Студопедия — Революционно-демократическая идеология А.Н. Радищева
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Революционно-демократическая идеология А.Н. Радищева






Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.) – первый русский писатель-революционер, зало­живший освободительные идеи и традиции в общественной деятельности российской интеллигенции. Будучи близок по своим историко-философским взглядам к плеяде русских просветителей, он отличался от них бескомпромиссным осуж­дением крепостничества как системы и монархии (в том числе и «просвещенной») как формы правления. «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», – отме­чал Радищев.

Несостоятельность крепостничества писатель доказывал с позиций теории естественных прав и договорного происхож­дения государства. Подобно Руссо, он считал, что возникнове­ние государства связано с образованием частной собственнос­ти и, как следствие, появлением неравенства между людьми. Государство возникло как результат общественного договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных и соблюдения законности. При заключе­нии договора народ является определяющей стороной, и он не мог согласиться на деспотию, рабство (крепостное право), му­чительство, ибо это было бы противоестественно. Законы, из­даваемые государством, должны основываться исключительно на естественном праве: «если закон не имеет основания в есте­ственном праве», то он не может считаться законом. Основани­ем права является справедливость, а не сила. Крепостное право противоестественно: оно основано на насилии, к тому же про­тиворечит общественному договору, поскольку он предпола­гал создание общества для обеспечения интересов всех и каж­дого, а не порабощение одной его части другой. По законам природы рабство в конечном итоге должно быть заменено воль­ностью.

Кроме того, по оценке Радищева, крепостничество и эко­номически несостоятельно, поскольку подневольный труд не­производителен. С крепостничеством он связывал и падение нравов в обществе: и крепостников (бесчеловечие, жестокость и т.п.), и крепостных (унижение, порабощение, разорение).

С естественно-правовых позиций Радищев определяет и свое отношение к монарху, который обязан соблюдать обществен­ное равенство, бороться против угнетения, несправедливости, существующих в обществе, следить за нравственностью («хра­нить нравы в чистоте»), пресекать преступления, не злоупот­реблять данной ему народом властью. На самом же деле, отме­чает Радищев, монарх «в народе зрит лишь подлу тварь». Он есть «первейший в обществе... убийца, первейший разбойник... первейший нарушитель общия тишины...». Потому Радищев признает за народом право на восстание, на революцию, на насильственное отстранение императора от власти. «Неправо­судие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон дает над преступниками».

Но рассуждая о правомерности насильственных действий во имя обеспечения справедливости, Радищев допускал и воз­можность проведения реформ сверху, включая и освобождение крестьян (хотя сам он сомневался, что императорская власть способна их осуществить). Здесь в Радищеве-революционере сказался Радищев-просветитель.

Революционно-демократическая трактовка идей естествен­ного права позволила Радищеву создать проект «народного правления», основой которого должна была стать крестьянская община. Русские общинные порядки стали для Радищева аргу­ментом в защиту своего социального идеала – демократичес­кой республики по образцу Новгорода и Пскова. При таком политическом устройстве обеспечиваются естественные права народа: свобода мысли, слова, охрана собственности и т.п. Ра­дищев не поддерживал идею разделения властей, считая, что только народ может быть истинным Государем. Поскольку в большом государстве невозможно осуществить непосредствен­ную демократию, Радищев предполагал создание на террито­рии России добровольной федерации городов-республик с ве­чевыми собраниями. Народ в этих городах постоянно надзира­ет за деятельностью должностных лиц, предупреждает их про­извол, создавая таким образом предпосылки для сохранения свободы.

Экономической основой республиканского государства Ра­дищев считал частную собственность на землю. Феодальная собственность на землю им отвергалась. Радищев первым в России выдвинул принцип: земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает. «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель её?» Право народа на землю, по его представ­лению, являлось основой равенства людей.

Много внимания Радищев уделил разработке основ зако­нодательства. Он придерживался демократических принципов и неоднократно подчеркивал, что все граждане должны быть равно зависимы от законов, что наказания должны осуще­ствляться только по решению суда и что каждый гражданин имеет право быть судим равными ему по социальному статусу гражданами. Организацию правосудия он представлял в виде системы земских судов, причем считал необходимым иметь суды гражданские, военные, духовные и совестные. Судьи не назна­чаются, а избираются гражданами.

Основные идеи Радищев изложил в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). После её прочтения Екатерина II заявила, что её автор «бунтовщик, хуже Пугачева». Книга была запрещена и находилась под запретом до 1917г. Радищев был арестован, приговорен к смертной казни, замененной ссылкой на 10 лет в Илимский острог. Это был один из первых смерт­ных приговоров, вынесенных за революционные суждения и убеждения дворянину. В 1796 г. Павел I распорядился наряду с другими осужденными в период правления его матери вернуть из ссылки и Радищева. Позднее он был приглашен на государ­ственную службу, привлечен к законодательной деятельности. Но видя тщетность своих попыток что-либо изменить в России и не желая заплатить за освобождение от каторги отказом от своих убеждений, в сентябре 1802 г. Радищев покончил с собой. Перед смертью он написал записку: «Потомство за меня ото­мстит».

Идеи Радищева нашли отражение в теоретической и прак­тической деятельности революционеров и демократов ряда поколений. Как заметил Н.А. Бердяев, они «конструировали» тип русской интеллигенции, который свое общественное при­звание видел в подготовке и осуществлении народной револю­ции, призванной избавить крестьянство от страданий и униже­ний.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Политико-правовое обеспечение петровских реформ. Юридическое оформление абсолютной монархии.

2. Политико-правовые взгляды идеологов «просвещенно­го абсолютизма» в России.

3. Политико-правовое содержание «Наказа...» Екатери­ны П.

4. Особенности российской дворянской либеральной идео­логии.

5. Идеология русского Просвещения.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 518. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия