Студопедия — Российский либерализм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Российский либерализм






 

Российская либеральная мысль зарождалась в постоянном про­тивостоянии и преодолении традиций самодержавного и кре­постнического произвола, чиновно-бюрократической безответ­ственности. В пореформенной России либеральная традиция получила воплощение в оппозиционном либеральном движе­нии дворянства, выходцев из дворянских семей. Именно в этой среде вызревали идеи социально-политических преобразований, касающиеся трех основных сфер: социально-экономической – личное освобождение крестьян и решение земельного вопроса; политико-административной – введение земств, демократичес­ких свобод, реформа суда и армии; культурно-образовательной – реформа школ, университетов, цензуры.

Наиболее представительной фигурой в ряду либеральных государствоведов и политических мыслителей пореформенной России был профессор Московского университета Борис Нико­лаевич Чичерин (1828-1904 гг.). Его перу принадлежит пятитомная «История политических учений», а также ряд фундаменталь­ных работ в области государствоведения и философии права «О народном представительстве», «Курс государственной на­уки», «Философия права», «Собственность и государство» и др. Чичерин был одним из основателей юридической (государ­ственной) школы в русской историографии. Историю России он рассматривал как смену юридических форм: родовой – вот­чинный – государственный строй. Монархию считал движущей силой российской истории. Анализируя различные формы прав­ления: абсолютизм, аристократию, демократию и конституци­онную монархию, создал собственную теорию государства. В общественной жизни, считал он, существуют четыре начала: общее благо, свобода, законность и власть. Соответственно существуют и четыре вида социальных союзов: семья, граждан­ское общество, церковь и государство – верховный союз лю­дей, объединяющий остальные общности, образующий единое, постоянное и самостоятельное целое. Высшей стадией разви­тия идеи государства, по Чичерину, является конституционная монархия, в которой различные начала общежития приводят­ся к идеальному единству: «Монарх представляет начало влас­ти, народ и его представители – начало свободы, аристократи­ческое собрание – постоянство закона, и все эти элементы, вхо­дя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели». Соглашение элементов в конститу­ционной монархии достигается, как полагал Чичерин, в резуль­тате разграничения компетенции верховной власти между мо­нархом, аристократией, демократией.

Государство, по Чичерину, призвано определять и регули­ровать деятельность всех союзов и организаций, но не домини­ровать над ними; оно «успокаивает страсти, охраняет права и интересы меньшинства, имея всегда в виду высшее благо це­лью, а не какой-либо части». Основными задачами государства он считал: консолидацию различных общественных сил и ин­тересов; предотвращение социальных катаклизмов; обеспече­ние безопасности и осуществление нравственного порядка; определение и защиту прав и свобод.

Чичерин выступал за установление в государстве юриди­чески гарантированных прав и свобод личности: равенство пе­ред законом, свободу личности и её деятельности, свободу до­говоров, неприкосновенность частной собственности и т.п. Но он считал, что фактическое равенство недостижимо. «Равенство состояний, – полагал он, – столь же мало вытекает из требова­ний справедливости, как и равенство телесной силы, ума, кра­соты».

Будущность России Чичерин связывал с либерализмом, су­тью которого, по его трактовке, является представление о че­ловеке как о существе свободном, даже тогда, когда он ограни­чивает свою волю совместной волей других, подчиняясь граж­данским обязанностям и повинуясь власти. В свободе Чичерин видел «источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства... Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права челове­ческой личности».

Политические свободы (прежде всего право участвовать в государственной власти) он рассматривал как высшее разви­тие личной свободы и её единственную гарантию. «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от её произво­ла: в отношении к ней лицо является бесправным». Исходя из этого, Чичерин выдвинул принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц».

Чичерин выделял и характеризовал несколько направлений либерализма, бытующего в обыденной жизни и в обществен­ном мнении. Низшую ступень занимает либерализм уличный.

«Отличительная черта уличного либерала, – писал ученый, – та, что он всех своих противников считает подлецами». Он под­вержен своеволию, больше всего любит шум, ему хочется вол­нения для волнения. У него отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. «Он даже не пред­полагает, что чужое мнение могло явиться плодом свободной мысли, благородного чувства».

Другой вид либерализма Чичерин характеризует как либе­рализм оппозиционный, представленный весьма пестрой сме­сью типов: «от Собакевича, который уверяет, что только один прокурор – порядочный человек, да и тот свинья, до помещи­ка, негодующего за отнятие крепостного права, до вельможи, впавшего в немилость и потому кинувшегося в оппозицию, ко­торая снова обратит его к власти».

Третий вид либерализма Чичерин называет либерализмом охранительным. Сущность его он усматривает в «примирении начала свободы с началом власти и закона». Только такое ли­беральное направление может действительно влиять на обще­ственные дела, считал Чичерин, которое способно принорав­ливаться к жизни и искать уроков из истории, не становиться власти в систематическое враждебное отношение, а действовать с пониманием природы и необходимых условий осуществления власти, занимая в то же время беспристрастную и независимую позицию.

Сообразно своему либеральному настрою Чичерин пола­гал, что Россия может идти вперед только в том случае, если произвольная власть будет заменена «властью, ограниченной законом и обставленной независимыми учреждениями», она должна развиваться по программе охранительного либерализ­ма, основное политическое кредо которого – «либеральные меры и сильная власть».

Большой вклад в научную разработку российской право­вой и политической мысли внес другой представитель либера­лизма Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910 гг.) – юрист, социо­лог, один из лидеров кадетской партии, председатель 1 Госу­дарственной думы.

Будучи приверженцем Р. Иеринга, социологической кон­цепции права, Муромцев считал, что сущность государства и права может быть понята только на основе изучения всей со­вокупности общественных явлений и фактов, как экономических и политических, так и культурных, психологических и т.п. Юриспруденция, по его мнению, не может ограничиваться изу­чением только догмы права, систематизацией и комментиро­ванием действующего права, она должна стремиться к уста­новлению социологических законов развития и преемствен­ности права как определенной части социальных явлений. Кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права («право как оно есть») и политику права, отрасль права, изучающую право с позиций определенного идеала («право как оно должно быть»).

Муромцеву принадлежит заслуга создания собственного оригинального учения о праве. В отличие от широко распрост­раненного мнения, что основу его составляют юридические нормы, он определял право как «совокупность юридических отношений (правовой порядок)». Нормы же считал «как неко­торый атрибут порядка». При этом правовой порядок Муром­цев рассматривал не как нечто отдельное, обособленное, а как составную часть общественного порядка. «Правовой порядок, – писал он, – есть элемент общественного порядка, произведен­ный юридической защитой».

Трактуя право как порядок отношений, защищенных орга­низованным (юридическим) способом, Муромцев способство­вал усвоению и распространению взгляда на право, который не отождествлял право с законом, с велением носителя верхов­ной власти в государстве и тем самым содействовал более глу­бокому, объективно-научному пониманию сущности, специфи­ки и роли права. Фактически же такой подход был направлен против реакционного российского законодательства того вре­мени. Не случайно Муромцев за свои либеральные взгляды в 1881 г. во время студенческих волнений был отстранен от пре­подавания в университете. А впоследствии студенты возложи­ли на его могилу венок с надписью: «Первому русскому граж­данину от будущих граждан».

Позитивистским социологом в духе О. Конта и Э. Спенсе­ра был другой видный деятель либерального движения Мак­сим Максимович Ковалевский (1851-1916 гг.) – обществовед с чрез­вычайной разносторонностью исследовательских интересов и активный общественный деятель-публицист, издатель, депутат. Его перу принадлежит ряд оригинальных исследований по социологии, истории государства и права, по проблемам государ­ственного права.

Как и С.А. Муромцев, он считал, что изучать государство и право следует в связи со всей совокупностью факторов соци­альной жизни, с учетом их исторических корней. Ковалевско­му принадлежит приоритет применения историко-сравнительного метода в российской юриспруденции. Исследуя стадии развития общества и государства, он показал, что только с по­мощью сравнительного права появляется возможность полу­чить ответ на вопросы, какие правовые порядки отвечают ро­довой, а какие государственной стадии общественности, в ка­кой внутренней связи состоят между собой отдельные юриди­ческие нормы в каждом из указанных периодов, наконец, что может считаться в том или ином законодательстве пережива­нием прошлого и что зачатком будущего развития, что выми­рает, что зарождается, а что должно быть устранено со време­нем и что восполнено и усовершенствовано.

В учении Ковалевского о государстве и праве, органически связанном с его социологической концепцией, обстоятельно проанализированы такие общесоциологические категории, как «порядок», «организация», «прогресс», «эволюция», «обществен­ная солидарность». Ковалевский считал, что не всякая эволю­ция прогрессивна и не каждая организация основана на поряд­ке. Порядок обеспечен лишь там, где общество образует «зами­ренную среду», основанную на общественной солидарности. Прогрессом может быть признана поэтому только та эволю­ция, которая ведет к повышению общественной солидарности и замирению социальной среды.

Среди средств обеспечения солидарности, а значит «зами­ренной среды», важнейшую роль он отводил праву. Именно в праве, полагал ученый, главным образом закрепляются дости­жения прогресса в смысле согласования интересов общества и личности, различных классов и социальных групп. Но не мень­шее значение в обеспечении солидарности придается в концеп­ции Ковалевского государству.

Оставаясь последовательным сторонником монархии в Рос­сии, Ковалевский считал возможным эволюционное развитие самодержавия в «демократическую монархию». «Русская им­перия, – писал он, – нуждается в более широких основах: она может быть только империей всенародной. Сохраняя наследственное руководительство нации её историческим вождем, положим в основу русского обновления систему самоуправле­ния общества».

Видным государствоведом либерального толка и теорети­ком права был профессор Санкт-Петербургского университета Николай Михайлович Коркунов (1853-1904 гг.). Его знаменитые «Лекции по общей теории права» были самым популярным учебником в российских университетах, выдержавшим девять изданий и переведенным на ряд европейских языков.

Подобно другим либералам, Коркунов в своем учении о праве и государственной власти пытался соединить социоло­гические концепции, трактующие право как средство достиже­ния согласованности интересов общества и личности с идеями модной в то время социальной психологии. Но в отличие от тех, кто считал, что право – это «защищенный интерес», он по­лагал, что право защищает не всякий интерес, а только отдель­но взятый интерес в его отношении к другому интересу. Ведь право, рассуждал Коркунов, предполагает не менее двух лиц с встречными интересами, а содержание общественной жизни составляют разнообразные личные и общественные интересы. Чтобы обеспечить возможность совместного сосуществования и реализации интересов, право отграничивает каждому субъекту правовых отношений известную сферу, устанавливает права и обязанности и тем самым обеспечивает определенный порядок в процессе возникновения и урегулирования конфликта инте­ресов.

Гражданское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право – интересы обвинителя и подсудимого, граж­данский процесс – истца и ответчика, государственное право – интересы всех участников государственного общения от монар­ха до подданного, международное право – интересы людей как участников международных отношений и как граждан отдель­ных государств.

Психологические категории и конструкции использовались Коркуновым и при трактовке сущности государственной влас­ти. Он решительно не соглашался с формально-догматическим подходом к государственной власти как единой воле и с теми, кто считал, что авторитет и силу государства обеспечивает при­нуждение. Принуждение, отмечал он, действует в государстве далеко не всегда; не является главным для государства и общая воля, так как в обществе существует множество воль, порою прямо противоположных друг другу.

Государственная власть, полагал Коркунов, определяется не волей властвующего субъекта, а сознанием зависимости под­властного. Носителями государственной власти являются все граждане, а её границы и сила заключаются в степени осозна­ния гражданами своей зависимости от государства и его орга­нов. Государство, по Коркунову, – это состояние постоянного властвования, опирающегося на добровольное подчинение. Это есть, писал он, «общественный союз, представляющий собой самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми».

Своеобразным было отношение Коркунова к идее разделе­ния властей. Он доказывал, что власть неделима и что «нет ни одного государства, где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга». Одновременно уче­ный отмечал, что власть стремится захватить сферу настолько широкую, насколько это возможно, и побуждает её носителей к различным злоупотреблениям. В его понимании разделение властей может быть обеспечено: а) надлежащим распределе­нием функций властвования между государственными орга­нами; б) выполнением разных функций одним органом в раз­ном порядке для разных категорий дел или различными ком­бинациями таких сочетаний.

Характеризуя власть и право в России, Коркунов придер­живался традиционных умеренно-либеральных подходов. «Го­сударь, – считал он, – сосредоточивает в своих руках всю пол­ноту верховной власти безраздельно, но осуществляет её пра­вомерно». Одновременно он отмечал устарелость российской правовой системы, «бесправие личности перед административ­ным произволом и полное отсутствие хотя бы малейшей свобо­ды общественной деятельности», печалился, что в России по­литические права имеет лишь «узкая сфера наличного служеб­ного персонала», сформированная на началах сословности, а административная власть вооружена правом устанавливать «такие ограничения свободы, которые отнюдь не могут быть определены необходимостью».

Выход из создавшегося положения Коркунов видел в улуч­шении законодательства, в установлении режима законности, привлечении граждан к политической деятельности, политическим реформам. Но при всем этом он полагал, что реформы сле­дует проводить сверху, силами самодержавной власти, а бли­жайшей перспективой развития государственного строя России должна быть не представительная, ограниченная монархия, как в странах Запада, а «правомерная, но самодержавная монар­хия».

Идеи Коркунова получили дальнейшее развитие в творче­стве его преемника по кафедре – Льва Иосифовича Петражицкого (1808-1931 гг.), создателя российской психологической тео­рии права. Его перу принадлежат такие работы, как «О моти­вах человеческих поступков», «Введение в изучение прав и нрав­ственности», «Эмоциональная психология», «Теория права го­сударства в связи с теорией нравственности» и др.

С точки зрения Петражицкого, как и других представите­лей психологической школы права, причины, обусловливаю­щие существование и действие права, коренятся не в социаль­но-экономических и классово-политических условиях государ­ственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы. Право он рассматривал как продукт различного рода психологических установок, инстинктов (на­пример, властвования, подчинения, подражания и др.) и эмо­ций, которые лежат в основе конкретных человеческих дей­ствий.

Главные эмоции, по Петражицкому, – этические, которые представляют собой внутренние императивы. Право – тоже эти­ческое переживание, а значит элемент психики, причем инди­видуальной психики человека.

Такой подход означал, что право по своей сущности субъек­тивно. И если довести эту посылку до логического конца, то можно прийти к выводу, что каждый субъект обладает своим правом. В жизни, конечно, это не так. И Петражицкий, пони­мая это, подразделял право на «официальное» (связанное с го­сударством и его органами) и неофициальное, «подлинное», как продукт психологии личности, т.е. право, действующее в рам­ках той или иной социальной группы или организации. Он на­считывал 15 основных видов права, в том числе и такое, как «колдовское право».

Основу других норм социального поведения, к примеру мо­рали, Петражицкий видел также в психологии. Но он призна­вал различия между правом и нравственностью. Для нравственности, полагал ученый, важен момент добровольности в испол­нении обязанностей, для права характерно их непременное ис­полнение.

Важнейшей целью юридической науки Петражицкий счи­тал разработку политики права как совокупности мер, призван­ных направленно способствовать упрочению «правового» в пси­хике, а соответственно и в поведении человека.

Концепция Петражицкого, в которой вольно или неволь­но «подлинное» право (индивидуальное правосознание) рас­сматривалось фактически как критерий права официального, получила широкое признание в либеральных и кадетских кру­гах как средство борьбы против несовершенного, устарелого официального российского законодательства, игнорировавше­го и нарушавшего основные принципы права «подлинного» – свободы личности, совести, слова и т.д.

Видную роль в развитии российского либерализма конца XIX - начала XX в. сыграл Павел Иванович Новгородцев (1866-1924 гг.). Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам государства и права, среди которых наиболее извест­ны «Кризис современного правосознания» и «Об обществен­ном идеале». Его считают родоначальником концепции возрож­денного естественного права в России.

Суть исторического прогресса Новгородцев усматривал в движении к общественному идеалу. Его поиску и обоснованию он посвятил всю свою жизнь и научную деятельность. Идеал необходим, «чтобы в свете его созерцать прогресс обществен­ных форм, чтобы иметь критерий для различения вечных свя­тынь от временных идолов и кумиров, чтобы знать направле­ние, в котором следует идти», – полагал Новгородцев. Руко­водствоваться таким идеалом – нравственный долг человека: «Не останавливаться ни на чем данном, но вечно стремиться вперед, вечно искать, бороться с собой и с внешними препят­ствиями».

Идеал, по его мнению, воплощается не в социальной мате­рии, а в личностных отношениях. И в противовес историческо­му и социологическому подходам в анализе общества, он выд­вигает приоритет личности, её нравственного сознания, а ис­ходным началом при построении общественного идеала, по его мнению, «должна быть признана свобода бесконечного развития, а не гармония законченного совершенства». По учению Новгородцева, главным ориентиром общественного идеала во все времена должна быть признана нравственная ценность от­дельной личности. Следуя Канту, он настоятельно требовал, чтобы человек с его правами и свободами всегда рассматри­вался как цель и источник прогресса, а не как средство для об­щественной гармонии.

Через призму постоянной изменчивости форм реальности, вечной человеческой неудовлетворенности достигнутым и твор­ческого поиска нового, соответствующего нравственному со­вершенствованию личности, Новгородцев оценивал и анали­зировал теоретические концепции, право, общественно-поли­тическую жизнь и её формы. С этих позиций обосновывал он потребность в возрождении философии естественного права, которое считал моральным критерием критики и совершенство­вания позитивного права. «Не вера в земной рай, который ока­зывается по существу недостижимым, а вера в человеческое достоинство и нравственные долженствования» – вот основа права, по Новгородцеву.

Сущность концепции естественного права с изменяющим­ся содержанием он сводил к проблеме перехода человечества от «земного, но не всегда возможного», к «земному, всегда осу­ществимому и потому обязательному». Достигается это в пра­вовом государстве, которое Новгородцев рассматривал как от­носительный общественно-политический идеал. Он боролся за его утверждение и стремился выявить черты нового этапа идеи правового государства, а именно социально-правового государ­ства, провозгласив и обосновав понятие «права на достойное человеческое существование».

Форма правового государства, по мнению Новгородцева, может быть и конституционно-монархической, и республикан­ской. Но во всех случаях она должна иметь представительные законодательные органы, ответственное правительство и обес­печенные законом права граждан.

Особое внимание ученый уделил анализу демократической организации общественной жизни как одной из форм правово­го государства. В содержательном плане демократию Новго­родцев определял как возможно полную свободу личности, со­стязание мнений и систем, свободную игру различных сил в обществе, свободу творчества. Это управление большинства и одновременно свобода, уважение меньшинства; это и равенство, стремление к которому сильнее свободы. В целом же демокра­тия – это «организованное самоуправление народа, сочетаю­щееся с твердостью правового порядка и свободной жизни».

Но демократия, отмечал он, требует соответствующей зре­лости народа: «Это должен быть народ, созревший для управ­ления самим собой, сознающий свои права и уважающий чу­жие, понимающий свои обязанности и способный к ограниче­нию». Издержки и трудности воплощения такого народовлас­тия Новгородцев обозначил следующим образом: опасность перерождения демократии в олигархию, неопределенность, от­сутствие абсолютных ценностей. В этой связи он считал, что демократия – не путь, а распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомое дорог. Терпимость же демократии к различным политическим силам открывает простор тем из них, кто стремится её уничтожить. Иными словами, демократия вызывает «духов, с которыми не может совладать». Выход из кризиса демократии Новгородцев видит не в культуре, нацио­нальном сознании народа, а в Высшей Воле, в религии. «Буду­щее демократии, – писал он, – как и всякой другой формы, за­висит от будущности религии».

Новгородцев сформулировал ряд оригинальных суждений, касающихся будущности России. Он полагал, что русским лю­дям не следует «мечтать о сложном аппарате государств Запа­да», а надо «придумывать учреждения более простые и более приспособленные» к условиям русской действительности. А в своей последней статье, опубликованной уже посмертно, он писал: «Не политические партии спасут Россию, её воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух».

В целом к концу XIX в. российская либеральная мысль как и всегда отличалась большой пестротой умонастроений. Откликаясь на сложности социально-политической обстановки, либералы раз­вивали политико-правовые идеи и доктрины, которые могли быть использованы для поддержания авторитета государства и права, для изображения их как выразителей всеобщих инте­ресов, как важного итога развития человеческой культуры.

Однако политико-правовые идеалы либералов расходились с существовавшими в России порядками: самодержавие не желало идти на сотрудничество с либерально ориентированными кругами общества. Это нежелание в конечном счете стало од­ной из причин трагедии российской самодержавной власти, лишившей себя реального шанса обрести социальную опору в либеральных слоях дворянства.

В этом заключена и одна из причин того, что к началу XX в. значительная часть российской интеллигенции оказалась в не­примиримой оппозиции к верховной власти, сделав практичес­кий шаг в сторону радикальной идеи и революционного прак­тического действия. Либеральное политическое движение Рос­сии так и не смогло объединиться в единую организацию и на­долго утратило свое влияние в обществе, уступив место иным, прежде всего радикальным, идейно-политическим силам.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 627. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия