Студопедия — Ульяновск, 2008 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ульяновск, 2008 15 страница






ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ («маугли», «дети джунглей») — люди, выросшие в изоляции от человеческого общества, среди живот­ных, в результате чего навсегда утратившие возможность достичь нормального психического, умственного развития. Появление таких людей ярко подтверждает соц. характер человека, огром­ную роль соц. окружения и воспитания в процессе становления личности.

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ — трактовка сущности воспи­тания, его принципов и ценностей как взаимодействие общече­ловеческого, конкретно-исторического и национального компо­нентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО - научное направление, к-рое на основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных воп­росов, предлагает варианты их решения, к-рые могут сделать ус­пешной интеграцию сил общества с целью повышения культур­ного уровня народа.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - общая теория, рассматри­вающая образование с позиций аксиологии, онтологии, гносео­логии, антропологии как особую область социокультурной гума­нитарной практики, функционирующую на принципах сочетанияиндивидуального и соц. в образовании, целостности, универсально­сти и фундаментальности, профессионализма и нравственности, гуманизации и гуманитаризации, единства национально-государствен­ных и общемировых начал в образовании (подход, разрабатываемый Н. П. Пищулиным и Ю. А. Огородниковым).

ФЛЕГМАТИК — см. Темперамент.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (Отец Павел) (1882— 1937) — религиозный мыслитель и ученый. Основные работы: «Философия культа», «Иконостас», «Детям моим. Воспомина­ния прошлых дней», «Имена» и др. Отстаивал духовные ценнос­ти православия. Деятельность человека, не ограниченная выс­шими ценностями, неизбежно приводит к культу крайнего индивидуализма в области искусства, к культу оторванного от жизни знания — в области науки, к культу хищничества — в области хозяйства, к культу личности — в области политики. За­ложил основы философии генеалогии, к-рая была для Ф. свое­образной педагогикой: история рода должна давать нравствен­ные уроки и задачи. Подошел к понятию духовного генотипа: «Только при... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к вла­сти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к лю­дям, не завидовать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.

ФОРМА (в пед.) — способ существования учебно-воспитатель­ного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления. Формы организации воспитательного процесса — формы, в рам­ках к-рых осуществляется воспитательный процесс; система целе­сообразной организации коллективной и индивидуальной деятель­ности воспитанников. Ф. о. в. п. складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспи­тания, физического и т. д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные). * Формы организации обучения — внешнее выражение согласо­ванной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в оп­ределенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, до­полнительные занятия.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс развития и ста­новления личности под влиянием внешних воздействий воспита­ния, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к.-л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта обще­ственных отношений.

ФРОНДЕРСТВО — одно из проявлений трудновоспитуемости воспитанников, выражающееся в недовольстве, причем не по су­щественным, а по личным, непринципиальным мотивам, из духа противоречия.

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние нарастающего внут­реннего напряжения, возникает при наличии реальных или мни­мых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разо­чарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и др. отрицательными переживаниями.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - назначение, роль, ради к-рых возник и существует организованный и целе­направленный пед. процесс. Ф. п. п. подразделяются на образова­тельные (реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей), воспитывающие (заключаются в формировании системы ценностных ориентации и отношений в процессе воспитания и обучения), развивающие (представляют собой развитие и формирование познавательных психических про­цессов и свойств личности, логических приемов, операций, суж­дений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей), социализирующие (проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой обществен­ных отношений и соц. приемлемого поведения).

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ — 1) законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздей­ствий; 2) операции, действия субъекта управления, соответству­ющие стадиям управленческого цикла. Ф. у. учебно-воспитатель­ной системой по организационно-пед. содержанию разделяются на целевые, социально-педагогические, организационно-педагогиче­ские, инструктивно-методические, административно-хозяйственные. ФУРКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - построение учебного плана в старших классах средней общеобразовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.), с преимуще­ственным вниманием к определенной группе учебных предметов.

X

ХАРАКТЕР (от греч. charakter - печать, чеканка) - совокуп­ность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, др. людям, самому сеое, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляю­щаяся в стиле деятельности и общении. Зная X. человека, можно до известной степени предвидеть его поведение в той или иной ситуации. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, к-рый определяет форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его на­правления.

ХАРИЗМА (от греч. charis — подарок) — наделение лично­сти свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безо­говорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персони­фицировать свои идеалы в процессе сплочения. X. чаще возни­кает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизма­тическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи становятся поводом к его прославлению (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения— как непости­жимая мудрость). Определенной харизматичностью наделяются авторитетные учителя, к-рым дети приписывают не всегда при­сущие им свойства. Это явление носит еще название иррадиация авторитета.

ХОЛЕРИК — см. Темперамент.

ХОЛИСТСКИЙ ПРИНЦИП (от греч. holos - целый, весь) -методологический принцип целостности: целое больше суммы со­ставляющих его частей. Этот принцип начинает широко использо­ваться в трактовке пед. явлений и раскрытии их сущности: целост­ный пед. процесс, целостное формирование личности в пед. взаимодействии и т. п.

ЦЕЛЬ — 1) один из элементов поведения, сознательной дея­тельности, к-рый характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее дости­жения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека. Целеполагание педагогическое — сознательный процесс выяв­ления и постановки целей и задач пед. деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформиро­вать общественные цели в цели совместной деятельности с вос­питанниками.

Целесообразность педагогическая — мера пед. вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и воз­можностей для самовыражения самому воспитаннику. Цель воспитания — теоретическое обобщение и выражение по­требностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и каче­ствам, умственному, физическому, нравственному, эстетическо­му развитию и отношению к жизни.

Цель образования — образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель Ц. о. — передача как можно более полного объема накоп­ленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная мо­дель — подготовка учащихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, к-рая поддерживает развитие соц. общности и его собственное развитие. Интенсивная модель — подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.

Цель педагогическая — результат взаимодействия педагога и уча­щегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с к-рыми затем отби­раются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.

Цель педагогического исследования — выявление причинно-следственных связей и закономерностей в пед. явлениях и разра­ботка на их основе теорий и методик.

ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ — общественно значимые для личности, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; соц. одоб­ряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. с. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направ­лен пед. процесс.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ -один из основных показателей сплоченности группы, фиксирую­щий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отноше­нию к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - 1) избирательное отноше­ние человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

ЦЕРЕМОНИЯ — последовательность действий, имеющих сим­волическое значение, посвященных празднованию к.-л. событий или дат. Ц. в учебно-воспитательных учреждениях необходимы для придания торжественности и красочности отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формировании детского коллектива придавал А.С.Макаренко.

Ч

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — относительно устойчивое качество лич­ности, являющееся компонентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсияинтроверсия, тревожность, ригидность и др.

ЧЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - при­знание обществом и осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессиональ­ного долга.

ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.

Ш

ШАГ ПРОГРАММЫ (в программированном обучении) — доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или пере­ходе к следующему шагу.

ШКОЛА — соц. институт, общественно-государственная сис­тема, призванная удовлетворять образовательные запросы обще­ства, личности и государства.

Школа демократическая — школа, в к-рой административное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффек­тивно действующим общественным управлением. Ш. д. предостав­ляет учащимся возможности для их индивидуального самосовер­шенствования при условии соблюдения правил коллективной

жизни. Основными принципами жизнедеятельности Ш. д. являют­ся строгое соблюдение Устава школы, основанного на демокра­тических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор уча­щимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей и учащихся, возможность самостоя­тельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.

Школа как культурно-образовательное пространство — об­разовательное пространство, в к-ром культивируется личностный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей. Школа как развивающаяся система — школа, в к-рой сохраня­ется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрож­дается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

Школа как функционирующая система — школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устой­чивый стабильный результат. Инновации осуществляются, но но­сят эпизодический характер.

Школа русская национальная — направление в русской педаго­гике в XIX в., выражающее общенациональные идеи. Было пред­ставлено К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзиным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, осо­бенно идеи о народности воспитания К. Д. Ушинского, возбужда­ли у современников интерес и формировали национальную пози­цию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В. Н. Со-рока-Росинский (1882—1960) при организации русской нацио­нальной школы предлагал руководствоваться двумял принципами: анализом всей совокупности реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направ­ления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни России. В настоящее время начинается возрождение Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литера­тура, православие, возрождаются духовные традиции русского народа.

Школа труда — направление в педагогике, сочетающее всесто­роннее воспитание детей с выработкой у них определенного ком­плекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказана представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудо­вой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и образо­вании большое значение придавали идеологи Реформации, мно­гие педагоги Нового времени (Я. Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др.). У Д.Дьюи труд составлял системообра­зующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Пред­ставители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного, грамотного работ­ника, способного быстро менять виды деятельности, самостоя­тельно принимать решения, заниматься самообразованием. Од­ним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Совет­ская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.

Школа учебы — направление в педагогике, сложившееся в XVIII— XIX вв. Основывается на детальной регламентации учебного про­цесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию ин­теллекта посредством приобщения к книжному знанию, ориен­тирована на знания, умения, навыки. Базируется на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методиче­ского обеспечения, создает условия для успешной работы массо­вого учителя.

Школа малокомплектная — школа, в к-рой из-за недостаточ­ного количества детей создаются разновозрастные, с малой на­полняемостью (по 2—3 человека в каждом) класс, и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным пла­нам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, не­полные средние и средние. Ш. м. открываются, как правило, в сель­ской местности.

Школы воскресные — общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в к-рых проводилось по вос­кресеньям. Открывались в России с середины XIX в. для неграмот­ных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников. В насто­ящее время возрождаются религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваивают основы того или иного вероучения.

Школы-коммуны — 1) учебно-воспитательные заведения, со­зданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки во­просов новой педагогики и трудовой школы. Состояли из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при них. Иногда при школах открывался и детский сад. Помимо учебных занятий воспитанники Ш.-к. работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах са­мообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность вос­питанников. Просуществовали до конца 20-х годов. 2) Образова­тельно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонаруши­телей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и просуществовали до конца 30-х годов. Обучение соединялось с про­изводительным трудом.

Э

ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономер­ностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного разви­тия на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Кроме пред­метного содержания образования вводится метапредметное.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (П. Ф. Каптерев) — такая форма обучения, при к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими уче­никами под руководством учителя. Внешний вид Э. ф. о. — со­кратическая беседа.

ЭГОИЗМ (от лат. ego — я) — преобладание в жизнедеятельно­сти личности своекорыстных индивидуалистических потребностей и интересов, равнодушие к др. людям. Бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым со­единяется с желанием делать добро др., с надеждой на положи­тельное отношение их к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego — я, centrum — центр круга) — со­средоточенность личности на собственных целях, мыслях и пере­живаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоиз­ма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и пере­живания др. людей, но намеренно пренебрегает ими.

ЭДУКОЛОГИЯ ИНФОСФЕРНАЯ - научная область, изуча­ющая комплекс упорядоченного и стихийно циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых и региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образовательных процессах и системах, выступающий как информаци­онный фонд Земли — Космоса. Термин предложен В. А. Извозчи-ковым.

ЭКСКУРСИИ (в пед.) — форма организации обучения, по­зволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отли­чие от уроков Э. проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — об­щенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, опре­деленным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функциониро­вания. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Виды Э.: естественный (осуществляемый в естественных услови­ях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению), лабораторный (осу-ществлямый в искусственных условиях, как правило с примене­нием специальной аппаратуры, со строгим контролем всех вли­яющих факторов), преобразующий, формирующий (прослеживаю­щий влияния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономер­ности, механизмы, динамику, тенденции развития, становле­ния личности, определять возможность оптимизации этого про­цесса) и др.

Эксперимент педагогический — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска но­вых, более эффективных способов решения пед. проблемы; иссле­довательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает опытное моделирова­ние пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизво­димость пед. явлений и процессов.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительное поведение человека.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior — наружный, внеш­ний) — процесс перехода от внутренней, психической, деятель­ности к внешней, предметной.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на др. его часть.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ направленность чувств и переживаний человека. Рассматривает­ся альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в об­щении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пуг-ническая (потребность в преодолении опасности, на базе кото­рой позднее возникает интерес к борьбе); романтическая (стрем­ление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т. д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет харак­тер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - воздействие на чело­века путем передачи собственного эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тем­бра и силы голоса, жестов, мимики, движений. Владение средст­вами Э. з. является обязательным компонентом пед. мастерства учителя.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душев­ные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает лю­дей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

ЭПАТИРОВАТЬ (фр. epater) — поражать, удивлять необычным поведением, скандализировать.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — философская наука о знании. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536) - гуманист эпохи Возрождения, философ, писатель, педагог. Основные пед. рабо­ты: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обу­чения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о при­личии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без к-рого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рож­дения и делать это должны родители. В процессе воспитания — религиозного, умственного, нравственного, физического — не­обходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допус­кать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Э. Р. выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - запас современных зна­ний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — составная часть этики, отра­жающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нрав­ственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются законо­мерности проявления морали в сознании, поведении, отношени­ях и деятельности педагога.

ЭТН О ПЕДАГОГИКА — наука, предметом изучения к-рой яв­ляется народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функци­онирования в современной воспитательной системе.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое пед. воздействие становится наиболее действенным тогда, когда педагог не доводит идею до кон­ца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельно­му завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная.

ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг дру­га в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется именно такой информацией.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - степень реали­зации учебных целей по сравнению с заданными или возмож­ными (например, переход ученика от необученности к обучен­ное™) при условии нейтрализации остальных факторов, воз­действующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА — степень достижения заданной цели пед. деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.

Ю

ЮВЕНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ - идея вечного творче­ства, движения, активного восстановления после перегрузок; обучение учащихся методам саморегуляции и повышение их адапта­ции к экстремальным условиям, регуляции своего физического и морального состояния, научение ориентации в вопросах собствен­ного здоровья.

ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных На­ций (ООН). Создан в 1946 г. для организации помощи детям в разоренных войной странах Европы (современное название — с 1953 г.). Ю. воздействует на общественное мнение и заставляет правительства различных стран разрабатывать программы по­мощи детям. Наиболее важными инициативными акциями Ю. за последние годы стали содействие в разработке проекта Кон­венции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), участие в подготовке и проведе­нии в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г. Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и принятии на ней главами 159 государств Всемирной декларации об обеспечении выжива­ния, защиты и развития детей до 2000 г. В 1965 г. ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской премии за вклад в дело защиты детства и мира.

Я

Я — результат выделения человеком самого себя из окружаю­щей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих фи­зических и психических состояний, действий и процессов и пере­живать свою целостность и тождественность.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — система представлений человека о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людь­ми и относится к себе.

Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ- та часть Я-концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуаль­ное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отноше­нию к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»);того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»); того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают др. люди — его коллеги, учащиеся и др. («рефлексивное Я»).

Я-СООБЩЕНИЕ — прием пед. оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется открыто высказать отношение учите­ля к поведению ученика, но необходимо тонко скорректировать его действия. Я-сообщение реализуется через высказывание (со­общение) одним человеком своего отношения к поступку др. че­ловека или к.-л. явлению. «Я всегда...», «Я не находила себе мес­та...», «Меня всегда...».







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия