Студопедия — ТЕМА 1. НЕМЕХАНИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 1. НЕМЕХАНИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ 4 страница






КИРПИЧ ПУСТОТЕЛЫЙ. Кирпич со сквозными и несквозными круглыми, щелевидными, овальными, квадратными пустотами.

КИРПИЧ СИЛИКАТНЫЙ. Кирпич, изготавливаемый методом полусухого прессования из рационально подобранной смеси кварцевого песка, воздушной извести и воды. Кирпич силикатный применяют при возведении несущих стен многоэтажных зданий.

КЛАДКА. Конструкция, выполненная из отдельных стеновых камней, швы между которыми заполняются кладочными растворами. Кладка, состоящая из уложенных в определенном порядке (с перевязкой) камней или кирпичей. Основная цель перевязки – придание конструкции монолитности путем укладки камней каждого верхнего ряда таким образом, чтобы вертикальные швы между ними не совпадали с вертикальными швами между камнями нижнего ряда. Существует несколько систем перевязки: многорядная (римская); двухрядная (цепная); крестовая; готическая (польская) и голландская.

КЛАДКА ПОЛИГОНАЛЬНАЯ - каменная кладка цокольной части стены здания, выполненная из притесанных друг к другу многоугольных камней.

КЛЕТЬ - прямоугольный в плане бревенчатый сруб. Также клеть - холодная (без отопления) изба, кладовая, амбар.

КЛИНКЕР. 1.Керамическая плитка или тротуарный кирпич. Относится к грубой керамике каменного (плотного) черепка. Материал неглазурованный. 2.Клинкер цементный - продукт обжига до спекания рационально подобранной смеси природных материалов. При помоле превращается в цемент.

КЛУАТР (франц. cloitre, от лат. claustrum - закрытое место, позднее – монастырь). Закрытый двор в католическом монастыре, окруженный внутренней галереей. Характерен для романской и готической архитектуры.

КОВЕР ВОРСОВЫЙ. Покрытие пола или стены, у которого в процессе производства петли разрезаются, "подбриваются" до нужной длины и распускаются.

Ковер иглопробивной. Покрытие пола или стены, полученное в процессе вбивания нитей в основу иглами. В дальнейшем возможно присоединение к нему дополнительной основы.

Ковер петлевой. Ковровое покрытие, у которого в процессе производства петли закрепляются тепловой обработкой.

КОВЕР ТКАНЫЙ. Изделие, изготовленное вручную или на специальных станках. В качестве пряжи используются шерстяные, синтетические или смесовые (от 10% до 30% шерсти) нити.

КОГЕЗИЯ - сцепление между находящимися в контакте поверхностями двух однородных по составу тел.

КОКОРА, КУРИЦА - в деревянном зодчестве ствол, как правило – ели, с одним ответвленным корнем, образующим крюк. Кокора использовалась в качестве стропила при устройстве безгвоздевых кровель.

КОКОШНИК. В русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.

КОЛОННА (франц. colonne, от лат. columna – столб) - вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение. Колонна, предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени – горизонтальных) нагрузок. Атлант – мужская статуя в полный рост, архитектурная деталь, заменяющая колонну, пилястр, кронштейн (по древнегреческому мифу о титане, держащем на плечах небесный свод). Кариатида – колонна, опора в здании в виде женской фигуры. Колонна – Архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны - ствол (фуст обычно утончается кверху, иногда имеет небольшое расширение - энтазис - и обрабатывается вертикальными желобками – каннелюрами). Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонны применяются в композиции, как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; ее художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна). В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей, ферм).

КОЛОННАДА (франц. Colonnade). Ряд или ряды колонн, антаблементом, часто - общим перекрытием. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде портиков и галерей, примыкающих в к зданию, соединяющих его обособленные объемы и зрительно связывающих его с пространством двора или площади, а также с окружающей природой. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (преимущественно в садово-парковом искусстве). Внутри здания колоннады обрамляют крупные залы, расчленяют или связывают отдельные части парадного интерьера.

КОНЕК, (КНЯЗЕК) - верхнее горизонтальное ребро крыши. Конек образовывается пересечением двух кровельных скатов. Коньковый брус – брус, идущий по гребню кровли и скрепляющий её скаты, а также резное украшение на конце этого бруса (первонач. в виде конской головы).

КОНСОЛЬ (франц. console) – выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т.д.

КОНСТРУКТИВНАЯ СХЕМА ЗДАНИЯ - понятие, характеризующее тип несущего остова здания. Несущий остов - это объединенная в систему совокупность элементов здания, обеспечивающих его прочность, жесткость и устойчивость. Прочность несущего остова - это способность его сопротивляться воздействию расчетных нагрузок, не разрушаясь и не получая недопустимых деформаций; жесткость несущего остова - неизменность его формы в процессе восприятия нагрузок, а устойчивость - это сопротивляемость опрокидыванию. Потеря одного из этих качеств, так или иначе, ведет к выходу из строя всей системы несущего остова.

КОНТРФОРС (от франц. contreforce - противодействующая сила) — вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Сечение контрфорса увеличивается по мере приближения к основанию по треугольнику или ступенчато. В случае возникновения сравнительно небольших нагрузок, сечение контрфорса может быть постоянным, что внешне приближает контрфорс к пилястре. Каменный контрфорс - один из основных элементов готических конструкций. Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.

КОНХА (от греч. konch – раковина). Полукупол, служащий для перекрытия полукруглых (или многогранных) в плане частей здания (экседр, апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В конхе часто помещали мозаики или росписи.

КОРА ВЫВЕТРИВАНИЯ - рыхлый поверхностный слой горных пород, образовавшийся в результате выветривания. Как правило, кора выветривания имеет глинистый состав.

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР. Один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Сложился во 2 пол. V в. до н.э. получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима.

КОРРОЗИЯ - процесс разрушения материала в результате химического или физического воздействия. Выделяют электрохимическую, химическую и биологическую коррозии.

КОСОУР — наклонная несущая балка, на которую опираются ступени лестничного марша. В промышленном домостроении сборный лестничный марш изготавливается из железобетона полностью (и косоуры, и ступени) и также называется косоур.

КОТТЕДЖ (англ. сottage, первоначально - крестьянский дом). Сельский или городской одноквартирный индивидуальный жилой дом, при котором имеется небольшой участок земли. Коттеджи бывают двухэтажными с внутренней лестницей; в первом этаже - общая комната, кухня, хозяйственные помещения, во втором - спальни. Коттедж возник в Англии в кон. XVI - нач. XVII вв. и стал традиционным типом английского жилища. Коттеджи широко распространены в других странах.

КОШЕЛЬ - распространенный в северных территориях России тип крестьянского дома. Кошель подразумевает параллельное расположение жилой и хозяйственной зон, находящихся под одной несимметричной крышей.

КРАББ (от нем. Krabbe). Декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов на щипцах, вимпергах и других элементах архитектурного декора готики.

КРАСКИ МАСЛЯНЫЕ - суспензии пигментов и наполнителей в олифах. Выпускаются густотертыми или готовыми к употреблению.

КРАСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ - окрасочные составы на основе неорганических вяжущих и клея. Подразделяются на известковые, силикатные, цементные и клеевые.

КРАСКИ СИЛИКАТНЫЕ - окрасочные составы, представляющие собой смесь пигментов и наполнителей с водным раствором калийного жидкого стекла.

КРАСКИ ЦЕМЕНТНЫЕ - водные суспензии, состоящие из смеси белого портландцемента со щелочестойкими пигментами и некоторыми добавками для улучшения свойств.

КРАСНАЯ ЛИНИЯ. В градостроительстве красная линия – линия, отделяющая застроенную территорию от незастроенного пространства (площадь, улица). За красную линию не должно выходить ни одно из строений квартала.

КРЕНТЫ - добавки, вводимые в состав цемента при помоле для улучшения его свойств.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ. Тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже - угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и других странах.

КРЕСТОЦВЕТ, ФЛЕРОН. Декоративная деталь, завершающая башни, вимперги, пинакли в архитектуре готики. Имеет вид стилизованного цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями. Мотив крестоцвета применяется также в декоративно-прикладном искусстве.

КРИПТА (лат. crypta, от греч. h krupth - крытый ход, сокровенное место). В Древнем Риме - сводчатое подземное помещение. В западноевропейской средневековой архитектуре - часовня под алтарной частью храма для почетных погребений.

КРОВЛЯ - верхняя часть крыши, состоящая из деревянной обрешетки и наружного покрытия. В качестве покрытия применяются самые разнообразные материалы: от дранки и черепицы до современных пластиковых материалов.

КРОВЕЛЬНЫЙ КОВЕР. (Кровля). Верхний элемент покрытия, предохраняющий здание от проникновения атмосферных осадков и механических воздействий. Кровля "теплая" - кровля, имеющая слои теплоизоляции.

КРОНШТЕЙН - деталь такого же конструктивного характера, как консоль, но более массивной формы и более сложной конфигурации.

КРУЖАЛА - деревянная форма, поддерживающая опалубку, по которой возводятся арочные, сводчатые и купольные конструкции. Кружала также используют при возведении сводчатой части каминов.

КРУПНОБЛОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - объемные блоки заводского изготовления, представляющие собой части сооружения: кухня, санузел, лифтовая шахта и т.п.

КРЫША — Верхнее покрытие сооружения, защищающее его от воздействия внешней среды. Состоит из несущей части – стропил, подстропильных балок и в ряде случаев стоек и наружного слоя (см. КРОВЛЯ). Наклонные плоскости крыши называются скатами; внутренние углы, образованные скатами – ендовами; наружные углы – ребрами; верхнее горизонтальное ребро – коньком.

КУПОЛ – (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa – бочка). Вид перекрытия (свода), близкий по формек полусфере. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. В куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола. Каменные (кирпичные) купола могут опираться на цилиндрический постамент (барабан). Если куполом завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от квадрата к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью специальных сводов - парусов или тромпов. Купольные перекрытия впервые получили развитие в архитектуре Древнего Рима (в зданиях терм и общественных зданий - базилик). Для римской архитектуры характерны купола полусферические купола с кессонированной внутренней поверхностью. В средние века разнообразные по конструкции купола использовались главным образом в храмовой архитектуре. С осознанием роли купола во внешнем облике здания изменяются и его наружные очертания относительно внутренних; позже над ними появляются внешние оболочки (отличные по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример - собор Сан-Марко в Венеции, IX-XI вв.). Купола с внешними оболочками, опирающиеся на постаменты - барабаны, получили широкое распространение в русской средневековой архитектуре (см. Глава), а также в зодчестве Средней Азии. В эпоху Возрождения такие купола распространились в архитектуре Западной Европы, подчас становясь доминантой городской застройки. В архитектуре Возрождения получают распространение зонтичные купола и римские кессонированные купола. Постройки Андреа Палладио (XVI в.) послужили примером, следуя которому архитекторы вновь стали использовать купола в светских зданиях; эта тенденция получила развитие в XVIII в. Со второй половины XIX в. применяются купола с металлическим каркасом и остеклением, купола из дерева и железобетона. В XX в. с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций резко увеличилось многообразие структур и форм куполов: появились ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутренней поверхностью, "геодезические" (образованные из стандартных многоугольных элементов), сборные и другие купола. Возникают новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.

КУРВАТУРА (лат. curvatura - кривизна, округленность). Нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления пластической выразительности архитектуры. Курватура характерна главным образом для ордерной архитектуры.

КУРДОНЕР (франц. cour d`honneur - букв. - почетный двор) - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед особняком. По красной линии курдонер отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами.

 

Л

ЛАГИ — горизонтально расположенные бревна, брусья или металлические балки. Лаги являются опорой для полов здания или помостов.

ЛАКИ - растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях. Могут содержать пластификатор, отвердитель и другие добавки, улучшающие качество покрытия.

ЛАМБРЕКЕН — украшающая верхнюю часть оконного или дверного проема поперечная драпировка из плотной тяжелой ткани с воланами, складками, кистями. Также ламбрекен — резное деревянное украшение того же назначения.

ЛАМИНАТ. Специальная полимерная пленка, толщиной до 1 мм. Отличается высокой декоративностью, износостойкостью и повышенной температуро- и водостойкостью. Применяется как поверхностный слой в покрытиях пола и в декоративно-отделочных плитах. Ламинат - слоистый пластик на основе ПВХ-смолы. Наносится на поверхность ДСП под давлением, имитирует текстуру природного камня (мрамор, гранит, габбро и т.д.), древесных пород (бук, дуб, груша, орех, красное и чёрное дерево и др.). Отличается повышенной температуростойкостью, малой истираемостью.

ЛАНДШАФТ - Участок поверхности земли, в пределах которого все природные компоненты находятся во взаимосвязанном единстве.

ЛАПА, РУБКА «В ЛАПУ» — Один из способов рубки углов бревенчатых строений. Рубка "в лапу" или "без остатка" характерна тем, что торцы соединяемых в углах бревен (брусьев) не выходят за наружную плоскость стены. По сравнению с рубкой «в оболо» - менее эффективна с точки зрения теплосбережения.

ЛЕМЕХ. В русской деревянной архитектуре продолговатые, слегка изогнутые дощечки в форме лопатки или плоской уступчатой пирамидки, служащие для покрытия глав, барабанов, шатров и др.

ЛЕНТОЧНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ — остекление, состоящее из нескольких отдельных оконных блоков, выстроенных в горизонтальном направлении и соединенных между собой.

ЛЕПНИНА. Рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

ЛЕССЫ – однородная порода, состоящая из пылеватых частиц, формирование которых связано с деятельностью ветра.

ЛЕСТНИЦА — Конструктивный элемент, соединяющий этажи здания. Состоит из наклонных маршей, этажных (на одной отметке с этажом) и промежуточных (междуэтажных) лестничных площадок. По конфигурации лестницы разделяются на прямые, ломаные, криволинейные, винтовые.

ЛЕЩАДЬ, ЛЕЩАДНАЯ ПЛИТА - тонкие каменные плиты, применяющиеся для верхнего настила пола.

ЛИНЗА – геологическое тело линзовидной формы; широко распространены в слоистых осадочных горных породах.

ЛИНОЛЕУМ - рулонный полимерный материал для покрытия полов. Первоначально изготавливался на джутовой основе из растительных масел и пробковой муки (глифталевый линолеум). В настоящее время выпускают линолеумы на основе синтетических смол.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — Разрешение, которое выдают уполномоченные компетентные органы на ведение изыскательских, проектных, строительно-монтажных и тому подобных работ.

ЛОБОВАЯ ДОСКА - в деревянном зодчестве украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

ЛОДЖИЯ (итал. loggia, от древневерхненем. laudjia – беседка). Помещение, открытое с одной или нескольких сторон, где стену заменяет колоннада, аркада, парапет и т.д. Лоджия может быть отдельным сооружением (Лоджия деи Ланци во Флоренции, ок. 1376-80 гг.) или частью здания (балкон, углубленный в стену, вход), пластически его обогащающей.

ЛОПАТКА, ЛИЗЕНА. Плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.

ЛЮКАРНА - чердачное окно.

ЛЮНЕТ, ЛЮНЕТТА (франц. lunette, букв. – лунка). Арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально. В сквозных люнетах помещаются окна, "глухие" люнеты часто украшаются росписью или скульптурой.

ЛЮСТР - тонкая прозрачная пленка. Люстр наносится на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска.

 

М

МАВЗОЛЕЙ (лат. mausoleum, от греч. Mauswleion). Монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и (иногда) поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (ныне в Турции, 4 в. до н.э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке. В архитектуре тоталитарных государств XX в. тип мавзолея получает новое развитие в качестве гробниц для вождей.

МАЙОЛИКА. (Белая масса). Глазурованные керамические плитки. Относятся к грубой керамике пористого черепка. Получаются прессованием глиняной формовочной массы с последующей сушкой и раздельным обжигом основы и глазурованного изделия. Майолика - крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К майолике относят испанскую и итальянскую керамику XV–XVI веков.

МАЛАХИТ — мелкокристаллический водный карбонат меди, один из красивейших минералов. Малахит характерен широкой гаммой зеленых тонов – от светло-зеленого с голубизной («бирюзовый») до черно-зеленого. Используется малахит для облицовки колонн, столешниц, каминов, ваз, торшеров и т. п.

МАЛЫЕ ФОРМЫ АРХИТЕКТУРЫ - элементы благоустройства территории, служащие для удобства пребывания людей и для придания окружающей среде благоприятного вида, например, павильоны и навесы остановок транспорта, киоски, скамьи, ограды, фонтаны, осветители, указатели и т.д.

МАНЕЖ (франц. Manege). Прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний. В архитектурном отношении наиболее выразительны манежи XVIII - XIX вв., в том числе классицистические (Манеж в Москве, 1817-25 гг., инж. Л.Л. Карбонье, по проекту А. Бетанкура, арх. О.И. Бове).

МАНСАРДА (франц. mansarde) — помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром (1646–1708). В широком смысле мансарда - любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей. Устройство мансарды дает возможность получить дополнительную полезную площадь в здании.

МАНСАРДНОЕ ОКНО - окно, устанавливаемое в конструкции кровли под заданным углом к горизонтальной плоскости. Створка обычно фиксируется в двух положениях: либо в перевернутом - для удобства при мытье окна, либо в чуть приоткрытом, что позволяет проветривать помещение при сильном ветре, не опасаясь, что окно захлопнется.

МАРКА БЕТОНА ПО ПРОЧНОСТИ — Определяется пределом прочности на сжатие 100 образцов размером 150x150x150 мм (кубиковая) или 150x150x600 мм (призменная), изготовленных из рабочего состава и испытанных через 28 суток нормального твердения.

МАРКА КИРПИЧА - показатель прочности, определяющий нагрузку в килограммах на 1 см2, которую может выдержать кирпич. В промышленности выпускается кирпич марок: 75, 100, 125, 150, 200, 250, 300.

МАРКА ЦЕМЕНТА - показатель прочности изделий из цемента на изгиб и сжатие. Различают марки 200, 300, 400, 500, 550 и 600.

МАРКЕТРИ - мозаичные изображения, выполненные путем наклеивания на основу тонких фигурных пластинок фанеры из различных пород древесины. В ряде случаев в маркетри добавляются пластинки из слоновой кости, перламутра, металла. Маркетри широко используется при изготовлении мебели.

МАСКАРОН (франц. mascaron, от итал. mascherone - большая маска). Декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов (с отверстием для выпуска воды на месте рта), а также для украшения мебели.

МАСТАБА (араб., букв. каменная скамья). Современное название древнеегипетских гробниц периодов первых династий фараонов (ок. 3000-2800 гг. до н.э.) и Древнего царства (ок. 2800-2250 гг. до н.э.). Состоит из соединенных вертикальной шахтой наземного прямоугольного в плане сооружения (в виде лежащего параллелепипеда) с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями, украшенными статуями, рельефами, росписями.

МАТИЦА. В деревянных постройках матица - главная несущая балка, поддерживающая потолочный настил.

МАСТИКА. Вязко-пластичная масса, получаемая смешиванием органических вяжущих веществ с тонкодисперсными наполнителями и специальными добавками, обладающими клеящей способностью.

МАЧТА - сооружение, из опирающегося на фундамент, вертикального ствола (металлический, железобетонный, деревянный) и поддерживающих его наклонных оттяжек (обычно стальных канатов), закрепленных на анкерах. Применяются в качестве опор для радио- и телеантенн.

МАУЭРЛАТ — брус, служащий опорой наслонных деревянных стропил и предназначенный для распределения нагрузки, создаваемой крышей сооружения. Мауэрлат располагается на верхнем внутреннем обрезе каменных стен.

МАШИКУЛИ (франц. Machicoulis). Навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

МЕГАПОЛИС - очень крупный как по занимаемой площади, так и по численности населения город, образовавшийся за счет присоединения соседних населенных пунктов.

МЕДАЛЬОН (франц. medaillon, от итал. medaglion, увеличительное от medaglia – медаль). Изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении.

МОДУЛЬ - условная единица измерения, с которой должны быть согласованы размеры зданий, их элементов и деталей.

МЕЗОНИН (от итал. mezzanino) - надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

МЕЛ. Осадочная горная порода белого цвета. Состоит из карбоната кальция.

МЕМБРАНА. Покрытие сооружения – пространственная конструкция в виде гибкой провисающей оболочки, закрепленной по верхнему периметру сооружения.

МЕРГЕЛЬ представляет собой известково-глинистую породу, содержащую 35-65% глинистого вещества. Мергель широко используется как сырье для производства портландцемента. Мергель малоустойчив к атмосферным воздействиям.

МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦА. Представляет собой профилированный оцинкованный стальной лист, с двух сторон покрытый полимерными защитными, декоративными составами. Внешне напоминает традиционную керамическую черепицу.

МЕТИЗЫ - изделия различного назначения, изготовленные из стальной проволоки, катанки или ленты (сварочные электроды, сетки, тяжи, крепежные изделия).

МЕТОПА (греч. Metwpon). Прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже - живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.

МЕЧЕТЬ (от араб. масджид - место поклонения). Мусульманское культовое сооружение. С VII - VIII вв. развивались типы центрально-купольной (мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной (имела прямоугольный план, внутренний двор, окруженный галереями, и многостолпный молитвенный зал) мечети. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещались одна или несколько молитвенных ниш - михрабов. В различных странах под воздействием местных традиций выработались самостоятельные типы мечетей.

МИКРОРАЙОН (от греч. mikroV - маленький и франц. rayon - радиус, район). Первичная единица современной жилой застройки города. Микрорайон состоит из комплекса жилых домов и расположенных вблизи них учреждений культурно-бытового обслуживания населения (детские сады, ясли, школы, столовые, универсамы, магазины промтоваров первой необходимости).

МИКСБОРДЕР - вытянутой формы цветник. Миксбордер включают набор разнообразных многолетних растений, обеспечивающих непрерывное цветение.

МОДЕРН - архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико-конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает, подчеркнуто индивидуальный облик зданий.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 479. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия