Студопедия — Политико-правовые воззрения Ж. Бодена
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политико-правовые воззрения Ж. Бодена






 

Другим видным идеологом централизованного государства является француз Жан Боден (1530-1596 гг.). Теоретическое обоснование того, каким образом ко­ролевская власть могла бы вывести Францию из хаоса междо­усобицы католиков и протестантов (гугеноты), защищать и осу­ществлять общегосударственные интересы, стоящие выше ре­лигиозных и иных распрей, он изложил в работе «Шесть книг о государстве».

Важную роль в преодолении феодальных распрей, объеди­нении государств и укреплении их внутреннего мира сыграла выдвинутая Боденом одна из самых замечательных идей того времени – идея государственного суверенитета (фр. souverain – носитель верховной власти). Суверенитет, под которым Боден понимал высшую абсолютную и постоянную власть над под­данными в политическом сообществе, является самым суще­ственным признаком государства. Именно он составляет прин­ципиальное отличие государства от всех других объединений людей.

Высший характер государственной власти Боден усматри­вал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Выше носителя суверенной вла­сти – только Бог и законы природы. Абсолютность власти со­стоит в том, что она не ограничена какими-либо условиями для проявления своего могущества. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. Единая в том смысле, что её пре­рогативы принадлежат только ей. Она не может их делить с кем бы то ни было. На суверенитет не могут посягать ни граж­дане (подданные), ни церковь, ни какие-либо другие организа­ции (рыцарские ордена, городские корпорации и т.п.). Вопло­щением суверенитета является монарх. Его власть неограничена и безусловна. Постоянство же суверенитета означает, что государственная власть не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву.

Суверенитет реализуется в полномочиях государственной власти решать важнейшие вопросы жизни страны: издавать за­коны, адресуемые всем без исключения подданным и учрежде­ниям государства; решать вопросы войны и мира; назначать должностных лиц; вершить правосудие в последней инстанции и право помилования; чеканить монеты, определять меры взи­мания налогов и податей.

Государство Боден определяет как правовое управление множеством семейств, или домохозяйств, и тем, что является общим у них, на основе суверенной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая цель её состоит в заботе об истинном счастье индивидов.

Из трех постоянно дискутируемых форм правления (де­мократия, аристократия, монархия) он предпочитает такое го­сударство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический харак­тер. Такое государство Боден называет королевской монархи­ей.

Идеальное государство, по Бодену, возможно лишь там, где государь сообразуется с естественным правом в той же мере, в какой сам он желает повиновения от подданных. Такой госу­дарь боится Бога, милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, уверен в успехе, тверд в несчастии, непоколебим в данном слове, мудр в сове­тах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен для врагов, любезен к расположенным к нему, грозен для злых и ко всем справедлив.

Боден определяет условия стабильности и прочности раз­личных форм государства. Он связывает это с поощрением слоя людей среднего достатка путем введения законов против рос­товщичества, законов о наследовании и других, чтобы не допу­стить чрезмерного обнищания народа и концентрации земель и богатств в руках олигархов. Важно также, по его мнению, не допустить раскола общества по религиозным основаниям. Го­сударство должно защищать свободу вероисповедания.

Бодену принадлежит также идея натуралистической, т.е. географической, типологизации государств. Он считал, что тип государства зависит от природно-климатических условий. Для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государ­ство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство спра­ведливости и любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, но у них развит ум и процветают науки, поэтому они нуждаются в религиозной власти и государстве. Народы севе­ра, живущие в суровых условиях, храбры, их можно заставить подчиняться лишь сильному государству. На государство вли­яют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 459. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия