Студопедия — Неокантианские теории права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Неокантианские теории права






Во второй половине XIX в. в юриспруденции Западной Европы наряду с теориями насилия (и вопреки им) возникают направ­ления, проповедовавшие возрождение ряда идей Канта, лучших традиций гуманизма в духе естествен­ного права.

Видным приверженцем этого направления был немецкий теоретики философ права Рудольф Штаммлер (1856-1930гг.). Он и его сторонники (марбургская школа неокантианства) крити­ковали юридический позитивизм за его неспособность опреде­лять источники развития и изменения права, исследовать спо­собы правового воздействия на общественные отношения и поведение людей. Штаммлер доказывал необходимость внесе­ния в изучение права философского элемента, «естественно-правовой» точки зрения и вслед за Кантом полагал, что пони­мание социальных явлений возможно лишь при наличии об­щих условий познания, установить которые – задача социаль­ной философии.

Исходная позиция неокантианства – противопоставление наукам о природе, где применяется закон причинности (пред­шествующее явление порождает последующее), наук об обще­стве, где действует закон целеполагания (свободная воля лю­дей стремится к целям; волевые действия определяются не тем, что было, а тем, что должно быть). «Сущность социального бытия людей, –писал Штаммлер, – заключается в воле и пре­следовании целей. Не может быть иной высшей закономернос­ти её конечной цели».

Исходя из этого, Штаммлер опровергал притязания исто­рического материализма (марксизма) на постижение объектив­ных закономерностей развития общества, оспаривал их исход­ный тезис о подчиненности права экономике, производствен­ным отношениям. Правовой порядок и общественный строй, по Штаммлеру, это одно и то же. Не соглашался он и с позици­ей Иеринга, который, как известно, считал, что право порож­дается и управляется государством и без государственного при­нуждения нет права как такового.

В собственном учении о праве Штаммлер ориентировался на закономерности социальной цели. Государственное хозяйство и все хозяйственные явления он рассматривал как определенным об­разом урегулированную и целесообразно направленную совме­стную деятельность людей, стремящихся к достижению опре­деленных целей. Отсюда следовало, что создаваемое по воле людей право как особый внешний регулятор совокупной соци­альной деятельности есть та неизбежная и первичная катего­рия, без которой не может иметь места сама эта деятельность индивидов Штаммлер характеризует социальное хозяйство как материю, а право – как форму социальной жизни, подчеркивая их тесную взаимосвязь в качестве сторон одного и того же яв­ления – социальной жизни людей.

]Иначе говоря, право первично, а социальное хозяйство, эко­номические отношения вторичны. Представления марксистов, писал Штаммлер, о юридической надстройке, «будто бы выся­щейся над отношениями собственности, падает само собой, так как всякое понятие о собственности предполагает создающую его правовую норму».

Поскольку деятельность людей, по Штаммлеру, определя­ется не развитием техники, экономических отношений, а стрем­лением к достижению целей, источник общественного прогресса следует искать в целеполагании, а значит в выражающем это целеполагание праве. Следовательно, заключал Штаммлер, общественный прогресс осуществляется лишь в области права, которое и является определяющим фактором общественного развития.

От собственно права Штаммлер отличает идею права как его цель. Идея права проистекает из самой сущности человека как личности. Фундаментальным требованием человеческого сознания является, как полагал Штаммлер, идея справедливос­ти, основанием которой выступает знаменитый категорический императив Канта. Идея права вместе с тем есть критерий, ме­рило оценки действующего позитивного права.

Самому праву по его сути, отмечает Штаммлер, внутренне свойственно движение к социальному идеалу. Постоянно про­исходит изменение содержания, прежде считавшегося справед­ливым, и человечеству «суждено всегда вынашивать все луч­шее и лучшее понимание того, что является справедливым по определенным вопросам». Отсюда требование Штаммлера, предъявляемое к праву в каждом обществе, – быть справедли­вым для данных условий общества, или «правильным правом». Это правильное право он называет естественным правом, или естественным правом с изменяющимся содержанием. Теория Штаммлера, несмотря на полемичность, методологические несоответствия, широко использовалась в XX в. правоведами для возрождения концепции естественного права и была поло­жена в основу этического социализма, сторонники которого рассматривают социализм не как общность, связывающую ре­альных людей, а как идею такого общежития, движение к кото­рому совершается бесконечно.

По своей направленности идеи этического социализма ока­зались близкими концепциям солидаризма.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 565. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия