов охраны памятников, заказчика, подрядчика и других заинтересованных организаций.

9.7. Решения комиссии с участием представителей государственных органов охраны памятников являются обязательными как для заказчика, так и для исполнителя работ.

9.8. Руководитель бригады художников-реставраторов к каждому заседанию комиссии обязан представлять рабочую документацию – фотофиксацию, схемы-картограммы, другую документацию на объем работ, представляемых на рассмотрение комиссии.

 

9.9. Постоянный надзор на местах за ведением реставрационных работ и выполнением рекомендаций комиссий осуществляют местные государственные органы охраны памятников и научно-реставрационный совет подрядчика.

 

 

10. Сдача и прием завершенных реставрационных работ

10.1. Сдача и прием завершенных реставрационных работ на произведениях монументальной живописи осуществляются соответственно руководителем работ и реставрационной комиссией.

10.2. К сдаче должна быть подготовлена вся необходимая документация с заданием, отчетом о НИР, методикой, протоколами всех проводившихся на объекте заседаний, фотодокументацией, результатами анализов, заключениями экспертов. Прием работ производится с лесов. Не допускается убирать леса до приема работ, равно как и принимать законченные работы с уровня пола. Комиссия сверяет отреставрированные росписи в натуре с фиксационной документацией.

10.3. По итогам сдачи и приема реставрационных работ составляется акт или протокол с обязательной оценкой профессионального уровня выполненной реставрации. Акт (протокол) подписывается всем членами комиссии.

10.4. Реставрационные работы считаются сданными только после оформления акта (протокола) приема завершенных работ.

10.5. Отчетная документация с приложением акта (протокола) приема реставрационных работ в течение 6 месяцев после завершения работ передается Заказчику и представляется в государственный орган охраны памятников.

 

 

11. Ответственность за сохранность реставрированного произведения монументальной живописи, наблюдение за его сохранением

11.1. Пользователь (собственник) здания несет ответственность за сохранность находящихся в нем произведений монументальной живописи.

11.2. Ответственность за качество проведенных реставрационных работ несёт исполнитель реставрационных работ.

11.3. Регулярный контроль за сохранением реставрированных произведений монументальной живописи обеспечивается местными органами охраны памятников.

11.4. На каждом памятнике должен иметься журнал фиксации состояния его сохранности с указанием параметров температурно-влажностного режима и фиксацией мелких профилактических операций.

Профилактические работы более серьезного характера сопровождаются

фотофиксацией и оформляются актом, который передается пользователю и в

государственные органы охраны памятников.

 

 

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 586. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.058 сек.) русская версия | украинская версия