Студопедия — Фонарь (лантерна)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Фонарь (лантерна)






11 Купол

12 Барабан

13 Парус


D Особые детали

14 Окулюс (опейон)

15 Кессон

16 Аттиковый ярус

 

ЛЕМЕХ

[shingles; Spltzbrett n; petites lamelles (f, pl) (ecaillées) de bois couvrant des coupoles d'église] — небольшие деревянные дощечки, имеющие форму лопатки или плоской ступенчатой пирамидки, выполненные из осины. Лемех широко применялся в русском деревянном зодчестве для покрытия глав, шатров, барабанов и своим серебристым оттенком придавал строениям живописный вид.

Схема:

ЛОДЖИЯ

(итал.) [loggia; Loggie f; loge (f), loggia (f)] — включенное в общий объем здания помещение, которое вместо наружной стены имеет аркаду или парапет.

Лоджия Большого Царицынского дворца

Дворец Капитанио, Виченца. Лоджия. Архитектор - Андреа Палладио.

ЛОПАТКА

[pllaster, strip; Lisene f, Mauervorlage f, Pfeilervorlage f; pilastre (m) de mur, pllier (m) engage dans un mur et peu saillant] — характерный для древнерусского зодчества плоский вертикальный выступ стены без базы и капители, разделяющий стены фасада на прясла. Расположение лопаток на фасаде обычно отвечало внутренней планировке: они размещались по углам и в тех местах, где внутренние стены примыкали к наружным.

 

 

ЛЮКАРНА

(лат.) [lucarne; Lukarne f; lucarne (f)] — небольшое окно для освещения чердачного помещения.

Схема:

Ренессансная люкарна (Франция) Готическая люкарна (Франция)

ЛЮНЕТ, ЛЮНЕТТА

(франц.) [lunette; Lunette f; lunette (f)] — в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Люнеттами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах.

Аналогичные фрагменты фронтонов треугольной формы называются тимпанами. Иногда «тимпан» используется в качестве синонима «люнетты».

Понтормо. Люнетная фреска с изображением Вертумна и Помоны в Поджо а Кайано (1519-21).

 

Филипп Фейт. Семь лет великого изобилия. 1816—1817. Старая национальная галерея. Берлин

MEPЛУH

(франц.) [merlon; Mauerzacke f; merlon (m)] — часть парапета между окнами-бойницами, зубец крепостной стены или башни. См. Зубец.

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ

[Moorish style; maurischer Stil; style (m) mauresque] — архитектурный cmиль, зародившийся в Испании в VIII в. при завоевании ее арабами, жившими в Африке, — маврами. Здания и сооружения этого стиля отличаются изяществом и благородством линий и пропорций. Для мавританской архитектуры характерно использование большого количества арок, причудливого сплетения арочных конструкций, опирающихся на стройные, изящные колонны из мрамора, гранита и других материалов. Усилению оригинальной архитектурной композиции зданий способствует лепной оекор, узорчатые панно. Со временем мавританская архитектура утратила присущую ей легкость и здания приобрели более массивный вид.

Триумфальная арка (Барселона)

Неомавританский павильон в одном из парков Севильи

МАЗАНКА

[mud-walled dwelling; Lehmhütte f; maisonnette (f) créple d'argile] — 1. постройка каркасного типа, где между столбами, связанными горизонтальными элементами — перекладинами, закладывают кирпичи и обмазывают их глиной; 2. всякое небольшое жилье (хижина), обмазанное глиной. Мазанковые строения первого типа были широко распространены в Петербурге при Петре I.

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

[architectural details of urban environment; kleinere architektonische Formen; formes (f, pl) architecturales] — общее название различных сооружений небольших размеров, которые дополняют или детализируют архитектурные, градостроительные или садово-парковые композиции. К одной группе малых архитектурных форм относятся такие, которые предназначены для благоустройства города, улиц и площадей. Другая группа включает элементы декоративного убранства, играющие значительную роль в архитектурных и садово-парковых ансамблях. Это декоративные фонтаны, каскады, бассейны, парковые павильоны, ограды, балюстрады, трельяжи, перголы и т.д. Малые архитектурные формы, к которым могут быть отнесены мемориальные памятники, небольшие обелиски и другие уникальные сооружения, часто выполняют роль композиционных доминант городских ансамблей.

МАНСАРДА

(франц.) [attic floor, mansard; Mansarde f; mansarde (f)] — чердачное помещение под высокой ломаной крышей, которое используется в качестве жилого. Мансарды дают дополнительную площадь, а мансардные крыши оживляют силуэт здания, его внешний облик. Помещения получили свое название по имени французского архитектора Франсуа Мансара, разработавшего данный тип конструкции крыши

МАСКАРОН

(итал.) [masque, mascaron; Maskaron n; mascaron (m)] — применяемая в архитектуре в качестве декора рельефная скульптурная деталь в виде головы или маски, характерная для классицизма. Обычно маскароны размещали на замковом камне свода, арки, проема, на фризе, а также на каскадах и в настенных фонтанах.

МАСТАБА

(арабск.) [mastaba; Mastaba f; mastaba, monument de l'ancienne Egipte] — тип древнеегипетской монументальной гробницы. Наземная часть мастабы представляет собой прямоугольное в плане сооружение в виде относительно низкой усеченной пирамиды с гладкими стенами. Изнутри стены помещений были декорированы росписью и рельефами. Планировка мастабы довольно сложна: залы, кладовые и другие помещения соединялись многочисленными длинными узкими коридорами. Вертикальная шахта вела в подземную часть мастабы — погребальную камеру с несколькими помещениями.

Схема:

Мастаба Шепсескафа в Саккаре

МАШИКУЛИ

(франц.) [machicoulis; Maschikulus pl., Ausgußöffnungen pl, Pechnasenkranz m, Pechnasen pl.; machicoulis (m)] — навесные бойницы, располагавшиеся в верхних частях башен и крепостных стен. Довольно часто они имели зубчатое завершение. Помимо своего основного назначения — оборонительного — машикули использовались в качестве архитектурного декора.

Угловая башня древнерусской крепости (ок. XV в). Машикули выделены красным цветом.

МЕАНДР

(греч.) [meander; Mдander m, laufender Hund; méandre (m)] — известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента, представляющий собой ломаную под углом или кривую линию с завитками. Широко применялся в искусстве Древней Греции: получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Меандр широко применяли в качестве декора архитектурных сооружений в Древней Греции, в эпоху Ренессанса и классицизма.

В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

МЕДАЛЬОН

(франц.) [medallion; Medaillon n; médaillon (m) ]— архитектурное украшение, представляющее собой орнаментальную или изобразительную композицию в круглом или овальном обрамлении. Медальоны широко применяли при декорировании стен зданий стиля барокко. Обычно медальон занимает середину фигурного картуша.

МЕЗОНИН

(итал.) [mezzanine, attic; Mezzanin n; mezzanine (m)] — неполная по высоте жилая надстройка верхнего этажа жилого дома, обычно над его средней частью.

Дом с мезонином. Москва, Пятницкая улица, первая половина XIX века

МЕТОПА

(греч.) [metope; Metope f; métope (f)] — небольшая плита, чаще всего квадратная, расположенная между двумя триглифами во фризе дорического ордера. Изредка метопы декорировали скульптурным рельефом или росписью.

Метопа Парфенона - битва кентавров с лапифами

МЕЧЕТЬ

(арабск.) [mosque; Mosche f; mosquete (f)] — мусульманский храм, основной тип которого сформировался в VII—VIII вв. С течением времени в разных странах под воздействием требований и традиций архитектуры его облик видоизменялся. Мечеть представляет собой прямоугольное в плане здание с двором, окруженным галереями и включенным непосредственно в композицию мечети. Просторный многонефный прямоугольный или круглый в плане зал перекрыт большим куполом. Часто нефы свободно открываются во двор. Одна из стен зала, в которой размещается михраб, ориентирована на Мекку. Богатый архитектурный декор, включающий большое количество полуколонн и аркатурных поясков, узорная кирпичная кладка, резной орнамент, мягкая цветовая гамма поливной керамики, мозаика, инкрустация, роспись составляют пышное убранство мечетей.

Примеры:

Мечеть Султан Ахмет, Стамбул

Мечеть Селимие в Эдирне Мечеть Омейядов в Дамаске была византийской церковью перед арабским завоеванием Сирии

МИНАРЕТ

(арабск.) [minaret; Minarett n; minaret (m)] — круглая или многогранная, часто с игловидным завершением высокая башня, стоящая рядом с мечетью или включенная в общий объем здания, служащая для призыва мусульман на молитву. Минареты имеют такой же богатый декор, как и мечети.

МИХРАБ

(арабск.) [mihrab; Mihrab m; mihrab (m), niche (f) au mur de la mosquee] — святилище, молитвенная ниша, устраиваемая в той стене мечети, которая обращена в сторону Мекки, где находится главная святыня мусульман — Кааба. Обычно михраб имеет полукруглый или многогранный план и завершается куполом или полукуполом. Архитектурный декор михрабов чаще всего состоит из полуколонок и архитектурных поясков. Кроме того, они украшены резным орнаментом, росписью, мозаикой.

МОДУЛЬ

(лат.) [module; Modul m; module m] — мера, условная единица, которую в архитектуре принимают для согласования между собой размеров отдельных частей здания или комплекса зданий и сооружений. Использование модуля дает возможность добиться стройности, соразмерности, гармоничности пропорций архитектурного сооружения. В различных странах в зависимости от композиции зданий и развития строительной техники за модуль принимались различные величины: диаметр колонны, ширина триглифа, диаметр купола, расстояние между осями колонн.

Пример: триглиф как один из архитектурных модулей

МОДУЛЬОН, МОДИЛЬОН

(франц.) [modillion; Modulor m, Modillon m; modillon (m), mutule (f)] — архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордеров; иногда модульон является просто декоративным элементом.

МОЗАИКА

(франц.) [mosaic; Mosaik f; mosaïque (f), marqueterie (f)] — изображение, составленное из отдельных кусочков одного или нескольких материалов (дерева, цветного стекла, камней), закрепленных в слое цемента, извести, мастики или воска. Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства. Мозаичные работы существовали уже в зданиях и сооружениях античного мира, где мозаика применялась в основном для украшения полов. В дальнейшем этот вид оекора широко используется в интерьерах, a также при отделке фасадов зданий различного назначения, особенно храмов. Так, хорошо известная мозаичная облицовка порталов, куполов мавзолеев и мечетей строго подчинена их архитектуре. Мозаичные композиции в сочетании с позолотой, лепкой, резьбой органически дополняли архитектурный декор христианских храмов, обогащая их интерьеры. В настоящее время мозаичные панно украшают помещения многих общественных зданий.

13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

МОЛДИНГИ, ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ

(англ). [architectural moulds (mouldings); architektonische Kymas; moulures (f, pl), mouluration (f)], — греческие архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению, образующие профили главных частей opцepa и обладающие большой декоративностью. Обломы располагаются в основных горизонтальных элементах зданий и сооружений: карнизах, цоколях, базах колонн, междуэтажных поясах или тягах. Кроме того, их широко используют в архивольтах арок, нервюрах, наличниках окон и обрамлениях порталов. Обломы играют значительную роль в общей композиции сооружения, являясь одновременно и архитектурным декором его. Во многих случаях обломы украшены характерными для них орнаментами: для дорического ордера типичен живописный орнамент, для ионического — скульптурный. Основные греческие архитектурные обломы:

A. Полочка (плинт), плита [base moulding; Borte f, Plinthe f, Platte f; plinthe (f)], имеет вид узкого гладкого прямоугольного выступа и отделяет архитектурные элементы друг от друга;

Б. Вал, валик (торус), полувал, четвертной вал [torus; Torus m; bourrelet (m), tore (m), toron (m) ]образуют в сечении полуокружность или четверть ее;

B. Слезник, «ястребиный клюв» [larmier, beak, dripstone, hood mould; Mauerleiste f; larmier (m)] — выносная плита венчающего карниза;

Г. Кима (киматий), гусёк [cyma, cymatium, cyma recta, ogee, flute; Sima f; cymaise (f), doucine (f)], имеет очертание, составленное из двух дуг окружности, соединенных в виде буквы «г»; чаще всего он служит завершающим обломом карниза;

Д. Ионический «лесбийский киматий», или каблучок [cyma reversa; lesbisches Kyma; cymaise (f); lesbienne talon (m)], профиль которого представляет собой сочетание имеющей довольно большой вынос выпуклой и вогнутой кривых; часто применяется в базах колонн, цоколях;

Е. Выкружка [cavetto, gorge; geriefeltes Schmuckprofil; cavet (m), congé (m)] — вогнутый профиль в 1\4 окружности;

Ж. Скоция [scotia; Skotie f; scotie (f)] — вогнутый профиль, составленный двумя дугами различного радиуса;

3. Астрагал [astragal; Astragal m; astragale (m)], представляет собой сочетание полочки с валиком; астрагал в виде одного валика, иногда декорированного ниткой бус, служит сочленением ствола колонны с капителью или базой.

 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

 

ФОТО ЗДАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОЛДИНГОВ В ОФОРМЛЕНИИ ФАСАДА

МУКАРНЫ

(арабск.) [stalactites; Tropfsteine pl; stalactite (f)] — см. Сталактиты.

Купол, опирающийся на паруса, сделанные мукарнами

Фрагмент сотового свода (мукарны)

МУРОЛЬ

(устар.) [architect; Baumeister m; architecte (m) ]— см. Зодчий.

Архитектор в средневековье:

МУСЕИОН

(греч.) [museum; Musen gewidmeter Tempel im alten Griechenland; temple (m) consacré aux muses] — в Древней Греции святилище, храм, посвященный музам. От слова «мусейон» произошло слово «музей».

МУТУЛ

(лат.) [mutule; Mutulus m, Dielenkopf m; mutule (f)] — в дорическом ордере плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза, являющийся как бы продолжением стропил крыши. Мутулы, на нижней поверхности которых находятся гутты, располагаются по одному над каждым триглифом и метопой.

МЫЗА

[myza (country estate); Anwesen n; propriété (f) en Estonie] — дача, отдельный загородный дом с хозяйственными строениями, хутор.

В России термин относился к петербургскому говору и употреблялся преимущественно в западной части Петербургской губернии, в настоящее время является устаревшим.

В Эстонии мызами назывались хутора; известен этот термин и в юго-западной части Ленинградской области (бывшая территория Ингерманландии). Правда, в последнем случае мызами в XVII-XVIII вв. назывались не хутора, а обособленные помещичьи усадьбы с принадлежавшими им сельскохозяйственными постройками (швед. håff), служившие основой административно-территориального деления Ингерманландии

МОНОПТЕР

(греч.) [monopteral; Monopteros те, Rundtempel mit Säulenkranz; monopthére (m)] — тип круглого в плане древнегреческого храма, представляющего собой сквозную колоннаду без внутреннего объема — целлы. Моноптеры широко использовали архитекторы барокко, рококо и классицизма при устройстве нарядных торжественных парковых павильонов-храмов.

а — опистодом

б — наос

в — пронаос

HАOC

(греч.) [naos; Naos n; naos (m)] — в древнегреческом храме главное помещение, где находилось скульптурное изображение божества.

Место наоса в плане периптера:

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия